Развитие мотивационной сферы обучающихся с ДЦП и интеллектуальной недостаточностью.
статья на тему

Акимова Нина Константиновна

Особенности построения урока для детей со сложной структурой дефекта в целях развития мотивационной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_motivatsii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мотивационной сферы обучающихся с ДЦП  в школе VIII вида.

Основной задачей учителя в школе VIII вида является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно- познавательной мотивации учебной деятельности.

        У школьников с нарушением интеллекта наблюдается достаточно низкий уровень учебной мотивации. Работа педагога, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

* актуализация уже сложившихся ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

* создание условий для появления новых мотивов, целей

* коррекция дефектных мотивационных установок

* изменение внутреннего отношения ребенка как к уровню своих возможностей

Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации.

Для того, чтобы правильно организовать учебную деятельность в школе VIII вида, необходимо знание особенностей психического развития ребёнка с умственной отсталостью, и, учитывая эти особенности, умение правильно выстроить урок, с учетом специальных требований.

Особенности психического развития детей с УО.

Наиболее характерными чертами детей с интеллектуальной недостаточностью  являются:

а) общее недоразвитие всей психики.

б) Инертность мышления, замедленность, трудности переключения, использование стереотипов.  Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей.

 в) Неустойчивость, отвлекаемость внимания, недостаточность процессов синтеза и анализа. .

г) Слабость  мышления  резко  снижает  качество  памяти. Наиболее неразвитым оказывается логическое запоминание В то же время механическая память может оказаться сохранной. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью обычно запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным.

Мотивационно - потребностная сфера школьников с интеллектуальной недостаточностью  неустойчива, мотивы ситуативны. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности. Характерная черта ребенка с интеллектуальной недостаточностью - отсутствие у него интереса к познанию.

Специальные требования к построению урока в школе VIII вида.

  1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
  2. Упрощение структуры урока в соответствии с психофизическими возможностями учеников
  3. Повторность и её вариативность при обучении на всех этапах урока;
  4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, на практическую деятельность ,что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

От услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у умственно отсталого ученика меньше 10 % содержания, 30 % , при опоре на наглядность. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.                                                                                                              

Выделяются следующие ключевые установки  для формирования учебной мотивации:

- интегрированные уроки.

- нестандартные формы проведения урока

- гибкая система поощрения и порицания

- проектная деятельность учащихся.

- использование игровых технологий 

- использование информационных технологий 

Использование приемов стимулирования мотивации на различных этапах урочной деятельности.

Организационно-подготовительный:

У умственно отсталых детей создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. На этом этапе эффективны упражнения, направленные на активизацию внимания, восприятия.    По содержанию эти упражнения могут быть арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картинками  Так, например,  тема урока может быть задана в виде разгадывания кроссворда.

Основной этап:

На основном этапе решаются главные задачи урока. Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Нельзя забывать, что у  умственно отсталых учащихся при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией.

На этом этапе очень эффективно для развития познавательной деятельности использование игры как средства обучения с применением компьютерных технологий. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.  Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. В ходе игры происходит соревнование. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создаёт атмосферу эмоциональной напряжённости. А как известно материал лучше запоминается только на эмоциональном подъеме. Игры способствует вниманию, памяти, приучают к быстрой реакции, логичности рассуждений, воспитывает коллективизм, поддерживает интерес к дальнейшему изучению предмета. В играх дайте почувствовать умственно отсталым детям их значимость. 

Заключительный этап.

На этом этапе идёт проверка и оценка знаний. И здесь тоже существует своя специфика. Умственно отсталые учащиеся не всегда понимают значения оценки, сути ее. Стараются получить хорошую оценку только для похвалы. Поэтому оценки должны тщательно комментироваться.  Стимулирующая  иногда ставится не совсем объективно, а за прилежание.  

Правильно понятая оценка приводит к критичности в учебной и трудовой деятельности. Проверять нужно не только знания, но и, что особенно важно, общую образованность: мобильность, глубокое мышление, наличие творческих возможностей.

Умственно отсталый ученик должен захотеть усваивать учебный материал. 

Благодаря использованию коррекционно-развивающих упражнений на развитие высших психических функций, познавательных игр, программированных заданий с использованием КТ, наблюдается положительная динамика обучаемости учащихся. У учащихся наблюдается  более устойчивая концентрация внимания, улучшение памяти, речи, мышления, повышается мотивация к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка

презентация по теме "Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка"...

Презентация Power Point: "Формы и методы работы на занятиях по повышению мотивационной сферы обучающихся"

Потребность – «Хочу»Мотив - «Зачем мне это надо?»Цель – «Что для этого надо сделать?»Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала....

Педагогический совет. «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»

Представлена презентация проведения педагогического совета «Формы и методы  работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»...

Тестовый контроль как средство развития мотивационной сферы обучающихся (из опыта работы). Презентация

Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых педагогических технологий. Успех деятельности в условиях рынка определяется умением принимать нестандартные решения, решитель...

Тестовый контроль как средство развития мотивационной сферы обучающихся (из опыта работы).

С наступлением XXI века и развитием процесса глобализации мирового пространства  своевременно встал вопрос о приобщении жителя нового века к мировой культуре, о приближении его образовательного у...

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках информатики в рамках реализации ФГОС.

Мотив достижения - это стремление личности добиваться спехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.Показатели развития мотивации к обучению выступают...