Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития
статья

Помыткина Нина Александровна

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития»

В современной отечественной возрастной психологии, (по основным периодам развития детства) младший школьный возраст принято относить к детям - от 6 (7) до 10 лет. Основой психической деятельности в этот период является – память.

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем. Память связывает прошлое с  настоящим и будущим и является важной  познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Выделяют несколько видов  памяти:

Непроизвольная память. Непроизвольная память помогает нам запоминать информацию без особых усилий, при совершении какого-либо действия, при однократном прочтении или в услышанной информации.

Произвольная память. Произвольная память является целенаправленным запоминанием. Информация запоминается с помощью специальных приемов, многократных повторений.

Кратковременная и долговременная память. Любая информация попадает сначала в кратковременную память,  при многократном повторении переходит в долговременную, или исчезает полностью из нашей памяти. Долговременная память обеспечивает нам длительное хранение информации.

Наглядно-образная память. Вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную.

Словесно-логическая память. Выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Они также владеют навыками заучивания, увеличивается смысловое запоминание.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

 В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, способ "просто запомнить" позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но иногда он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано с тем, что ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

У детей с ЗПР преобладает наглядная память над словестной, как и у детей с нормой в развитии. Страдают одни виды памяти, а другие остаются сохранными. Детям с общим недоразвитием процессов памяти и неумением использовать рациональные запоминания требуется особая поддержка педагога в учреждении, где они обучаются. Работу с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо строить с опорой на сохранный вид памяти (зрительный или слуховой), с помощью смыслового запоминания посредством выделения главного, заучивания или многократного повторения, с опорой на визуальный материал (схемы, таблицы, картинки). Объем запоминания и продолжительность запоминания у детей с ЗПР ограничен. Такие дети склонны к механическому бездумному заучиванию материала. У детей с ЗПР механизмы памяти ослаблены (уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания).         Информация, которую они пытались запомнить, часто искажается, или бывают неточности в запоминании. Поэтому,  дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. Сильно страдает долговременное запоминание.

 Дети с ЗПР младшего школьного возраста не удерживают информацию на долгое время. Для заучивания правил, стихов тратят большое  количество времени, при самостоятельной работе не пытаются  запоминать информацию. Они не применяют вспомогательные приемы, потому что не умеют применять различные приемы запоминания. Механическая память детей с ЗПР зависит от ряда факторов как биологического, так и психологического порядка: от выраженности психоорганического синдрома, от организации и объема предъявляемого материала, наличия у ребенка соответствующей заинтересованности в деятельности.

Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР:

 снижение результативности первых попыток запоминания; сниженный объем запоминания;

нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов.      Для улучшения результата запоминания необходима поддержка и помощь детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Детям с ЗПР необходимо:

– многократное повторение запоминаемого материала;

– использование при запоминании разнообразных видов памяти;

– частая смена видов деятельности при первых признаках усталости;

– применение разнообразного красочного наглядного материала;

– учет индивидуальных особенностей памяти (опора на ведущий вид      памяти);

–смысловое запоминание на основе выделения главного;

– определение объема запоминаемого материала с постепенным   усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения).

Одной из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у детей с задержкой психического развития является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приемы запоминания.

Таким образом, память детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста имеет свои особенности в развитии.  Клинические и психолого-педагогические данные свидетельствуют, что отклонения в развитии памяти является характерным признаком задержки психического развития. Причины нарушения памяти у детей с задержкой психического развития обусловлены как различными клиническими факторами (последствия перенесенных церебральных и соматических заболеваний, замедленный темп созревания тех или иных областей мозга, нарушения нейродинамики), так и психолого-педагогическими факторами. В связи с этим у детей с задержкой психического развития разнообразные нарушения памяти.

Литература:

1.     Власова Т.А., Певзнер М.С.- Дети с временными задержками развития / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М., 1971.

2.     Власова В.И.-Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.

3.     Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.

4.     Годфруа Ж.- Психология. Т. 1. М., -1992.

5.     Дружилов С.А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков : монография. – М.: Академия Естествознания,-2010.

6.     Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение, 2002.

7.     Дубровинова И. В. Практическая психология образования. М.., 2000.

8.     Джеймс У. Психология / Уильям Джеймс. - М.: Педагогика, 1991.

9.     Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у мл. школьников с пониженной обучаемостью. М. , 1971.

10. Антошечкина Г. К. Особенности слухоречевой памяти у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология [Текст] /

11.Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова. — Москва: 2004. — 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»

Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Методические рекомендации по организации и проведению уроков для младших школьников с задержкой психического развития

Важным условием  активизации познавательной деятельности  является  введение специальных развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предм...

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....

Дисграфия у младших школьников с задержкой психического развития

В настоящее время отмечается увеличение числа школьников с задержками психического развития. Эта группа характеризуется неоднородностью, дети имеют свои индивидуальные особенности. В презентации раскр...

Использование изотерапии для преодоления тревожного состояния у младших школьников с задержкой психического развития педагог-психолог Захарова М.Г.

Одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии является проблема тревожности у младших школьников с задержкой психического развития....

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АннотацияВ статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения ...