Доклады для воспитателей ТЛПО
консультация

Материал подобран с целью информирования воспитателей лечебного учреждения о работе логопеда и важности своевременного и всестороннего развития каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklady_dlya_vospitateley.docx80.26 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Понятие логоритмики.

Примеры логоритмических упражнений»

     

      В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств - на занятиях по физической культуре.

      Основные задачи музыкальных занятий - это воспитание  интереса к музыке, к произведениям разного жанра; развитие мелодического и звуковысотного слуха; совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.

      Основными задачами занятий по физической культуре являются развитие основных качеств общей моторики - мышечного тонуса, координации движений, переключаемости, двигательной памяти.

     У детей с нарушениями речи, в отличии от детей с нормальным речевым развитием, имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.

     Занятия физической культурой и музыкальные не решают основных коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи  являются занятия логопедической ритмикой. С помощью системы физических упражнений под музыку развивается чувство ритма в коррекционно - лечебных целях.

      Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки  и речи. Логопедическая ритмика, являясь  составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

      Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.  В соответствии с целью определяются основные задачи логоритмики: коррекционные, образовательные и воспитательные.

      К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). 

       В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).

       К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и к речи.

      На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале.

Примеры логоритмических упражнений

Туман

Туман повис клоками                                                         Дети присели на корточки, выполняют

в саду и во дворе,                                                                ритмичные удары ребром ладони и                        

                                                                                               кулачками по полу.

Поймать туман руками                                                      Ритмично сжимают и разжимают

решил я на заре,                                                                               кулачки.

Я взял его ладошкой                                                           Медленно крепко сжимают

и крепко-крепко сжал,                                                                кулачки.

Но прыткий он как кошка.                                                «Бегают» пальчиками по полу.
Он взял... и убежал.

Висит туман над речкой                                                    Встают,  поднимают руки  и

и дышит, как живой,                                                          качают ими из стороны в сторону.
                                                                                                                                       

Как белая овечка с кудрявой головой.                             Смыкают руки над головой.

И маленькие рожки на этой голове.                                  Показывают «рожки».

Но поутру остались лишь капли на траве...                     Выполняют ритмичные

                                                                                               прыжки на носочках.

Ёжик и барабан

С барабаном ходит ежик,                                          Дети маршируют по кругу,

Бум-бум-бум!                                                             изображая  игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,                                          Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!        

Очень яблоки любил он,                                           Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум!                                                             рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он,                                           Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,                                         Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум!                                                                              месте.

И удары раздавались,        

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,                                          Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Это я

Это глазки. Вот. Вот.                                    Дети показывают сначала на левый,

                                                                        потом на правый глаз.                                                            

Это ушки. Вот. Вот.                                      Берутся сначала за левое ухо,

                                                                         потом — за правое.                                                                            

Это нос. Это рот.                                           Левой рукой показывают на нос,

                                                                         правой — на рот.

                                                                             

Там спинка. Тут живот.                                Левую ладошку кладут на спину,

                                                                          правую — на живот.                                                                                        

Это ручки. Хлоп, хлоп.                                 Протягивают вперед обе руки,

                                                                          два раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ.                                     Кладут ладони на бедра,

                                                                        два раза топают ногами.

Ой, устали. Вытрем лоб.                              Правой ладонью проводят по лбу.

Умывалочка

Мы намылим наши ручки,                                   Круговыми движениями трут одну ладошку

                                                                                    о другую.

Раз, два, три. Раз, два, три.                                   Два раза выполняют  по три ритмичных

                                                                                  хлопка.

А над ручками, как тучки,                                    Выбрасывают руки вверх.

Пузыри, пузыри.                                                    Четыре ритмичных  прыжка,

                                                                                 руки  на   поясе.                                                                                                                             

                                

Радуга

Здравствуй, радуга-дуга,                                                  Дети выполняют поклон.

Разноцветный мостик!                                                     Широко   разводят   руки    в    стороны,

                                                                                            «рисуя» в воздухе дугу.

Здравствуй, радуга-дуга!                                                  Вновь выполняют поклон.

Принимай нас в гости.                                                     Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы по радуге бегом                                                         Бегут по кругу друг за другом,

Пробежимся босиком.                                                     высоко поднимая колени.

Через радугу-дугу                                                            Встают лицом в круг, делают четыре

                                                                                           прыжка на носках.

Перепрыгнем на бегу.                                                    Делают еще четыре прыжка на носках.

И опять бегом, бегом                                                     Бегут по кругу друг за другом, высоко

Пробежимся босиком.                                                    поднимая колени.


        

Переменка

Переменка! Переменка!                                                Дети двигаются по кругу друг за другом,

Отдохните хорошенько:                                              выполняя подскоки.

Можно бегать и шуметь,                                             Бегут по кругу.

Танцевать и песни петь,                                             Танцуют.

Можно сесть и помолчать,                                         Приседают.

Только — чур! —

нельзя скучать!                                                            Выполняют прыжки на носочках.

                                                                                      Руки  держат на поясе.

Доклад подготовила

 логопед ТЛПО № 1

 ф-ла Детское отделение

Сабитова Н.Р.

Упражнения для развития речи

       От того, с каким багажом знаний ребёнок переступит порог образовательного учреждения, во многом зависит, насколько успешно он будет учиться. Познавая окружающий мир, ребёнок не только обучается чему-то. Таким образом расширяется и его  словарный запас. Ведь соприкасаясь с  новым ребёнок начинает это называть, далее учится характеризовать, давать свою оценку. Ребёнок со скудным словарным запасом затрудняется точно выразить свои мысли и понять все оттенки сказанного другими людьми. С каждым годом наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих подобные проблемы.

       Мы, педагоги, находящиеся рядом с детьми, проходящими длительный курс лечения в медицинском учреждении, имеем возможность не упускать драгоценное время, не только обучать их чему-то, но пополнять и систематизировать полученные ими знания.

       При работе с детьми по развитию речи (в частности с использованием отдельных лексических тем) более целесообразно выстраивать подачу материала последовательно, от простого к сложному, с учетом разного возрастного состава групп, а также разного уровня развития детей.

     Например, беседуя с детьми об овощах, можно предложить такого рода задания:

1) Что это?

  • Покажи, где репка, морковка, лук и т.д. (при работе с маленькими детьми).
  • Разложи картинки с овощами в том порядке, как я назову.
  • Назови все овощи, которые ты знаешь.
  • Назови овощи, которые растут на земле, а теперь те, которые растут под землей (предварительно взрослый должен рассказать детям об этом с демонстрацией на картинном материале).

2) Цвет овощей.

  • Показывая любую фигуру определенного цвета, предлагаем ребенку найти и показать овощи такого же цвета.
  • Выкладываем в ряд по одному овощу разного цвета, к каждому из которых подбираем определенную "красочку".
  • Назови, какого цвета овощи? Можно усложнить задание, предъявляя картинки с контурным изображением овощей, предлагая вспомнить цвет каждого из них.

3) Какой формы овощи?

  • Предъявляя детям фигуру (круг, овал или треугольник), просим найти овощи, похожие на нее по форме.
  • Соедини каждый овощ с той фигурой, на которую он похож.

4) Как собирают овощи? Предварительно рассказываем детям о том, что осенью, когда урожай поспевает, овощи убирают с грядок: картофель выкапывают; морковь, репку выдергивают; помидоры, огурцы срывают; капусту, кабачки срезают.

5) Блюда из овощей. Рассказываем детям о том, что из овощей можно приготовить соки, супы, икру, салаты. Эти блюда и напитки, приготовленные из определенного овоща, имеют свои названия.

6) Выращиваем урожай овощей. Предлагаем детям расположить в нужном порядке картинки с изображением людей, выполняющих разную работу в огороде с учетом логической последовательности.

7) Загадки.

  • Отгадайте, о каком овоще говорится в загадке?
  • Загадай загадку детям. С опорой на карточки - символы ребенок должен попытаться самостоятельно составить загадку (на первой карточке разные по цвету капли - для обозначения цвета овоща, на второй - круг, овал, треугольник - для обозначения его формы, на третьей - большая и маленькая фигура - для обозначения размера, далее язычок - для обозначения вкуса, на пятой - как растет овощ, на последней - посуда - для рассказа о том. что из данного овоща можно приготовить).

     

     

Доклад по теме:

"Развитие  речи  детей дошкольного возраста"

       

        Развитие произносительной стороны речи находится в тесной взаимосвязи с развитием понимания речи. У детей постепенно формируется умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции. Этот процесс характеризуется не простым пополнением лексического запаса, а дифференциацией понятий, значений слов, грамматических форм.

      На начальном периоде обучения применяются методы, направленные на уточнение понимания значения отдельных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Знакомство с различными действиями, свойствами предметов происходит на основе операций с ними, далее эти действия, признаки соотносятся с определенными словами. Развивающую среду для ребенка создает взрослый. Взрослым важно знать и помнить - ребенка интересуют не сами по себе  предметы, овладение предметами происходит именно в общении со старшими. На смену эмоциональному общению приходит общение практическое, в котором взрослый должен выступать как соучастник в игре, образец для подражания, человек, оценивающий знания и умения ребенка. Необходимо по возможности не стеснять свободы ребенка, стимулировать у него желание исследовать окружающий мир.

     На втором году жизни ребенок в норме должен понимать, что каждый предмет имеет название, как и каждое действие или свойство предмета. Пользуясь тем, что у ребенка 1-2-х лет идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков, очень важно воспитывать у него потребность в общении, внимание к звучащей речи окружающих, речевую память и умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.

     Процесс совершенствования понимания речи проходит с ориентацией на понимание целостных словосочетаний,  грамматических категорий, предложений, соотношений между членами предложения. Дети обучаются понимать вопросы, выполнять действия с предметами по инструкции.

     Известно, что знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Мыслительная же работа стимулирует речь. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Детям дошкольного возраста присуща предрасположенность к языку. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами уменьшается и формирование речи в последующем крайне затрудняется.

         На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, выполняет простые речевые инструкции. Идет интенсивный количественный и качественный рост словаря.

        Далее происходит процесс совершенствования речи ребенка: расширяется активный и пассивный словарный запас, появляются обобщающие слова, развивается грамматический строй речи (способность изменять слова по числам и падежам, использовать прилагательные и глаголы разного рода, формировать предложения различных синтаксических конструкций, правильно согласовывая  в них слова, используя в речи предлоги и т.д.).

 

    Подготовила логопед

 МНПЦ борьбы с туберкулезом

ф-ла  Детское отделение

Сабитова Н.Р.

Развитие речи и ее понимания посредством развития памяти

       Ученые, занимающиеся изучением раннего развития детей выяснили, что развитие клеток головного мозга завершается к трем годам на 70%, к шести-семи годам - на 90%.  Дефицит внимания со стороны взрослого по отношению к ребенку часто приводит  к тому, что упускается драгоценное время и не используется потенциал малыша в период его раннего развития.

     Следует помнить, что раннее развитие оценивается не в сравнении с другим ребенком, а только по отношению к самому ребенку: благодаря занятиям взрослого с ним он развивается физически и интеллектуально раньше.

     Развитие высших психических функций у ребенка является очень важным этапом, который  способствует формированию развитой личности  и позволяет прогнозировать  его успешность в процессе обучения в школе.  Для успеха обучения малыша нужно уважать и хорошо знать, внимательно присматриваться к его способностям и интересам.

     Хочу, как вариант, предложить задания, способствующие развитию памяти, понимания речи у ребенка и собственных его речевых возможностей. Выбирать задания следует с учетом возраста и возможностей каждого ребенка. Если выполнение какого-либо задания вызывает у ребенка затруднения,  необходимо периодически возвращаться к этому упражнению, пока не добьетесь успеха.

1. Предъявляем  детям картинку и просим внимательно рассмотреть ее. Далее картинку убираем, а вместо нее предъявляем другую, похожую, но имеющую какие-то изменения (дети должны сформулировать ответ о произошедших изменениях). (Можно на листе бумаги изобразить два предмета, а на другом рисунке - пропустить изображение одного из них, поменять предметы  местами или заменить какой-то из них).

2. Детям на слух предъявляются слова в количестве 5-7-10 в зависимости от возраста (1-2, состоящие из двух слогов, остальные - из одного слога), затем просим повторить те, что запомнили (порядок воспроизведения слов может меняться).

3. Называем детям ряд цифр и просим повторить его (комбинации цифр могут быть различными, не надо предупреждать об их количестве) или просим назвать предъявленные цифры в обратном порядке.

4. Произносим фразу и просим детей запомнить и воспроизвести ее.

5. Просим каждого ребенка нарисовать 3-5-7 яблок, из которых среднее должно быть самое большое, а последнее - с листиком (варианты могут быть любыми: предметы разного цвета, размера и т.д.).

6. Предъявляем детям сюжетную картинку, просим в деталях запомнить изображение. Далее задается ряд вопросов, позволяющих уточнить объем зрительной памяти.

7. "Давай представим, что наступила зима. Какая зимой стоит погода? Что происходит с природой? Какую одежду носят люди?" и т.д.

8. Детям на слух предъявляется текст. Далее задаются вопросы по поводу содержания услышанного.

Пальчиковые игры

для детей 3-4 лет

          Пальчиковая гимнастика часто используется на занятиях дефектологами, психологами, воспитателями. Она благотворно сказывается на развитии мелкой моторики, способствует развитию ловкости рук. Считается, что также она оказывает влияние на развитие  речи ребенка. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте. Важно, что пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают у ребенка умение слушать, понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

         Дети в возрасте  3-4 лет вначале учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно каждой рукой. Перед началом упражнений разогревают ладони лёгкими поглаживаниями.
Как правило, дети не сразу выполняют упражнение и повторяют слова за педагогом, т.к. внимание у детей достаточно быстро истощается. При повторном проведении игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Безречевым детям постепенно станут доступны для воспроизведения цепочки из повторяющихся слогов и слов.  Таким образом, игра будет способствовать развитию подвижности органов артикуляции и умению переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

        Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая - с левым полушарием. Во время гимнастики работают обе руки. Первое время следует помогать ребенку ставить пальчики правильно.  Также возможна работа одной руки, а  постепенно начнет включаться в работу и другая, повторяя полностью все движения первой руки.        Во время проведения пальчиковых игр взрослому необходимо осуществлять контроль за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Стараться выполнять упражнения с детьми легко, без чрезмерного напряжения. Движения должны приносить ребенку радость. Каждое упражнение должно иметь своё название, длиться несколько минут. Для работы нужно выбирать два или три упражнения, постепенно заменяя их новыми. Любимые игры можно оставлять в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей. В перспективе педагог должен научить детей использовать  при игре только словесные инструкции, без демонстрации движений.

      Как вариант, предлагаю включать в работу с детьми младшего дошкольного возраста следующие пальчиковые игры.

Машина

Би - би - би - гудит машина.

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу.

Шу - шу - шу - они шуршат.

(потирают ладони)

Быстро катятся колеса.

Та - та - та - вперед спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

Какая у кого песенка?

У ходиков песня такая:

- Тик. Тик. Тик.

(руки - «стрелочки»)

У птички - синички - такая:

- Пик. Пик. Пик.

У поросенка - такая:

- Рюх. Рюх. Рюх.

(ладошки - «пятачки»)

У ежика песня такая:

- Плюх. Плюх. Плюх.

(пальчики - «колючки»)

У кисоньки песня такая:

- Мяу. Мяу.

(ладошки гладят шерстку) .

- А у рыбешки - какая?

- Пы. Пы. Пы.

(руки движутся сверху вниз) .

 

«Мышка и кошка»

- Пи - пи - пи, - пищала мышка

(ритмично щелкают пальцами рук)

- Кошка на охоту вышла!

Мне так страшно, трепещу.

Щу - щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)

Норку я свою ищу.

Щу - щу, щу - щу, щу - щу - щу.

(ритмично притоптывают ногами)

Кошка притворилась доброй:

- Мур - мур - мур, - она поет.

(ритмично поглаживают одной рукой другую)

- Нет - нет - нет, - пищит мышонок.

(ритмично покачивают головой)

К кошке в лапы не пойдет.

«Котенок - шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу - мяу, мяу - мяу!

(дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук)

Он не напился молока:

- Мало - мало, мало - мало.

(скрещив. пальцы рук, ритмично опсукают и поднимают пальцы)

Покормит мама молочком:

- Мур - мур - мур (2 раза)

(ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой)

Свернется маленьким клубком:

- Ур - ур - ур, ур - ур - ур.

(ритмично потирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет:

- Цап - цап - цап, цап - цап - цап.

(ритмично сжимают и разжимают пальцы рук)

И нитку быстро размотает:

- Ап - ап - ап, ап - ап - ап.

(Делают ритмичные круговые движения указательными пальцами вокруг друг друга)

«На качелях»

Кач - кач - кач - летят качели,

Так захватывает дух!

(дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)

Все сильнее бьется сердце:

Тук - тук - тук, тук - тук - тук!

Вверх и вниз, и снова к солнцу

Словно птица ты летишь.

(ритмично постукивают кулачками друг о друга)

- Выше, выше, выше, выше! -

Вновь товарищам кричишь.

(ритмично поднимают перед собой руки вверх)

«Насекомые над лугом»

- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

- Я лечу издалека.

(дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

- Зу - зу - зу, - комар пищит.

(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

- Уф - уф - уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

(ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

Я любого разбужу»

(ритмично хлопают в ладоши)

«Мышки - шалунишки»

В комнате часы висели

И стучали: бом - бом - бом.

(дети ритмично хлопают в ладошки)

Мышки каждый раз пугались,

Слушая ужасный звон.

Потянулись гири вниз -

Так - так - так (2 раза)

(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)

Быстро стрелки завелись -

Тик - тик - так (2 раза)

(ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)

Стрелки мышек испугали,

В норку мышки убежали.

Обогащение словаря  дошкольников.

        Работа по обогащению,  активизации и закреплению словаря детей дошкольного возраста занимает значительное место в общей системе их речевого развития. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

     Одной из задач развития речи  детей дошкольного возраста является формирование у них начального, элементарного познания языковой действительности, на которое в дальнейшем будет  опираться процесс обучения в школе. Необходимо учитывать, что важно не только количественно пополнять  словарь ребенка, но и работать над его качественной стороной, , то есть решать следующие задачи:      

  1. работать над правильным пониманием смысла слов,
  2. расширять запас синонимов и антонимов,
  3. формировать умение употреблять слова, правильно сочетая  их по смыслу,
  4. активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.

     В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления.

     Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Работа над словарём тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть, прежде всего, работой языковой. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность (ибо многозначность имеют большинство слов русского языка: ручка для письма, ручка ребенка, дверная ручка), а также синонимические и антонимические отношения.  

     Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например: «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев» и т. д.

      Работа с многозначными словами – часть словарной (лексической) работы. Цель её – обеспечить собственно языковое речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи.

        Ведущее место в усвоении многозначности слов отводиться синонимам и антонимам.

        Такие методы словарной работы, как подбор синонимов и антонимов к словам в целях уточнения понимания их значений,  на практике используются недостаточно.

        Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с занятиями широко использовать и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления и активизации речевых навыков, полученных детьми на занятиях.                                                      

   Конечно, все задачи словарной работы (обогащение, закрепление, уточнение, активизация словаря) взаимосвязаны между собой и реализуются в каждом возрасте.  

        С детьми  младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, эта задача тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем. В этом возрасте значительное место отводиться использованию наглядности (игрушки, картины ), а также речи воспитателя.

        С детьми 5-6 лет необходимо особое внимание уделять правильному смысловому пониманию  слов и их употреблению соответственно со значением, расширению активного словаря детей. Должна продолжаться работа по формированию обобщающих понятий, большое внимание должно уделяться вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами.

        Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимов). С этой целью можно использовать сравнение игрушек, предметов.

        В этом возрасте всё ещё значительное место занимает всякого рода наглядность, однако следует больше использовать лексические упражнения, словесные дидактические игры.

       Например, для активизации глаголов используется упражнение на подбор действий к предметам: «Для чего нужен утюг? Что можно делать веником? Для чего нужна лейка?». В упражнении «Кто что делает?» ребёнок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» - «Мяукает, мурлычет, играет, лакает молоко».

        Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек следует шире использовать приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга?». Дети рассматривают и называют цвет глаз, волос, детали одежды (например, мягкий, пушистый, меховой воротник). При рассказывании по картинам, чтобы научить подбирать определения, задают вопросы: «Какой снег? (Белый, пушистый, холодный.) А как можно сказать про зиму, какая она?» (Снежная, морозная, холодная.) Затем можно прочитать стихотворение.

        На следующем занятии воспитатель предлагает рассмотреть предложенные игрушки (например, мяч, машину, куклу, матрёшку) и последовательно задаёт вопросы: «Что это? Какая она? Для чего нужна? Что с ней можно делать?». Такое предварительное словарное упражнение подготавливает детей к проведению на этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай мою игрушку». Загадывая какую – либо игрушку, дети должны использовать все названные слова и оформить их в форме связного высказывания.

    Целью этих упражнений является развитие у детей внимания к слову, умения различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приёму, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения знаний, а учит детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.        

      Надо чаще задавать вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по  другому?».  При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть дети подумают, обсудят, какой ответ правильнее. Как можно больше детей должны высказывать своё мнение, отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».  

Роль загадок в речевом и интеллектуальном развитии детей

          Большую ценность для умственного и речевого развития детей представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют их представления о каком-то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов. Чтобы отгадать загадку, нужно владеть умением внимательно наблюдать за окружающим миром, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.

         Используя загадки как речевой материал для закрепления произношения звуков, для развития других сторон звуковой культуры речи, логопеды учитывают  подготовленность детей к их отгадыванию. На занятиях самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для старших дошкольников, особенно на фоне  недоразвития речи. И в то же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначимое.

       «Загадка – это миниатюрная логическая задача» – такую характеристику загадке дают ведущие отечественные педагоги. Решить ее можно при условии достаточного развития сенсорной культуры, наблюдательности, памяти. Следовательно, начинать обучать детей отгадывать загадки нужно с развития умения наблюдать, воспринимать предметы и явления с разных сторон.

        В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать правильность своего ответа, т. е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них существенное, а потом путем сравнения найти объекты, соответствующие заданным условиям. Это очень сложная задача даже для детей  старшего дошкольного возраста. Думать в нужном направлении детей необходимо побуждать с использованием наглядных опор, разнообразных вопросов, схем, таблиц и прочих приёмов.

        Основные ошибки, допускаемые детьми при отгадывании загадок:

  • Дети, не задумываясь, не размышляя, ищут ответ.
  • Другая ошибка может быть связана с особенностями мышления детей с речевыми особенностями, которые плохо понимают метафоричность загадок, их иносказательность.

        Для эффективного использования загадок в развития мыслительной деятельности детей необходимо в работе следовать следующим правилам:

1. Вначале стоит  применять загадки не в индивидуальной работе с ребенком, а в детском коллективе.

2. Загадки, требующие индивидуального ответа, на первых этапах работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые особенности, должны быть простыми, выделяющими один основной признак предмета. В основном это загадки о предметах, с которыми ребенок знаком.

3. Детям необходимо показать предметы – «живую» отгадку, обратить их внимание на точность описания предметов в загадке.

4. Необходимо обращать внимание детей на смысловую сторону загадок, подчеркивать меткость и яркость образов, присущих загадке. Чтобы загадки стали настоящим средством развития детского мышления, отгадывание нужно строить так, чтобы не допускать механического ответа. При этом желательно объяснить, для чего созданы загадки (чтобы заинтересовать человека, заставить его задуматься), обратить внимание на то, что загадать загадку можно о любом предмете.

5. Работу по развитию мыслительной деятельности через использование загадок проводить планомерно, систематически от простого к сложному, последовательно расширяя диапазон умственной активности, с опорой на конкретный план работы в данном направлении.

         В логопедической практике  загадки на  занятиях часто используются в качестве  введения в обсуждаемую тему, связующего звена между упражнениями и играми и как средство эмоциональной разгрузки. В работе используются различные типы загадок:

  • Загадки стихотворные, обычные (Два брюшка, четыре ушка. Что это? (Подушка)).
  • Загадки описательного характера (Добрый, смелый, пушистый, ласковый, полосатый, усатый домашний охотник. Кто это? (Кот)).
  • Загадки-складки (Вот полозья, спинка, планки – а всё это вместе… (Санки)).
  • Загадки-обманки (Есть отличная примета: выпал снег – встречайте… (Не лето, а зиму)); (Быстро бегает от страха по лесочку … (Не черепаха, а заяц)).

        Дети любят загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Задача педагога - применение методов и приемов, способствующих не только поддержанию позитивного настроения, а главное - созданию условий для развития всесторонне развитой личности ребенка.

Доклад по теме: "Особенности работы логопеда с детьми младшего школьного возраста".

       Логопедическая работа с младшими школьниками имеет ряд особенностей. Если с детьми дошкольного возраста она направлена на развитие и совершенствование устной речи, то с младшими школьниками главная задача логопеда - пропедевтика вторичных нарушений при овладении навыками письма и чтения у первоклассников и преодоление трудностей в обучении у учащихся 2-го - 4-го классов. Для специалиста важными диагностическими признаками неуспеваемости детей являются недостатки развития устной речи. К этим недостаткам далеко не всегда относятся особенности звукопроизношения. Чаще предрасположенность к вероятному возникновению трудностей в обучении имеют дети со скудным словарным запасом, несовершенством грамматического строя речи, что в свою очередь препятствует возможности детей самостоятельно и в правильной форме формулировать ответы на вопросы педагогов, вести диалог с использованием развернутых фраз, составлять пересказы и связные речевые высказывания на заданную тему. В письменных работах учащихся, имеющих подобные недостатки, часто наблюдаются ошибки в виде использования предложений примитивной структуры, неправильного согласования слов в них, неточного применения по значению предлогов со словами, приставок и суффиксов в словах. Обращают на себя внимание смешения звуков в устной речи, возникающие сложности при воспроизведении слов сложной звуко-слоговой структуры, неточная дифференциация оппозиционных по звучанию фонем. Эти недостатки будут иметь отражение в письменных работах в виде буквенных замен, пропусков и перестановок букв и слогов. При проведении диагностики школьникам первого класса предлагаются задания по определению позиции заданного звука в словах,  количества и линейной последовательности звуков в словах, выявляется способность учащихся синтезировать слова из предъявленных в определенной последовательности букв.

      С учащимися 2-го - 4-го классов проводится дополнительное логопедическое обследование на выявление уровня сформированности навыков письма и чтения. При наличии ошибок определяется их характер (неумение применять знакомые правила при написании слов или несформированность грамотного письма связана с особенностями речевого развития ребенка), частота их проявления, в каких видах письменных работ они находят отражение. Важным для детей школьного возраста является также способность слушать, воспринимать, понимать обращенную к ним речь. В настоящее время в образовательных учреждениях возрастает количество детей из семей, плохо владеющих русским языком.  В связи с этим, работа логопеда с данной категорией детей усложняется тем, что часто на первом месте стоит  не проблема  коррекции  у них имеющихся речевых нарушений (в частности, звукопроизношения и звукоразличения), а  необходимость  обучения их русскому языку для создания безбарьерной языковой среды и осуществления процесса коммуникации с использованием вербальных средств общения. Нередки случаи логопедической работы с детьми имеющими нарушения, связанные с педагогической запущенностью, с детьми, имеющими особенности развития эмоционально-волевой сферы. Сложности при работе с ними возникают ввиду  наличия поведенческих особенностей, а также часто - ввиду отсутствия у них мотивации к успешному обучению.

       Логопедическая работа с детьми школьного возраста выстраивается с учетом  выявленных у них нарушений. Занятия  проводятся регулярно, во внеурочное время с применением методов и приемов, способствующих преодолению недостатков развития как устной, так и письменной речи. Необходимо отметить, что логопедическая работа ведется в тесной взаимосвязи с учителями, обучающими этих детей. Это взаимодействие помогает отслеживать динамику, при необходимости - пересматривать перспективный план работы с ними с целью поиска более эффективных мер логопедического воздействия.

Развитие внимания как важная составляющая в развитии речи и формировании учебных навыков у детей

          Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Ушинский назвал внимание “воротами”, в которые входят все впечатления окружающего. Приучить детей быть внимательными всегда было важной задачей педагогического процесса. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Педагоги  часто    жалуются  на  то,  что  дети  невнимательны, не  умеют  слушать,  часто  отвлекаются.  А  ведь, когда  ребёнок  пытается выполнить  требование  взрослого, то  должен научиться управлять своим  вниманием,  активизировать нужные и тормозить ненужные в  данный  момент психологические и физиологические  процессы,  отобрать необходимую информацию, уметь  сосредоточиться  на  каком-либо  объекте  или  виде  деятельности.  

     Принято выделять несколько основных видов внимания: в частности, непроизвольное и произвольное внимание. Если непроизвольное внимание возникает само собой, независимо от сознания человека и связано с фоновой активностью нервных центров, то произвольное внимание  тесно связано с волей человека, оно формируется у человека под действием  воспитания, и в этой связи, полностью поддается тренировке и развитию. Если  непроизвольное  внимание – это  сосредоточение сознания на  объекте в  силу каких-либо  его  особенностей (новизна  раздражителя, яркий эмоциональный  фон,  интерес),  то  произвольное  внимание – это  сознательно  регулируемое сосредоточение  сознания на  объекте. В  младшем  школьном возрасте отмечается  слабость произвольного  внимания.  Его  развитие  связано  с  формированием  у  ребёнка волевых  качеств  и  является необходимым  условием успешности  школьного обучения.

       Вся практика обучения показывает, что состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. При обучении на основе пояснения и показа детям даются умственные задачи и пути их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло.

       Работа логопеда тесным образом связана с развитием внимания. Имеется в виду развитие не только слухового, но и зрительного внимания. Расширение объема словаря ребенка напрямую связано с его способностью внимательно слушать и запоминать новые слова и зрительные образы. Вслушиваясь в  речь окружающих ребенок учится применять слова в определенной грамматической форме, образовывать новые слова, строить предложения. Обучая ребенка правильному звукопроизношению, логопед привлекает его зрительное внимание  к созданию определенного артикуляционного уклада для корректируемого звука,   а слуховое - для развития способности отличать  звучание изучаемой фонемы от других звуков. При обучении письму и чтению у школьника также  необходимо развивать внимание. Ведь эти навыки подразумевают необходимость осуществлять самоконтроль за тем, что было написано и прочитано ребенком и развитие способности самостоятельно устранять допущенные ошибки.

       Ниже представлены варианты 10 игровых упражнений для развития внимания, как слухового так и зрительного, которые могут быть использованы воспитателями.

№ 1. “Мой любимый фрукт”

       Дети садятся. образуя  круг. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

№ 2. “Наблюдательность”

       Детям предлагается по памяти подробно описать, например,  площадку, на которой они гуляют путь к ней – то, что они видели сотни раз (с указанием всех поворотов в определенном направлении). Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

№ 3. “Тик – так – тук”

      Взрослый обращается к детям: “Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова “тик-так-тук”. Дети несколько раз повторяют ряд слов. Услышите 1 хлопок – говорите ТИК, 2 хлопка – говорите ТАК, 3 хлопка – говорите ТУК. Побеждает тот, который меньше всех ошибется”.

№ 4. “Не перепутай” (“Нос – ухо – лоб”)

       Взрослый объясняет детям правила игры: при слове “нос” нужно дотронуться до носа, при слове “лоб” – до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно показывать части лица, головы, то игру можно усложнить.

       Сказав “ухо”,  показывать на лоб и т.д. данная игра поможет закрепить названия различных частей тела, лица, головы, а также будет воспитывать внимание, быстроту реакции.

№ 5. “Найди себе пару”

       Играющие стоят в парах. По команде “Лицом к лицу!” игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде “ Спиной к спине!” они становятся друг к другу спиной. По команде “Меняйтесь парами!” каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий тоже ищет себе пару. Тот кто остался без пары – водящий.

       Игра развивает быстроту реакции, внимание, формирует понимание отдельных инструкций, умение удерживать их в памяти и правильно выполнять.

№ 6. “Узнай по голосу”

      Дети становятся в круг. В середине водящий с завязанными глазами. Дети идут по кругу, останавливаются. Логопед говорит:

"Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай:
Кто тебя позвал, узнай?”

       Взрослый молча указывает на одного из играющих, который восклицает: “Узнай, кто я!”. Ведущий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

Игра развивает  слуховое восприятие.

№ 7. “Самый внимательный”

       Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

№ 8. “Волшебное слово”

         Сначала следует договориться, какие же слова считать “волшебными”. “Волшебными” можно считать слова на букву “М” или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно – обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказываете историю или произносите подряд любые слова. При произнесении “волшебных слов” ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

№ 9. “Запрещенное слово”

        Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра" (или "нельзя" в зависимости от речевых возможностей ребенка).

№ 10. “Телефон”

       Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку. Словесным сообщением может быть простое предложение, небольшой текст или маленькая сказка.

Развитие  пространственных представлений у дошкольников

 

         Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (двигательный, осязательный, зрительный, слуховой). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося". Обучение детей ориентации в пространстве необходимо осуществлять правильно, последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением.

 I этап: Ориентировка “на себе”.

         Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”. Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

       Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах.  Ребенок как бы мысленно переносит полученные знания на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах отдельные части или детали. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.

 II этап: Ориентировка “от себя”.

       В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства. 

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко:

  1)  «На плоту». Дети стоят на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Ведущий задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади от тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

  2)  «Колокольчик». Все дети сидят, один из них – водящий закрывает глаза. Ведущий отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

  3) «Скажи наоборот». Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Ведущий называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

  III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

      Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта. 

        Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

     Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета. 

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому:

 1)  «Что изменилось?» Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

 Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально.  

 IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

 Игры на формирование умений ориентироваться в движении:

 1)  «Синхронное плавание» Дети стоят  на одинаковом расстоянии друг от друга. Ведущий даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д. 

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

 Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве): 

1) «Назови соседей» Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Вариант 1: ведущий просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

 

Вариант 2: ведущий просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

 

2)  «Геометрический диктант»  Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

3) «Укрась ёлку» У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции педагога.

                                                           Роль игры в развитии речи детей.

      Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда формируются основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициативность. Все эти важные качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

    Самое существенное изменение в развитии современных детей заключается в том, что они стали меньше и хуже играть, практически не знают традиционных детских игр.

        Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому. В настоящее время связь детских поколений прервана.

      Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам. Это делает поведение осмысленным и осознанным, поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

      Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

      Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся к следующему:

  • Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.
  • Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте.
  • Игра развивается не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

      Значительный опыт накапливается ребенком в игре. С предметами, представленными в игре, он вступает в частое общение, запечатлевает их в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

          Взрослый человек играет огромную роль, используя слово для ознакомления ребенка с миром. Он является посредником и способствует последовательному выделению отдельных предметов из окружающей  среды.

           Слово является для ребенка частью действительности, поэтому необходимо продуманно организовывать игровую обстановку.

      Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

      Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения – уже путь к развитию  языка.

             Таким образом можно сделать выводы:

  • В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  • Учиться подчиняться правилам игры.
  • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.
  • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
  • В игре идет интенсивное развитие речи.
  • В игре формируются новые мотивы и потребности.

      Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

           К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольника усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

      Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

      Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

      К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально –дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

      Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

          Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

           Ребенок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"

Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...

"Коррекционно-развивающая работа воспитателя, как средство адаптации и социализации детей". Доклад.

Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством при...

Доклад на МО воспитателей ГПД "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ГПД"

Доклад о духовно-нравственном воспитании младших школьников в рамках ФГОС....

Доклад "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"

Доклад на МО воспитателей "Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы – интерната"...

Протокол № педагогического совещания ТЛПО №1 филиала Детское отделение по итогам просмотра открытого занятия

Итоги, анализ проведения открытого занятия на базе ТЛПО№1: занятие « Путешествие на ферму»  по ознакомлению с окружающим в мл.группе; воспитатель Клюкина В.М...

Доклад на методическом объединении воспитателей «Совместная деятельность воспитателя и учителя-предметника»

Доклад на методическом объединении воспитателей«Совместная деятельность воспитателя и учителя-предметника»...