Бумагопластика как средство развития творческих способностей и пространственного мышления школьников среднего звена
материал по технологии (5, 6, 7 класс)

Смирнова Ольга Сергеевна

содержание

1. Введение

2История развития бумагопластики

3.Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста

4. Методы развития творческих способностей

5. Пространственное мышление

6 Заключение

7. список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл бумагопластика28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Бумагопластика как средство развития творческих способностей и пространственного мышления школьников среднего звена.

Учитель ПТ.

Смирнова О. С

Москва

2019

Содержание

  1. Введение
  2. История развития художественной обработки бумаги и виды бумажной пластики
  3. Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста
  4. Методы развития творческих способностей подростков
  5. Пространственное мышление и способы развития.
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение

Ребенок, развивая творческие способности в процессе бумагопластики, активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которыми он будет пользоваться в течение всей жизни. Набранный школьником опыт, впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Творческая деятельность, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка среднего школьного возраста и способствует развитию пространственного мышления. Подросток  начинает анализировать свою деятельность (выделяет, обобщает, сравнивает). Активно развивается его изобретательность, способность к экспериментированию. Он получает представления о разнообразии видов бумаги (газетная, калька, картон, бархатная, гофрированная, глянцевая и т. д.).

     Бумагопластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: рисование, аппликация, моделирование из бумаги. Занятия с бумагой превращают подростков в творцов, создающих чудесные изделия из бумаги. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности:  творческие,  оформительские,  конструктивные,  и даже организаторские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ, рассчитанная для выполнения ребенка среднего школьного возраста.. Заниматься бумажной пластикой не только полезно, но интересно и увлекательно.

Во время занятий бумагопластикой решаются как практические, так и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Бумагопластика развивает: конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус; стимулирует развитие памяти; при этом виде занятий происходит обогащение словаря специальными терминами, активизируются мыслительные процессы.

     Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур можно объединить под одним названием – бумагопластика.

История развития художественной обработки бумаги и виды бумажной пластики

  Бумагопластика это современный вид искусства. Первые работы в технике «бумагопластика» стали появляться ещё в 20 веке. И уже к концу прошедшего столетия бумажная пластика стала отдельным видом искусства. Её стали широко использовать в своих работах, как зарубежные художники, так и наши соотечественники. Сегодня бумагопластику широко используют в повседневной жизни: в дизайне интерьеров, создание авангардной моды, а также других направлениях.

           Бумага – это простой, доступный и легко обрабатываемый материал. С изделиями из бумаги мы знакомы с детства. В зависимости от цели и назначения, применяют различного вида бумагу: по толщине, по текстуре, фактуре и цвету. Работа в технике бумагопластика очень трудоёмка. Она больше напоминает скульптуру, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Существует огромное количество различных видов бумагопластики: квиллинг, торцевание, работа с гофрированной бумагой , оригами, аппликация и другие.

     Бумажная  пластика. Это техника создания бумажных композиций, как на плоскости, так и рельефных и объемных. Многие из них скорее напоминают скульптуру, нежели, чем изделия из бумаги.

     Работу в технике бумажная пластика лучше предлагать детям среднего школьного возраста, так как для выполнения данного рода задания дети должны обладать определёнными знаниями и опытом.

Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста.

     Средний школьный возраст. Этот возраст характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Подросток начинает лучше контролировать свои инстинкты и эмоции. Но процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Начинается усиленная деятельность центральной нервной системы ребенка. В этом возрасте, внимание школьника избирательно и произвольно. Подросток может длительное время сосредотачиваться на интересном материале. Так же на первый план выдвигается систематизация и анализ полученной информации, запоминание понятий и интересных сведений, осмысление значимых аспектов рода деятельности подростка.

          Важной задачей в жизни каждого подростка является организация учебной деятельности.    Ученик в этом возрасте способен понять аргументацию учителя, родителей, согласиться с разумными доводами. Но из-за особенностей мышления, характерных для этого возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения  сведений в готовом, законченном  виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Частые споры подростка с окружающими его людьми, будь то родители, учителя или приятели – характерная черта для данного возраста. Важная роль ученика средних классов заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих слов, проявить себя.    

     При организации учебной деятельности стоит серьёзнее подбирать содержание материала для объяснения темы урока. Представленная информация должна быть ясной, понятной, интересной, увлекательной, чтобы школьника это заинтересовало. При таком подходе будет легче удержать внимание детей на протяжении всего урока. Однако нельзя забывать, что  легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся причиной усталости ребенка и непроизвольного переключения внимания.

      Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков формируются под влиянием многих факторов, в частности, от  усиления воспитательного потенциала обучения.   Однако в связи с понижением авторитета учителя и родителей как носителей социальных норм и помощника в решении сложных жизненных проблем  большее внимание следует уделять косвенным методам воздействия на сознание подростков. Не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать категоричных суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».

     Таким образом, мы видим, что в среднем школьном возрасте хотя и заложены хорошие данные для развития ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Для реализации этих данных необходима специфическая формах деятельности ребёнка, которую в большей или меньшей степени соответствует потребностям и возможностям школьника. Это различные виды конструирования, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

     Ведь именно поэтому основной задачей воспитания современных подростков является создание условий, в которых у школьника есть возможность общаться со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение и творческие способности, выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу и заботиться о других. Сегодня как никогда важно обеспечить каждому ребёнку среднего школьного возраста внимание и заботу о его физическом и психическом здоровье.

Развитие творческих способностей детей через занятия бумагопластикой.

     Именно сейчас, в век технологического процесса, общество остро нуждается в смелых, творческих, перспективных, инициативных личностях. Развитие творческих способностей можно развить только в рамках творческой деятельности. Способности не могут развиваться сами по себе, они формируются благодаря закреплению того нового, что несет в себе жизненный опыт. Чем раньше этот опыт придет к ребенку, тем будет лучше для развития творческого начала.

     Развитие творческих способностей детей – это одна из важнейших задач, которое обусловленно тем, что традиционное обучение  - это репродуктивный процесс передачи информации, передача того, сто созданно человеком в разных областях науки и культуры.

     Основная цель образования заключается в подготовке подростающего поколения к будущему, уметь использовать новые возможности, которые предоставляет тебе жизнь.

     Продуктивные виды художественной деятельности является самым эфективным средством развития творческого потенциала подростков. Среди огромного разнообразия путей развития детского творчества можно выделить бумагопластику.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой.

     Бумага является одним из самых первых материалов, из которого дети начинают создавать неповторимые, уникальные поделки. Бумага известна всем с раннего детства.      Это универсальный материал. Она легко рвется, скручавается, режется, сгибается, клеится, при правильной обработке способна длительное время сохранять форму и качество. Бумага дает большой простор к творчеству, именно поэтому это обусновлено таким устойчивым интересом к этому материалу.

     В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питает источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка».

Занятия по бумажной пластике предполагают развитие ребенка в различных направлениях:

1.        Художественно-эстетический вкус.

2.        Конструкторское мышление.

3.        Пространственно-образное мышление.

     Это то, не многое, что необходимо современному человеку, чтобы чувствовать себя творчески развитой личностью.

Значение бумагопластики в развитии детей:

1.        Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

2.         Совершенствуется мелкая моторика рук и точное движение пальцев.

3.        Происходит развитие глазомера.

4.        Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

5.        Развивает художественный вкус.

6.        Развивает конструктивное мышление детей.

7.        Развивает творческое воображение.

8.        Стимулирует и развивает память, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

9.        Способствует обогащению словарного запаса специальными терминами.

10.        Активизирует мыслительные процессы.

11.        Совершенствует трудовые умения.

12.        Формирует культуру труда.

     Такие занятия способствуют развитию не только творческих способностей, но и физических характеристик, что также очень важно для подростка.

     Таким образом, система работы по бумагопластике с детьми среднего школьного возраста  должна быть выстроена с учетом не только возрастных особенностей, но и интересов самих детей. Процесс детского творчества помогает развитию творческих способностей.

Методы развития творческих способностей подростков.

Методы - это способы взаимосвязи  ученика и учителя, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов реализуются образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

     В определении метода нужно обратить внимание на три особенности:

  1.  Деятельность педагога.
  2. Действие ученика.
  3. Взаимодействие учителя и ученика.

     Первой особенностью является деятельность педагога. Учитель объясняет, показывает, информирует, поощряет, наказывает и т. п.

     Вторая особенность – это действия ученика. Ученик слушает, запоминает, записывает, читает, отвечает, выполняет и т.д. Это внешняя сторона его деятельности. И очень часто результат обучения и воспитания оценивается именно по ней. Ответил - молодец, решил - хорошо, не выучил - поставлю «два», не слушаешь - накажу и др. При этом не учитывается другая, скрытая от глаз воспитателя внутренняя сторона поведения школьника, раскрывающая сам процесс познания.

Третья особенность метода обусловлена взаимодействием учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельности, организации ученика, управлении его развитием (обучение анализу, синтезу, упражнению силы воли, социально значимых мотивов поведения). Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, раскрывающей возможности развития творческой личности ребенка на уроке, но и внутренней.

     В последнее время педагогическая общественность широко обсуждает вопросы «педагогики сотрудничества» и «педагогики сотворчества». Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению цели, а именно всестороннего гармонического развития личности. На страницах печати широко представлен творческий опыт учителей-экспериментаторов Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова и многие другие.

      Умение правильно строить свои отношения с учениками, сделать их творцами учебно-воспитательного процесса отличает учителей-новаторов. Так как они реализуют на практике третью особенность методов обучения: совместную деятельность учителя и ученика для формирования его (ученика) личности.

      Планируя урок согласно его задачам и содержанию, педагог должен правильно выбрать проблемно-поисковые методы для развития творчества, инициативы и самостоятельности подростков. Это может быть:

  • вариативные упражнения;
  • эвристическая беседа;
  • исследование и др.

     Для формирования творческой личности школьника можно использовать все методы, которые  располагает современная дидактика:

  1. Объяснительно-иллюстративные - объяснение, рассказ, демонстрации, таблицы. Способствуют формированию у детей среднего школьного возраста первоначальных данных об основных материалах, техник, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.
  2. Использование репродуктивных (воспроизводящих) методов способствует развитию у учащихся практических умений и навыков.
  3. Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские), вместе с предыдущими, служат развитию творческих способностей подростков.

     Наиболее высокий уровень творческой деятельности школьников связан с постановкой и самостоятельным решением проблемы возникающей на уроке при выполнении данного задания. Это достигается путем использования исследовательского метода. Он обеспечивает практическую направленность знаний, овладение методами научного познания, формирование свойств творческой личности, интереса и потребности ее в поисковой деятельности.

      Таким образом, для формирования творческих способностей у детей нужно прежде всего опираться на методы проведения занятий. Их правильный выбор во многом поможет как учителю, так и ученикам найти правильное решение задачи.

Пространственное мышление и способы развития.

Образы, в которых фиксируется форма, величина, пространственные соотношения фигур в целом или их частей-  выстраиваются в сознании ребенка с самого раннего детства в результате  манипулирования объектами или так называемыми сенсорными талонами, полученными в результате обобщения чувственных данных в процессе специально организованного общения ребенка с природой, окружающими людьми, объектами культуры и т.п. Учитывая то, что психологические характеристики познавательной сферы ребенка ( восприятие, внимание, память, воображение, мышление) тесно связаны, то можно считать, что сам процесс развития ребенка обуславливает необходимость активизации формирующей работы педагога над тем или иным  видом мышления в разные периоды жизни учащегося.

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач

Пространственное мышление формируется на всех этапах онтогенеза под влиянием различных обучающих воздействий, имеет ярко выраженную индивидуальную специфику, особенности ее проявления в разнообразных видах деятельности (игровой, учебной, профессиональной). 

На уроках технологии учащийся впервые сталкивается с предметами, требующими от него оперирования пространственными образами – объемность, соразмерность, соотношение.

 Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами на основе их создания с использованием наглядной опоры (предметной или графической, разной меры общности и условности).

Можно сказать, что пространственное мышление, как компонент в решении практических задач, связанных с ориентацией на местности, в мире вещей и природных явлений формируется гораздо раньше, чем образное мышление.

Основным условием развития пространственного мышления детей является целенаправленное их воспитание и обучение. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

     Развитие пространственного мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности.

Школьники, моделируя различные технические объекты, никогда в точности не придерживаются оригинала. Они интерпретируют его по-своему, внося новые, пусть незначительные изменения и дополнения.

Важно на каждом уроке технологии учить детей сравнивать предметы по различным параметрам, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, выделять особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, логически рассуждать, делать выводы.

Кроме того, членение предметов предъявляет требования к приемам абстракции: учащиеся должны мысленно выделить  его существенные признаки. Так, например, учащиеся под руководством учителя рассматривают собаку сделанную из папье маше . Они констатируют, что эта модель представляет собой сочетание из следующих частей: четырех лап, туловища и головы. Ученики выделяют и показывают их существенные признаки (передние лапы больше задних, задние похожи на человеческие, голова круглая). Аналогично они рассматривают отдельные детали этих групп (на голове большие уши, косые глаза,  усы).

Для развития пространственного мышления работа будет нацелена на то, чтобы учить детей сравнивать предметы по различным параметрам, выявлять соразмерность частей и соотношение пропорций, учить видеть изделия, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, выделять особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, логически рассуждать, делать выводы. То есть занятия будут нацелены на развитие всех умственных операций, необходимых для оперирования пространственными образами: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, индукция и дедукция;

В процессе развития пространственного мышления будут широко использоваться наглядные учебные пособия с изображениями объемных фигур: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д.

В усвоении знаний и умений большую роль будет играть переход от фактических действий, или действий с наглядным материалом, к мысленным действиям, т. е. к действиям в уме.

Заключение

     Бумажная пластика является эффективным средством воспитания подростков. Занятия бумагопластики в образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективная деятельность, готовность оказать помощь, умение сопереживать, желание радовать окружающих результатами своего творчества.

     Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и игровой деятельностью. Способствует эффективному развитию творческой активности подростков:  делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной деятельности;   обеспечивает совместную деятельность учителя и ученика;  способствует активизации творческой учебной деятельности;  оказывает благоприятное влияние на психическое развитие личности.

     Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей среднего школьного возраста.

Список литературы

  1. Афонькин С. Ю., Афонькин Е. Ю. «Игрушки из бумаги». М., 1999г.
  2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002
  3. Малков В.И. Бумажные фантазии. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология» издательский центр «Академия» М-2009 г
  5. Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014.
  6. Шпикалова Т. Я. «Детям о традициях народного мастерства» М., 2001 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Бумагопластика , как средство развития творческих способностей"

Применение проектной технологии в учреждении дополнительного образования детей...

Технология критического мышления как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация по теме: "Технология критического мышления как средство развития творческих способностей учащихся". Эта презентация наглядно демонстрирует применение новых технологий в учебном процессе....

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников

С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Внеурочная деятельность по образовательной программе «Рукодельницы» как средство развития творческих способностей учащихся среднего звена

Сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы ...

Статья ": «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся на занятиях дополнительного образования».

Статья посвещена искусству бумажной пластики как средство развития творческих способностей обучающихся.  Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ...

Бумагопластика (папье-маше) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы.» В.А. Сухомлинский В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет со...