Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования».
методическая разработка

Отчет по профессиональному развитию «Дефектологическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольном образовательном учреждении  в условиях инклюзивного образования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Белочка»

ОТЧЕТ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Учителя-дефектолога за 2021-2024 годы

«Дефектологическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольном образовательном учреждении  в условиях инклюзивного образования»

Подготовила

Гайдарова Эльвира Абдурахмановна,

учителя-дефектолога

г. Нижневартовск, 2023 год

Отчет по профессиональному развитию

учителя-дефектолога  МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Махмудовой Зайнаб Абдурахмановны

Тема самообразования: «Дефектологическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольном образовательном учреждении  в условиях инклюзивного образования».

Дата начала работы над темой: «01» сентября 2021 года.

Предполагаемая дата окончания работы над темой: «31» мая 2024 года.

Цель: повышение теоретического и научно-практического уровня профессионального мастерства и компетенции учителя-дефектолога в оказании педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования.

Задачи:

1. Повысить профессиональный уровень в области инклюзивного образования и сопровождения детей с ОВЗ путем изучения методической литературы, передового педагогического опыта, курсов повышения квалификации.

2. Внедрить инновационные технологии сопровождения воспитанников с ОВЗ в образовательном учреждении.

3. Разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут и рабочую образовательную программу для детей с ОВЗ.

4. Осуществлять психологическое просвещение педагогов, и родителей (законных представителей) по вопросам речевого развития детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов, мастер-классов, родительских собраний).

5. Обобщить и распространить свой педагогический опыт посредством участия в семинарах, конференциях, в городском методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов и воспитателей компенсирующей и комбинированной направленности, публикации материалов на в сетевых педагогических сообществах: http://Wix.com.,  https://nsportal.ru/ 

Планируемые результаты:

  • повышение теоретического и научно-практического уровня профессионального мастерства и компетенции учителя-дефектолога в области инклюзивного образования;
  • использование в практической деятельности учителя-дефектолога  полученных знаний по сопровождения детей с ОВЗ;
  • повышение уровня успешной интеграции, адаптации и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (разработка индивидуального образовательного маршрута, рабочей образовательной программы для детей с ОВЗ);
  • разработка просветительских материалов по изучаемой теме (памяток, стендовой информации, консультаций, психологических практикумов);
  • обобщение опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования.

Источники самообразования: специализированная литература (методическая, научно-популярная литература, периодические издания), сетевые педагогические сообщества, семинары, городское методическое объединение городском методическом объединении педагогов.   Курсы повышения квалификации, научно-практические конференции различного уровня.

Выполнение теоретического этапа плана профессионального развития

Анализ профессиональных затруднений по данной проблеме

Сроки: сентябрь 2017.

Форма работы: Самоанализ.

Практические выходы: анализ профессиональных затруднений выявил потребность в углубленном изучении темы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Дети с ОВЗ - неоднородная по составу группа дошкольников. В настоящее время основной  контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют как дети с нарушениями речи, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. Учитель-логопед   должен идти вперед более быстрыми темпами, изучать новые методики, материалы, технологии для создания системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ОВЗ в социуме.

Формулирование  темы самообразования, постановка цели и задач в своей работе 

Форма работы: проектирование плана по самообразованию.

Практические выходы: разработан план по самообразованию на 2021 – 2024 годы.

Изучение методической литературы по выбранной проблеме самообразования.

Сроки: октябрь – декабрь 2021 г., далее в течение каждого учебного года.

Направления деятельности: теоретическое изучение методических материалов по теме. Изучение информации по проблеме и имеющегося передового опыта.

Практические выходы: при подборе диагностического инструментария и разработке планов и программ коррекционно-развивающей работы изучила методические пособия, программы, а также их элементы в зависимости от целей практической деятельности.

Программы коррекционной направленности

  • Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий по  развитию интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сфер дошкольника (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет) Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А.
  • Программа «Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Тарасовой Т.Н.
  • Психологическое сопровождение дошкольников. Данилова С.И.
  • Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников. А.В. Можейко.
  • Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина.
  • Развитие коммуникативных способностей и социализация детей дошкольного возраста. С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая.
  • Программа «Развитие личности ребенка 5-7 лет в детском саду» Добина Н.И.
  • Программа «Коррекция личностного развития дошкольников» Мараловой В.Г., Фроловой Л.П.
  • Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5, 6-7 лет. Карпова С.И., Мамаева В.В.
  • Интеллектуально — развивающие занятия со старшими дошкольниками М.Р. Григорьева.
  • Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.
  • Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития.
  • Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
  • Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт.-сост. М.Ю. Михайлина.
  • Исханова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
  • Кириллова Ю.В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО.
  • Программа «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов», Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс.

Программы коррекционной направленности с использованием ИКТ-технологий

  • Программа СИРС (система интенсивного развития способностей)

Программы диагностической направленности

  • Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР Авторы-составители: А.М. Быховская, Н.А. Казова Методический комплект программы Н.В. Нищевой Т.А.
  • Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Фотекова Т.А. Москва 2000 Аркти.
  • Стребелева,    Е.А.    Психолого-педгогическая  диагностика  нарушений развития  детей  раннего  и  дошкольного возраста [Текст]:  пособие  для учителя-дефектолога  /Е.А.  Стребелева,  Г.А. Мишина.-М.: Владос, 2008.-143 с.

Повышение квалификации

Сроки: не реже 1 раза в три года.

Форма работы, направления деятельности: курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, WEB-семинарах.

Результат: удостоверения о повышении квалификации, сертификаты об участии в вебинарах.

Прошла курсы повышения квалификации:

Наименование программы ДПО

Год и место  проведения

Кол-во

 часов

1

«Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

2020 год,

«Луч знаний», Красноярск

72 часа

2

«Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях                   ФГОС ДО»

2021 год,

«Луч Знаний»

Красноярск

72 часа

3

I Югорский нейропсихологический форум

2023 год,

г. Когалым

8 часов

Участвовала в вебинарах, конференциях, семинарах, WEB-семинарах, семинарах-практикумах:

Участие в вебинарах, семинарах, конференциях, акциях.

Год

                                      АУ «ИРО» ХМАО-Югры

2021

«Организация деятельности ПМПК ХМАО - Югры в соответствии с современными требованиями»

2021

Окружная конференция по вопросам реализации ФГОС для лиц с ОВЗ, в т.ч. направлений системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим  трудности в освоении основных образовательных программ

2021

«Современные коррекционно-развивающие  и  здоровьесберегающие  технологии, обеспечивающие инновационную практику инклюзивного образования»

2022

«Доступная ранняя помощь детям и их семьям: эффективные практики дошкольных образовательных организаций Югры»

2022

«Оказание коррекционно-развивающей помощи обучающимся с нарушениями слуха после операции кохлеарной имплантации»

2022

«Поддержка детей с особыми образовательными потребностями: эффективные практики и перспективы»

2022

«Социокультурные практики для людей с расстройствами аутистического спектра»

2023

Региональный        семинар        «Деятельность        психолого-педагогического        консилиума образовательной организации по сопровождению различных категорий обучающихся»,

30 октября 2023 года

2023

Региональный семинар   «Эффективные   методы   и   технологии   оказания   психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи специалистами пППМС-центров»,

2 ноября 2023 год

2023

Региональный семинар-практикум «Особенности консультирования семьи ребенка с ОВЗ специалистами ПМПК и ППк», 28 июня 2023 года

2023

Региональный семинар   для   специалистов   психолого-педагогических   консилиумов   образовательных организаций «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей», 24-25 апреля 2023 года

2023

Региональный семинар «Актуальные вопросы деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций ХМАО-Югры», 31 января 2023 года

2024

Региональный семинар «Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха в образовательной организации», 08 февраля 2024 года

ФРЦ МГППУ

2021

«Сенсорные особенности детей с РАС. Стратегии помощи»

2021

«Возможности организации образования и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС»

2023

Межрегиональный онлайн-семинар для руководителей и специалистов ТПМПК

Профессиональное сообщество «Преемственность в образовании»

2023

«Организация полного цикла сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации»

ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»

2022

«Организация работы логопедической службы в образовательной организации»

2023

«Разработка ИОМ обучающегося на основании заключения ПМПК»

ФГБНУ «ИКП РАО»

2023

«Семья особого ребенка»

Участие в конференциях, семинарах, заседаниях ГМО

Сроки: согласно плану методической работы МАДОУ № 10 «Белочка», ГМО  педагогов.

Направления деятельности: посещение семинаров, проведение мастер-классов, открытых занятий.

Практические выходы: расширение профессиональных компетенций по теме самообразования: выступления на ГМО педагогов, участие в научно-практических конференциях, теоретико-практических семинарах.

Выполнение практического этапа плана профессионального развития

Создание программно-методической документации по теме самообразования

Сроки: сентябрь – май.

Направления деятельности: разработка и подбор методических, дидактических пособий.

Практические выходы:

Разработка методических материалов по познавательному и речевому развитию детей: конспекты занятий, раздаточный материал, наглядные пособия «Четвертый лишний», «Времена года», «Доскажи историю», «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Запомни и назови», «Дорисуй букву», «Раздели по звукам».

Разработка памяток и подбор материала для консультаций, презентаций по просвещению родителей и педагогов: памятки, консультации, буклеты, презентации, мастер-классы.

Методические разработки с использованием коррекционно-развивающих технологий сопровождения воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении: картотека игр кинезиологических упражнений,  дыхательной  гимнастики, картотека игр по развитию мелкой моторики, картотека игр с LEGO-конструктором,

Коррекционно-развивающая работа с детьми

Сроки: сентябрь – май.

Форма работы:

  1. участие в разработке и реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи совместно со специалистами психолого-педагогического консилиума МАДОУ №10 «Белочка»»;
  2. разработка и реализация коррекционно-развивающих занятий «Формирование психологической готовности детей с умственной отсталостью  к обучению в школе».

Практические выходы:

Реализация на практике адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ, коррекционно-развивающих занятий для дошкольников с РАС и МН.

Взаимодействие с родителями

Сроки: сентябрь – май.

Направления деятельности: психологическое просвещение родителей по проблемам взаимоотношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья, особенностей их воспитания и развития.

Практические выходы: консультации, родительские собрания, мастер-классы.

Материалы представлены в сетевых педагогических сообществах: http://Wix.com.,  https://nsportal.ru/. 

Взаимодействие с педагогами

Сроки: сентябрь – май.

Направления деятельности: психологическое просвещение педагогов по вопросам воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, особых образовательных потребностей.

Практические выходы: консультации, родительские собрания, мастер-классы, открытые занятия.

Материалы представлены в сетевых педагогических сообществах: http://Wix.com.,  https://nsportal.ru/ .

Взаимодействие с социальными партнерами

Сроки: сентябрь – май.

Направления деятельности: разработка и реализация маршрутов реабилитационно-образовательного сопровождения детей с особенностями развития в рамках межведомственного взаимодействия между МАДОУ ДСКВ №10 «Белочка» и учреждениями социальной защиты, культуры и спорта.

Практические выходы: реализованный маршрут реабилитационно-образовательного сопровождения детей с особенностями развития.

Выполнение оценочного этапа плана профессионального развития

Анализ проделанной работы по теме самообразования

Сроки: май.

Направления деятельности: самоанализ по теме самообразования.

Практические выходы: определение степени достижения ожидаемых результатов и выстраивание перспективы дальнейшего самообразования.

Распространение опыта работы по самообразованию на практических семинарах, заседаниях ГМО,   сетевых педагогических сообществах

Сроки: сентябрь – май.

Направления деятельности: презентация опыта работы, выступление на мероприятиях.

Практические выходы: консультации, родительские собрания, мастер-классы, доклады, консультации, открытые занятия.

Материалы представлены в сетевых педагогических сообществах: http://Wix.com.,  https://nsportal.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

психологическое сопровождение -система профессиональной деятельности педагога-психолога, включающая в себя взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и ко...

Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении

В статье рассказывается об опыте создания условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. В школе успешно реализуются проекты, направленные ...

Доклад на тему:"Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении"

Статус ребенок с ОВЗ, нормативно-правовая база, инклюзивное образование, аттестация обучающихся с ОВЗ....

Психолого- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

Аннотация: статья посвящена психолого- педагогическому сопровождению  обучающихся с ОВЗ в МКОУ Устьянцевской СОШ, которое является неотъемлемой частью образовательного процесса и выступает как...

Организация предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ЦПМПК

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования-создание систе...