Внеурочная деятельность по образовательной программе «Рукодельницы» как средство развития творческих способностей учащихся среднего звена
методическая разработка по технологии

Борисова Нюргустана Прокопьевна

Сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности  школьников. Основной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_obrazovatelnoy_programme.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по образовательной программе

  «Рукодельницы»  как средство развития творческих способностей

 учащихся среднего звена

Автор: Борисова Н.П.

Сэргэ-Бэсская общеобразовательная школа, с.  Сэргэ-Бэс Амгинского улуса

 NurBor68mail.ru  

Введение

Актуальность. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью, помогая людям увидеть необычное, казалось бы, в обычных явлениях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности  школьников. Основной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления  личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатом труда.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей  школьников среднего звена.

Предмет исследования: деятельность внеурочной деятельности  в развитии творческих способностей  школьников среднего звена.

Цель исследования: теоретически обосновать необходимость развития творческих способностей  школьников путем разработки и реализации программы внеурочной деятельности «Рукодельницы».

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.
  2. Разработать и провести внеурочное занятие.
  3. Произвести диагностику уровня творческого потенциала.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей школьников среднего звена будет более эффективной, если разработать и реализовать программу внеурочной деятельности «Рукодельницы», отвечающий по следующим требованиям:

— Интересен по содержанию, близок к  жизненному опыту ребенка;

— Разнообразны по формам проведения;

— Характеризуются художественностью и доступностью.

В ходе исследования решались следующие задачи:

— Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования;

— Определить психолого-педагогические особенности процесса развития  творческих способностей  школьников среднего звена;

— Провести опытно-экспериментальную работу по использованию ручной работы.

Методы исследования:

— Теоретические методы: изучение теоретического материала;

— Практические методы: моделирование конспекта занятий;

Методологической основой исследования являются работы КохенаЛ. о мотивации (мотивировании) уровня творческого поведения, критериальная характеристика творческой самореализации школьников, предложенная Дроздиковой Л.Н., тест Гилфорда по изучению творческого мышления и разработки Эльконина Д.Б., Торренса П., Подласова И.П. о методах творческого развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении методической, психолого-педагогической литературы и теоретическом обосновании необходимости использования адаптивных технологий в развитие творческих способностей  школьников среднего звена.

Практическая значимость исследования заключается в целенаправленной работе по развитию творческих способностей школьников среднего звена  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.          

Цель первого констатирующего эксперимента: выявить уровень развития творческих способностей школьников среднего звена в контрольной и экспериментальной группе.

Эксперимент проводился в 6 - 8 классах  МБОУ «Сэргэ-Бэсской ООШ» Амгинского улуса. Наша школа малокомплектная, в этом учебном году получила статус  школа-сад. В контрольной группе всего 4 учащихся,  в экспериментальной - 4 учащихся. Учащиеся имеют примерно одинаковые показатели успеваемости и общего развития.

Первый констатирующий эксперимент проводился по методу наблюдения.  Например: Часто — иногда — никогда; Низкий уровень — средний — высокий — очень высокий

В наблюдении использовала следующие признаки: аккуратность (высокое мастерство, художественность), фантазия (способность к творческому воображению), гибкость (способность человека), умение действовать, быстро подстраивать под ситуацию, богатство и красочность воображения. Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, фиксировала в специальных протоколах.

Результаты первого констатирующего эксперимента показывают, что у учащихся как контрольного, так и экспериментального классов наиболее высокие показатели по критериям фантазии и гибкости, что говорит о наличии интереса у учащихся к выполнению творческих заданий, стремления проявить себя как творческую личность.

        Для определения уровня развития воображения был проведены диагностики  «Воображение» и  «Творческий потенциал»

Данные проведенных диагностик показали, что развито слабо воображение учащихся, дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом  ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться.

        Диагностические исследования показали, что при констатирующем исследовании уровень творческого потенциала у всех членов кружка был средний, но с разным количеством баллов. При контрольном исследовании данные показывают, что у всех девочек уровень творческого потенциала увеличился. 

Таким образом, после всех проведенных исследований и по их результатом можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.  Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что при работе на занятиях  дети развивают свои творческие способности. Через участие в творческой работе учащиеся получают очень ценные практические навыки обращения с конструкционными материалами и их преобразованием, тем самым развивается технологическое мышление и технологическая культура.

Слайд 1  Добрый день уважаемая комиссия! Меня зовут БНП

        Разрешите представить мою работу на тему « Внеурочная деятельность по образовательной программе  «Рукодельницы» как средство развития творческих способностей учащихся среднего звена

Слайд 2

Объект исследования: процесс развития творческих способностей  школьников среднего звена.

Предмет исследования: деятельность внеурочной деятельности  в развитии творческих способностей  школьников среднего звена.

Цель исследования: теоретически обосновать необходимость развития творческих способностей  школьников путем разработки и реализации программы внеурочной деятельности «Рукодельницы».

Слайд 3

Гипотеза: развитие творческих способностей школьников среднего звена будет более эффективной, если разработать и реализовать программу внеурочной деятельности «Рукодельницы», отвечающий по следующим требованиям:

— Интересен по содержанию, близок к  жизненному опыту ребенка;

— Разнообразны по формам проведения;

— Характеризуются художественностью и доступностью.

Слайд 4

Согласно ФГОС общего образования важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, развитие творческих способностей  школьников приобретает особое значение.

Слайд 5. Традиционно в нашей школе  конце каждого учебного года проводится «Ярмарка внеаудиторных занятий» для всех учащихся с первого по девятые классы. Во время этого мероприятия школьник, посоветовавшись с родителями, может выбрать по желанию три внеаудиторных занятия. Таким образом, внеаудиторное занятие «Рукодельницы» выбрали четверо учащихся  с 6 и 8 класса.

Слайд 6. В сентябре, в начале учебного года был проведен первый констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявить уровень развития творческих способностей школьников среднего звена в контрольной и экспериментальной группе.

Эксперимент проводился в 6-8 классы «Сэргэ-Бэсской ООШ». В контрольной  группе   4 учащихся,  в экспериментальной — 4 учащихся. Первый констатирующий эксперимент проводился по методу наблюдения.

Слайд 7

Экспериментальная группа: Степень выраженности отражается в оценках. Учащиеся в процентах: Общий процент составляет – 100%, один ребенок в экспериментальной группе составляет — 25%. Дата проведения — сентябрь месяц.

В соответствии диаграммой 1 степень выраженности  у всех учащихся среднее. Только у одного ученика степень выраженности проявляется к признакам фантазии, гибкости.

Контрольная группа: В соответствии с диаграммой 2 степень выраженности  у всех учащихся низкое. Только у одного ученика степень выраженности проявляется к признакам фантазии.  

Результаты первого констатирующего эксперимента показывают, что у учащихся как контрольного, так и экспериментального классов наиболее высокие показатели по критериям фантазии и гибкости, что говорит о наличии интереса у учащихся к выполнению творческих заданий, стремления проявить себя как творческую личность.

Слайд 8 Для определения уровня развития воображения был проведены диагностики  «Воображение» и  «Творческий потенциал»

Данные проведенных диагностик показали, что развито слабо воображение учащихся, дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом  ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться.

        По окончании проделанной работы над данной темой я подвела итоги, проведя те же диагностики, что и в начале. Моей целью стало: выявление наличия или отсутствия повышения уровня развития творческих способностей каждого ребенка. Результаты, полученные при проведении  диагностик показали, что у учащихся значительно повысился уровень развития творческих способностей. Дети раскрыли свои скрытые таланты и возможности. А главное, все учащиеся стали с большим удовольствием посещать внеурочную деятельность, участвовать в различных коллективно – творческих делах.

Слайд 9

Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Учащиеся занимаются творческой проектно-исследовательской деятельностью.

Цель: Развитие творческой эстетически развитой  личности способной к  самореализации, посредством изучения  декоративно – прикладного творчества.

Слайд 10

        Учащиеся постоянно участвуют  в научно-практических конференциях, различных творческих конкурсах. Занимают призовые места. Здесь девочки не только учатся к ручному труду, но и выступать с докладами, проектами. С

Постоянно участвуем в муниципальных этапах олимпиады по технологии Слайд 11

Научно-практических конференциях, не раз занимали  призовые места.

Слайд 12

Достижения различных творческих конкурсах

Слайд 13

Таким образом, после всех проведенных исследований и по их результатом можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.  Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что при работе на занятиях  дети развивают свои творческие способности. Это является стимулом для детей в дальнейшем их развитии. Дети получают удовольствие от своих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

«Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»

В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использовани...

Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся

Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Авторская программа внеурочной деятельности «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»

Программа направлена на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осу...