« Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»
методическая разработка по музыке

Савенков Виталий Анатольевич

     Главной задачей музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальное деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, исполнительские навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx179.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Чеботарская специальная школа – интернат»

Доклад

на тему: « Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

http://ekoner.ru/wp-content/uploads/2016/03/3f6528f83009c955c907a6ffae60e068-e1459262606818.jpg

                                                                                             

                                                                                     Доклад подготовил

учитель музыки: Савенков В.А

2017-2018 уч.год.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС.

     Главной задачей музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальное деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, исполнительские навыки.

       Важнейшей задачей эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в труде или в спорте, в общественной работе. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Это - наблюдение за явлениями жизни и искусства, понимание их многообразия; ориентированность в культурном многообразии, участие в жизни социума; овладение способностью к реализации творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям; планирование, контроль и оценка учебных действий, умение корректировать свои действия; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; умение воспринимать окружающий мир во всём его многообразии.

Исходя из главной задачи музыкального воспитания выделяется триединая цель, стоящая перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Цели образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Воспитывающие:

  • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • активизировать творческие способности.

       

  Коррекционные:

― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии, корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

             

                                Обучение по ФГОС

          Главной задачей в контексте требований ФГОС является рассмотрение в комплексе личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов обучения младших школьников музыке.

    Какие же личностные умения могут быть сформированы на уроках музыки?

Личностными результатами изучения курса «Музыка» является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

-  реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.

Регулятивные :

- умение  строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме ;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные :

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- умение устанавливать простые аналогии  (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

Коммуникативные :

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы).

Предметные:

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно)   динамики (громко - тихо);
  • определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы  в звучании   различных   музыкальных   инструментов,    в том  числе  и  современных    электронных;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

  • Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
  • Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

Обучающийся научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
  • проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
  • воспринимать   музыку  различных   жанров;
  • эстетически    откликаться    на  искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему  в  различных  видах  музыкально   творческой    деятельности;
  • общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения  различных   художественных    образов.
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса

обучающиеся должны

знать:

характер и содержание музыкальных произведений;

   уметь:

правильно сидеть или стоять при пении  - с расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи ; выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные; громкие, тихие);

передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом) слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях.

Предметные:

Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:

Обучающийся получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или пластике;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

 Обучающийся научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных  определений, представленных в учебнике для 2 класса;
  • понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета;
  • узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса

обучающиеся должны 

Знать:

  • характер и содержание музыкальных произведений;
  • музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).

Уметь:

  • петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
  • выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
  • одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережают друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
  • правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
  • правильно передавать мелодию в диапазоне ре1— си1;
  • различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
  • различать песню, танец, марш;
  • передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
  • определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные)

                     Урок – одна из основных педагогических форм, в которой происходит целенаправленная встреча ребенка с музыкой; и педагогу необходимо создать условия, чтобы такая встреча состоялась. Урок должен быть пронизан творчеством как педагога, так и ребенка, но при этом оставаться уроком. Умелые педагогические действия необходимо рассматривать как главное условие воспитания творчества учащихся.

К постановке проблемы относится система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, умение находить новые решения и варианты индивидуального прочтения того или иного произведения. Такое общение учителя и учеников на уроке рождает у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – так как нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность. Это большая сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивидуальности ребёнка в своем развитии.

Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей.

Что же мы понимаем словом творчество?

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Ценность творчества, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Уроки музыки могут способствовать развитию продуктивной творческой деятельности у учащихся, т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.

Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Какие пути и педагогические приемы для продуктивной творческой деятельности в процессе общения с музыкой мы можем обозначить?

Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Но и важно, чтобы разговор о музыке не подменял саму музыку.

         Активизация творческих способностей учеников на уроках музыки применяется в различных вариантах творческих заданий. Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к личному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.

Например, при освоении понятия «лад», можно воспользоваться импровизацией, основанной на принципе «ролевой игры»: предложить взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных ситуациях. Дети на примере этого задания раскрывают взаимосвязь между внутренним и внешним миром.

Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса.

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся. Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

Уровень музыкального развития учащихся коррекционной школы значительно ниже соответствующего уровня их сверстников из массовой школы. Звуковысотный слух, ладовое и музыкально – ритмические чувства развиты у них значительно слабее.

В начале обучения многие дети оказываются не в состоянии воспроизвести даже отдельные фразы мелодии простой детской песенки, не могут назвать знакомых песен и тем более спеть их.

Специфика музыкально-слуховых данных умственно отсталых детей ярко проявляется при обучении их пению: нечистое интонирование, плохая память (с трудом усваивают мелодию и текст), отсутствие музыкальной выразительности. Речевые и артикуляционные недостатки вызывают затруднения в дикции, дефекты моторики мешают выработке правильной позиции корпуса, головы, рук, ног при пении.

Отклонения от нормы в познавательной деятельности, эмоционально – волевом развитии умственно отсталых детей сказывается и на их музыкальной восприимчивости. Учащиеся специальной (коррекционной) школы по сравнению с учащимися общеобразовательной школы более упрощённо реагируют на музыкальные произведения. Музыка не вызывает у них «тонких» переживаний. Без проведения специальной работы умственно отсталые дети не могут следить за «течением» музыки, слушать произведение до конца, часто отвлекаются, утомляются. Характер музыкального произведения и тем более его содержание усваиваются ими со значительными трудностями, собственные высказывания о музыке крайне бедны и стереотипны.

            Основными видами музыкальных занятий специальной (коррекционной) школы являются пение и слушание музыки. Дети участвуют также в музыкально-ритмических движениях, музыкальных играх, сказках, инсценировках, музыкально-литературных композициях, викторинах. Урок музыки включает в себя различные виды музыкальной деятельности школьников с использованием средств, активизирующих работу, повышающих внимание и интерес.

                 Для активизации познавательной деятельности на уроке музыки и во внеурочное время используются самые разнообразные виды музыкальной работы: работа с наглядностью, использование материалов народного творчества и литературных произведений, дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения, инсценирование, игра на детских музыкальных инструментах, постановка музыкальных сказок.

      Уроки музыки с использованием наглядности не только воспитывают музыкальные способности учащихся специальной (коррекционной) школы, но и в значительной степени оказывают корригирующее воздействие на некоторые дефекты развития умственно отсталых детей. К таким дефектам относятся неустойчивое внимание, плохая память, низкая работоспособность, недостатки мышления и речи. Воздействуя на зрение, слух и осязание, средства наглядности способствуют усвоению знаний, умений и навыков. Они поддерживают интерес учащихся к учебной деятельности и содействуют выработке у школьников эмоционального отношения к предмету.

          Во всех разделах урока музыки, включая распевание, хоровое пение, слушание музыки, используются средства наглядности (различные картины и таблицы, раздаточный и дидактический материал, открытки и игрушки, видеофильмы).

Наблюдения показали, что благодаря применению наглядности, даже самые замкнутые и застенчивые школьники втягиваются в музыкальную работу.

     Умственно отсталые дети плохо запоминают название разучиваемой песни, с трудом, лишь после многократных повторений, усваивают её текст и последовательность куплетов.

    Разучивая с учениками песни, демонстрирую специально подготовленные для этого таблицы. Под сюжетной картинкой на тему текста песни выписаны название песни, отдельные слова, значение которых дети должны осмыслить или уточнить. Конечно, до конца осмыслить значение слов и оборотов речи, встречающихся в песне, детям не под силу, но в общем контексте они их понимают. Бывают случаи, когда детям необходимо расшифровать название песни (например, «Новогодняя хороводная», муз. А. Островского, сл. Ю. Леднева ; «Листья золотые», муз. Т. Попатенко, сл. Найдёновой, ).

            Показ песни учащимся 1 класса можно сопроводить демонстрацией игрушки (зайчик, петушок, барабан, куклы и т.п.). Появление игрушки вызывает у детей особый интерес, концентрирует внимание и пробуждает радостные эмоции.

                  При изучении темы «Длительности звуков» использую таблицу «Ноты и паузы различной длительности», на которой изображены целая нота, половинные ноты, четверти и восьмые, а для того чтобы помочь детям их представить, рядом – целое яблоко, яблоко, разделенное на половинки, на четыре и восемь частей.

Вся эта работа помогает подготовить учащихся к активному восприятию музыки.

          Большую роль при развитии у умственно отсталых школьников навыков исполнения и восприятия музыки играет опора на представления. У некоторых школьников, в связи с резким отставанием в развитии абстрактного мышления, выступает преобладание наглядно-образного.

        Привлечение поэтических строк и художественной прозы повышает музыкальную восприимчивость детей, усиливает их эмоциональные реакции на музыкальное произведение. Введённый в урок фрагмент литературного произведения поднимает заинтересованность ребят музыкальными занятиями, создаёт творческую атмосферу урока.

      Литературные произведения можно включать в любой из видов деятельности, выполняемых на уроке музыки: слушание, пение, игра на инструментах и др.

     Инструментальную музыку умственно отсталые дети воспринимают с большими трудностями. Чтобы побудить школьников сосредоточеннее слушать музыку, оживить у них некоторые ассоциации, полезно иногда использовать лаконичные поэтические образы. Например, перед разучиванием песни о зиме хорошо прочитать стихотворение Я.Купалы «Зима». Перед прослушиванием «Марша Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» можно прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина, где описывается внешний облик уродливого карлика Черномора. Перед прослушиванием «Песни жаворонка» П.И.Чайковского – стихотворение В.Жуковского «Жаворонок».

     На уроках музыки в специальной (коррекционной) школе с успехом можно применять пословицы и поговорки, рифмованные строки. Если пословицы и поговорки применяются в основном только со 2-3 классов, то некоторые загадки можно включать в урок музыки уже с 1 класса.

Загадки оживляют урок, обогащают речь, развивают мышление, память. Лаконичные по форме, загадки дают как бы словесный портрет предмета, описывают явления, характеризуют их с новой неожиданной стороны.

     Лучше отбирать такие народные и авторские загадки, в которых даны яркие приметы, названы характерные признаки. Так, перед повторным исполнением песни «Ёлочка» (муз. М. Красева, сл.З.Александровой) ученики 1 класса отгадывают загадку про ёлочку. Перед слушанием пьесы Р.Шумана «Дед Мороз» учащиеся слушают и отгадывают вызывающую у них большой интерес загадку Н.Найдёновой про Деда Мороза.

     Большой интерес у детей вызывают авторские загадки в виде небольших стихотворений, где требуемое слово-отгадку подсказывает в последней строчке рифма. В 1 классе перед повторным слушанием «Марша деревянных солдатиков» П.И.Чайковского можно прочесть загадку М.Лаписовой. После чего дети легко вспоминают название пьесы.

Таким образом, пословицы, поговорки и загадки увлекают детей, помогают открыть, познать и пережить радость от восприятия или исполнения музыкального произведения.

        

      Детский возраст – период бурной деятельности, воображения и важный период для развития этого ценного качества. И необходимо создать условия для его развития в школе, потому что воображение - одно из важнейших качеств в развитии творческой личности.

      Воображение играет огромную роль во всей психологической жизни детей, в их умственном развитии. Человек с бедной фантазией видит лишь то, что у него перед глазами, что бросается в глаза каждому, он не может постичь глубинной сути явлений. Ребёнок, наделённый силой воображения, во всём найдёт черты, менее бросающиеся в глаза, но зато самые характерные для данной вещи, составляющие её суть. В его воображении данная вещь станет живой, особенной, наделённой неповторимыми чертами. Он уловит сходство между нею и другими подобными предметами и явлениями, он сумеет сравнить и сопоставить, подметить в них главное, самое существенное. Развитие воображения, является толчком для творческой деятельности ребёнка. Наиболее естественно и полно творческая фантазия и воображение ребят проявляется в играх.

 Игровая деятельность должна быть мотивирована, учащиеся должны испытывать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к обучению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся – характер, темперамент, усидчивость, организованность, волю, состояние здоровья, самочувствие каждого участника игры.

 Большую помощь в музыкальном воспитании оказывает дидактическая игра. Использование игры позволяет в простой, доступной детям форме дать представления о музыке, её выразительных возможностях.

Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки использую музыкально-дидактические игры: «Узнай, что звучало – песня? Танец? Марш?», «Отгадай, кто поёт – хор или солист?». Для определения характера и динамики музыки – игры: «Различай тихую и громкую музыку», «Различай весёлую и грустную музыку».

В игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов).

    Музыкально-дидактические игры развивают творческие способности детей. У них возникает интерес к музыке. Получая во время игры много эмоциональных впечатлений, дети начинают воспринимать музыку более сознательно. Музыкальная игра вызывает у детей приподнятое настроение, положительные эмоции, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, речи, моторики.

Наиболее эффективной формой воспитания у детей элементов музыкальной культуры являются уроки, на которых используются танцевальные движения, ритмическая жестикуляция, игра  на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен («Весёлые гуси», «Как на тоненький ледок» и др.), музыкально-ритмические инсценировки («Ванька-встанька»).

   Музыкально-ритмические движения активизируют развитие музыкальности учащихся, их творческие способности. Имеют большое коррекционное и воспитательное значение.

Движения, которые доступны ребятам на уроках, можно разграничить на несколько условных направлений:

чисто ритмические упражнения, которые выполняются в такт заданному ритму и характеру.

Сюда относятся разные виды ходьбы (спокойная, энергичная, осторожная), движения рук и кистей (попеременные или параллельные кружения, размахивания, поднятия и опускания), выполнение хлопков в ладоши, движения головы (кивки, повороты в разные стороны);

танцевальные элементы – полуприседания, шаг с притопом, приставной шаг, различные движения рук;

движения и перестраивания на большом пространстве – разного вида хороводы, движения польки, бокового галопа;

движения с предметами – ленточками, цветами, музыкальными инструментами;

имитирование движений знакомых героев песен и попевок (ходьба «вперевалку» или на цыпочках, имитация руками движений крыльев и т.д.).

               Ритмическую жестикуляцию начинаю применять с первых же уроков в начальной школе. Например, С.С.Прокофьев «Марш» — энергичное марширование;

П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» — имитация движений рук кукол-барабанщиков, марширование;

А.Филиппенко «Весёлый музыкант» — покуплетная передача игры на разных музыкальных инструментах: скрипке, балалайке и барабане.

П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица» — хореографические движения руками;

В. Шаинский «Мир похож на цветной луг» — хлопки в ладоши, притопы;

Т. Попатенко «Новогодний хоровод» — танцевальные движения в хороводе.

             Движения, построенные на имитации действий знакомых персонажей, достигаются при переносе уже имеющегося у детей поведенческого опыта в характерные повадки известных героев. Например, в песне Л. Книппера «Почему медведь зимой спит» школьники имитируют походку медведя, при инсценировании песни «Как на тоненький ледок» имитируют движения скачущей лошадки (прямой галоп), в музыкальных сказках «Теремок» и «Колобок» имитируют движения сказочных персонажей: медведя, волка, лисы, зайца.

         Одна из самых ярких форм активизации познавательной деятельности – игра на музыкальных инструментах. Это наиболее привлекательный вид музыкальной деятельности. Можно видеть, что игра на инструментах доставляет детям огромное удовольствие.

Нередко игра на музыкальных инструментах является способом поощрения на уроке особенно старательных учеников.

          Слушание даже хорошей музыки пассивно не приносит пользы детям с неразвитым слухом. Дети развивают свою музыкальность в практической деятельности, активно участвуя в исполнении и создании музыкального произведения.

      Продолжением работы, которая ведётся на уроке музыки, является внеклассная работа. 

Она включает не только воспитательные, но и обучающие, развивающие, корригирующие функции. Способствует улучшению познавательной активности умственно отсталых детей, расширению кругозора, воспитанию музыкального вкуса и сознательного восприятия музыки.

Совокупность методов и средств обучения, направленная на развитие творческой активности и самостоятельности учащихся, индивидуализация обучения на внеклассных занятиях способствует общему развитию мышления учащихся.

         В организации внеклассной музыкальной работы можно выделить массовые, кружковые и групповые формы занятий.

         К массовым формам относятся: утренники, концерты, праздники, посвящённые календарным датам («День учителя», «Новый год», «8 Марта», «День Победы» и др.). Они серьёзно готовятся и большое участие в их подготовке и проведении принимают сами учащиеся. Уже в младших классах дети, присутствуя на массовых мероприятиях, не являются пассивными наблюдателями, а принимают самое активное участие в происходящем. Такое общение с музыкой приносит пользу, т.к. носит активный характер.

    Посещение коррекционных занятий «Ритмика» и кружка «Музыкальная радуга»  — ещё один способ активизации познавательной деятельности . Коллективное выступление на мероприятиях школы – мощный «ускоритель» творчества для  детей с умственной отсталостью.

       Огромное влияние на формирование личности воспитанников оказывает подготовка и участие во внеклассных  занятиях и мероприятиях. Тематика этих занятий разнообразна. Участие детей в совместной подготовке своего внеклассного мероприятия, способствует созданию благоприятного психологического климата в классе, развитию творческих способностей учащихся. А главное формированию таких важных качеств личности как ответственность, взаимопомощь, толерантность, терпение.

Учащиеся 1 класса: Дубиковский Богдан и Королёва Наташа вдвоём исполнили песенку на Новогоднем утреннике .

Школьный хор активно принимает участие в общешкольных мероприятиях. На Новогоднем празднике у старших классов  были исполнены 3 песни, посвящённые Новому году,а на утренике для младших классов были исполнены 4 новогодние песни.

Наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности.

Благодаря участию в этой интересной деятельности (а подготовленные концертные номера являются основной составляющей проектов), дети видят, что их выступления очень нравятся людям, их ждут, им рады.  

            Выступая с концертами, участники творческих коллективов, делая это с удовольствием, популяризируют виды деятельности как хоровое так и вокальное пение.  Такой положительный пример очень важен для детей. Кроме того, благодаря участию воспитанников в этой деятельности, происходит формирование очень важных качеств личности, таких как - самоорганизация, дисциплина, взаимовыручка, ответственность за общее дело, приобретение бесценного опыта коммуникативного общения со сверстниками из других школ, другими людьми. Выступая перед публикой, дети приобретают уверенность в себе, в своих силах.

         Таким образом, музыкальная деятельность в системе музыкального воспитания  школы-интерната способствует формированию личности ребенка с умственной отсталостью, развитию человеческой индивидуальности, помогает ребенку понять этот мир во всем его многообразии связей и отношений, стать полноправным членом общества.

        В заключении отмечу, что систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.), не только способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность детей в целом. Урок музыки или внеклассное мероприятие, прошедшие с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов. Для умственно отсталого ребёнка музыкальные занятия являются своеобразным лекарством.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроке музыки

Данная статьясодержит описание приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие детского творчества в процессе музыкального образования школьников. Предлагаемые виды работы с учащимися помогут ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки.

Представлена система деятельности учителя музыки на примере программы развивающего обучения обучающихся 1-7 классов  общеобразовательной школы....

Технология «Оригами» как средство развития творческих способностей обучающихся начального уровня образования в условиях реализации ФГОС

Творческая активность ребенка –  это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая а...

Представление собственного инновационного педагогического опыта: "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки."

Представление собственного инновационного педагогического опыта: "Развитие творческих способностей на уроках музыки"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Суть творческого развития в соответствии с требованиями ФГОС заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно и под руководством учителя найти решение задачи, постро...

Презентация: « Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

Главной задачей музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, н...

Развитие мотивационной сферы обучающихся на уроках информатики в рамках реализации ФГОС.

Мотив достижения - это стремление личности добиваться спехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.Показатели развития мотивации к обучению выступают...