Конспект бинарной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ. Инклюзивное образование.
план-конспект

Елена Николаевна Русак

Данное, разработанное мной, занятие содержит идею взаимодействия логопеда и воспитателя в старшей группе комбинированного вида при обучении детей умению составлять рассказ по сюжетной картине с использованием элементов технологии ТРИЗ и инклюзивного сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Цель: развитие коммуникации и социализации у детей с ОВЗ в группе сверстников, формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ № 15 п. Кулой»

СП «Детский сад № 123 «Снежинка»

Конспект бинарной НОД по развитию речи

в старшей группе

на тему

«Зимние забавы»

с использованием элементов ТРИЗ.

Инклюзивное образование.

Разработала:

Учитель-логопед

Русак Елена Николаевна

2022 г.

Аннотация.

Данное, разработанное мной, занятие содержит идею взаимодействия логопеда и воспитателя в старшей группе комбинированного вида при обучении детей умению составлять рассказ по сюжетной картине с использованием элементов технологии ТРИЗ и инклюзивного сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Цель: развитие коммуникации и социализации у детей с ОВЗ в группе сверстников, формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи логопеда:

  • Создать условия для психологического и эмоционального комфорта детей, их речевой активности. Воспитывать  умение  снимать физическое и эмоциональное напряжение.
  • Учить ориентироваться на своем теле.
  • Развивать дифференцированный плавный выдох.
  • Развивать зрительный анализ и синтез.
  • Учить отвечать на вопросы развернутым предложением.
  • Совершенствовать  грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных;  употребление существительных в родительном падеже;  использование в речи родственных слов).
  • Воспитывать внимание к собственной речи и к речи окружающих.
  • Воспитывать навыки целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображения, творческой фантазии в процессе решения изобретательских задач.

Задачи воспитателя:

  • Воспитывать  умение отгадывать загадки.
  • Обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах.
  • Расширять словарный запас по теме «Зима. Зимние забавы» за счёт слов-действий, слов-признаков.
  • Обогащать предметный словарь и его понятийный уровень новыми словами «сюрприз», «ситуация».
  • Активизировать  словарь признаков: белая, холодная, снежная, морозная.
  • Совершенствовать  умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций,  радоваться  успехам  других.
  • Воспитывать устойчивый познавательный интерес, инициативу, коллективность, стремление к активной деятельности.

Материал к занятию:

  1. Картинка с изображенными символами-«волшебниками»: ухо, глаз, нос, язык, рука.  
  2. Снежинки.
  3. «Картинки-загадки» на большом столе воспитателя под снежинками.
  4. Клубок белой веревочки.
  5. Магнитный мольберт, с приготовленными частями (заготовками) снеговика.
  6. Мячик.
  7. Фонограмма плясовой музыки «Ах вы, сени, мои сени».
  8. Экран с заставкой картины Н.В. Нищевой «Зимние забавы».
  9. Картина «Зимние забавы» из серии картин Н.В. Нищевой.
  10. Белые комочки на подносе. Коробочка для метания.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети сидят полукругом.  Логопед вносит картинку с прикрепленными скотчем снежинками, закрывающими на ней изображения частей тела (лица, рук).

Логопед: – Ребята, в вашей группе хозяйничают волшебники. Угадайте, кто они?  Помогите им избавиться от назойливых снежинок.

- Один говорит: «Я вижу» (цвет, форму, величину). Что это?

Дети отгадывают «глаза». Воспитатель  отрывает одну снежинку.

- Второй говорит: «Я слышу звук».  Что это? 

Дети отгадывают «ухо». Отрывает другую снежинку.

- Третий говорит: «Я чувствую запах».  Что это?

Дети отгадывают «нос». Отрывает третью снежинку.

 - Четвертый говорит: «Я пробую на вкус». Что это?

Дети отгадывают «язык». Отрывает четвертую снежинку.

Пятый говорит: «Я ощущаю поверхность (твердая, мягкая, гладкая, шершавая, холодная…), влажность,  температуру, форму, количество.  Что это?

Освобождают картинку «пальцы на руке».

Логопед:  - Волшебники на свободе, теперь догадайтесь, где они живут?

Дети: - На нашем лице живут УХО, ГЛАЗ, ЯЗЫК, НОС.

Логопед: - Волшебники очень любят зимние забавы и приготовили нам сюрприз, но где-то его спрятали.  А что такое «сюрприз»?  Хотите найти его? Тогда отправимся в путь.

Воспитатель (вносит клубок): - Поможет нам волшебный клубочек.

Для этого подготовим свои глаза, уши, носы, языки, руки, чтобы они помогли нам в поисках волшебного сюрприза.

2. Самомассаж  лица (по методике  О.И. Крупенчук)

Ручки растираем и разогреваем

И теплом лицо свое мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их потом сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Уголками губ мы щеки поднимаем,

А потом от носа к уголкам стекаем.

Под губой язык лежит,

Кулачок в него стучит.

Под другой губой лежит,

Другой кулак в него стучит.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке пальцами  стекаем.

Воспитатель: – Теперь пора в путь по волшебной «дорожке»-веревочке нашего клубочка!

Подходят к снежинкам, закрывающим «загадки-картинки» на большом столе воспитателя.

3. Упражнение на дыхание «Снежинки».

Логопед: – Посмотрите, на стол прилетели снежинки.  Сделайте короткий глубокий вдох носом, а губами сдуйте их, посмотрите, что они под собой спрятали! Дети стараются правильно дуть на снежинки.

4. Загадки.

Воспитатель просит четырех  детей отгадать освободившиеся от «вредных» снежинок «картинки-загадки» по описанию, а остальных  помочь, если они затруднятся.

  1. Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

  1. Две новые, кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

  1. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

  1. Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Воспитатель: - Молодцы, а теперь дальше ведет  нас волшебная «дорожка»-веревочка нашего клубочка. Садятся на стульчики перед мольбертом.

  1. Игра «Лепка снеговика».

Воспитатель: - Отгадайте загадку:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

Дети: - Снеговик!

Логопед: - Молодцы! Давайте мы с вами поиграем и «слепим снеговика», только не обычного, а волшебного. Для начала, давайте вспомним, с чего начинается лепка снеговика. Отвечайте полными предложениями, не торопясь и правильно. (Логопед помогает отвечать застенчивым ребятам, испытывающим трудности. Уточняет, исправляет и обобщает ответы детей.)

Дети: - Для лепки снеговика надо скатать снежные комья.

Логопед: - Сколько снежных комьев понадобиться, чтоб слепить снеговика?

Дети: - Понадобится 3 снежных кома.

Логопед: - Какие по размеру должны быть снежные комья?

Дети: - Первый - большого размера (поставим вниз), второй - среднего размера (поставим в середину), третий - маленький (поставим наверх). ( Из белого картона вырезаны круги, прикрепляем их на мольберт).

Логопед: - Все, готов наш снеговик?

Дети: - Нет.

Логопед: - Чего не хватает?

Дети: - У снеговика нет глаз.

Логопед: - Из чего, чаще всего делают глаза снеговику?

Дети: - Глаза снеговику делают из угольков.

Логопед: - Сделаем глазки. (прикрепляем черные магниты одинакового размера).

Логопед: - Чего еще нет у снеговика?

Дети: - У снеговика нет носа.

Логопед: - Из чего сделаем нос?

Дети: - Нос снеговику делают из морковки. (Крепим к снеговику нос, вырезанный из красного картона)

Логопед: - Чего еще нет у снеговика?

Дети: - У снеговика нет рта.

Логопед: - Из чего делают рот снеговику?

Дети: - Рот снеговику сделаем из веточки.

Логопед: - Сделаем рот. (Крепим рот, вырезанный из картона).

Логопед: - Чего еще нет у снеговика?

Дети: -  У снеговика нет рук.

Логопед: - Из чего сделаем руки?

Дети: - Руки снеговику сделаем из снежных комьев и веточек.

Логопед: - Делаем руки. ( Крепим снежные комья и руки-веточки, вырезанные из цветного картона).

Логопед:  - Чего не хватает у нашего снеговика на голове?

Дети: - Надо «поставить» на голову снеговика ведро.

Логопед: - «Ставим» ведро  (из картона).

Логопед: - Вот и готов наш веселый довольный снеговик.

 Логопед: - Мы лепили снеговика, старались и немного устали, давайте отдохнем.

  1. Физминутка. (Динамическое упражнение  «На дворе мороз и ветер» А. Ануфриева, О. Милюкова)

 Дети встают, выполняют движения, указанные в тексте, подговаривают логопеду.

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети. (ходьба на месте)

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают. (потирают ладонь о ладонь).

Чтоб не мерзли наши ручки,

Мы похлопаем в ладошки. (ритмичные хлопки).

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!  (быстрые ритмы)

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко (топают ритмично на месте).

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!  (быстрые ритмы)

Нам мороз теперь не страшен,

Все мы весело попляшем. (произвольные плясовые движения под музыку «Ах вы, сени, мои, сени!»)

Воспитатель катит «Волшебный клубочек» дальше. На пути у детей появляется «веселый» мячик.

  1. Дидактическая  игра  с  мячом «Зимние слова»

Воспитатель: - А сейчас  поиграем  с  мячом в игру «Зимние слова». Он спрашивает, а вы отвечаете:

Зима  - она какая? – кидает по порядку каждому из детей (снежная, морозная, холодная, вьюжная, метельная,  веселая, белая и т.д.)

 - Мячик «называет» слово, а  вы, ребята,  расскажите, что  оно  представляет, какие слова объединяет:

Снег – зима, лепим снеговика, играем в снежки, катаемся на санках, на лыжах.

Новый  год – наряжаем елку, отмечаем праздник, Дед мороз дарит подарки.

Варежки – идем гулять, надеваем на руки, тепло рукам, рукавички.

Гололед – мороз, очень скользко, лед, заливаем каток.

Морозно – холодно, иней, зима, гололед, одеваемся тепло.

Ситуация – (уточняют понятие) сюжет, происшествие, действие, история, событие.

Логопед. – Какие вы молодцы! Вот мы и подошли к сюрпризу наших волшебников ГЛАЗА, НОСА, УХА, ЯЗЫКА и ПАЛЬЦЕВ.  Клубочек привел нас к картине «Зимние забавы», на которой дети попадают в разные ситуации. (На экране появляется  картина Н.В. Нищевой «Зимние забавы». Ребята садятся на стулья.)  - Посмотрите внимательно на картину!

 - Руку поднимайте, по порядку отвечайте: кто что делает? Из отдельных «ситуаций» - действий ребят, изображенных на картине, составляется коллективный рассказ «Зимние забавы».

Итог деятельности.

Воспитатель (вносит картину «Зимние забавы»): - Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями.  Теперь эта картина остается у нас в группе,  и мы всегда сможем составить по ней рассказ о наших любимых зимних забавах.

 - Понравился вам сюрприз наших волшебников? Они дарят нам картину «Зимние забавы» и просят угадать любимые зимние забавы волшебников «Руки» и «Глаза» (вносит на подносе белые комочки).

- Правильно! Это – «Игра в снежки», а у нас игра называется «Меткий стрелок».

Воспитатель: - Вставайте друг за другом. По очереди подходите к коробочке и кидайте в неё снежок, ваша цель – закинуть комочек в коробочку. Молодцы!

Литература:

  1. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики / Учебное издание, Мозырь, 2003 г.
  2. Микляева Н.В.  «Инклюзивное образование детей с ОВЗ. Дошкольная группа. Учебник для вузов», Москва, «Юрайт», 2021 г.
  3. Нищева Н.В.  «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...