Формирование грамматического строя речи детей с ЗПР, интеллектуальной недостаточностью посредством мануальных и артикуляционных подсказок
методическая разработка

Пигалова Марина Викторовна

«Мама пришел!», «Папа купила!»… Учителю-логопеду, работающему с детьми со сложным дефектом, такие грамматические конструкции у говорящих воспитанников приходится слышать довольно часто. Путем анализа систематических трудностей учеников и изучения методической литературы удалось установить, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР), интеллектуальной недостаточностью отсутствует либо не сформировано языковое чутье.

Исследования О.С. Ушаковой, посвященные формированию разных аспектов грамматического строя речи детей с особенностями развития, экспериментально доказывают, что для овладения устной и письменной речью необходимо развитие «чувства языка», которое имеет объективную обусловленность и, самое главное, поддается воспитанию.

Е.С. Слепович в своей книге «Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития» пишет: «В русском языке множество сложных грамматических конструкций, понимание которых целиком зависит от того, насколько ребенок овладел логико-грамматической системой средств языка, может ли выделить существенные, опорные признаки. Значительная роль при этом отводится процессу перешифровки логико-грамматических структур языка на единицы смысла».

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети с ЗПР достигают достаточного высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком «чувства языка». Главная задача данного обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

С.Е. Большакова рекомендует использование внешних опор в виде мануальных подсказок – позы пальцев рук – при формировании грамматических сентенций. Исследования психологов С.Н. Карповой и С.М. Хорош показали, что дошкольники с задержкой психического развития отстают в формировании способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира. Таким образом, использование видимой мануальной и/или артикуляционной подсказки при формировании языковой чувствительности однозначно актуально.

Мануальные подсказки используются мною в двух направлениях: первое – так называемый «запуск речи», второе – формирование «чувства языка» у детей с ЗПР. На этапе «запуска речи» мануальной подсказкой обозначается слог, на этапе растормаживания «чувства языка» рукой и артикуляцией обозначается звук.

В каком возрасте можно и нужно приступить к обучению грамматике? Как только ребенок научился в словесной форме излагать свои просьбы, в которых заметны аграмматизмы. У детей с ЗПР это чаще всего возраст от 4 лет. Обучение может проводиться в группе детей и малой подгруппе. Освоенные навыки дополнительно подкрепляются на индивидуальных занятиях.

Кратко этапы работы по формированию грамматического строя речи детей с ЗПР можно описать следующим образом:

  1. Обучение начинается с 6 гласных звуков. При этом используются элементы фонетической ритмики из книги Н.Ю. Костылевой «Покажи и расскажи» с небольшой авторской доработкой. Акцентируется внимание на артикуляцию звуков. Дети с легкостью запоминают обозначение звуков в игровой форме.
  2. Визуализация гласных звуков на плоскости посредством символов, предложенных Т.А. Ткаченко в обработке логопеда Е. Михайловой. На этом же этапе вполне резонно познакомить ученика с буквой. Мозг ребенка проделывает глобальную работу по синтезу полученной информации. Необходимо соединить звуковую информацию со зрительной, но благодаря мануальной и артикуляционной подсказке педагога дети справляются с поставленной задачей.
  3. Постижение словоизменения как одной из основополагающих частей грамматики русского языка. В первую очередь изучается единственное и множественное число имен существительных женского рода, затем – мужского. Использование мануальных и артикуляционных подсказок на данном этапе значительно упрощает усвоение материала: таким образом показываются окончания слов, которые для ребенка с отсутствием «чувства языка» не являются значимыми. Задача учителя-логопеда – акцентировать внимание ребенка на изменяемом окончании и помочь систематизировать варианты окончаний слов.
  4. Освоение понятия рода – местоимений «он», «она». На этом этапе вводим обозначение «мальчика» (мужского рода) – нулевое окончание. Используя распространенное обобщение «мальчики – задиры», обозначаем мужской род кулаком. «Девочка» (женский род), заканчивается на «а», поэтому было решено взять обозначение данного гласного из фонетической ритмики. В зависимости от динамики каждого конкретного ребенка вводится или оставляется на потом понятие среднего рода.
  5. Освоение падежей начиная с винительного. В многочисленных речевых играх отрабатываются окончания падежей при помощи мануального жеста и артикуляции. На этом этапе идет активная работа над фразой и предложением.

На всех последующих этапах освоения грамматики рекомендуется придерживаться озвученных выше приемов. Коррекция грамматического строя речи детей с ЗПР является долгосрочным процессом, естественно зависящим от ряда сопутствующих обстоятельств и требующим немалого мастерства и терпения учителя-логопеда. Но, пройдя первые четыре этапа предложенной методики, дети однозначно усваивают принципы систематизации грамматических категорий.

Немаловажно и то, что при наличии мануальной подсказки они всегда могут исправить свою ошибку, при этом не просто повторив правильную фразу за педагогом, а подумав и сделав это самостоятельно. Это подтверждает известную мудрость Сократа: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pigalova.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пигалова Марина Викторовна,

учитель-логопед 1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №154», г. Нижний Новгород

Формирование грамматического строя речи детей с ЗПР, интеллектуальной недостаточностью посредством мануальных и артикуляционных подсказок

Аннотация. В статье автор обращается к феномену интуитивного владения языком – «чувству языка» – и излагает методику формирования языкового чутья (языковой способности) у детей с ЗПР, интеллектуальной недостаточностью посредством мануальных и артикуляционных подсказок

Ключевые слова: грамматический строй речи, чувство языка, языковое чутье, дети с ЗПР, мануальная подсказка, артикуляционная подсказка, звук, окончание

Освоение грамматически правильной речи оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Недаром К.Д. Ушинский в своей книге «Родное слово» назвал грамматику «логикой языка». К сожалению, беспроблемное овладение ею доступно не всем категориям детей  [10].

«Мама пришел!», «Папа купила!»… Учителю-логопеду, работающему с детьми со сложным дефектом, такие грамматические конструкции у говорящих воспитанников приходится слышать довольно часто. Путем анализа систематических трудностей учеников и изучения методической литературы удалось установить, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР), интеллектуальной недостаточностью отсутствует либо не сформировано языковое чутье.

Согласно психологическому словарю, «чувство языка – феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций». Ребенок не знает грамматических правил, но при общении у него формируются обобщенные представления о грамматических отношениях в предложении. «Чувство языка» проявляется в интуитивной реакции на отклонения от нормы в услышанной речи [6].

По мнению лингвиста А.А. Леонтьева, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь [3]. При этом нужно заметить, что важнейшее средство языковых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречающиеся сочетания. Вот здесь и реализуется так называемое «чувство языка», которое дает возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово или высказывание к какому-либо классу явлений, уже известных ему, то здесь можно сказать о том, что у этого человека в достаточной степени развито «чувство языка».  Касаемо группы детей с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью (далее – дети с ЗПР) можно сказать, что языковая способность находится в стадии формирования. Детям с ЗПР в развитии языкового чутья требуется педагогическая помощь.

Исследования О.С. Ушаковой, посвященные формированию разных аспектов грамматического строя речи детей с особенностями развития, экспериментально доказывают, что для овладения устной и письменной речью необходимо развитие «чувства языка», которое имеет объективную обусловленность и, самое главное, поддается воспитанию [9].

Е.С. Слепович в своей книге «Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития» пишет: «В русском языке множество сложных грамматических конструкций, понимание которых целиком зависит от того, насколько ребенок овладел логико-грамматической системой средств языка, может ли выделить существенные, опорные признаки. Значительная роль при этом отводится процессу перешифровки логико-грамматических структур языка на единицы смысла» [7, c.32].

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети с ЗПР достигают достаточного высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком «чувства языка». Главная задача данного обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

С.Е. Большакова рекомендует использование внешних опор в виде мануальных подсказок – позы пальцев рук – при формировании грамматических сентенций [1]. Исследования психологов С.Н. Карповой и С.М. Хорош показали, что дошкольники с задержкой психического развития отстают в формировании способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира [5]. Таким образом, использование видимой мануальной и/или артикуляционной подсказки при формировании языковой чувствительности однозначно актуально.

Мануальные подсказки используются мною в двух направлениях: первое – так называемый «запуск речи», второе – формирование «чувства языка» у детей с ЗПР. На этапе «запуска речи» мануальной подсказкой обозначается слог, на этапе растормаживания «чувства языка» рукой и артикуляцией обозначается звук.

В каком возрасте можно и нужно приступить к обучению грамматике? Как только ребенок научился в словесной форме излагать свои просьбы, в которых заметны аграмматизмы. У детей с ЗПР это чаще всего возраст от 4 лет. Обучение может проводиться в группе детей и малой подгруппе. Освоенные навыки дополнительно подкрепляются на индивидуальных занятиях.

Кратко этапы работы по формированию грамматического строя речи детей с ЗПР можно описать следующим образом:

  1. Обучение начинается с 6 гласных звуков. При этом используются элементы фонетической ритмики из книги Н.Ю. Костылевой «Покажи и расскажи» с небольшой авторской доработкой [2]. Акцентируется внимание на артикуляцию звуков. Дети с легкостью запоминают обозначение звуков в игровой форме.
  2. Визуализация гласных звуков на плоскости посредством символов, предложенных Т.А. Ткаченко [8] в обработке логопеда Е. Михайловой [4]. На этом же этапе вполне резонно познакомить ученика с буквой. Мозг ребенка проделывает глобальную работу по синтезу полученной информации. Необходимо соединить звуковую информацию со зрительной, но благодаря мануальной и артикуляционной подсказке педагога дети справляются с поставленной задачей.
  3. Постижение словоизменения как одной из основополагающих частей грамматики русского языка. В первую очередь изучается единственное и множественное число имен существительных женского рода, затем – мужского. Использование мануальных и артикуляционных подсказок на данном этапе значительно упрощает усвоение материала: таким образом показываются окончания слов, которые для ребенка с отсутствием «чувства языка» не являются значимыми. Задача учителя-логопеда – акцентировать внимание ребенка на изменяемом окончании и помочь систематизировать варианты окончаний слов.
  4. Освоение понятия рода – местоимений «он», «она». На этом этапе вводим обозначение «мальчика» (мужского рода) – нулевое окончание. Используя распространенное обобщение «мальчики – задиры», обозначаем мужской род кулаком. «Девочка» (женский род), заканчивается на «а», поэтому было решено взять обозначение данного гласного из фонетической ритмики. В зависимости от динамики каждого конкретного ребенка вводится или оставляется на потом понятие среднего рода.
  5. Освоение падежей начиная с винительного. В многочисленных речевых играх отрабатываются окончания падежей при помощи мануального жеста и артикуляции. На этом этапе идет активная работа над фразой и предложением.

На всех последующих этапах освоения грамматики рекомендуется придерживаться озвученных выше приемов. Коррекция грамматического строя речи детей с ЗПР является долгосрочным процессом, естественно зависящим от ряда сопутствующих обстоятельств и требующим немалого мастерства и терпения учителя-логопеда. Но, пройдя первые четыре этапа предложенной методики, дети однозначно усваивают принципы систематизации грамматических категорий.

Немаловажно и то, что при наличии мануальной подсказки они всегда могут исправить свою ошибку, при этом не просто повторив правильную фразу за педагогом, а подумав и сделав это самостоятельно. Это подтверждает известную мудрость Сократа: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

Литература

  1. Большакова С.Е. Алалия. Основной этап работы: «километры речи», синтаксис и морфология Междисциплинарный подход / Светлана Большакова. М.: Грифон, 2020. – 320 с.  
  2. Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  3. Леонтьев А.А. Языкознание и психология / А.А. Леонтьев : отв. ред. А.Р. Лурия. - М.: Наука, 1966. – 80 с.
  4. Логопедические игры Михайловой Е.В. https://vk.com/logopedicheskie_igry 
  5. Отношение к фонематической действительности детей с задержкой психического и речевого развития / С.Н. Карпова, С.М. Хорош. – Москва // Выпуск 6 : Психологические исследования : [работы аспирантов факультета психологии] / ред. А.Н. Леонтьев, Е.Д. Хомская, Е.Ю. Артемьева, А.Г. Асмолов. – М.: Издательство Московского университета, 1974. – С. 111-120.
  6. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
  7. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн.для учителя. – Мн.: Народная асвета, 1989 – 64 с.
  8. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.:  «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.
  9. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 288 с.
  10. Ушинский К.Д. Родное слово. СПб.: Н.С. Ушинская, 1895 – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены особенности  формирования  грамматического строя речи у  детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Как формировать  грамматический строй речи у ребёнка.  Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Овощи" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и упражнения по  формированию грамматического строя речи по теме "Овощи" у детей дошкольного возраста....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале  представлены игры и задания  по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты"  у  детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....