Картотека моторных программ практического применения
методическая разработка

Крупицкая Юлия Юрьевна

Приложение к проекту «Взаимосвязь моторного праксиса и речи»

Моторная программа (далее МП) в работе логопеда способствуют развитию моторного планирования, которое является сложной формой функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности. Таким образом, МП в коррекционной работе поможет достичь положительной динамики в развитии и формировании слоговой структуры слова, слухового восприятия, автоматизации звуков, развитии самоконтроля, и профилактики диспраксии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_motornyh_programm.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека моторных программ

Приложение к проекту «Взаимосвязь моторного праксиса и речи»

Моторная программа (далее МП) в работе логопеда способствуют развитию моторного планирования, которое является сложной формой функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности. Таким образом, МП в коррекционной работе поможет достичь положительной динамики в развитии и формировании слоговой структуры слова, слухового восприятия, автоматизации звуков, развитии самоконтроля, и профилактики диспраксии.

Предварительная работа: изучение предлогов, работа с карточками- символами

1.Описание программы:

Ребенок по инструкции педагога выполняет последовательность движений:

 Становится перед ковриком на носочки и в теч.10 сек стоит с открытыми глазами: руки по швам, ноги вместе, наступает на коврик и выполняет приседания с вытянутыми руками на коврике (в такой последовательности ребенок выполняет движения 5 раз). При автоматизации звуков добавляется речевой материал к моторной программе.

Оборудование:

-резиновые массажные коврики 5 шт

-карточки- символы с предлогами «перед, над»

2. Ребенок по инструкции педагога выполняет последовательность движений:

Когда ты услышишь звук колокольчика, становишься перед ковриком на носочки (в теч.10 сек стоит с открытыми глазами): руки по швам, ноги вместе. Когда ты услышишь хлопок, наступаешь на коврик и выполняешь приседания с вытянутыми руками на коврике (в такой последовательности ребенок выполняет движения 5 раз). При автоматизации звуков добавляется речевой материал к моторной программе.

Оборудование:

- колокольчик, или звоночек

-резиновые массажные коврики 5 шт

-карточки- символы с предлогами «перед, над»

3. Ребенок по инструкции педагога выполняет последовательность движений:

Ребенок сидит за столом, напротив него раскрытый спичечный коробок, на расстоянии полусогнутой в локте руки, справа и слева по бокам коробки (на расстоянии длины спички) выложено тесно в ряд вертикально по 10 спичек с каждой стороны. Ребёнку по звуковому сигналу необходимо укладывать спички в коробок большими и указательными пальцами одновременно обеими руками. В течении 20 секунд должно быть взято равное кол-во, не менее 5ти спичек.

Оборудование: спички, коробок.

4. Ребенок в удобном темпе ходит по комнате, одновременно должен взять в левую руку катушку и сматывать с нее нитку наматывая ее на указательный палец правой руки. Через 15секунд дают сигнал о прекращении работы, после чего через 5-10 сек предлагают поменять руки.

Оборудование: катушка с нитками

5. Ребенок по инструкции педагога выполняет последовательность движений:

 Становится перед ковриком на одну ногу и в теч. 5 сек стоит с открытыми глазами руки по швам, перешагивает согнутой ногой на коврик и хлопает над головой, меняет ноги.

Оборудование:

- массажные коврики

-карточка- символ предлога «над»

6. Ребенок по инструкции педагога выполняет последовательность движений:

Перед ребенком выложены 3 обруча, руки на поясе. Прыгает в обруч и выпрыгивает из обруча, автоматизируя предлоги «в, из» в речи.

7. Ребенок по инструкции педагога выполняет последовательность движений:

Педагог держит обруч, ребенок целится в центр обруча и бросает мяч, автоматизируя предлог «в»

Оборудование: мяч, обруч

8. Взрослый кладет в мешочек равное количество кружков разного цвета (например, желтого и фиолетового). Ребенок вытаскивает кружки из мешочка по очереди. Кружок желтого цвета- придумывает слово начинающееся на звук [ ж], и перепрыгивает коврик,  фиолетовый – на звук [з] и прыгает на коврик (дифференциация любого автоматизируемого звука).

Оборудование: массажные коврики, мешочек, кружки разного цвета, карточки- символы с предлогами «через, на»

9. Перед ребенком лежит канат, взрослый предлагает ребенку идти перекрестным шагом вдоль каната, в руках нейротренажер «Восьмерка».

Оборудование: канат, нейротренажер.

10. Ребенку дается задание намотать мягкий, тонкий на клавес. Держать клавес двумя руками. Время выполнения 10 секунд.

Оборудование: мягкий канат, клавес.

11. Ребенку дается задание взять клавесы, и перешагивая перекрёстным шагом канат, стучать клавесами по-разному: шаг вправо стучим, перекрещивая клавесы, шаг влево- стучим краями клавеса друг о друга (удерживая хват сверху и снизу).

12. На коврике лежит изображение предлогов: «между» и «на». По сигналу ребенок начинает прыгать так, чтобы коврик с предлогом «между» был между ног. Видя коврик с предлогом «на» прыгает на этот коврик.

Оборудование: коврики, знаки-символы предлогов

13. Ребенок стоит перед ковриком, выполняет действия по образцу логопеда: встать на коврик, перекрестить руки, наклониться, взять мяч и стакан, поставить их так, чтобы коврик оказался между ними, сойти с коврика. Ребенок сопровождает каждое действие речевым материалом на автоматизацию текущего звука («Коврик между стаканом и мячом»). После дается инструкция расставить предметы на места.

Оборудование: коврики массажные, мячики массажные, стаканчики.

14. Ребенок стоит перед ковриком, выполняет действия по образцу логопеда: встать перед ковриком, прыгнуть на коврик, наклониться взять мяч в руки, за спиной мяч переложил в другую руку и положил мяч на коврик. Действия свои ребенок комментирует («Прыгнул, взял, отдал, положил»).

15. Ребенок стоит перед ковриком, в руках держит массажный мяч. Перешагивая через коврик, перекладывает мяч из руки в руку перед собой и за спиной, комментируя словами: «Взял, отдал».

Оборудование: коврики, мяч,

16. Ребенок стоит перед ковриком. Перед каждым ковриком в чередующимся порядке стоят стакан, лошадь, стакан, баран. Ребенок выполняет действия по образцу логопеда: прыгаешь на коврик, лошадь кладешь под стакан, барана на стакан. И прыгаешь на следующий коврик.

Оборудование: коврики массажные, стаканчики, игрушки любых животных.

17. Ребенок стоит боком на канате и выполняет действия по образцу логопеда:

Приставной шаг хлопок внизу, слог «са», приставной шаг два хлопка вверху, слог «ша».

Оборудование: канат

18. Ребенок стоит перед канатом, перекрестно шагает через канат вправо, влево при этом делая хлопки перед собой и за собой. Сопровождая свои движения материалом на автоматизацию звука.

Оборудование: канат

19. Ребенок стоит перед канатом прыгая через канат вправо, влево, руки на поясе. Сопровождая свои движения материалом на автоматизацию звука.

20. Ребенок стоит слева или справа от каната, перекрестными движениями рук берет одновременно два кубика с противоположной от себя стороны, кладет кубики так, чтобы канат оказался между ними, комментируя свои действия: «Канат между голубым и желтим кубиком» и.т.д

Оборудование: канат, кубики

21. Дети сидят друг напротив друга, между ними канат. Рядом с каждым ребенком кубик. Хлопают перекрестно в ладоши, отрабатывая речевой материал. По окончанию фразы, обмениваются кубиками.

Оборудование: канат, кубики

22. Перед ребенком три обруча, между обручами расстояние для прыжка, ребенок прыгает в обруч и из обруча, руки на поясе, комментируя действия речью: «Прыгнул в обруч. Я в обруче. Прыгнул из обруча.» Выделяя голосом предлог.

Оборудование: обруч

23. Перед ребенком три обруча, в каждом обруче символ предлога, кубик и мячик. Ребенок прыгает в обруч, смотрит на символ предлога, объясняет, как он должен расположить кубик и мячик между собой и выполняет движения, комментируя действия: «Мячик перед кубиком, или мячик за кубиком».

Оборудование: обручи, кубики, мячи, символы предлогов

24. Перед ребенком три обруча, в каждом обруче кубик, между обручами расстояние для прыжка. Ребенок прыгает в обруч, берет кубик и кладет его за обруч комментируя каждое свое действие: «Прыгнул в обруч, кладу кубик за обруч, прыгаю из обруча». Выделяя голосом предлог, автоматизируя звук.

Оборудование: обручи, кубики.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое применение инструмента Artistic Media (Художественное оформление) программы CorelDRAW

Данное пособие адресовано педагогам, преподающим компьютерную графику (в частности, с использованием графической программы CorelDRAW) в учреждениях дополнительного образования, педагогам информатики с...

программа элективного курса "Практическое применение права"для учащихся 9 класса

Программа курса по выбору «Практическое право»  разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями  Концепцией профильного обучения, а так...

Урок-практикум с применением НРК "Практическое применение логарифмических уравнений"

Не секрет, что сейчас, в большинстве случаев, преподавание математики сводится к отработке умения и навыков решения задач, встречающихся в ЕГЭ, но не все учащиеся видят в этом заинтересованность в пре...

Методическая разработка. Светодиоды - полупроводниковые приборы, их практическое применение Преимущества и недостатки применения светодиодов на практике.

Цели занятия для педагога: повысить уровень знаний учащихся о полупроводниковых приборах, продолжить развитие у обучающихся творческого, технического мышления, логики, внимания. Продолжить формировани...

Картотека игровых упражнений с применением конструктора ТИКО "Логопедический сундучок" "Звуки" и "Буквы"

Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию...

«Применение моторной программы в структуре логопедического занятия по коррекции звукопроизношения»

Статья посвящена применению учителем-логопедом моторного планирования на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения. ...