Статья ": «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся на занятиях дополнительного образования».
статья (5 класс)

Остова Тамара Анатольевна

Статья посвещена искусству бумажной пластики как средство развития творческих способностей обучающихся.  Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности детей, развивает пространственное  воображение, творческие способности. Бумажная пластика является универсальным средством обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bumagoplastika.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:  «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся  на занятиях дополнительного образования».

 

Остова Тамара Анатольевна,

педагог дополнительного образования, ГБОУ лицей №572 Невского района Санкт-Петербурга

Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Одной из важных задач образовательных учреждений является формирование человека, способного принимать нестандартные решения, умеющего творчески мыслить.

Творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового. В развитии творческих способностей у обучающихся  наиболее точно отражаются моменты познания, прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для ребенка новым, неизвестным, поражает его воображение, заставляет удивляться. Удивляясь, ребенок находится в состоянии ожидания чего-то нового, ранее не знакомого.

Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности обучающихся. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

Целью занятий по бумагопластике в изостудии по дополнительному образованию является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок и создание разных композиций, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков, в том числе творческих.

Бумажная пластика является универсальным средством обучения, его можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике, обучению грамоте. Данный вид творчества, помогает проведению коррекционной работы с обучающимися, имеющими недостатки в развитии, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев.

Бумага – один из самых простых, доступных и легко обрабатываемых материалов. Принцип техники заключается в создании выпуклых, полуобъёмных   изображений из бумаги на горизонтальной поверхности.

Данная техника помогает разнообразить виды изобразительной деятельности, лучше освоить такие понятия, как: силуэт, основа, форма, ритм, композиция. Главная задача в работе над бумажной пластикой – развитие творческого, пространственного воображения. В технике бумагопластики можно изготовить игрушки, маски, рельефные стенгазеты, посвященные праздничным датам и поздравления, сувениры для друзей, декоративные композиции и т.д. На занятиях применяются различные педагогические технологии. Особое внимание уделяется выполнению упражнений начального этапа: надрезы, прорези, скручивания, сгибания. Также осваиваются области применения разных приемов при работе с бумагой. В фигурке, которая еще не завершена, абстрактна, обучающийся  может увидеть какой-то образ и усовершенствовать его при последующих действиях. В нескольких листочках бумаги, сложенных в любой технике и соединенных вместе, как из деталей конструктора получаются новые образы предметов, животных, птиц, рыб, насекомых, людей.

Бумажная пластика, как и все виды работ с бумагой, выполняется в определенной последовательности: выбор сюжета, составление эскиза к картине, подбор бумаги по цвету и качеству, наложение фона на основу (плотный ватман, картон), изготовление объемных деталей (конструкций), раскладывание их на фоне, наклеивание деталей на фон, оформление готовой работы в рамку.

Показателями проявления творческих способностей здесь могут служить: оригинальность форм, цветовое решение, количество деталей, длительность и смысловая завершенность сюжета.

В работе над развитием творческих способностей очень важна роль взрослого. Обучающиеся  сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты, поэтому взрослый должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить уровень предложенных решений.

Освоение техники «Бумагопластики» предполагает расширить палитру выразительных средств (главным образом, плоскостных), которыми овладевают обучающиеся  за счет выхода из плоскости в рельеф и объём. Кроме того, занятия бумажной пластикой помогают точнее разобраться в вопросах построения в рисунке, закрепляют изученное на занятиях по композиции, так как обучающийся  актуализирует приобретенные знания и переносит их с плоскости в объём.

Бумагопластика способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного мышления, мелкой моторики рук, глазомера, точности движений, а также реализует их творческие возможности и способности, стимулирует развитие памяти.

Словом, технику бумагопластики с успехом можно использовать на занятиях изобразительного искусства, в изостудиях, кружках для формирования и развития художественно-творческих навыков обучающихся, а  также  как самостоятельную технику, так и в качестве дополнительного раздела развивающих программ художественной и технической направленностей благодаря её возможностям в развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Бумагопластика , как средство развития творческих способностей"

Применение проектной технологии в учреждении дополнительного образования детей...

Технология «Оригами» как средство развития творческих способностей обучающихся начального уровня образования в условиях реализации ФГОС

Творческая активность ребенка –  это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая а...

Методическая разработка "Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании"

Данная методическая разработка предлагает варианты подхода к решению проблемы развития творческих способностей детей...

Бумагопластика как средство развития творческих способностей и пространственного мышления школьников среднего звена

содержание1. Введение2История развития бумагопластики3.Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста4. Методы развития творческих способностей5. Пространственное мышление6 Заключе...

Развитие творческих способностей детей в дополнительном образовании

В настоящее время во всем мире привлекает внимание  проблема развития детей, обладающих определенными отличными от других способностями. С давних времен у многих наций появлялись дети, которые с ...

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...

Бумагопластика (папье-маше) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы.» В.А. Сухомлинский В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет со...