Возможности ИКТ в дошкольном образовании
статья

Дроздова Татьяна Евгеньевна

Консультация для педагогов. Материал раскрывает проблемы внедрения ИКТ в образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_ispolzovaniya_ikt_v_doshkolnom_obrazovanii.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности ИКТ в дошкольном образовании

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Использование современных ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. И в настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Одним из важнейших направлений модернизации образования стала информатизация всех сфер образовательного процесса.

По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:

-повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;

-обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;

-обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

-повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).

Решение этих задач носит стратегический характер и решается на общегосударственном уровне.

Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности, расширяя ее возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов обучения и воспитания.

ИКТ в образовании

Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

-использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

-использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

-использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Анализ технических средств на базе ИКТ

К техническим средствам на базе ИКТ относятся:

-компьютеры;

-мультимедийные проекторы;

-интерактивные (электронные) доски;

-планшеты;

-сканер;

-принтер;

-цифровой фотоаппарат;

-видеокамера;

-мультимедийное оборудование и пр.

Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий педагогу удобно:

-составлять списки детей;

-собирать сведения о родителях;

-вести диагностику развития детей;

-создавать различные бланки документов;

-оформлять родительские уголки;

-делать консультации и рекомендации для родителей;

-создавать всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др.

Проблемы внедрения

информационно-коммуникативных технологий

в образование

Наиболее сложным для педагогов является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует, во-первых, оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения.

Наличия хорошей материально-технической и ресурсной базы ДОУ не достаточно для того, чтобы процесс информатизации образования действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов - овладение педагогами новыми для них формами работы.

Проблемы и недостатки применения ИКТ в ДОУ

Самая важная проблема в применении ИКТ заключается в том, что педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности. А так же:

-Компьютер и Интернет чаще используется в личных целях для хранения информации (фотографий, работ и пр.), для общения в Контакте с друзьями, реже для поиска научно-методической информации;

-Цифровой фотоаппарат используют все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах, а стенгазеты и стенды оформляются редко;

-Имея дома цветной принтер и компьютер не все педагоги создают папки-передвижки, консультации для родителей, оформляют родительский уголок;

-У большинства педагогов нет сканера и поэтому отсутствует возможность сохранения детских работ;

-Не все педагоги в своей работе используют TV и DVD плеер, так как не знакомы с формами проведения подобных мероприятий;

-Мультимидийный проектор имеется только в музыкальном зале, что препятствует его использованию;

-Не часто, но используется видеокамера,  и некоторые педагоги создают фильмы о детях в качестве подарка на выпускной;

-Недостаточная методическая подготовленность педагога;

-Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;

-Бесплановость, случайность применения ИКТ.

Анализ данной ситуации позволяет  выявить ряд противоречий между:

-потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;

-желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;

-неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;

-возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;

-потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;

-существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности  и необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.

Использование возможностей ИКТ

в образовательном процессе способствует:

-активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости детей;

-достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;

-повышению уровня комфортности обучения;

-повышению активности и инициативности детей

Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развитой личности.

Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют своевременной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.

Особые требования по использованию компьютера в работе с детьми

Использование ИКТ в работе с детьми регламентируется Инструктивно-методическим письмом Минобразования РФ от 14 марта 2000 г. N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ:

-Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю;

-Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут;

гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности;

-Компьютерная техника, которая используется в ДОУ, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающий ее безопасность для детей;

-Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса;

-Категорически запрещается использование ИКТ, построенных на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оздоровительных возможностей музыки в дошкольном образовании

Тезисы к Городской научно-практической конференции "Современное образование: традиции и инновации" (Москва, ГБОУ СПО ПК №5, 2011)...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольном образовательном учреждении  в условиях инклюзивног...