Методическая разработка "Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании"
методическая разработка (5, 6 класс)

Данная методическая разработка предлагает варианты подхода к решению проблемы развития творческих способностей детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании »

Педагог дополнительного образования: Рожнова Лидия Александровна

ВВЕДЕНИЕ

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако, в прошлом таланты появлялись как бы сами собой стихийно создавали шедевры литературы и искусства и делали научные открытия. И никто не отслеживал предпосылки развития таких талантов.

В наше время ситуация изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека большей подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, а также творческого подхода к решению любых проблем.

Если учесть тот факт, что доля умственного труда во всех профессиях постоянно растет, то становится очевидным, что творческие способности человека – это самая существенная часть его интеллекта. Поэтому важнейшей задачей в воспитании современного человека – это задача развития его творческого потенциала. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться развитостью подрастающего поколения. В связи с вышеуказанным данная проблема весьма актуальна и практически значима.

Начиная с древних времен, творческий процесс привлекал внимание философов ( Сократ, Платон, Аристотель, Кант и др.), был объектом изучения отечественных культурологов ( Н.А. Бердяев, И.А.Ильин, В.В.Розанов, В.С.Соловьев и др.) и зарубежных исследователей (А.Камю, Б.Кроче, А.Мальро, Ж.П.Сартр и др.).

На сегодняшний день, по мнению ряда современных ученых, в творческий процесс нельзя вторгаться и нельзя им управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука доказала значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б.Богоявленская и др.).

Значительный опыт изучения творчества накоплен в отечественных психолого-педагогических исследованиях (Л.С.Выготский, В.Г.Лабунская, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, Н.П.Сакулина и др.), в том числе творческого развития детей (Ю.П.Азаров, Н.А.Ветлугина, В.С.Кузин, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Теплов и др.).

Выдающийся российский психолог А.С.Выготский в своей книге «Вопросы детской психологии» хорошо раскрыл переходы возрастных периодов от одного к другому. А в работе « Воображение и творчество в детском возрасте» рассмотрел психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей.

Такие ученые, как Н.Я.Михайленко, С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин исследовали игру, как фактор, влияющий на развитие творчества детей. Опираясь на практические данные, они утверждали, что игра детей, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий. Исследователь М.Я.Зяблинцева в своей работе «Развитие памяти и воображения детей. Игры и упражнения "приводит интересный практический материал для педагогв-психологов, воспитателей и родителей: упражнения, игры, этюды, задания для развития памяти и воображения.

Возможности и развитие творческих способностей в условиях социально-культурной среды рассмотрены в работах специалистов социально-культурной деятельности ( А.И.Арнольдов, Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Т.Л.Якубовская и др.).

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются творческие способности детей, занимающихся в классе фортепиано.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития творческих способностей детей.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить особенности музыкального развития творческих способностей детей.

ЗАДАЧИ:

- проанализировать современные тенденции развития учреждений дополнительного образования, направленные на формирование «инновационного человека», человека творческого;

- показать возможности взаимосвязи образовательного и воспитательного процессов для создания условий развития творческой личности;

-  разработать и представить материал о технологиях, методах и формах развития творческих способностей детей в классе фортепиано.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ будет наиболее эффективным, если:

- педагог имеет знания основных принципов педагогики и психологии, владеет современными технологиями;

- учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей;

- использует психолого-педагогический потенциал (свобода выбора, добровольность, самостоятельность, вариативность, демократичность, взаимодействие семейной и школьной среды).

СТРУКТУРА:

работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы.

Глава I

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

  1. Условия и факторы, определяющие направление развития. 

В современных условиях развития системы отечественного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей, предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные потребности детей. С каждым годом возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества.

  Главными задачами системы дополнительного образования являются создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в образовательный процесс

 – активно-деятельностных технологий обучения и воспитания;

- создание эмоционально-привлекательной среды для тех или иных видов деятельности;

- психологически комфортной атмосферы взаимодействия; а также

- хорошей материальной оснащенности образовательного процесса и профессиональных творческих педагогов.

В системе дополнительного образования реализуются образовательные программы по конкретному направлению деятельности и области знания: Художественное творчество, живопись, дизайн, хореография, вокал, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство, техническое творчество, туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность, спорт.

Методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя авторские программы, разрабатываемые компетентными специалистами.

Некоторые специалисты считают, что дополнительное образование является для многих детей «социальным лифтом». Если в школе ученик воспринимается учителем как обладающий средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную деятельность по интересам, например, в Центре детского творчества, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, склонный к инициативе, самостоятельности, ответственности. А это те качества, которые необходимы каждому человеку для полноценного существования в современном мире, чтобы чувствовать себя защищенно и уверенно в любой ситуации делового и межличностного, профессионального взаимодействия.

Центры дополнительного образования создают условия для социальной адаптации для детей и подростков и формирования у них социальной устойчивости.

Многовариантность учреждений дополнительного образования дает возможность родителям и детям выбрать то из них, которое в наибольшей степени будет отвечать интересам ребенка и поможет в полной мере раскрыться его дарованиям, творческим способностям.

Учреждение дополнительного образования детей – это «согласованное упорядочение различных видов деятельности ( педагогической, методической, управленческой, обслуживающей и др.), осуществляемой субъектами, входящими в структуру конкретного учреждения».

А.Г.Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего развития образования в России и подчеркивает, что это «вариативное образование», в основе которого лежат идеи педагогики развития.

В учреждениях дополнительного образования созданы студии и кружки для детей разного уровня развития, что дает возможность заниматься в них всем желающим. Каждому ребенку

создаются условия для занятий творчеством и раскрытия своего потенциала.

  1. Взаимосвязь образовательного и воспитательного процессов в учреждениях дополнительного образования.

« Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»  В. Сухомлинский

Дополнительное образование детей представляет собой уникальную социально-педагогическую систему, деятельность которой взаимосвязана с различными сферами жизнедеятельности человека. В настоящее время данная образовательная система существует и развивается в ситуации инновационных изменений российского общества.

  По общепринятому определению «ДОД»:

- единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности;

- неотъемлемой частью системы непрерывного образования, обеспечивающая ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

- специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических установок, оно способствует профориентации, придает становлению человека новое качество.

 С.Б. Серякова отмечает, что «специфика деятельности системы дополнительного образования позволяет говорить о том, что воспитательное пространство данной системы является мощным фактором и ресурсом модернизации отечественного образования».

Модернизация российского образования определяет перспективы развития воспитания и детей, и молодежи на современном этапе – достижение нового современного качества образования, его индивидуализация и дифференциация.

При дифференцированном и индивидуальном подходе в ДОД деятельность педагога дополнительного образования направлена на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.

По мнению Л.Б.Буйловой, деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, отвечающим жизненным потребностям детей.

В связи с этим повышается социальная потребность в высокопрофессиональном специалисте – педагоге дополнительного образования.

В системе дополнительного образования заложен большой воспитательный потенциал. Общение педагога с детьми изначально положительно эмоционально окрашено. Для их совместной деятельности характерен высокий уровень мотивации 

дополнительного образования, в кружках и секциях, ребенок должен ощутить свободу в действиях, радость творчества. Решающую роль в успехе ученика может сыграть один достижений, обусловленный интересом и желанием самореализоваться, удовлетворить свои потребности в личностном и профессиональном творчестве.

Нравственная позиция педагога, выражающаяся в искренней поддержке эмоциональных порывов обучающихся реализовывать задумки, поощрении их фантазии, воображения, оказывает влияние на развитие у детей оценочно-эмоционального отношения к окружающему миру, его чувственному восприятию.

Создавая атмосферу творческого взаимодействия, педагог стремится поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое позволяет обучающимся раскрыть их творческие способности. Эмоциональное напряжение можно рассматривать как необходимый элемент творческого акта, выражающийся в радостном предвкушении успеха.

Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в центрах человек – педагог, тренер, руководитель кружка. Но лучше, если в решении таких проблем родители, ученики и педагоги объединяются, вместе идут к намеченной цели. Есть много семей, нуждающихся в профессиональной помощи в решении воспитательных проблем. Для организации культурно-воспитательного процесса с детьми необходим дифференцированный подход к разным возрастным группам, а также гуманизация взаимоотношений педагога с детьми и их родителями.

Последнее десятилетие в педагогике характеризуется более пристальным внимание к индивидуальности ребенка, его психологическим особенностям. Система дополнительного образования , в отличие от общеобразовательной школы, дает в этом плане широкие возможности. Здесь действительно осуществляется индивидуальный подход к личности, каждому ребенку уделяется внимание , находится для него тот образовательный маршрут, который соответствует его запросам, склонностям и возможностям.

Для ребенка, особенно в младшем школьном возрасте жизненный опыт – это постоянно меняющийся калейдоскоп, а творчество – «продленная игровая мотивация». В связи с этим возникает необходимость изучения проблемы взаимодействия художественных, интеллектуальных и творческих способностей, в том числе, проблемы художественной одаренности как основы эстетической деятельности. И счастлив тот ребенок, воспитатели которого ищут, протаптывают для него ту единственную тропинку, которая именно его быстрее всего приведет к цели.

Это трудный путь для любого родителя и педагога, но его итог – здоровье и успехи ребенка, его будущее.

ГЛАВА II

МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1. Психологические факторы в индивидуальном обучении игры на фортепиано.

Воздействие на учащегося (использование его психических свойств и грамотное управление психологическим процессом, сопровождающим обучение) оказывают благотворное влияние на процесс преподавания, делая обучение интереснее, легче и продуктивнее. Формирование и использование уже имеющихся психических свойств ребенка в процессе обучения в конечном счете имеет целью активное включение каждого из психических свойств, важных для восприятия информации, получения знаний и навыков.

Педагог должен быть не только квалифицированным специалистом, иметь достаточный запас знаний, выходящий за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт,  но также быть знатоком сложной психологии ребенка. Личные качества ученика проявляются уже с самых первых занятий, проявляется его темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), леворукость, психосоциальное лицо. Педагог, обладающий личным обаянием, знаниями и специфическими качества имеет возможность оказывать влияние на развитие индивидуальности ребенка. До 7 лет занятия проходить в форме игры – стихи, ритмы танца, песни и загадки. Язык звуков сам по себе слишком абстрактен, чтобы надолго заинтересовать ребенка, который, правда, в этом возрасте обладает яркой фантазией, но в то же время мыслит всегда только в конкретных, доступных ему понятиях. Поэтому занятие лучше всего начинать с небольшого музыкального произведения, которое может быть детской песенкой. При этом, разумеется, следует расширять уже накопленный музыкальный опыт ребенка посредством приобретения нового и более глубокого знакомства с избранным музыкальным инструментом. При занятиях с детьми 5-6 лет надо помнить, что в этом возрасте они не способны надолго сосредоточиться, поэтому содержание получасового занятия должно быть составлено разнообразно и красочно. Так как характерной чертой этого возраста является огромная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира, то любознательность ребенка в любых вопросах должна быть немедленно удовлетворена. Также надо учитывать, что в этом возрасте легко воспринимается новое, но также легко забывается выученное на занятии, поэтому необходимо постоянно возвращаться к уже пройденному. У ребенка иной тип мышления, он еще не умеет быстро схватывать новое, следовательно всякое принуждение к спешке приведет к отрицательным последствиям. С учетом вышеизложенного занятия будут давать положительный результат не только в музыкальном развитии, но и психологическом аспекте его внутреннего Эго.

Обучение, как таковое, следует начинать с возраста 7 лет, при этом учитывая, что мальчики развиваются и взрослеют медленнее девочек. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал на занятии, что педагог к нему неравнодушен, что это его старший товарищ и друг, но более опытный.

Методика индивидуального преподавания принципиально отличается от преподавания в классных коллективах. Индивидуальное обучение дает возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ученика и дает возможность подбирать методы обучения для каждого.

Конечно, все занятия были бы более результативными, если бы обучение в общеобразовательных школах не оказывало пагубное влияние на личность учеников: огромная информативная нагрузка, обезличивание детей и многое другое. Педагоги, работающие зачастую не по призванию, эмоциональное выгорание при большом стаже работы отражается на качестве преподавания, а у самих педагогов развиваются неврозы и психоматические расстройства. Техногенность, экология – все влияет на неокрепшую психику ребенка, поэтому педагог индивидуального обучения имеет возможность влиять на личность ребенка, которого конечно же невозможно уберечь полностью от пагубного влияния внешней среды. Очень важно иметь дружеский контакт с родителями учащихся, которые зачастую плохо знают своих детей. Часто родителям самим требуется психологическая помощь.

В обучении детей подросткового возраста есть возможность развивать их личностные положительные качества – волю, инициативность, самостоятельность, адекватную самооценку. Педагог должен учесть то, что воспитывая данную личность в вышеперечисленных направлениях, он закладывает фундамент его будущей успешной жизни, морально-эстетические принципы и умение преодолевать трудности.

Основное качество в воспитании, стимулирующее все остальное – воля. Предпосылкой развития воли является заинтересованность, вызывающая, как прямое следствие, потребность в деятельности. Организованная деятельность, которая активно включает детей в различные виды творчества, позволит им понять смысл, содержание, характер услышанных и изучаемых ими произведений, а значит, разовьет их ум и мышление.

Проанализировав все сказанное выше, можно с уверенностью сказать, что индивидуальное обучение игре на фортепиано способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Чтобы произвести на инструменте простую нотную запись, учащийся должен потратить гораздо больше духовной энергии, чем в других обычных процессах мышления. Ему одновременно читать звуко-высотный и ритмический рисунки сразу на двух нотоносцах.  Следует успевать за правильной аппликатурой (расстановкой пальцев), артикуляцией, фразировкой и динамикой. И все это необходимо сочетать с моторной деятельностью каждой руки отдельно. Такое напряжение требует максимальной концентрации внимания и поддерживает его духовную активность. Да и сам по себе характер этой дисциплины исключает пассивное участие в процессе игры. Обучение тесно связано с тренировкой памяти, развитию способности концентрироваться. Помимо этого, эстетическое воспитание связано с культивированием эмоциональной сферы. Для детей подросткового возраста, в пору их созревания, характерно углубленное осмысленное выражение чувств, яркая эмоциональность восприятия. Педагог индивидуального обучения может активно влиять на чувства и эмоции подростков, обогащая их внутренний мир.

Музыкальное искусство таит в себе огромные возможности воздействия на человека. И этим процессом можно управлять. Ученик, обладающий умением переводить обыденные эмоции в эстетические, личностно более развит, чем его сверстники. У него, как правило, более богатый духовный мир и эмоциональная культура. Дальнейшие успехи молодого человека не только в музыке, но и на любом поприще, которое он выбирает для себя во взрослой жизни, во многом зависят от того, какое правильное направление выбрал для их развития педагог, который должен быть не только хорошим музыкантом, но и человеком с широким духовным горизонтом.

2. Творческое музицирование как метод развития способностей детей в классе фортепиано.                                                      

                                                             Музыке нужно учить всех детей, как учат            

                                                             математике или географии.

                                                                                                     Д.Б.Кабалевский

Много лет работая педагогом и обучая детей игре на инструменте, я искала разные пути и задумывалась о том, как повысить качество музыкальных занятий и вызвать интерес к овладению языком музыки, создать непринужденную обстановку, в которой бы ребенок полностью раскрылся. Ведь ребенку так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным и хорошим. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Пусть даже из него в будущем не выйдет музыканта, в нем останется способность эмоционально переживать музыку, стать тем культурным слушателем музыки, который любит классику, понимает ее, в нем будет выработан «иммунитет» против отупляющих низкосортных образцов современной эстрадной музыки. Он будет с удовольствием слушать русские песни и романсы, и очень здорово, если сам научится петь и играть их.

Главная задача педагога состоит не только в умении обучить воспитанника игре на инструменте, но и эмоционально развить его. Как говорил известный американский педагог Бенджамин Спок: « Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны. Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми». А Д.Б. Кабалевский говорил, что «интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль».

Но как же вызвать интерес учеников к музыке, их внеклассный интерес перевести в классный?  

Методы, которые помогут культивировать заинтересованность в обучении:

 

 - ввод элементов новизны обогащает занятие, делает его многообразным, гетерогенным;

  - абсолютно ясное конкретное и точное представление о цели действия;

  - определение средств достижения цели;

  - поощрение как наилучший способ поддержания воли к труду.

Для того, чтобы найти подход, «подобрать ключи» для вхождения в страну музыки буквально к каждому ребенку, педагогу требуется проявить большее внимание, такт и понимание особенностей ученика. Секрет педагогического таланта заключается в том, чтобы осуществление поставленных задач перед учеником доставляло радость не только ученику, но и педагогу. Ведь если его занятия скучны, то ребенку интересно все, кроме них. Многие ребята с увлечением начинают заниматься и очень быстро с отвращением прекращают занятия. Это случается даже у хороших педагогов, но не владеющих воспитательным даром. Умение создавать необходимый эмоциональный настрой в классе и управлять им – зависит от артистических способностей учителя музыки и таланта педагога и психолога.

 Общие правила в отношении к ученикам:

  - последовательность;

  - снисходительность;

  - похвала;

  - контакт телесный и зрительный;

  - терпимость к медлительности;

  - исключение раздражителей;

  - поэтапное задание.

Художественная деятельность несовместима с насилием, с приказом, и педагогу приходится быть гением изобретательности, чтобы расшевелить эмоции ученика. Если же ничто не помогает, не поможет и приказ или угроза плохой отметки.

Каждое слово, обращенное к детям, должно быть не только грамотным, умным, добрым, как можно чаще оно должно быть еще веселым! Занятие, прошедшее без тени улыбки можно считать неполноценным. Дети не знают драм и трагедий жизни, и, даже зная, не ощущают их глубину. Им свойственна жизнерадостность, они не приемлют тоски, поэтому с ними легче дышится. Очень важно, и это наиболее трудно – вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, не отрывая его от привычной детской жизни. Педагог, занимающийся с маленькими учениками, должен создавать на уроках не только радостную, но и игровую атмосферу. Игра – потребность ребенка, путь к познанию окружающего мира. Школа жизни.

В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, лучше проявляют свои способности. С удовольствием играют младшие школьники в игры познавательного характера, решая музыкальные викторины, ребусы, загадки о композиторах, музыкальных произведениях, музыкальных инструментах.

Но младшие школьники вырастают и дальше с ними надо работать плодотворно и интересно, так, чтобы воспитать в них хороший музыкальный вкус, расширить их кругозор, научить их самостоятельно разучивать произведения. Учитывая то, что в нашем Эстетическом центре большинство учащихся занимается с целью стать музыкантами-любителями, то им, наряду с разучиванием пьес и этюдов, очень может помочь развить творческие способности и активизировать мышление любительское музицирование.

Вместе с детьми мы возрождаем такую чудесную традицию, как домашнее музицирование.

Благодаря этому виду деятельности, дети получают возможность для самовыражения. Здесь уместен любой репертуар – от популярной классики до джаза и эстрады. Выразить себя получается у любого ученика, даже самого заурядного. Материалом для обучения могут быть и любимые детьми песни из мультфильмов и кинофильмов, подобранные на слух или навыки игры не сложного аккомпанемента к романсам.

Выступление каждого оценивается по двум-трем разделам:

- популярная классика, 1-2 произведения (можно играть вдвоем ансамблем в 4 руки);

- аккомпанемент к песне, романсу (выученный или подобранный на слух);

- небольшая джазовая или эстрадная композиция (можно соло на инструменте или в дуэте с певцом, причем, поют сами дети).

 А в конце  полугодия на класс-концерте мы проводим творческий зачет, куда приглашаем родителей. Каждый играет все, что ему хочется  и то, что у него лучше получается, таким образом проявляя фантазию и показывая свои достижения. Программа готовится под руководством педагога, а исполнение учеников оценивают сами родители.

  По показателям творческого зачета можно проводить диагностику развития способностей детей по следующим параметрам:

 - грамотное исполнение текста;

 - эмоциональность и выразительность исполнения;

 - умение себя слушать и слышать.

На таком зачете дети чувствуют себя свободнее, играют без напряжения, легче выражают свои эмоции, т.к. это не совсем экзамен. Оценки лояльные, никто не обижен. Между детьми возникает своего рода соперничество и, одновременно, сопереживание друг другу, даже иногда сочувствие тому, кто растерялся и сыграл хуже. После зачета мы вместе с родителями и детьми обсуждаем услышанное. Каждый может высказать свои впечатления. Дети учатся оценивать себя, заполняя анкету и сопоставляя свои выводы. Я, как педагог, нахожу полезным воспитательным моментом участие моих воспитанников в подобном мероприятии.

А для родителей это показатель уровня развития всех детей моего класса и каждого ребенка в частности. Очень наглядно видно кто в чем преуспел, а кому надо еще работать и над чем. Я считаю такую форму работы чрезвычайно полезной и в смысле дружбы, сплоченности нашего небольшого коллектива и творчески свободного объединения. Надеюсь, что такой подход к обучению абсолютно всех детей с разными способностями будет эффективен всегда.

И еще несколько слов хотелось сказать о том, каким я представляю хорошего учителя описать мои педагогические принципы.

Первое – то, что я считаю наиболее важным, это умение создавать на занятиях благоприятную среду, в которую ученику захочется окунуться. Когда ученик видит, что сам учитель увлечен искусством, при этом он является значимым человеком для ученика, это создаст своеобразную атмосферу и передастся ученику. Не подчеркивая своего превосходства, учитель постарается, чтобы в обучении стало преобладать человеческое содержание над технологическими проблемами, тогда и состоится диалог учителя с учеником и будет создана атмосфера сотворчества. Доверительные взаимоотношения между учителем и учениками класса, духовная общность, взаимная поддержка придает детям уверенность в своих силах. Если ребенку понятно содержание, образ исполняемого произведения, то работа педагога с ним будет продуктивнее и интерес ребенка к таким занятиям будет возрастать.

Когда учитель видит в ребенке растущую личность, тогда он может успешно развивать его по любой методике. Такой учитель оценивает не только результат, но и то усердие, которое ребенок прявил, хотя наблюдая за ним, можно сказать: он не умеет того, этого, не владеет тем-то…жизнь не проходит без негативных оценок. Есть вещи, которые делать надо – скучно, неинтересно, а надо. Другое дело, что любая оценка (и негативная) не должна унижать ребенка.

Речь педагога при занятиях с детьми должна быть ясной и точной, простой и неторопливой. Не стоит загружать ученика излишней информативностью – кратко и конкретно. Интонация речи всегда должна быть доброжелательной. Каждое высказывание педагога должно быть педагогически целесообразным. Педагог обязан полностью владеть своим поведением во всех без исключения ситуациях. Проведение урока должно быть творчески приподнятым, речь образной, увлекающей и заинтересованной, вызывать желание подражать учителю. «Всем известна склонность детей к подражанию. Эта склонность может принести может принести большую пользу и ученику, и педагогу в налаживании необходимых , удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь певучести звука и многого другого, т.е. в формировании целого комплекса знаний, умений и навыков будущего музыканта». О.Бахмацкая.

Большое воспитательное значение имеет культура общения педагога с детьми, умение слышать и слушать чужое мнение. Если ученик не соглашается с педагогом, значит он мыслит! А если вдруг педагог почувствовал, что он не прав, он должен честно признать это. Точно также нужно относиться к мнению коллег. Не стесняться учиться у более опытных из них.

Условием заинтересованности ученика может быть разнообразие методов проведения урока, а также элемент неожиданности. Например, проверить выученные «куски» пьесы в обратном порядке, т.к. ученики обычно хуже выучивают текст в конце пьесы, чем в начале.

  Доброта по отношению к детям, их родителям, коллегам, к каждому человеку и умение ценить их достоинства – это большое нравственное достижение педагога. « Атмосфера любви и взаимной симпатии благодатна для любого урока. Но урока искусства без нее просто не может быть, потому что это – особый урок, где обучаются в первую очередь, сердцем и обучают сердца!» В.А.Шереметьев.

Деятельность учителя не может быть успешной, если он не обладает чувством юмора. Юмор позволяет свободно выйти из любой трудной педагогической ситуации, снимет стрессы, поднимает настроение, помогает в разрядке эмоций. Урок нельзя превращать в скучную повинность. Эмоциональный фон урока создается с первых минут.

И наконец, последнее. Разучивая с учеником очередную пьесу, педагог сам должен ее хорошо знать. Показывать ее ученику нужно только хорошо, убедительно. Но не играть в таких быстрых темпах и на тех высоких силовых уровнях, которые в ближайшее время еще недоступны ученику. Перевоплощение, артистизм педагога-музыканта проявляются в том, что он на уроке выступает «от имени ученика»,  вместе с учеником и так достоверно, что его питомец верит в их совместные усилия. Искусство педагога заключается в том, что он может работать в системе взглядов ученика» В.Г.Ражников. Для того, чтобы владеть таким искусством, педагогу надо помнить о постоянном повышении собственного исполнительского мастерства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Способности – индивидуальные особенности, которые отличаю одного человека от другого.

  К музыкальным способностям относятся слух, чувство ритма и память. Они определяют успешность выполнения того или иного задания. Сами же способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Развитие творческих способностей детей активно проводится в учреждениях дополнительного образования.

Развитие творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования определяется психологическими возрастными особенностями, а также социальным положением, в которое поставлен ребенок.

Детское творчество занимает ведущее место во всей деятельности учреждений дополнительного образования, т.к. дети являются наиболее активными посетителями всех объединений.

В учреждениях дополнительного образования дети занимаются самыми различными видами творчества – лепкой, рисованием, танцами, музыкой, пением и различными ремеслами.

  Основными организационными формами творчества детей, в которых происходит процесс развития творческих способностей детей, являются кружки, секции и студии.

В учреждениях дополнительного образования этот процесс основан на обеспечении условиями для творчества, свободе выбора, помощи, добровольности, многогранности и самостоятельности.

Важнейшим из компонентов в обучении в учреждениях дополнительного образования является развитие творческих способностей детей.

Сфера дополнительного образования детей – особое пространство, где объективно задается множество отношений творчества и мастерства, освоение опыта, где не только осуществляется развитие способностей детей, складываются эмоционально-ценностные отношения между детьми и взрослыми, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.

 

                                                     ЛИТЕРАТУРА

  1. Асмолов А.Г. « Дополнительное образование как зона бдижайшего развития России: от традицион. педагогики к педагогике развития ». Внешкольник. – 1997 - №9
  2. Словарь-справочник терминологии в ДОД. Сост. Буйлова Л.Н. (и др.). – М.: ЦРС ДОД  2002.                                                                                                                              
  3. Серякова С.Б.  « Психолого-педагогическая компетентность педагога ДО» (монография) – М.:  Изд-во МПГУ.  2005  
  4. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М.: Музыка - 1947.
  5. Ветлугина Н.А. «Эстетическое воспитание в семье».- М., 1973.
  6. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию» . – М. – Советский композитор: 1979.
  7. Баринова М.Н. «О развитии творческих способностей» – Л. - 1961.
  8. Кабалевский Д.Б. «Дорогие мои друзья»- М.: 1979.
  9. Ражников В.Г. «Резервы музыкальной педагогики» -  М.: 1980.
  10. Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей» - М.: 2002.
  11. Аронов А.А. «Творчество в контексте социализации личности». Вестник МГУКИ.  -2004. №2.
  12. Дружинин В.Н. «Психология творчества». – Психологический журнал. – 2005. №5.
  13. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в развитии». Спб.: Союз – 2007.
  14. Манакова И.П., Салмина Н.Г. «Дети. Мир звуков. Музыка.» - Свердловск – издательство Уральского университета: 1991.
  15. Юдовина-ГальперинаТ.Б. «За роялем без слез или я детский педагог. – Спб.: Союз художников – 2002.
  16. Поджарая А.В. «Психолог-музыкант – педагог-музыкант». – Дополнительное образование : 2004. №1.  
  17. Чистякова С.А. «Элементарное музицирование и развитие творческих способностей детей». – Искусство в школе : 2003. №5.                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...

Тема методического объединения: «Развитие творческой одарённости в учреждениях дополнительного образования детей.»

Темаметодического объединения:«Развитие   творческой одарённости  в учреждениях дополнительногообразования детей.»...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии"

Цель данной методической разработки – обобщение опыта развития творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр....

Методическая работа "Развитие творческих способностей детей на примере живописных работ Винсента Ван Гога" с презентацией. 2019 - 2020 учебный год.

Аннотация.          Данная методическая разработка посвящена развитию художественных способностей детей  8 – 10 лет в школе искусств. Она повест...

Развитие творческих способностей детей в дополнительном образовании

В настоящее время во всем мире привлекает внимание  проблема развития детей, обладающих определенными отличными от других способностями. С давних времен у многих наций появлялись дети, которые с ...

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...