Развитие дыхания при стёртой дизартрии
учебно-методический материал

Жирова Инна Николаевна

Рассматриваются виды дыхания, а так же методы и приёмы коррекции дыхания при стёртой форме дизартрии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАФРАГМАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ

Отработка четырехфазного дыхания проводится в положении лежа на спине, желательно сразу после сна. Ребенок укладывается на ровную поверхность, одна его рука кладется на диафрагму, другая на грудь. Сверху логопед кладет свои руки. При выдохе надавливают руками на диафрагму, затем на грудную клетку. При вдохе руки «отпускают» вначале диафрагму, затем грудную клетку. В дальнейшем логопед только контролирует правильность дыхания с помощью своих рук. Необходимо следить за тем, чтобы плечи и ключицы не находились в напряжении. В том случае, если у ребенка дыхание верхне-грудное или ключичное, логопед может занять положение за головой ребенка, придерживая коленями его плечи. Дыхание выполняют под счет, начиная с трех. Постепенно длина фаз увеличивается до семи секунд.

С детьми, имеющими выраженные дыхательные нарушения, рекомендуется использовать технику «парадоксального дыхания»: на вдохе живот и грудная клетка прижимаются руками, приподнимая диафрагму и опуская ребра. На выдохе живот медленно «надувается», выдвигая диафрагму вниз. После того как ребенок несколько раз выполнил упражнение, можно спросить его, насколько удобно так дышать, и вернуться к правильной технике дыхания.

НОСОВОЕ И РОТОВОЕ ДЫХАНИЕ

После того как навык смешанно-диафрагмального дыхания закреплен в положении лежа, затем сидя, проводятся упражнения (по четырехфазной схеме):

 Вдох и выдох через нос.

 Вдох и выдох через рот.

 Вдох через рот – выдох через нос.

 Вдох и выдох через левую ноздрю, затем через правую попеременно.

 Вдох через одну половину носа, выдох через другую.

 Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.

 Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

 Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями.

 Вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями.

Дети лежат на спине. На вдохе мышцы живота (на нем находится мягкая игрушка) поднимаются, на выдохе – опускаются. (Музыкальное сопровождение – Е. Крылатов «Лесной олень»)

Лежа на спине, держа руку на животе, дети на сильную долю выполняют вдох, на слабую – выдох. (Музыкальное сопровождение – Е. Крылатов «Крылатые качели»)

СОВМЕЩЕНИЕ НАВЫКА ДЫХАНИЯ С НАВЫКАМИ ДВИЖЕНИЯ

Упражнения  в положении сидя

 (либо на коленях, либо в позе лотоса (спина выпрямлена))

 «Тряпичная кукла». На вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опускается к коленям, спина сгибается.

На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками, голова опускается, спина сгибается.

Развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе – вперед.

Вдох попеременно правой – левой ноздрей. На вдохе правой ноздрей левую закрывает подушечка мизинца левой руки. На вдохе левой ноздрей правую закрывает подушечка большого пальца правой руки.

Упражнения в положении стоя

(спина прямая)

 «Солнцепоклонники». Ноги на ширине плеч, руки сложены домиком на уровне груди. На вдохе руки и голова поднимаются вверх, на выдохе – наклон, руки ладонями упираются в пол.

 «Тряпичная кукла–1». И. п. то же. Вдох – руки поднимаются вверх. Выдох – расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.

 «Дровосек». И. п. то же. Вдох – руки поднимаются вверх, пальцы скрещены. Выдох – напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.

 «Мельница». И. п. то же. Одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На вдохе и выдохе руки меняют положение.

 «Насос». И. п. то же. Руки опущены, ладони обращены вверх. На вдохе руки притягиваются к подмышкам. На выдохе руки опускаются ладонями вниз.

 «Яйцо». И. п. то же. На вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На выдохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.

 «Арлекин». И. п. то же. Руки в локтевых суставах раздвинуты в стороны параллельно полу, предплечья и кисти расслаблены. На вдохе движение предплечий и кистей назад, на выдохе через неплотно сжатые губы – вперед.

 «Черепаха». И. п. то же. На вдохе вытягиваем шею вперед. На выдохе (сквозь неплотно сжатые губы) – возвращаем на место.

 «Потягушки». И. п. то же. Руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота. На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются над плечами, локти слегка согнуты; прогибаемся в спине назад, запрокидываем голову; вытягиваемся вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе опускаемся вниз, достаем пальцами до пола.

 «Свеча». И. п. то же. Вдох. Начинаем медленно, ровно выдыхать воздух (пламя свечи не колеблется), выдох становится интенсивнее (стремимся загасить свечу), сильный резкий выдох (свеча погасла).

 «Росток». Ноги вместе. На вдохе расслабленные руки медленно поднимаем вверх, растягивая все тело (пятки не отрываются от пола, на выдохе медленно) опускаем руки, сгибаемся в поясе.

 «Пожар». Ноги вместе, руки перед грудью. На сильную долю – резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью, сжимающие грудную клетку; на слабую долю – непроизвольный выдох, руки возвращаются в исходное положение (муз. сопровождение в размере 2/4).

 «Упражнения с цветами» Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. На 1–8 такты поднимают руки вперед и делают вдох, на 2–16 такты опускают руки – выдох. (Музыкальное сопровождение – А. Жилин «Вальс»).

 «Лошадки отдыхают» (музыкальное сопровождение в размере 2/4). Дети стоят в кругу, руки на поясе. 1–я муз. фраза: на сильную долю делается вдох, на слабую – выдох носом. 2-я муз. фраза: на сильную долю – вдох, на слабую – выдох ртом. 3-я фраза: на сильную долю – вдох, на слабую – выдох носом. 4-я фраза – на сильную долю – вдох носом, на слабую – выдох ртом.

 «Кошка» (музыкальное сопровождение в размере 2/4). Стоя, кисти на уровне живота. На вдохе выполняются повороты вправо–влево с легким приседанием.

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного постепенного выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов. Упражнения выполняются в положении сидя, стоя (дыхание четырехфазное).

 «Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог «ха») греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разогреву голосовых связок и всегда предшествует речевым упражнениям.

 «Надоедливый комар». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. Вдох – руки разводим в сторону. Выдох – очень медленно («чтобы не спугнуть комара») соединяем руки, одновременно произнося «з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.

 «Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи расправлены. Вдох. На одном выдохе произносим 5–10 звуков [ф], затем чередуем звуки [ф], [в]. При произнесении каждого звука помогаем себе, прижимая диафрагму.

 «Пушинка». И. п. то же. Вдох. На одном выдохе произносим 3–7 слогов «фу». При произнесении каждого слога помогаем себе, прижимая диафрагму.

 «Тряпичная  кукла–2». Упражнение аналогично дыхательному (блок 3). При выдохе произносится прерывный длительный звук [м].

 «Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище согнуто и расслаблено. Вдох. На выдохе медленно выпрямляем позвоночник, представляя, что каждый позвонок – это звено молодого бамбука. Одновременно прерывисто произносим звук [м], как бы посылая его в каждый позвонок-звено.

 «Корни». Вдох. На выдохе после полузевка тянем звук [а], представляя, что наши ноги превращаются в корни деревьев и вместе со звуком уходят в землю.

 «Резиновый круг». Вдох. На выдохе произносим звук [о], представляя себя кругом, из которого выходит воздух (вначале громко, затем все тише и тише).

 «Фонарь». Вдох. На выдохе тянем звук [а], представляя, что в груди находится столб света, который вырывается наружу вместе со звуком.

 «Ворона». Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднимаем руки через стороны вверх – вдох, медленно опускаем руки – выдох, произносим: «Кар!».

 «Самурай». Сидя по-турецки; руки свободно лежат на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а-на-хат, о-хо-хам. А – правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и. п.; на – левая рука вытягивается вперед, кисть в кулаке, возврат в и. п.; хат – руки, сжатые в кулак, идут в стороны и к полу, возврат в и. п. О – правая рука через середину поднимается вверх, возврат в и. п.; хо – левая рука поднимается через середину вверх, возврат в и. п.; хам – поднимается, и опускаются обе руки.

 «Антенна». Вдох. На выдохе произносим звук [и], представляя себя длинной, тонкой антенной, направленной вверх.

 «Разноцветный фонтан». Произносим 3–5 звуков ([а], [о], [у], [э], [и]), представляя себя разноцветным фонтаном воды, который пробивается наружу.

 «Кто больше?». Упражнение направлено на увеличение длины выдоха. Вдох. На выдохе произносятся цепочки гласных звуков (далее открытые слоги с этими же звуками): а, ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуэ, аоуы, аоуэы; о, оа, оу, оэ, оы, оау, оаэ, оаы, оауэ, оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы, уаоэ, уаоы, уаоэы; э, эа, эо, эу, эы, эао, эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу, ыэ, ыао, ыау, ыаэ, ыаоу, ыаоэ, ыаоуэ.

Перед тем как произнести строку стихотворения, надо сделать вдох и на выдохе медленно, спокойно проговаривать текст.

Сказать тебе нужно немало,        Спокойно надо говорить,

Но с этим не надо спешить.         Не торопиться, не спешить.

Спокойно подумай сначала,         И станет наша речь красивой,

Потом начинай говорить.                И четкой, и неторопливой.



Предварительный просмотр:

СИЛА ГОЛОСА

Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания и с использованием сохранных звуков.

 Увеличение силы голоса ([а], [о], [у], [э], [ы]). Например: а а а а А А А А.

 Увеличение силы голоса (парные согласные). Например: Ф Ф ф ф в В В В.

 Уменьшение силы голоса ([а], [о], [у], [э], [ы]). Например: А А А а а а.

 Уменьшение силы голоса (парные согласные). Например: З З З з с с с с.

 «Ухабы»: У У У У У У у у у У У У У У У, о о о о о О О О О О О о о о о.

 «Междометия». Произносим тише – громче: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «эй-эй-эй».

 «Имитации». Подражаем рычанию собаки ([р]), гудку парохода ([у]), вою ветра ([в]), жужжанию пчелы ([ж]), писку комара ([з]), насосу ([с]) и т. д., произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.

 Пропевание гласных звуков А-Э-И-О-У и слогов МА-МЭ-МИ-МО-МУ по гамме с изменением силы голоса и тональности.

 Пропевание каждой ступени лада на слоге МА (музыкальное сопровождение РЕ-МИ-РЕ-ДО-МИ-РЕ) с изменением тональности.

 Пропевание каждой ступени лада на слогах ДА, ЛА, МА (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ре-ми).

 «Эхо». Логопед произносит звук [а] то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует так же повторить.

 «Три волны» – вдох, на выдохе произносится звук [э] тихо, громче, громко с движениями рук, имитирующими плавательный жест.

 «От тихого к громкому». Дети изображают, как пыхтит ежик в лесу, который подходит к ним все ближе и ближе: пых-пых-пых!

 «От громкого к тихому». Дети представляют, как улетает от них филин все дальше и дальше: ух-ух-ух!

 «Вороны».

Вот под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Кар-кар-кар! (Громко.)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Кар-кар-кар! (Тише.)

Спать ребятам не давали,

Только к ночи умолкали.

Кар-кар-кар! (Тихо.)

ДИАПАЗОН ГОЛОСА

Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.

 «Имитации». Подражание голосам взрослых животных и птиц и их детенышей. Упражнение можно дополнить имитацией движений животных и птиц.

 Повышение и понижение голоса по схеме, в соответствии с движением руки логопеда (гласные, слоги).

 «Маляр». Имитируем движение маляра, который красит забор, одновременно с движениями руки вниз-вверх понижается и повышается голос.

 «Этажи». Выбирают любое односложное слово из трех звуков (бом, дом...). Логопед произносит его максимально низко, затем предлагает ребенку произнести его чуть выше, затем сам произносит еще выше и т. д. дома или подъемом на лестницу.

 «Птичий гомон в лесу». Пропевание пяти основных тонов лада вверх и вниз на слоге ЛЯ в тональностях ре-мажор, ми-мажор, фа-мажор по 3 раза: тихо (далеко), чуть громче (ближе) и громко (совсем близко).

 Произнесение гласных звуков на твердой атаке («бабочки взлетают») и на мягкой атаке («полет бабочек»).

 «Самолет взлетает». Под музыкальное сопровождение пропевать на звуке [у] 5 ступеней лада вверх и вниз в тональности ре-мажор на мягкой атаке тихо, громче, громко.

 Пропевание слогов и предложений с повышением тона под музыкальное сопровождение (соль-ля-соль, соль-ля-соль, соль-ля-соль-фа-ми-ре-до)

Ай-ай-ай, ай-ай-ай, рано утром ты вставай.

        Ой-ой-ой, ой-ой-ой, будем песню петь с тобой.

Эй-эй-эй, эй-эй-эй, мы поем, как соловей.

        Ой-ой-ой, ой-ой-ой, хорошо нам петь с тобой.

        Ай-ай-ай, ай-ай-ай, громче песню подпевай.

 «Сказки». Разыгрываем сказки по ролям («Три медведя», «Маша и медведь» и др.).

Во всех видах этой работы нужно учить ребенка слышать изменения силы, тембра, высоты, улавливать нюансы эмоциональной окраски голоса. В этой работе активизируются не только собственно слуховые ощущения, но и зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные ощущения. Так, в упражнениях, требующих вокализации с закрытым ртом сонорного звука [м], [н], дети учатся чувствовать и контролировать ощущения вибрации тканей носа, придерживая крылья носа рукой. Такие упражнения способствуют развитию тембра голоса.

Полезны инсценировки песен, при исполнении которых надо менять силу, высоту, тембр голоса. Например, «На лесной полянке» (сл. П. Кагановой, муз. Б. Кравченко).

По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.

1.        Утром рано на лесной поляне

        Звонко, звонко зайчик барабанит:

        Тра-та-та. (3 раза.)

2.         Из берлоги вылез медвежонок

        Топать, топать начал он спросонок:

        Топ-топ-топ. (3 раза.)

3.         Лягушата делают зарядку,

        Пляшут, пляшут весело вприсядку:

        Ква-ква-ква. (3 раза.) И т. д.

ИНТОНАЦИЯ РЕЧИ

В занятия по воспитанию дыхания голоса и артикуляции включаются упражнения на развитие интонационной выразительности речи. Формирование интонационной выразительности является одним из ведущих направлений коррекционной работы по устранению проявлений стертой дизартрии. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. Работа по формированию интонации ведется по схеме: ее различение на слух, репродукция, продукция. Эта работа осуществляется в направлении от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации. Немаловажное значение здесь имеет и зрительный анализатор.

 

Такие гномики (веселый, спокойный и вопросительный) очень помогают детям овладеть интонационной выразительностью речи. Сначала дети слушают и отгадывают, какой гномик говорит, затем повторяют за ними и, наконец, сами говорят от лица того или иного гнома.

– Определи, какой гномик говорит (спокойный, радостный, вопросик):

Детям подарили книги! Детям подарили книги. Детям подарили книги?

– Посмотри, какой гномик у тебя в гостях, и скажи предложение так, чтобы ему понравилось:

1. Это красивый шарф. Это красивый шарф! Это красивый шарф?

2. Звонко поют птицы. Звонко поют птицы! Звонко поют птицы?

3. Витя принес цветы. Витя принес цветы! Витя принес цветы?

Дети также учатся произносить междометия, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека: радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ой! Ай-ай-ай!».

Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка №1 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией

Представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям, имеющим детей со стёртой дизартрией, и даны  методические рекомендации при выполнении артикуляционных упражнений....

Памятка № 2 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией

Даны рекомендации для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией, по автоматизации.звуков....

Консультация для родителей и педагогов на тему: "СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ"

ДИЗАРТРИЯ- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С] с ребёнком с ОНР III со стёртой дизартрией.

Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук [С] с механической помощью и по подражанию. Продолжать учить выделять звук [С] из ряда...

Сборник заданий по формированию фонематических функций у детей со стёртой дизартрией

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией....

Пособие по дифференциальной диагностике "Отличие функциональной дислалии от стёртой дизартрии"

Целым рядом наблюдений было установлено, что дети, страдающие неясной, непонятной, на первый взгляд  проблемой. как бы имеют тождественные дефекты. Однако глубокое изучение позволило выдели...

Развитие силы голоса при стёртой дизартрии

данные приёмы и упражнения позволяют эффективно развивать силу голоса, диапазон , интонацию....