Технология «Оригами» как средство развития творческих способностей обучающихся начального уровня образования в условиях реализации ФГОС
материал по технологии на тему

Юренкова Людмила Евгеньевна

Творческая активность ребенка –  это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к постижению окружающей действительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Августовская конференция

«Состояние и векторы развития  системы образования города Шимановска в условиях повышения эффективности и качества образовательных услуг»

Доклад

Технология «Оригами» как средство развития творческих способностей обучающихся начального уровня образования в условиях реализации  ФГОС

Юренкова Л.Е.

учитель технологии высшей

квалификационной категории

2016

                             «Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

 в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                           Сухомлинский В.А.        

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности. Современное образование в условиях реализации ФГОС ориентировано на развитие творческих способностей и формирование культуры личности.

Творческая активность ребенка –  это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к постижению окружающей действительности.

На начальном уровне образования происходит становление личности, самоопределения, осознания своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребёнку самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная совместная задача всех педагогов, а не каждого в отдельности.

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. С 2013 года веду кружок по внеурочной деятельности «Оригами», на котором обучающиеся начального уровня образования занимаются продуктивной творческой деятельностью.

Оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор является одним из средств активизации творческого потенциала личности в школе,  способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивает преемственность между учебой и игрой.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой обучающимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Занятия внеурочной деятельности в кружке «Оригами» дают ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовой гаммы, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Эти занятия интересны детям и доставляют им огромное удовольствие.

Для выполнения своих работ мы используем бумагу разного вида, но существует определенный стандарт бумаги для складывания. Бумага для оригами должна быть тонкой, прочной и должна хорошо держать складки.

Аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот  факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. Ребята приучаются работать играючи, бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Оригами способствует созданию на занятии игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в сказочный мир и тем самым развивают свое образное мышление и речь.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет использование нами технологии мини - проектов. Ее мы применяем при выполнении композиций, коллективных работ, так нами были выполнены следующие работы: «После дождя», «Тюльпановое поле», «Аквариум» и др. Объявляя детям тему предстоящей работы, предлагаю обсудить, что мы можем сделать в известной нам технике оригами, какую композицию мы можем составить.

Оригами также воспитывает и корректирует характер, развивает творческие способности, укрепляет волевые качества. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики.

В ходе работы в технике оригами ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания. Занятия оригами на начальном уровне образования формируют такие нравственные качества обучающихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь одноклассникам, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для обучающихся является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, 

Общность творческих и образовательных интересов обучающихся, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Работая в тесном контакте с учителями начального уровня образования, была отмечена целесообразность использования искусства оригами в учебно-воспитательном процессе:

  • занятия оригами углубляют знания обучающихся об окружающем мире;
  • стимулирует поисковую деятельность;
  • оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;
  • оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;
  • способствует становлению коммуникативных навыков обучающихся.

Оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиями, обеспечивающим эффективность развития творческой активности обучающихся начального уровня:

  • создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
  • способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
  • оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности ребенка.

Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей  обучающихся, а оригами, 

как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения на начальном уровне как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес обучающихся начального уровня образования к учебной деятельности.

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.                                      (Плутарх)


                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной,познавательной деятельности,как средство развития творческих способностей обучающихся

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования в разделе декоративно- прикладного направления....

«Занятия модульным оригами как средство развития творческих способностей младших школьников»

Пояснительная запискаТворческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках физкультуры в условиях ФГОС

В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной Рос...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Суть творческого развития в соответствии с требованиями ФГОС заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно и под руководством учителя найти решение задачи, постро...

Статья ": «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся на занятиях дополнительного образования».

Статья посвещена искусству бумажной пластики как средство развития творческих способностей обучающихся.  Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ...

«Декоративно-прикладное искусство в условиях дополнительного образования как средство развитие творческих способностей обучающихся»

Выступление на педагогическом советеТема педсовета: «Дополнительное образование  как средство развитие творческих способностей обучающихся»...

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...