Главные вкладки

    Статья ": «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся на занятиях дополнительного образования».
    статья (5 класс)

    Остова Тамара Анатольевна

    Статья посвещена искусству бумажной пластики как средство развития творческих способностей обучающихся.  Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности детей, развивает пространственное  воображение, творческие способности. Бумажная пластика является универсальным средством обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_bumagoplastika.docx16.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья:  «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся  на занятиях дополнительного образования».

     

    Остова Тамара Анатольевна,

    педагог дополнительного образования, ГБОУ лицей №572 Невского района Санкт-Петербурга

    Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Одной из важных задач образовательных учреждений является формирование человека, способного принимать нестандартные решения, умеющего творчески мыслить.

    Творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового. В развитии творческих способностей у обучающихся  наиболее точно отражаются моменты познания, прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для ребенка новым, неизвестным, поражает его воображение, заставляет удивляться. Удивляясь, ребенок находится в состоянии ожидания чего-то нового, ранее не знакомого.

    Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности обучающихся. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

    Целью занятий по бумагопластике в изостудии по дополнительному образованию является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок и создание разных композиций, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков, в том числе творческих.

    Бумажная пластика является универсальным средством обучения, его можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математике, обучению грамоте. Данный вид творчества, помогает проведению коррекционной работы с обучающимися, имеющими недостатки в развитии, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев.

    Бумага – один из самых простых, доступных и легко обрабатываемых материалов. Принцип техники заключается в создании выпуклых, полуобъёмных   изображений из бумаги на горизонтальной поверхности.

    Данная техника помогает разнообразить виды изобразительной деятельности, лучше освоить такие понятия, как: силуэт, основа, форма, ритм, композиция. Главная задача в работе над бумажной пластикой – развитие творческого, пространственного воображения. В технике бумагопластики можно изготовить игрушки, маски, рельефные стенгазеты, посвященные праздничным датам и поздравления, сувениры для друзей, декоративные композиции и т.д. На занятиях применяются различные педагогические технологии. Особое внимание уделяется выполнению упражнений начального этапа: надрезы, прорези, скручивания, сгибания. Также осваиваются области применения разных приемов при работе с бумагой. В фигурке, которая еще не завершена, абстрактна, обучающийся  может увидеть какой-то образ и усовершенствовать его при последующих действиях. В нескольких листочках бумаги, сложенных в любой технике и соединенных вместе, как из деталей конструктора получаются новые образы предметов, животных, птиц, рыб, насекомых, людей.

    Бумажная пластика, как и все виды работ с бумагой, выполняется в определенной последовательности: выбор сюжета, составление эскиза к картине, подбор бумаги по цвету и качеству, наложение фона на основу (плотный ватман, картон), изготовление объемных деталей (конструкций), раскладывание их на фоне, наклеивание деталей на фон, оформление готовой работы в рамку.

    Показателями проявления творческих способностей здесь могут служить: оригинальность форм, цветовое решение, количество деталей, длительность и смысловая завершенность сюжета.

    В работе над развитием творческих способностей очень важна роль взрослого. Обучающиеся  сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты, поэтому взрослый должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить уровень предложенных решений.

    Освоение техники «Бумагопластики» предполагает расширить палитру выразительных средств (главным образом, плоскостных), которыми овладевают обучающиеся  за счет выхода из плоскости в рельеф и объём. Кроме того, занятия бумажной пластикой помогают точнее разобраться в вопросах построения в рисунке, закрепляют изученное на занятиях по композиции, так как обучающийся  актуализирует приобретенные знания и переносит их с плоскости в объём.

    Бумагопластика способствует воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного мышления, мелкой моторики рук, глазомера, точности движений, а также реализует их творческие возможности и способности, стимулирует развитие памяти.

    Словом, технику бумагопластики с успехом можно использовать на занятиях изобразительного искусства, в изостудиях, кружках для формирования и развития художественно-творческих навыков обучающихся, а  также  как самостоятельную технику, так и в качестве дополнительного раздела развивающих программ художественной и технической направленностей благодаря её возможностям в развитии детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность "Бумагопластика , как средство развития творческих способностей"

    Применение проектной технологии в учреждении дополнительного образования детей...

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

    Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...

    Программа дополнительного образования "Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы-интерната"

    Программа «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната» ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка по средствам декоративно-прикла...

    Технология «Оригами» как средство развития творческих способностей обучающихся начального уровня образования в условиях реализации ФГОС

    Творческая активность ребенка –  это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая а...

    Методическая разработка "Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании"

    Данная методическая разработка предлагает варианты подхода к решению проблемы развития творческих способностей детей...

    Бумагопластика как средство развития творческих способностей и пространственного мышления школьников среднего звена

    содержание1. Введение2История развития бумагопластики3.Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста4. Методы развития творческих способностей5. Пространственное мышление6 Заключе...

    «Декоративно-прикладное искусство в условиях дополнительного образования как средство развитие творческих способностей обучающихся»

    Выступление на педагогическом советеТема педсовета: «Дополнительное образование  как средство развитие творческих способностей обучающихся»...