Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к красоте и совершенству предметного мира, где всё созвучно. Красота линии узора природного мира, сочетание природы и творений рук человека едины и неразлучны. Именно это сочетание дает толчок в развитии наших вкусов, творческих способностей  и служит фундаментом патриотизму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников

1.  СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание……………………………………………………………………1

2. Введение……………………………………………………………………..…2

3. Творчество……………………………………………………………………...5

    3.1. Творческие способности………………………………………………….5

4. Искусство предметного мира…………………………………………………7

5. Декоративно прикладное творчество на уроках ИЗО……………………....8

5.1.         Цветоведение………………………………………………………..…8

5.2.  Стилизация. ………………………………………………………….…9

     5.3.  Орнамент…………………………………………………………….….9

5.4.          Композиция.  ……………………………………………………….…9

5.5.         Возможности учителя………………………………………………10

5.6.         Межпредметные связи………………………………………………10

2. Введение.

 Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоко нравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством развития творческих способностей личности  школьников является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана помочь сохранению богатства, художественных традиций народного декоративно-прикладного искусства к приобщению детей к ним. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых   школьники не только овладевают определенными навыками работы, но и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу народного декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к  родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения народного декоративно- прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа. Изучая народное декоративно-прикладное искусство учащиеся   соединяют знания традиционных технических приемов   кистевой росписи с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе не только декоративные работы на бумаге, но и расписывают доски,   панно, украшающие повседневную жизнь. Работу    школьников над росписью изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением  кистевой росписи, можно назвать творческой. В процессе познавательно-творческой деятельности учащиеся усваивают основные элементы городецкой, хохломской, гжельской, дымковской, палеховской, жостовской кистевой росписи и их сочетания в узорах, традиционных композициях народных мастеров.Художественная практика за многовековой путь своего развития на копила богатый опыт по теории и методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

 
Вопросы теории и практики эстетического воспитания и художественного образования школьников средствами изобразительного, народного декоративно-прикладного искусства и методики преподавания в общеобразовательной школе раскрываются в трудах ряда исследователей: А.Д. Алехина, В.С. Кузина, 3.И. Кубышкинои, Т.С. Комаровой, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.Психологические аспекты восприятия искусства, активизации познавательных возможностей личности, формирования творческих способностей и интересов рассматриваются в работах психологов: Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова,  В.П. Зинченко, Е.К. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.А. Крутецкого, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, Б.Ф. Ломова,  С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова,   Г.И. Щукиной, Д.Е. Эльконина, П.М. Якобсона.Особенности народного декоративно-прикладного искусства, истории закономерности орнаментального искусства широко раскрываются в работах известных искусствоведов: Ю.А.Арбата,  А.А. Ебронского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М.Василенко, В.М. Вишневской, В.С.Воронова, Т.И.Емельяновой, С.Г. Негаловой, М.А.Некрасовой, О.С.Поповой, Т.М.Разиной, С.Б. Рондественской, Б.А. Рыбакова, А.Б.Салтыкова, В.В.Стасова, Ю.С. Черняховской, Л.Я. Супрун..Теоретический анализ научных исследований   показал, что недостаточно разработан комплекс педагогических условий обучения народному декоративно-прикладному искусству, направленный на формирование творческих способностей   школьников на уроках декоративного рисования. В методике обучения и воспитания учащихся   общеобразовательной школы недостаточно разработаны художественно-творческие задачи разного типа /повтор, вариация, импровизация/ на материале  хохломской, гжельской и других видов  кистевой росписи, а также методы, приемы, позволяющие формировать творческие способности детей в процессе обучения. Таким образом,   формирования творческих способностей учащихся   общеобразовательной школы в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству, является актуальной.

 Концепция: ведущим замыслом данной работы является выявление условий, взаимодействие которых обеспечивает формирование у детей   школьного возраста творческих способностей в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству (различным видам кистевой росписи).

Элементы новизны:

- формирование творческих способностей учащихся  общеобразовательной школы в процессе обучения   кистевой росписи на уроках декоративного рисования станет более эффективным, если будут:

- раскрыты истоки возникновения и развития городецкой, гжельской, хохломской и других видов кистевой росписи как вида народного декоративно-прикладного искусства;

- использованы сочетания различных методов обучения и моделей уроков, направленных на изучение народных традиций и технологических приемов   кистевой росписи;

Целью и  задачами работы являются:

1.     Определить сущность понятия творческая способность.

2.     Определить сущность понятия  декоративно прикладное творчество (изучаемое в рамках урока  ИЗО)

3.     Выявить возможности декоративно прикладного искусства, как средства формирования творческих способностей школьников в процессе занятий ИЗО.

Методы и приёмы:

1.     Анализ методической литературы.

2.     Примеры из опыта работы педагога.

    3. Творчество.

Человек постоянно выдумывает и изобретает что-то новое, ранее не существовавшее. И как разнообразна деятельность человека, так разнообразно и творчество: художественное, научное, техническое, социальные и политические проекты, творчество в отношениях между людьми, например в любви или воспитании детей. Разнообразны и творческие методы: один более полагается на вдохновение, внезапное озарение, другой  - на кропотливый труд и мастерство. Творчество это создание нового. В творчестве личность человека изменяется, обогащается  и развивается.В античной философии сложились два основных подхода к творчеству.  Один из них был связан с именем Аристотеля. Великий философ считал, что в человеке изначально заложены те или иные творческие способности, которые можно развивать. Другая концепция принадлежит Платону Особое внимание он уделял вдохновению и интуиции, считая их сверхъестественными, божественными дарами. Оба учения в дальнейшем получили широкое распространение. В них выделялось два типа творчества: низшее (практически – прикладное, ремесленное) и высшее (достижение философского созерцания).Новое время подошло к творчеству как к проявлению человеческих способностей. Особое внимание проблеме творчества уделял немецкий философ Иммануил Кант. Для него творчество - естественная способность человека. Но его внутренняя основа непознаваема, как и сущность творческих способностей.Лишь в XIX в. искусство начали считать полноправной сферой творчества, и   более того, единственной сферой такового.  XX в. открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности, причем основным критерием творчества стала новизна.

3.1. Творческие способности.

Способность к творчеству – личностная черта индивида.

По мнению Джоя Пауля Гилфорда, креативность  характеризуется четырьмя особенностями: оригинальностью, необычностью и новизной высказываемых идей. Развитию творческих способностей мешает желание быть как все, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно. Поскольку креативность формируется в деятельности, то даже незначительные творческие  способности удается стимулировать с помощью различных методик. Но для получения результата творческой  деятельности еще важнее мотивация, наличие цели и стремление к ее достижению.Мотивации бывают внутренними и внешними. Теория толчка и теория тяги.В первой, центральным является понятие потребности или интереса. Во второй главное значение придается внешним стимулам. Какой силы мотивация благоприятна для решения творческих задач. Считается, что полезнее умеренная мотивация. Слишком слабая не позволит найти приемлемое решение, а слишком сильная подавит креативность. Словом «творчество»  называют качественно разные процессы, в частности когда говорят о творчестве детей и взрослых. Творчество детей естественный компонент их развития это доказал отечественный философ педагог А. М. Лобок. Лишь в школьном периоде жизни ребенок творит, но уже способен к критической, культурной оценке плодов своей деятельности. Результат  диалога с культурой может быть разным. В отличие от детей не у каждого взрослого обнаруживается проявления творчества. Напротив, уже к моменту вступления во взрослую жизнь чаще всего оказывается, что индивидуальность, творчество, самобытность блокированы подавлены. И вот тут очевидным становится роль школы, учителя, семьи.

4. Искусство предметного мира.

        Сегодня есть предметы которые относят к прикладному искусству: чайные сервизы, вазы, мебель. Есть декоративные предметы: чеканка, фарфоровые статуэтки, ковры, декоративные вазы. Изделия народного искусства: резные доски, изделия  из кости, народные игрушки. Создание таких вещей и есть искусство предметного мира. В зависимости от соотношения красоты и пользы в произведениях этого искусства они делятся на четыре основных вида: народное искусство, дизайн, прикладное искусство и декоративное искусство.Начнем   именно с народного  искусства, потому что в нем как бы отразились все этапы истории искусства предметного мира. Это сложное и многослойное искусство. Если сейчас вещи старины это сувениры то когда-то это были предметы нужные в быту. Изначально у этих предметов появился дизайн форм. На эти полезные вещи стали накладывать орнамент, рисунки, цветные полосы. И таким образом из просто необходимых они превращались в произведения народного искусства.  Для каждой местности  для каждого народа характерны свои традиционные узоры, свои орнаменты  свои особые предметы – свое собственное самобытное изобразительное творчество. Поэтому по предметам быта можно определить, какой народ их сделал,  и время  когда они были созданы. Прикладное искусство постепенно вытесняет из быта народное творчество. Однако  народное искусство уже приобрело силу традиций, оно наполнено духовным содержанием. И это содержание тем сильнее проявляется, чем дальше мы отходим во времени от истоков народного искусства.Художник, работающий в области народного искусства не свободен в выборе форм, украшений  орнамента, материала для своих произведений. Он должен творить в русле традиций, оглядываясь на веками сложившиеся в народе художественный канон,  предписывающий определенное построение орнамента, применение определенных материалов. Все это накладывает определенные ограничения на творчество, но превращает его в подлинно народное искусство – носителя традиций художественного мировосприятия народа, хранителя его вкуса, его национального характера.Прикладное  искусство это предметы,  с которыми человек встречается в быту ежедневно. Во всех этих предметах красота и польза уравновешенны. Красота в прикладном искусстве очень часто имеет национальные черты, это сближает его с народным творчеством. Декоративное искусство выступает как украшение современного мира. Оно соединяет в себе понятия народного и прикладного искусства и дополняет их.

5. Декоративно прикладное творчество на уроках ИЗО.

        Роль народного декоративно-прикладного мастерства на уроках ИЗО очень велика. Особенно в начальной школе, когда начинается систематизация знаний под контролем учителя. В последующих классах у детей на уроках ИЗО по народному декоративно-прикладному мастерству формируется не только знания различных видов росписи, но и технические навыки.Технические навыки базируются на знаниях полученных, на уроках ИЗО. Это цветоведение, понятия ритма, композиции. Таким образом декоративное рисование имеет огромное значение и помогает в решении следующих задач:

1.     Развитие творческих способностей учеников (понятие колорита, ритма, композиции).2.     Развитие технических навыков.3.     Воспитание интереса к истокам народного искусства своей Родины.

 Уроки народного декоративно-прикладного мастерства начинаются с тем, которые знакомят их с построением узоров, понятием стилизация,   колер, ритм, орнамент. Затем учитель учит строить орнаментальную композицию на разном формате (треугольник, круг, квадрат). После таких вводных уроков детям легко находить отличия у различных видов росписи и осваивать их технические особенности.  Тот или иной вид росписи  удобнее объяснять опираясь на цветовую гамму сопоставляя её с времен года и красками присущими этому периоду (осень – хохлома, зима – гжель, весна – городец, лето – жостово). Практическое выполнение росписи происходит не на простом альбомном листе, а на приближенном к оригиналу материале. Например: хохлома роспись деревянных досок изготовленных на уроках труда или принесённых детьми из дома, гжель – роспись тарелок папье-маше, жостово – роспись виниловых грампластинок.Целью уроков народного декоративно-прикладного мастерства является не только знакомство с видам росписи и её техническими особенностями,  но и знакомство с национальными костюмами разных эпох, изучение архитектурных особенностей, другими видами народного творчества (ковка, чеканка, гончарное дело, изготовление игрушек и т.д.).

5.1.  Цветоведение.

Цвет это свойство предметов поглощать одни световые лучи и отражать другие.

Белый солнечный свет представляет собой смесь разнообразных оттенков.  Ньютон поставил опыт с призмой в результате  которого  белый свет разложился в спектр. В спектре есть три основных, четыре дополнительных цвета. Дополнительные цвета усиливают друг друга. Следует обратить внимание, что из двух дополнительных цветов один холодный, другой теплый.Контраст – понятие очень простое. Противопоставление одного цвета другому. Контрастные цвета помогают подчеркнуть другой цвет. Всё это объясняется на одном уроке, а в последующем закрепляется на остальных. Использование основ цветоведения в уроках декоративно-прикладного мастерства дает детям возможность самим смешивать цвета и подбирать возможные варианты их использования в рамках той или иной росписи в зависимости от её цветового решения.

5.2.  Стилизация.

Стилизация – обобщение особенностей формы с помощью ряда условных приёмов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объёма. Народный мастер творит на основе эмоционально – ассоциативного восприятия, на основе стилизации реальных природных форм. Общее стилевое решение орнамента, его линейно – цветовая композиция подскажет творческое переосмысление натуры. И хотя дети копируя приёмы различных росписей опираются на уже известные приёмы стилизации у них рождаются новые вариации, а значит развиваются творческие способности.  

5.3.  Орнамент.

Знакомство с орнаментом базируется на знаниях полученных в детском саду. Здесь уместно систематизировать знания учащихся  о ритме и динамике. Орнамент – это повторение одного или двух предметов соблюдением чёткого чередования. Ритм – это чередование, каких либо элементов в определённой последовательности.  Динамика – это передача движения. В орнаменте она возможна только в передаче формы стилизованного животного. Как пример – древнегреческая живопись (роспись тарелок).

5.4.          Композиция.  

 Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми. Это как раз тот момент, который позволяет полностью раскрыться творческому потенциалу ребёнка. Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры выделение нарядности, красочности, соблюдение определённой меры условности изображения и вписание его в определённые формы. Здесь уместен урок по закреплению орнамента и умению располагать его в различной форме (роспись платка – квадрат, косынке – треугольник, пояса – полоса, тарелки – круг).

5.5.         Возможности учителя.

На один блок приходиться один вид росписи. В начале главы говорилось о целесообразности выбора вида росписи в зависимости от времени года. Это повышает интерес ребёнка и дает ему возможность опереться на свой жизненный опыт и наблюдения. Современная методика преподавания опирается на технические возможности школы и профессионализм учителя, что дает возможность шире раскрыть не только историю росписи и её применение, но и показать сам процесс выполнения этой росписи мастерами. Всё это разжигает интерес учащихся к народному творчеству и ремеслу, а также помогает понять всю простоту и красоту процесса. Здесь же ученики видят, что мастера не используют карандаш, а узоры и орнаменты рождаются благодаря умелому использованию приемов кистевой росписи. Учитель может провести предварительный урок прописи элементов росписи. В зависимости от способностей ребенка, он может либо использовать карандаш для рисунка, либо  писать сразу кистью.

5.6.         Межпредметные связи.

 На уроках ИЗО воспитывается не только чувство красоты, но также и чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к её истории и традициям. Эти же воспитательные цели стоят и перед учителями географии, истории, литературы и других предметов. На своих уроках они обращаются к традициям истории родного края, что позволяет расширить  кругозор детей, увлечь их в мир народного декоративно-прикладного искусства.  

Например. На уроках ИЗО проходят хохломскую роспись, а на уроках географии дети изучают географию России и географическое расположение Заволожских деревень Нижнегородской губернии, где зародился этот вид росписи.  На уроках истории изучается общество и его характер в период зарождения росписи. На уроках литературы учащиеся знакомятся с фольклором общества того времени.

6.       Заключение.

С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к красоте и совершенству предметного мира, где всё созвучно. Красота линии узора природного мира, сочетание природы и творений рук человека едины и неразлучны. Именно это сочетание дает толчок в развитии наших вкусов, творческих способностей  и служит фундаментом патриотизму.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В V КЛАССЕ

      ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его  духовном мире.

      Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

      Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

      В I–IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.

      Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые выступают в адаптированном для детей виде как Изображение, Постройка и Украшение (как характерные черты произведений искусства). Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.

      На  первом  этапе   обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира.

      На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Изображение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки-берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.

      При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами кокошники, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украшение характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими корабли и паруса; создают и украшают здания в соответствии с их назначением. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.

      В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.

      В IV классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно — все это становится объектом восприятия школьников.

      Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно-прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор.

      V класс (начальный период подросткового возраста) — это новый шаг  в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперед и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Проиллюстрируем эту мысль на конкретном примере.

      Изучая в I классе тему «Памятники архитектуры — наследие предков», дети рассматривают образ крестьянского дома как мудро сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений.

      В IV классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянского жилища, нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл символических элементов в декоре избы. В практической деятельности закрепляются навыки восприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бумаги силуэты изб, которые ритмически располагают на декоративном панно).

      В V классе учащиеся снова встречаются с обликом крестьянского дома, но теперь он рассматривается как живая предметно-пространственная среда, организованная по законам природы. В образном строе избы отражена вся Вселенная (картина мира представлена в единстве трех сфер — небесной, земной и подземно-подводной), дом — это микрокосм в макрокосме. Ребятам предстоит более подробно познакомиться с символическими образами в декоре избы, с их смысловым значением.

      Таким образом, только на этом примере видно поступательное движение: от целостного эмоционально-образного восприятия к углубленному познанию в единстве эмоционального и логического.

      Год декоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующим ходом обучения, а также особенностями раннего подросткового возраста. К этому времени у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. Вместе с тем это период подросткового возраста, которому свойственны начало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Младший подростковый возраст еще несет в себе следы детства, игры, однако в нем уже имеет место направленность на серьезную, ответственную деятельность (у младшего подростка есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими). Все это становится реальной основой для углубленного изучения декоративно-прикладного искусства, его специфики как на уровне восприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности. Это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальным рукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства. Эта задача, на наш взгляд, сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телерекламы, разнообразной массовой печатной продукции не лучшего качества, наводнившей потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее вразрез с выверенными временем народными представлениями.

      Целостный курс декоративно-прикладного искусства не случайно начинается с народного  крестьянского прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

      В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

      Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах...» (Э. Н. Фаустова).

      В V классе произведения декоративно-прикладного искусства рассматриваются с точки зрения единства ф о р м ы (материальная вещественность созданного продукта, способ существования содержания) и  с о д е р ж а н и я.

      При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание — у т и л и т а р н о-б ы т о в у ю  функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета). Задача педагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).

      Недопустимо считать декор просто нарядной декорацией, внешним украшательством, лишенным всякого смысла. Декоративность — итоговое качество предмета, она как бы «разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю ее структуру, образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчеркивает социальное положение конкретного человека. Так, например, на уроке дети узнают, что богатство декора в народном праздничном костюме было особым знаком смысла, означало высокую репродуктивную силу одетой в него женщины, плодородие матушки-Земли.

      Каждый художественно оформленный предмет был включен в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне — это  к о м м у н и к а т и в н а я  функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентаций подростков.

      В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.

      Урок искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.

      В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всем историческом пути развития народной культуры достаточно четко проявлялась планетарностъ народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели  м и р о в о г о  д р е в а,  в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).

      «Человек — вообще срединное существо между небом и землей. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким архетипом — братом человека по срединности — является дерево», — размышляет писатель и культуролог Г. Гачев. Единство небесного, земного и подземно-подводного миров, выраженное в трехчастной структуре  древа жизни  (модификации мирового древа), четко просматривается в трехчастности народного жилища. Эта трехчастность выявляется во всем богатстве декора избы, в трехчастной, например, форме наличника светличного окна в избах Поволжья, в образном строе женского праздничного костюма и других предметов бытового крестьянского искусства, одним словом — в народном изобразительном мифотворчестве. Без осознания подростками этого духовного опыта народа вряд ли возможно полноценное восприятие произведений народного творчества и формирование художественной культуры.

      Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых выражают поэтические воззрения древних на мир.

      Следующий шаг — освоение современных форм бытования народного искусства — традиционных народных художественных промыслов России.

      Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.

      Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».

      Пятиклассники на занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

      Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальности, плоскостности цветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков; живому, свободному мазку как цветосмешению), от условного обобщенного изображения-обозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневой моделировкой формы в пространстве.

      В процессе освоения декоративно-прикладного искусства должны быть поставлены и разрешены следующие главные вопросы: что?, как? и зачем?.

      Восприятие произведения декоративно-прикладного искусства начинается с вопроса что? Он связан с наиболее сильными зрительными впечатлениями (внешний облик предмета, материал, цвет, фактура, функция), первыми эстетическими переживаниями.

      Вопрос как? предполагает более пристальное всматривание в образный строй вещи, внимание к технике, в которой она выполнена (роспись, резьба по дереву, вышивка, ткачество, ковка и т. д.), к средствам данного искусства. Восприятие вещи (имеется в виду вопрос как?) помогает полнее осознать особенности образного языка декоративно-прикладного искусства. Чтобы учащиеся могли увидеть, почувствовать разницу между языком декоративно-прикладного искусства и живописи, можно сопоставить, например, образец трехчастной композиции в народной вышивке (изображение женской фигуры с предстоящими всадниками, с подчеркнуто геометрическим решением образов) и картину А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», похожую по сюжету; знак солнца на резной прялке в виде круглой розетки и образ солнца в картине-пейзаже.

      Вопрос зачем? и ответ на него помогают установить незримую смысловую связь образного строя вещи — с ее  с о ц и а л ь н о й  функцией — с мировосприятием человека; предполагают раскрытие некоей тайны, проливающей свет на смысловое значение образов. Вопрос зачем?, включающий в себя вопросы что? и как?, как бы раздвигает содержательно-смысловые границы воспринимаемого предмета-образа, делая его ценностно-значимым для ученика. Невозможно сформировать художественное мышление ученика без ответа на этот вопрос, без осознания продукта творческого труда в системе связи человека с миром на разных ступенях исторического развития.

      Следующий шаг после изучения русского народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран, времен. Приобщение младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нем черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе.      Включение в канву урока мифов, в которых отразились поэтические представления людей древних цивилизаций о возрождении и умирании природы, о смене дня и ночи и т. д., значительно обогащает восприятие учащихся, дает возможность для развития образного мышления, фантазии. Общее в воззрениях людей разных стран, времен способствует установлению в сознании школьников своеобразных содержательных «мостиков», казалось бы, между совершенно несхожими культурами.

      Так, легенды о боге солнца Pa — «царе богов» у древних египтян, о боге Гелиосе у древних греков, о молодом солнце, выезжающем на колеснице, запряженной златогривыми конями, у древних славян раскрывают поэтические представления о смене дня и ночи, о незыблемости вечного круговорота в природе. Такие сравнения помогают найти точки соприкосновения, единые начала в мировосприятии разных народов. Обращение к мифологии  — ключ к «прочтению» таинственных знаков-символов в декоративно-прикладном искусстве древних обществ.

      Завершается общий курс вполне закономерно —  знакомством с современным декоративно-прикладным искусством и работой в конкретном материале.

      Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — все это единые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.

      Дети знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена и т. д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве профессиональных художников декоративного искусства.

      Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства дает учащимся возможность сопоставить  два  склада мышления  — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

      Декоративная работа в материале (батик, витраж, коллаж, керамические рельефы, поделки из мочала, шпагата и т. п.), осуществляемая в групповых и коллективных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала —  освоением его декоративно-пластических возможностей.

      В V классе большое значение имеет дальнейшее развитие у учащихся «навыка распознавания» конструктивного, изобразительного и декоративного элементов языка в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, осознание того, что элементы декоративности в данном виде искусства «играют первенствующую роль — как в области форм и конструкций, так и в области внешнего убранства предмета» (В. С. Воронов), т. е. выступают доминантой, определяющей данный вид искусства.

      В V классе большое значение придается коллективным формам работы, требующим объединения творческих усилий всех ее участников. Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением школьных интерьеров. В коллективной деятельности как наиболее эффективной форме приобщения учащихся к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста. В процессе коллективного творчества каждый ученик работает самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

      Важным компонентом на завершающей стадии урока является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие  к р и т е р и и:

      — декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

      — содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

      — оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

      Важное значение в художественном развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие уроки четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники. Важной задачей итоговых уроков является организация живого общения между школьниками и приглашенными гостями. Уроки-обобщения могут включать в себя импровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры, интеллектуальные задания по систематизации зрительного материала на основе стилевых признаков и т. д.

      Приобщение учащихся младшего подросткового возраста к декоративно-прикладному искусству осуществляется в  р а з н ы х   ф о р м а х: это уроки; факультативные, кружковые занятия; посещение музеев, выставочных залов; поисковая деятельность школьников.

      Поисковая деятельность включает чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства.

      Учитель помогает систематизировать материал, подсказывает учащимся, как можно его оформить, привлекая для этой работы родителей. Собранный материал дети используют на текущих и итоговых уроках.

      Уроки декоративно-прикладного искусства  —  это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это с о т в о р ч е с т в о, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

      Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными.

      .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...

Статья "Народное искусство как средство развития творческих способностей учащихся".

1.Сила народного искусства.2.Художественные промыслы-яркая форма народного искусства.3.Приобщение детей к народной культуре.4.Роль народной игрушки в воспитании и  творческом развитии учащих...

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Театральное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся

презентация: рисунки детей с использованием нетрадиционных техник рисования....

«Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем,привлекающая внимание исследователей разных специальностей.Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что глав...