Нравственная сфера и интеллектуальная недостаточность
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Опыт работы с детьми нозологической группы "интеллектуальные нарушения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennaya_sfera_i_intellektualnaya_nedostatochnost.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственная сфера и интеллектуальная недостаточность.

    Мы сейчас живем в стремительно меняющемся мире. Школа, где учатся дети с интеллектуальными нарушениями, учреждение особое, и за знаниями мы обращаемся к Черниговской Т.В., занимающейся проблемами мозга. Над этими проблемами работают во всем мире, но педагогам важно то, что Татьяна Владимировна обладает редким даром делиться своими знаниями в форме, понятной всем тем, кто озадачивается этим вопросом. Черниговская утверждает, что мир сошел с ума, и максимум лет за 10 мы можем оказаться в обществе праздных людей, чей труд возьмут на себя машины, и высвободившееся время не будет потрачено на сложение виршей, игре на лютне или кифаре. Ибо люди в нравственном отношении не изменятся с той же скоростью. Поэтому воспитанию духовно нравственной личности следует уделять максимум внимания.

   Каждый человек обладает мозгом, состоящим из чудовищного числа нейронов (более 100 млрд), вступающих во взаимодействие (до 10 тысяч связей). Наш мозг строит сложнейшую нейронную сеть. Чем больше количество этих связей, тем активнее человеческий мозг. Обучение меняет качество мозга.  Электроэнцефалограмма олигофренов характеризуется худшей выраженностью альфа-ритма: у нормальных детей 13-14 лет альфа-ритм регистрируется у 75%, у олигофренов же только у 19%. В свою очередь у олигофренов чаще встречаются дельта волны, т.е. налицо глубокое нарушение функционального состояния корковых нейронов.

    При олигофрении психологический дефект определяется тотальной недостаточностью способности к абстрактному мышлению, т.е. ни возраст, ни специальное лечение и обучение не приведут к снятию диагноза. У людей с отклонениями в развитии сохраняются определенные умственные способности, но они на всю жизнь останутся в стадии конкретности.

       Недостаточно развитый интеллект может быть причиной соскальзывания олигофренов на путь совершения антисоциальных поступков, поэтому так важно развивать нравственную сферу ученика.

       Необходимым условием формирования нравственной сферы является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношения друг с другом, в процессе которых усваивается социально-исторический опыт, получаются представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

         Поиски путей обновления содержания воспитательного процесса детей с мягким вариантом олигофрении, т.е. с дебильностью, привели меня к идее вовлечения школьников в танцевальное движение. Будучи по своему существу не творцом, а копиистом, олигофрен в своей деятельности руководствуется примером других.    Действительно, наши ученики обладают неплохой способностью к подражательной деятельности. Учтя все это, мы – учитель физкультуры, педагог-организатор, классный руководитель, обращаясь к личности ребенка, учитывая его особенности, стали подбирать для детей индивидуальные, парные и групповые танцы.  

      Нам было важно создать необходимые условия для проявления индивидуальности, формирования основы культуры общения и построения межличностных отношений. Да, на начальном этапе занятий танцами можно было наблюдать неуверенность, стеснительность, опаску показаться смешным, но этот период прошел очень быстро. Скоро ученики разных возрастов стали вставать в пары, взаимодействовать в группах, помогать новичкам осваивать танцевальные движения. Танцы развивают коммуникативный, нравственный, физический потенциал, это подтверждается опытом нашей работы. Танцор прослушивает музыку, усваивает ритм, соединяет движение и музыку.  Мозг во время танца работает активнее, вероятно, это утверждение можно распространить   и на состояние мозга олигофрена.

    За шесть лет было поставлено более 70 танцев. Разумеется, мы стремились учесть как особенности личности каждого ребенка, так и их возможности.  Пиком нашей работы стал танцевальный конкурс «Вальс, вальс, вальс», проведенный весной 2018 года. Мы подготовили 17 пар, а с учетом того, сколько детей посещает школу (чуть более сотни человек), это очень значительная цифра.  Участников объединили и по несколько пар в группы, подобрали для каждой группы свою мелодию, продумали награждение каждого из участников специальными дипломами для танцоров, разработали критерии оценок для жюри, смогли достойно экипировать всех участников, что в условиях невысокого достатка большинства семей было и нашей заботой.  Праздник открывали студийцы, пришедшие в нашу школу, чтобы показать, к чему стоит стремиться и чего может достичь упорным трудом почти каждый из них. Среди танцоров было 4 ученика, чей диагноз требовал обучения по сниженным программам – дети с диагнозом «имбецил». С нашей стороны это было не снисхождение, а кропотливая работа с такими детьми. Лучшим юношей-танцором стал именно ученик-имбецил.

   Этот день стал нашим общим большим праздником. И после него  вновь  звучало в школьных коридорах: когда репетиция? Когда мы будем выступать? А самым значимым для нас, занимающихся с детьми танцами, стало в том же году желание девятиклассников, готовящихся к «Последнему звонку», подарить школе на прощание свой танец, исходившее от юношей, до той поры не танцевавших в школе. Практически все выпускники были задействованы в танцевальных номерах. В тот памятный год впервые у нас выпускалось три класса, мы не могли уместиться в стенах небольшого школьного спортивного зала. На помощь нам пришла администрация Культурного центра «Дом Озерова», давшая выпускникам возможность оказаться в праздничной атмосфере большого зала. Незабываемый был год, словно бы подводивший черту.

   Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, сохранить и упрочить истоки национального, то, что нас объединяет и делает одним народом. Поэтому все чаще мы обращаемся к народным традициям. Нас не удивляет, что ученики нашей школы не говорят о том, что хоровод это нечто допотопное, давно отжившее, они с охотой разучивают хороводы – дети разных возрастов, мальчики и девочки.  Как оказалось, мы неожиданно для самих себя уловили тенденцию к возрождению хороводной культуры в нашей стране. В Москве, Питере, во многих русских городах народ объединился в движение «Хороводы России». Пошел процесс усвоения социально-исторического опыта, появилась надежда, что наши дети смогут сделать нравственный выбор.

     Последним праздником, показавшим, чего можно добиться подобной формой работы в школе, стала программа «Чтим прошлое, храним настоящее, верим в будущее». Участники программы объединились со зрителями в общий хоровод под рожденную нами текстовку:
   В городе Коломне кремль стоит высокий
   Здесь венчался Дмитрий, князь наш синеокий.
   А теперь Коломна еще краше стала
   Эта песня хороша, начинай сначала!
Но можно смело утверждать, что танцы для детей с умственной отсталостью – дело важное, нужное и перспективное, что доказала практика.

Литература.

Клинико-генетические исследования олигофрении. Под редакцией М.С. Певзнер, М., Педагогика 1972 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Развитие мотивационной сферы обучающихся с ДЦП и интеллектуальной недостаточностью.

Особенности построения урока для детей со сложной структурой дефекта в целях развития мотивационной сферы....

Исследование компенсаторных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью в нравственном воспитаниии

Сказать про ребёнка "умственно отсталый"- это всё равно, что сказать про человека, что он болен, но не сказать при этом какой болезнью. Изучение наиболее простых органических компенсаторных прцессов п...

Развитие сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью

        Наблюдая за детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в развитии, сталкиваемся с тем, как трудно ребёнку выразить свои мысли, бывает даже одно слово сказать правильно сост...

Духовно-нравственное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью на основе православных духовных ценностей.

Формирование и развитие духовно-нравственного потенциала развивающейся личности ребенка с ОВЗ на основе православных духовных ценностей....

Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью предложен материал  для учителей физической культуры , котор...

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью...