Особенности речи и личности ребенка с алалией
материал

Ненашева Анна Андреевна

Особенности речи и личности ребенка с алалией

Особенности интеллекта

 Среди специалистов нет единого мнения относительно влияния алалии на уровень интеллекта ребенка. Особенности умственных способностей зависят от:

  1. вида алалии. При моторной алалии недостаток речевых навыков может быть компенсирован предметно-образным мышлением. Детям же с сенсорной и сенсомоторной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.
  2. возраста ребенка. Алалик доречевого возраста (до 3 лет) может казаться умненьким, забавным и сообразительным, т.к. на фоне отсутствия речи у него сохранен первичный интеллект. Уже к 4-5 годам становится очевидным отставание в развитии, ведь большую часть знаний о мире взрослые передают детям в вербальной форме. К школьному возрасту проблема усугбляется и может привести к диагнозу «вторичное снижение интеллекта».

Язык и мышление неразрывно связаны. Речь выполняет не только коммуникативную, но также мыслеобразующую и когнитивную функции. Без своевременной логопедической корректировки работы отставание алаликов от сверстников увеличивается с каждым годом.

 Тем не менее, хотя интеллектуальное развитие ребенка с алалией лимитируется состоянием речи, это не говорит о его умственной отсталости.

С физиологической точки зрения, интеллектуальные особенности при алалии объясняются «специализацией» полушарий мозга. Зоны Брока и Вернике, расположенные в левом полушарии, отвечают за порождения и восприятия речи.

При недостаточном развитии или травме левого полушария утрачивается грамматическую правильность и плавность речи, возникают сложности с абстрактной лексикой. Правое полушарие в большей мере отвечает за наглядно-образное мышление, в отношении речи — предметные значения слов (особенно конкретных существительных).

При доминировании в работе мозга правого полушария человеку проще оперировать зрительными, пространственными, звуковыми образами.

Особенности лексики

При алалии лексический запас достаточно мал. Ребенок затрудняется называть даже хорошо знакомое ему слово, изображенное на картинке. Особенные сложности алалики испытывают, имея дело с абстрактными понятиями.

Из-за недостаточного словаря, дети могут использовать одно слово для обозначения разных предметов. При этом употребление слова может идти вразрез с его действительным лексическим значением (вместо «стол» — «стул»).

Несмотря на достаточные артикуляторные возможности, у таких детей наблюдается нарушение звукопроизношения. В их речи часто встречаются:

  • литеральные парафазии — замена звука в слове на другой (вместо «грач» — «врач», «грап» и т.д.),
  • персеверации — навязчивое воспроизведение звуков или слов,
  • элизии — выпадение звуков

 Особенности грамматического строя речи

При алалии затруднена дифференциация грамматических форм. Это проявляется как в экспрессивной (высказывание), так и импрессивной речи (понимание).

У ребенка могут возникнуть следующие сложности:

  • склонение существительных. Преобладает именительный падеж, при употреблении родительного и дательного опускаются предлоги и искажаются окончания.
  • время глагола и спряжения. Предпочтение отдается глаголам в неопределенном наклонении, инфинитивам.
  • использование прилагательных в речи. Возникает путаница в окончаниях, изменении по числам и родам.

Особенности построения фразы

При алалии затруднения вызывает не только построение фраз, но и повторение длинных сложноподчиненных предложений или фраз с непривычной структурой.

Наиболее распространенные ошибки:

  • Алалики зачастую не используют в своих фразах предлоги и союзы.
  • Контаминации — объединение нескольких слов в одно (вместо «трактор пашет» — «трашет»).
  • Повсеместно нарушаются грамматические правила построения предложений: слова не изменяются согласно падежу, склонению и спряжению.
  • Во фразах полностью или частично отсутствуют слова-предикаты.

Ребенок чаще всего оперирует односоставными предложениями, реже — двусоставными. Недостающие части фраз, как правило, компенсируются жестом.

Особенности связной речи

Связная речь у детей с алалией не сформирована. Им с трудом дается (или не дается) связный рассказ, отражающий последовательность событий или объяснение сути явлений.

Для речи алаликов характерны:

  • нарушения ритмики — разной длительности паузы между словами и слогами,
  • скандированность или фрагментарность (фразы неполны, эмоционально окрашенные, односложные),
  • лаконичность или, наоборот, тавтологичность (повторение одних и тех же слов и оборотов).

При сенсорной алалии ребенок с легкостью может повторить произнесенную взрослым фразу, однако смысл предложения ему не доступен. В самостоятельной речи таких детей наблюдается логоррея — бессвязное воспроизведение всех знакомых словосочетаний и звуков.

Особенности эмоционально-волевой сферы

 Дети с алалией проявляют живой интерес к познанию окружающего мира, в раннем возрасте хорошо идут на контакт со взрослыми и другими детьми. Однако им свойственен инфантилизм, проявляющийся в неустойчивости (лабильности) настроения, некоторой дурашливости, излишней доверчивости.

Игровая деятельность алаликов демонстрирует неустойчивость их внимания. Интерес к предметам имеет «летучий» характер. Не обладая достаточными коммуникативными навыками, в игре со сверстниками ребенок с алалией выполняет роль ведомого.

С возрастом негативное влияние речевой недостаточности может вызвать:

  • немотивированную агрессию,
  • раздражительность,
  • замкнутость,
  • неумение доводить дело до конца,
  • неуверенность в себе,
  • обидчивость.

Боясь ошибиться в высказывании своих мыслей и стать объектом насмешек, ребенок-алалик может проявлять речевой негативизм в активной (истерики, физическое проявление недовольства) или пассивной форме (избегая контакта с окружающими, ребенок вместо просьбы о помощи проявляет самостоятельность в решении проблем).

Люди, страдающие алалией, быстро улавливают общее и опускают детали из-за своего специфического воображения. Другими словами, им не составляет труда представить себе явление, но очень трудно описать его словами. Такие дети быстро утомляются, имеют кратковременную память. 

Таким образом, Дети с алалией в своем клинико-психологическом статусе имеют различные отклонения в психофизиологическом плане и психическом плане: расстройства восприятия, памяти, мышления, коммуникации. Это обусловливает те сложности, которые могут возникать в процессе коррекции данного расстройства и определяет индивидуальный психолого-педагогический подход к данному процессу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechi_i_lichnosti_rebenka_s_alaliey.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности речи и личности ребенка с алалией

Слайд 2

Особенности интеллекта Особенности умственных способностей зависят от: вида алалии возраста ребенка.

Слайд 4

Особенности лексики Несмотря на достаточные артикуляторные возможности, у таких детей наблюдается нарушение звукопроизношения. В их речи часто встречаются: литеральные парафазии — замена звука в слове на другой (вместо «грач» — «врач», «грап» и т.д.), персеверации — навязчивое воспроизведение звуков или слов, элизии — выпадение звуков

Слайд 5

Особенности грамматического строя речи У ребенка могут возникнуть следующие сложности: склонение существительных. Преобладает именительный падеж, при употреблении родительного и дательного опускаются предлоги и искажаются окончания. время глагола и спряжения. Предпочтение отдается глаголам в неопределенном наклонении, инфинитивам. использование прилагательных в речи . Возникает путаница в окончаниях, изменении по числам и родам.

Слайд 6

Особенности построения фразы Наиболее распространенные ошибки: Алалики зачастую не используют в своих фразах предлоги и союзы. Контаминации — объединение нескольких слов в одно (вместо «трактор пашет» — «трашет»). Повсеместно нарушаются грамматические правила построения предложений: слова не изменяются согласно падежу, склонению и спряжению. Во фразах полностью или частично отсутствуют слова-предикаты.

Слайд 7

Особенности связной речи Для речи алаликов характерны: нарушения ритмики — разной длительности паузы между словами и слогами, скандированность или фрагментарность (фразы неполны, эмоционально окрашенные, односложные), лаконичность или, наоборот, тавтологичность (повторение одних и тех же слов и оборотов).

Слайд 8

Особенности эмоционально-волевой сферы Дети с алалией проявляют живой интерес к познанию окружающего мира, в раннем возрасте хорошо идут на контакт со взрослыми и другими детьми. Однако им свойственен инфантилизм, проявляющийся в неустойчивости (лабильности) настроения, некоторой дурашливости, излишней доверчивости.

Слайд 9

С возрастом негативное влияние речевой недостаточности может вызвать: немотивированную агрессию ; р аздражительность; замкнутость; неумение доводить дело до конца; неуверенность в себе; обидчивость.

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития личности ребенка-сироты

Особенности развития личности ребенка-сироты...

«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»

«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»...

Графическое изображение предметов. как одно из средств коррекции речи и личности ребенка

Графическое изображение предметов при изучении лексических тем, при коррекции звукопроизношения дает возможность ребенку создать образ-представление изучаемого предмета, звука, буквы, запомнить стихот...

Методическая разработка «Один из методов диагностики, позволяющий выявить особенности личности ребенка и учесть их в практической деятельности педагога»

В данной методической раработке представлен один из способов диагностики тестов и опросников обучающихся на основе методики Рене Жиля. Такой метод анализа позволяет пеагогу лучше узнать способности об...

Программа по обеспечению социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе раскрытия его индивидуальных особенностей

Развивающая программа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, формирование и развитие личностных свойств ребенка. Система занятий программы способствует развитию адекватной самооценки и м...

В чем проявляются основные особенности формирования личности ребенка с ОВЗ.

                      В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность».  «П...

Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие р...