Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках информатики в рамках реализации ФГОС.
статья по информатике и икт

Мощанова Оксана Александровна

Мотив достижения - это стремление личности добиваться спехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.

Показатели развития мотивации к обучению выступают:

- интерес к обучению;

- активность обучающихся  в процессе обучения;

- отношение к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новопетровская средняя общеобразовательная школа

Валуйского района Белгородской области»

Развитие мотивационной сферы  обучающихся

на уроках информатики

в рамках реализации ФГОС.

Подготовила доклад  учитель информатики Мощанова О.А.

2018 год

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» 

К.Д.Ушинский

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих обучающихся.

Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией. Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.

Мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.

Показателями развития мотивации к обучению выступают: 


  • интерес к обучению;

  • активность обучающегося в процессе обучения;

  • отношение к обучению.

Для повышения мотивации необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
  • организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
  • самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
  • видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

 

1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала. 

       Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учеников, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

        Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно обучающимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от обучающихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности обучающихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у обучающихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.

       Информационно бедный материал также не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности. Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания обучающихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.                  

МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ

Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.

В этой статье мне хотелось бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.

Прием первый: обращение к жизненному опыту детей

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с обучающимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

Пример 1.

В 9 классе при изучении темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах», мы составляем расчёт покупок для празднования дня рождения. Знакомимся с простейшими математическими встроенными операциями.

Пример 2.

Так, при изучении тем по «Базам данных» (11 класс)  в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет принтер. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы "Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения принтера с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ, как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет в «Базах данных», что, кстати, и является основной темой урока.

Пример 3.

По этой же теме предлагаю выполнить проект по созданию Базы данных для хранения и поиска часто используемой информации. Ребята самостоятельно определяют тему своего проекта. Например: подарок маме «Справочник кулинарных рецептов». Источником информации служат записные книжки мам. Такая База данных позволяет надёжно сохранить и быстро найти в домашнем компьютере любой рецепт.

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что обучающиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Ведь не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.

         Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.

Прием второй: создание проблемной ситуации

Проблемное обучение.

Огромное значение в формировании познавательной активности имеет проблемное обучение. Чем оно привлекает?
1. Новую информацию обучающиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
2. В ходе решения проблемы обучающийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
3. Темп передачи информации зависит от обучающегося или группы обучающихся.
Повышенная активность  обучающихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
4. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Обучающиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Техника проблемного обучения включает в себя такую деятельность учителя и обучающегося, как:
Организация проблемной ситуации.
Формирование проблем.
Индивидуальное или групповое решение проблем обучающимися.
Проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретенных знаний в теоретической и практической деятельности.

Вообще, в практической реализации проблемного обучения можно выделить пять этапов.
составление плана решения проблемы;
выдвижение и обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка решения проблемы;
повторение и анализ процесса решения.

Приведу пример реализации идей проблемного обучения при изучении темы:
1. Тема «Основы алгоритмизации» (9 класс) . Как поменять местами содержимое двух кружек. (Добавить ещё одну).
2. Тема «Обработка графической информации» (8 класс). Рисуем виноградную гроздь. Как быстрее нарисовать большое количество одинаковых ягод? (Операция копирования).
3. Изучаем тему «Программирование циклических алгоритмов», проблема: как подсчитать сумму цифр числа, где одна и та же операция должна использоваться несколько раз.

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед обучающимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

4. «Компьютер, универсальное устройство для работы с информацией» (8 класс)

Можно ли «заставить» «старые» компьютеры работать быстрее?

Далее обучающиеся выдвигают различные гипотезы решения проблемы и составляют алгоритм действий по их проверке:

 выбор программы для тестирования системной платы;

 тестирование, сравнение рабочих характеристик устройств различных ПК;

 определение устройств, требующих модернизации;

 выбор устройств, совместимых с конкретной системной платой;

 поиск в Интернете фирм по продаже комплектующих ПК в регионе;

 выбор по прайс-листам комплектующих для модернизации «старых» компьютеров и запись соответствующих рекомендаций;

Следует отметить, что в результате изучения темы несколько компьютеров действительно были модернизированы, и ребята проверили их производительность, работая в среде программирования Visual Basic.

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед обучающимися ставится  проблема, преодолевая которую, ученик осваивает  знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

Примеры

1) Очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. Поэтому я сама преобразовываю тему, формулируя ее проблемно. «Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”.“Алгоритм – это … ” вместо обычного “Понятие алгоритма”.«Функции «редактора» вместо «Редактирование документа».

2) Вопросы, задаваемые в ходе урока. В учебниках информатики предложено много заданий и вопросов. Например:

  • Что такое информационная модель?
  • Какие действия можно выполнять над папками?
  • Что такое чип?
  • Назовите основные устройства компьютера.
  • Что понимается под производительностью компьютера?

Все эти вопросы направлены на то, чтобы, прочитав учебник или выслушав объяснение учителя, дети могли воспроизвести информацию, которую они поняли и запомнили. В действие включаются такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Но можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, дети мыслят? воображают? Скорее всего - нет. Почему? Потому что вопросы носят репродуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и усвоения школьниками информации, фактического материала. Известно, что "пустая голова не рассуждает" (П.П. Блонский).

 

Что такое информационная модель?

Можно ли эту модель назвать информационной?

Какие действия можно выполнять над папками?

Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами (или наоборот)?

Что такое чип?

Чип – это микропроцессор?

Назовите основные устройства компьютера.

Мышь является основным устройством компьютера?

Что понимается под производительностью компьютера?

Количество элементарных операций, выполняемых за одну минуту – это производительность компьютера?

     

           Однако нельзя обходиться только репродуктивными вопросами, можно их переформулировать, превратив их в проблемные. Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта, школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация.

3) Вашему вниманию предлагается проблемная задача с противоречивым способом решения. Изучая тему «Обработка числовой информации в электронных таблицах», изучение темы «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки» (9 класс), предлагаю задачу по суммированию чисел из двух столбцов. Непременное требование задачи – формулу суммы обязательно копировать. Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения. Далее предлагаю решить эту же задачу, внеся небольшие изменения - добавив ещё один столбец - «сумма в руб» и ячейку с текущим курсом доллара. Условие копирования формулы сохраняется. Для решения задачи ученики пишут формулу =E6*G1.При копировании формулы в столбце F будут получаться самые неожиданные результаты. При помощи вопросов (что у вас получается в столбце F? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) разговор подводится к понятию «абсолютная адресация». Таким образом, данная задача создаёт проблемную ситуацию, которая была выстроена мною целенаправленно.

4) В качестве парадоксальной ситуации мы также используем софизмы. Вы, конечно, знаете, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.

Третий прием: ролевой подход и деловая игра

Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным, даёт возможность учителю даже самый сложный для понимания материал сделать доступным для усвоения. При этом ребята младшей и средней школы охотно исполняют свои роли и учатся, играя. Для многих из них становится очевидным, что практически любая формула описывает реальный процесс или объект в жизни.

Глубокое понимание изучаемого материала, как правило, обеспечивает успешное продвижение в знании.

Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих обучающихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока. На уроках в старших классах использую такие ролевые игры, как «Создание малого предприятия», «Социологический опрос» и т.д., в ходе которых обучающиеся выполняют и защищают проекты.

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера. Вызывают большой интерес у обучающихся конкурсы творческих работ, на которых они могут показать все свои практические навыки работы с компьютером. Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным, даёт возможность учителю даже самый сложный для понимания материал сделать доступным для усвоения. При этом ребята младшей и средней школы охотно исполняют свои роли и учатся, играя. Для многих из них становится очевидным, что практически любая формула описывает реальный процесс или объект в жизни.

В этом случае ученику (или группе обучающихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Пример 1: На уроке в 9-м классе при изучении темы «Начала программирования» базовых циклических алгоритмических структур в роли исполнителей команд циклов выступают сами обучающиеся. Предлагаю ребятам придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов:

 цикл с известным количеством повторений действий (цикл с параметром)
(команда исполнителю: «Сделай пять приседаний!»);

 цикл с предусловием
(команда исполнителю: «Пока есть силы, приседай!»);

 цикл с постусловием
(команда исполнителю: «Приседай, пока не устанешь!»).

Такое моделирование позволяет легко понять суть циклических структур и не требует заучивания блок-схем: достаточно вспомнить ролевую игру и представить цикл графически или программно, владея соответствующими формальными языками.

Пример 2: Урок в 9-м классе изучение темы «Массивы». Для усвоения понятий «информационный массив», характеристики массива и операции над элементами массива в роли элементов выступают обучающиеся класса. Они сами дают имя массиву (например, 9 класс). Каждому присваивается свой номер в массиве (индекс). По команде учителя ученик по индексу называет значение элемента (например, свою фамилию, если массив имеет строковый тип; или свой рост, если тип числовой и т.д.) В результате выполнения операций над массивом ребята перестраиваются по возрастанию, убыванию и т.д. Затем уже без особых проблем описывают массив и операции над ним, используя знаковую форму представления информации.

Пример 3: Игра "Веришь, не веришь”

 Верите ли вы, что…

Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)

В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)

Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’

Пример 4. Конкурс "Ищи ответы в приведенном тексте”  

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами.

"Этот процесс орнитологи называют миграцией”

"Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки”

"Он всегда имел запас калькуляторов”

         Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу,  как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив какой-нибудь раздел, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу Word или Excel. В качестве поощрения можно добавлять баллы за оригинальность созданного кроссворда.

Также очень эффективен, особенно, в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д.

Четвертый прием: решение нестандартных задач

Задачи такого характера предлагаются обучающимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении тем «Математические основы информатики», учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую. Это весьма нудное и не требующее особых мыслительных действий занятие, по моим многолетним наблюдениям, не представляет никакого интереса для обучающихся. Но тема «Математические основы информатики» есть в существующем образовательном стандарте, а значит, обязательна к изучению. Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:

Пример 1: «Узнай знак зодиака»

Изучая тему «Системы счисления» в декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления. Сравните построенную вами фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и запишите название знака.

При изучении темы «Кодирование информации» показываю ребятам, как можно зашифровать текст и обмениваться такими посланиями между собой. Это очень нравится детям. После чего я нередко сама получаю от них зашифрованные послания с вопросами и ломаю голову, ища ключ к шифровке, поддерживая игру, что немало способствует созданию взаимопонимания между мной и учениками.

Пример 2: «Шифр Цезаря»

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

Для психологической разрядки на уроках, требующих сосредоточенности и больших умственных усилий использую задания, позволяющие ненадолго переключиться на другие области знаний.

Пример 3. «Опознай пословицу»

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)

2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

3.Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

4. Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)

 

 

 Пример 4. «Ребусы».

 

  Пример 5:  «Кроссворды».

        Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Обработка текстовой информации” (8 класс), в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу.

Пример 1. Кроссворд по теме “Информационные технологии”.

1.Текстовый файл; объект, создаваемый в текстовом редакторе, содержащий печатный текст.

2.Строка в базе данных, основной элемент структуры БД.

3.Поле, применяемое для ввода логических данных в БД.

4.Поле, в котором наряду с числом изображены денежные единицы в БД.

5.Столбцы в БД, основной элемент структуры БД.

6.Информация, содержащаяся в строках и столбцах (символы, тексты и т.д.).

7.Поле, которое имеет свойство увеличивать числа на единицу.

8.Поле, хранящее до 65535 символов.        

9.Оценка будущих перспектив в ЭТ.

10. Процесс разметки диска на сектора и дорожки для записи данных

Пятый прием: исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все обучающиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение обучающегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.

Пример 1: «Роль компьютера в современном обществе», «История создания и развития компьютера», «Компьютерные преступления», «Компьютерные вирусы» (9,10,11 классы),  ученики готовят эти работы с целью более полного освещения данной темы и высказывают собственную трактовку поставленной проблем.

Пример 2: После  изучения темы «Векторная графика. Растровая графика» в

7 классе. Создание проекта по теме «Вращение земли вокруг солнца».

При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала. Выполняя один проект, можно изучить параллельно как минимум две темы. Например, при изучении темы «Технологии информационного моделирования» в 11 классе  можно изучить электронные таблицы, как средство создания и исследования модели.

Пример 3: Исследовательский проект «Прогнозирование численности населения города Валуйки».

Этапы моделирования:

1. Постановка задачи, определение необходимых исходных данных для компьютерного моделирования.

2. Поиск информации о численности населения г. Валуйки за последние 10 лет.

3. Создание табличной модели исходных данных в программе M.S.Excel

4. Сознание графической модели динамики численности населения

г. Валуйки.

5. Определение типа графической модели.

6. Запись математической модели, соответствующей графику.

7. Вычисление коэффициентов математической модели с использованием функций Excel.

8. Тестирование модели на известных значениях численности.

9. Корректировка модели.

10.Прогнозирование численности населения с использование созданной математической модели.

11. Анализ результатов.

        Важным мотивом для обучающихся среднего звена при изучении таких  тем, как «Компьютерная  графика и анимация», «Создание презентаций» (8 класс) , является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам в начальной школе.

            Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать связи практической значимости, применимости результатов исследования, научной строгости и доказательности, наличие творчества. Исходя из представляемых на научно-практических конференциях работ, можно выделить следующие виды работ:

  • Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
  • Рефераты - работы, предполагающие подбор информации по выбранной теме из большого количества источников.
  • Эксперимент - работы, имеющие задачу визуализирования известных научных фактов, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
  • Исследовательские работы по информатике можно разделить на 3 больших блока, включающих в себя все виды исследовательских работ описанных выше:
  1. доклады (рефераты);
  2. проекты, связанные с использованием языка (системы) программирования;
  3. проекты с применением современных информационных технологий (презентации, web-дизайн, flash-технологии).

Шестой прием: творческие работы

        Основной целью информатики, является не только обучение работе на компьютере, но и использование его как средства для развития ученика. Несомненно, формирование и развитие творческих способностей обучающихся через познавательные и развивающие игры, через выполнение различных творческих заданий - важный этап на пути к собственно научно-исследовательской деятельности.
На уроках информатики обучающиеся знакомятся со множеством новых понятий и терминов: алгоритм, информация, курсор, процессор и т. д. Дети этого возраста способны достаточно хорошо запомнить большой объём материала, «вызубрить», т.е. изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах требуется усвоить новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она будет непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой. Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без выделения и осознания взаимосвязей, без формирования логического мышления.
      Один из методов, способствующих осознанию материала, –
метод образного представления. Большинство детей хорошо воспринимают информацию, которая представлена в форме занимательного сюжета: сказки, рассказа и т.д.

1. Тема «Компьютер будущего» вдохновила многих на свой проект.

2.При изучении темы «Алгоритмы и исполнители» ребята составляют алгоритмы для фантастических роботов. В качестве примера организации литературного творчества детей при изучении информатики можно привести такие задания: написать сочинение «Про алгоритм, файл, каталог и ...». Главные герои произведения - понятия информатики, с которыми дети познакомились к этому времени. Характеры выбранных персонажей должны соответствовать содержанию описываемого понятия (например, для Алгоритма, скорее всего, будут характерны последовательность аккуратность, строгость и т.д.)
3.При изучении способов передачи информации, мы осваиваем различные приёмы её кодирования; ученики сами изобретают свои коды, при этом, вспоминая, где они встречали коды для шифровки букв. И здесь на помощь приходят известные литературные произведения. В рассказе Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки» преступник применяет оригинальный код для записи своих угроз. В рассказе Эдгара По «Золотой жук» главный герой находит сокровища, разгадав шифрованное письмо. С примером закодированной информации обучающиеся встречаются и в «Путешествии к центру земли» Жюля Верна. Прочитав эти рассказы, можно заполнить табличку «пляшущих человечков» и расшифровать с помощью её надпись. Самим написать тайную записку, используя этот код. Придумать свои собственные способы кодирования информации.
4. Знакомясь с различными системами счисления, ребята учатся переводить числа из одной системы счисления и при этом выполняют различные творческие задания. Например: перевести координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную. Отметить точки на координатной плоскости и соединив их получить симпатичного зверька. Ещё больше ребятам нравиться придумывать такие задания самим.
5. А с каким удовольствием обучающиеся  при повторении и закреплении изученных тем, таких, как «Информация и информационные процессы», «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»  самостоятельно придумывают вопросы к викторинам, проводят конкурсы «Что? Где? Когда?». Дома готовят вопросы и проводят игры на уроках
6. У меня есть ученики, которым я могу дать опережающее домашнее задание. Например, подготовить тему следующего урока, например тема «Всемирная паутина» и самостоятельно его провести.
7. Конечно же, нельзя переоценить возможности традиционных методов исследовательской деятельности: проблемно-реферативного и информационно-реферативного. Например, по таким темам, как «Роль компьютера в современном обществе», «История создания и развития компьютера», «Компьютерные преступления», «Компьютерные вирусы» (10,11 классы),  ученики готовят эти работы с целью более полного освещения данной темы и высказывают собственную трактовку поставленной проблем.

Коллективное творчество

        Результатом изучения темы «Обработка графической информации» (8 класс) является проект «Магазин игрушек». При выполнении этого творческого задания не только закрепляется изученный материал по данной теме, но и осуществляется обмен информацией по сети.
      Сначала ребята активно обсуждают, как должен выглядеть конечный результат и распределяют работу. После выполнения отдельных фрагментов рисунка каждый ученик собирает по сети картинку у себя на экране компьютера. При выполнении этого задания используется математический термин «симметрия». После того как освоены первичные навыки работы в локальной сети, школьники применяют их в таких прикладных проектах, как «Вернисаж индивидуальных или групповых рисунков», «Выпуск стенгазеты» (при помощи текстового редактора) и др.
       Изучение темы «База данных»  также предоставляет огромные возможности для творческой и познавательной деятельности. Учениками составляются: записные книжки, где указаны не только имена и адреса друзей, но и их хобби, вид спорта, которым они занимаются, любимая музыка книги, фильмы и др. банк данных любимых артистов (певцов) с перечислением самых известных их ролей (альбомов, песен), фактов из их биографии и др.

 Межпредметные связи.

          Трудно переоценить значение обучающих программ, как по информатике, так и по другим дисциплинам; таким как география и английский язык, где ученик, играя, экспериментируя, получает знания методом проб и ошибок. Ученик имеет право на ошибки и собственное мнение.
Программа TRAVEL – это путешествие по всем странам и материкам, история их открытия. Знакомство с биографией путешественников. Работая с ней, ребята одновременно учатся работать с компьютером, и знакомятся с важными географическими открытиями, учатся пользоваться справочниками и гипертекстом.
English – это путешествие по волшебной стране. Через элементы игры ребята получают знания по английскому языку и совершенствуют навыки работы устройствами ввода, учатся пользоваться справочниками.

Использование сети Интернет

        Проведение занятий с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких занятий активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
    Услугами сети Интернет обучающиеся пользуются при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий, при подготовке к ОГЭ. Главная задача открытого банка заданий ОГЭ по информатике — дать представление о том, какие задания будут в вариантах экзамена по информатике, и помочь выпускникам сориентироваться при подготовке к экзамену. Работать с открытым банком можно самостоятельно или под руководством учителя. Можно сочетать  позадачную  подготовку к экзамену с систематическим повторением курса информатики основной и старшей школы, используя те учебники и задачники, по которым учитесь. Такая стратегия позволяет успешно подготовиться к экзамену.

      Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы. 

       Наличие компьютерной техники в классе позволило мне проводить уроки на основе проблемно-ориентированной технологии, уроки-практикумы. На этих уроках обучающиеся получают индивидуальные задания и пытаются сами выполнить его, используя полученные теоретические знания. С трудом полученная информация запоминается надолго. Очень нравится мне проводить уроки-семинары. На этих уроках ученики обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина.

       

      В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников — и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А если активно вовлекать учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучат друг друга.
    Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «
Хотите мотивировать детей — найдите общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощряйте добрые начинания каждого, хвалите за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка

презентация по теме "Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках иностранного языка"...

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС...

Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...

Активные методы обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что о...

« Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

Главной задачей музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, н...

Презентация: « Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

Главной задачей музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, н...