Тема: "Куличики"
методическая разработка

В процессе работы с детьми с диагнозом «Общее Недоразвитие Речи», возникла необходимость в подборе новых методов и приёмов, улучшающих результативность занятий. Сложность речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

 

Одним из таких методов является арт. - терапия, а именно использование кинетического песка. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным, личностно-ориентированным и здоровье сберегающим технологиям работы с детьми.

Еще в прошлом веке известный психолог и философ Карл Юнг говорил о пользе, которую приносят игры с песком. Он разработал технику активного воображения, которая во многом послужила теоретическим фундаментом песочной терапии. Автором методики работы с песком стала Дора Калф, которая ассоциировала песочницу со свободным и безопасным пространством, где каждый может выражать чувства, исследовать свой внутренний мир и делать открытия.

 

Еще в прошлом веке известный психолог и философ Карл Юнг говорил о пользе, которую приносят игры с песком. Он разработал технику активного воображения, которая во многом послужила теоретическим фундаментом песочной терапии. Автором методики работы с песком стала Дора Калф, которая ассоциировала песочницу со свободным и безопасным пространством, где каждый может выражать чувства, исследовать свой внутренний мир и делать открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метадическая разработка 2339.76 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по разделу:

«Предметно-практическая деятельность»

 «Программы воспитания» (модуль «Коррекционно-развивающая работа»)

Тема: «Куличики»

Методическое объединение воспитателей и специалистов структурного подразделения психолого – педагогической помощи детям с ТМНР

Воспитатель

Павленко Е.В

1 кв. категории

Петергоф

2023год


Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Павленко Елена Викторовна

 воспитатель

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

№18

Дата

Апрель 20223г.

Коррекционно - развивающая программа

«Предметно-практическая деятельность»

Социально-педагогическая услуга

Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально – педагогическим планом (предметно-практическая деятельность)

Тема занятия

«Куличики»

Форма занятия (кол-во детей)

Подгруппа  3 человека

Продолжительность по времени

30 минут

Тип занятия

Комбинированное

Цель занятия

Формирование навыков практической деятельности с сыпучим материалом (песок)

Задачи занятия

  1. обучающая
  2. коррекционная-развивающая
  3. воспитательная
  1. Учить набирать песок  рукой в формочку и делать куличики
  2. Развивать зрительно- двигательную координацию, мелкую моторику рук на основе практических упражнений и заданий.

3) Воспитывать интерес к совместной деятельности, стимулировать проявление эмоциональных реакций на раздражители.

Методы обучения

Словесные методы: объяснение, инструкция, работа с коммуникативными картами.

Наглядные методы: показ, демонстрация.

Практические методы: игровые упражнения, практические действия, игра.

Методическое и техническое обеспечение занятия

Используемые технические средства: коммуникатор, магнитофон.

Методические средства: коммуникативная доска, коммуникативная карта «Заниматься», картинка с изображением подснежников,  формочки, песок кинетический, песок кварцевый, планшет для игр с песком, салфетки, аудиозаписи.

Предварительная работа

Игры и упражнения с кварцевым  песком: «Песочный дождик», «Насыпание пересыпание», « Ползут змейки», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке» и т.д.

Игры и упражнения упражнения с кинетическим песком:  «Фигуры», «Кнопочки», «Трафареты», «Укрась платочек из песка» «Травка»; прослушивание аудиозаписей: «Звон капели», «Бежит ручей», «Пение птиц».

Использованная литература

1. Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с ТМНР /Под ред. В.Н. Асикритова, Т. А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ЛЕМА, 2015.

2. Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л. И. Кайкина и др.; под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.

 3.Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников 2-7 лет» ФГОС, Детство-пресс, 2021г.

4.Гребено Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке Песочная игротерапия: метод. Пособие для педагогов, родителей. СПб: Речь, 2007. – 98 с.


Ход занятия

Название упражнения,

Частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент 4  мин

Отработка жестов: приветствия .

Работа с коммуникативной доской, пиктограммами.  

Ритуал приветствия.

Цель:

-Формировать умение соотносить себя с изображением в зеркале

- Установить зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми.

.

Воспитатель подходит с детьми к коммуникативной доске.

-Девочки, время года- весна

-Будем заниматься.

-Дина, возьми карточку «Заниматься», отнесем в группу.

- Дина, повесь карточку на мольберт.

-У нас гости

- Поздороваемся. Привет!

- Кто здесь? Кто с нами?

- Кто здесь? Кто пришел?

- Оля.

- Здравствуй, Оля!

(ребенок указательным жестом показывает на себя, затем на зеркало).

Ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми.

- Кто здесь? Кто с нами?

- Кто здесь? Кто пришел?

- Лена.

Воспитатель показывает  символ «весна».

Педагог демонстрирует жест «заниматься».

Воспитатель с детьми переходят в групповую, полукругом рассаживаются на стулья

Дети смотрят на гостей, приветствую жестом. Жест «Привет»

Дети эмоционально реагируют, указывают жестом на себя, и свое изображение в зеркале.

  1. Мотивация образовательной деятельности 4 мин

Сообщение темы занятия

Игровое

упражнение

 «Весна пришла»

Задача:

формирование представления о весенних явлениях природы через зрительное, слуховое  восприятие

Сегодня будем играть с песком.

-Посмотрите в окно.

-На улице весна!

-Стало ярче светить солнце!

-Весной, капает капель. Слушайте.

-Расцветают первые цветы, подснежники.

-Смотрите, подснежники.

(воспитатель демонстрирует изображение подснежников)

Дети смотрят, воспринимают речь педагога.

Воспитатель подходит с детьми к окну.

Дети смотрят в окно на солнце.

Дети слушают, воспринимают звук капели.

Дети смотрят на изображение цветов, реагируют на зрительные стимулы.

  1. Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие 2 ми

Упражнение с песком «Рисунки на песке»

- Посмотрите, весной светит солнце.  

-Дорисуем лучики солнышку.

-Будем рисовать пальцем на песке.

-Смотрите, я рисую пальцем (показ действия)

- Лучики!

- А теперь вы будете рисовать.

- Оля, (Алина, Дина) будем рисовать.

- Рисуем пальчиком .

-  Лучики солнцу.

-Вот какое солнышко получилось!

- Хорошо у Оли (Алины, Дины) получается! Молодец!

Воспитатель с каждым ребенком выполняет упражнение.

Воспитатель предлагает детям дорисовать лучики к шаблону солнца на песке

Воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы.

Эмоциональный контакт. Ответная эмоциональная реакция

  1. Основная часть
  1. Актуализация имеющихся знаний 4 мин

Обследовательские действия с кинетическим песком.

Упражнение «Горка».

Цель: развитие захвата, удержания.

Отработка навыка сжимания и разжимания пальцев рук.

- Смотрите,  у меня есть коробка, в ней песок.

- Потрогай его. Вот так! Вот так!

- Сейчас будем делать  горку из песка.

- Я беру в руку песок и кладу его на поднос, прижимаю.

- Делаю  горку.

Опять  беру песок , прижимаю

-Делаю горку.

 (продолжаем до тех пор, пока не получится горка.).

- Горка! Вот какая горка!

(демонстрация действия, коментирование действий)

- А теперь вы будете делать горку! Я помогу.

- Оля, возьми песок и положи  на поднос, прижми.

(берет песок , кладет на поднос, прижимает).

- Смотрите, Оля делает горку!

- Еще бери песок и прижми. Я помогу тебе.

-Оля делает горку!

- Молодец, Оля!

(продолжаем до тех пор, пока не получится горка.).

Дети по очереди берут песок и делают горку.

- Смотрите! Какие замечательные горки из песка у нас получились!

-Молодцы!

-Сделали горку из песка!

Воспитатель предлагает детям построить горку из песка.

Дети по очереди с помощью воспитателя берут песок, надавливают на него, складывают горку.

  1. Физкультминутка 3  мин

Задача: снятие эмоционального и мышечного напряжения, выполнение двигательных действий с обручем.

Поиграли – отдохнем.

Слушаем музыку.

Возьмемся за обруч .

Выполняем движения.

- К нам весна шагает

  Быстрыми шагами.

 (воспитатель с детьми идет по кругу держась за обруч)

И сугробы тают

Под ее ногами.

(поднимают обруч вверх, опускают вниз)

Черные проталины

На полях видны

(идут по кругу в противоположную сторону)

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

(поднимают обруч вверх, опускают вниз)

-Молодцы!

-Хорошо, отдохнули, продолжаем заниматься.

Дети перемещаются от стола в центр групповой, встают в круг.

Девочки слушают, смотрят, выполняют совместно с  воспитателем упражнения

Ответная эмоциональная реакция.

  1. Изучение нового материала 9 мин

Практическое упражнение «Куличи»

Задача: учить набирать песок рукой в формочку и делать куличики.

Будем делать куличики

- Смотрите, вот такие куличики будем делать!

(демонстрация образца)

- Нам понадобятся: песок, формочки.

Инструкция:

-Я беру формочку и накладываю в нее песок.

- Прижимаю

- Еще кладу песок.

- Прижимаю.

- Полная формочка песка!

- Переворачиваю .

- Поднимаю формочку.

- Вот, такой куличик получился!

-Алина, возьми  формочку, клади песок в формочку. (при накладывании песка в формочку используется прием «рука в руку»)

-Прижми.

-Смотрите, Алина прижимает песок.

Переверни формочку на поднос

-Подними  формочку.

-Молодец Алина!

- Вот какой куличик получился!

Тоже воспитатель делает с  каждым ребенком.

- Девочки, смотрите! Вот  какие куличики у нас получились.

- Замечательные куличики у нас получились!

- Вы молодцы!

Дети перемещаются к столу

Смотрят за действиями педагога, слушают

С помощью воспитателя ребенок берет песок и кладет его в формочку.

Воспитатель демонстрирует каждый куличик и  

Дети смотрят, слушают.

  1. Заключительная часть
  1. Закрепление нового материала 2 мин

Отработка жестов.

Отработка приема обучения коммуникации с помощью «Гоу-ток 4».

Цель: узнавать себя на фото и показ на коммуникаторе.

- Что мы сегодня делали?

- занимались

- играли

-слушали

(воспитатель показывает жесты: «заниматься», «играть»,  «слушать»)

- Кто сегодня занимался?

Воспитатель на коммуникаторе показывает фото детей и предлагает каждому ребенку ответить на вопрос

- Дина.

-Алина.

- Оля.

- Молодцы девочки!

Дети слушают, смотрят, повторяют за воспитателем жесты.

Дети смотрят, нажимают изображения ,слушают  коммуникатор.

  1. Рефлексия (2мин)

Задача:

положительная оценка деятельности детей, создание ситуации успеха.

Ритуал завершения занятия

Мне очень понравилось, как вы занимались.

 - Дина порадовала: внимательно слушала, наблюдала.

Молодец!

-Оля-  умница! Мне понравилось, как ты рисовала на песке!.

- Алина, мне понравилось, как ты делала куличики!. Молодец!

-Наше занятие закончено, «заниматься  всё» (воспитатель показывает жест «все»)

-Дина, возьми карту «Заниматься» и отнеси ее в коробку.

Дина (Оля, Алина), попрощайтесь с гостями.. Пока, пока!

Дети прощаются с гостями, воспитанница убирает карточку «Занятие» с коммуникативной доски.

Выполняют жест «Пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты