Методическая работа "Развитие творческих способностей детей на примере живописных работ Винсента Ван Гога" с презентацией. 2019 - 2020 учебный год.
методическая разработка

Селезнева Лидия Анатольевна

Аннотация.

          Данная методическая разработка посвящена развитию художественных способностей детей  8 – 10 лет в школе искусств. Она повествует о жизни Винсента Ван Гога, раскрывает особенности его творчества, а так же его технику и  приёмы работы. Всё это служит материалом для развития учащихся. Методическая разработка состоит из двух частей: теоретической и практической.  Данная работа предназначена для преподавателей ДХШ, школ искусств, изостудий.

 

Содержание методической работы «Развитие творческих способностей детей на примере живописных работ Винсента Ван Гога»

 

Введение:

 

Значение рисования  для ребенка………………………..................3 с.

 

Цели и задачи методической работы и сроки её реализации…4 с.

 

Теоретическая часть:

 

Рассказ о жизни и творчестве Винсента……………………………4 с.

 

Изучение техники написания картин ………………………………..6 с.

 

Эксперименты с палитрой, символизм изображения……………6 с.

 

Влияние японского искусства………………………………………....7 с.

 

Необычная манера письма художника……………………………...7 с.

 

Практическая часть:

 

Конспект урока «Знакомство с творчеством Винсента Ван Гога.

Изучение техники написания картин. Работа над фактурами»...10 с.

 

Конспект урока «Пишем пейзажи по мотивам картин Ван Гога»..14 с.

 

Выводы и ожидаемые результаты…………………………………....18 с.

 

Литература………………………………………………………………......18 с.

 

 

 

Введение.

 

Значение рисования красками  для ребенка.

       Рисование – важнейший вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирование разносторонней, гармоничной личности.

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом. Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это развивает его мышление, речь, зрительную память, координацию.

2. У ребенка развивается воображение.

3. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.

4. Рисование считается успокаивающим, умиротворяющим занятием.

5. Систематические уроки живописи приучают ребенка к усидчивости, формируют дисциплинированность.

6. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.

7. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки – шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.

8. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.

9. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.

10. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического восприятия – приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.

11. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

 

 

Цели и задачи работы.

Цель:

- проанализировать творчество Винсента Ван Гога и сформировать у учащихся представление о его значении в европейском зарубежном искусстве;

- обогатить знания детей в области изображения фактур.

Задачи:

1.     Организация восприятия учащимися художественных произведений.

2.     Развитие у школьников творческих способностей и побуждение их к самостоятельной эстетически-творческой деятельности.

3.     Воспитание интереса к предмету, к достижениям мировой культуры.

Сроки реализации:

Данная работа расчитана на реализацию в 2019 - 2020 учебном году.

Теоретическая часть

Рассказ о жизни и творчестве Винсента.

      Есть имена, известные всему миру и в то же время остающиеся для всех загадкой. Одно из таких имен – голландский художник - постимпрессионист XIX века Винсент Вильям Ван Гог. Люди до сих пор спорят. Кто он – великий мастер или великий безумец? Почему картины Ван Гога волнуют людей до сих пор? В чём современность его живописи?

Чтобы разобраться в этом, предлагаю обратиться к жизненному и творческому пути художника.

Каждому художнику судьба еще при рождении отмеряет долю божественного дара, называемую талантом. А развивать его и взращивать одни начинают чуть ли не с пеленок, а иные - лишь пройдя через тернистый путь, усеянный сомнениями и неуверенностью. В этом обзоре речь пойдет о Винсенте ван Гоге - мастере, нашедшем себя в мире искусства почти к тридцати, и творившем свои шедевры всего-навсего десять лет, при том оставившем глубочайший след в мировом искусстве второй половины 19 века. 
Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в глухой голландской деревушке Грот-Зюндерт в семье пастора (священника). В семье было шестеро детей. Винсент – самый старший. Родные считали его трудным и странным ребёнком, в то время как соседи отмечали в нём скромность, сострадание и дружелюбие в отношении с другими людьми. Впоследствии он не раз говорил о том, что детство его было холодным и мрачным.

       Когда Винсенту пошел двенадцатый год, отец определил его в пансион господина Провили в Зевенбергене, а через два года будущий художник продолжил свое образование в Тилбурге, в школе Ханника. В Зюндерт Ван Гог приезжал только на каникулы.

       Он много читал, любил бродить с младшим братом Тео по окрестностям, восхищаясь красотами природы.

      В возрасте 16 лет Ван Гог принял приглашение своего дядюшки и начал работать продавцом в его картинной галерее.

      Винсент живо интересовался произведениями искусства, увлекаясь живописью все больше и больше. О нем отзывались как об образцовом служащем – аккуратном и добросовестном, знающем наперечет все картины и гравюры в магазине, умеющем ловко сворачивать холсты.

В часы досуга он посещал музеи, изучал творчество старых мастеров. Но долго проработать там он не смог. Он начал странствовать по Бельгии и Франции, стал нищим бродягой, зарисовывающий быт бедняков. Именно в эти тяжелые времена Винсент окончательно принял решение стать художником. Углекопы, ткачи, их жалкие жилища – вот что было первыми предметами изображения для него. Тео несколько раз советовал брату заняться живописью. Покинутый всеми, Винсент принимает этот крест – судьбу художника-одиночки.

Так Ван Гог становится художником. В это время ему 27 лет. Весной 1880 года Винсент приехал в Брюссель, где всерьез занялся изучением живописи В марте 1885 года, освоив технику работы маслом, Ван Гог пишет первую, ставшую известной, картину «Едоки картофеля».

       Винсент Вильям Ван Гог - личность интересная и загадочная. Многие события в его жизни остаются до сих пор тайной. За совсем короткий срок он написавший около 2100 картин, 860 из которых исполнены маслом. Работал Ван Гог в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. А героями и образами его полотен практически всегда были простые труженики и их более чем скромный быт. Хотя и начал он свою творческую жизнь поздно, но за всё это время создал множество выдыющихся работ.
       Жизнь самого художника прошла в нищете, постоянных переживаниях и душевных расстройствах. Как человек он был добросердечным и открытым, человечным, жизнерадостным и стойким. Он не был признан, его творения не продавались, он  жил на средства младшего брата, что очень угнетало Винсента.

       Ван Гог посвятил себя искусству, и оно поглотило его всецело. Общество не  принимало его, но любовь к человечеству жила в его жизни всегда. И лишь спустя годы после трагической кончины, мир оценил его уникальное творчество.
 

Изучение техники написания картин и работа над фактурами

 

Эксперименты с палитрой, символизм изображения

 

      Ван Гог был художник - самоучка. Он разработал свой собственный стиль. На картинах он через цвет выражал свои чувства, переживания. Его палитра меняется на протяжении всей его жизни. В начале своей карьеры Ван Гог использует тёмные и землистые цвета, такие как оливковый и сиена. Природа Голландии не изобилует яркими красками, а сам художник предпочитает писать портреты крестьян и работников шахт и рудников. Поэтому мрачная палитра необходима, чтобы подчеркнуть бедность и безысходность. Особенно это заметно на картине «Едоки картофеля», где бедная семья рабочих собралась за скудным ужином, при слабом свете лампы.

        В 1886 году Ван Гог переезжает в Париж. Здесь он вдохновляется работами импрессионистов и его палитра быстро приобретает яркие краски. Художник меняет меланхоличные цвета на красные, оранжевые, зелёные, синие и, конечно же, жёлтые.

       Можно заметить, что многие его картины имеют яркий, насыщенный контраст. Часто художник применяет жёлтый цвет и он соседствует с ярко – синим.

Желтый и синий цвета  для Ван Гога были противоположностями. И он использовал все  их оттенки от нежно-лимонного до ярко-оранжевого. Они  казались ему символом солнечного света, пшеничного поля, символом  любви и жизни. Он часто использовал и холодные цвета от голубого до почти черного. Это был символ «бесстрастной  вечности», «фатальной неизбежности» и «смерти». По мнению художника, борьба этих двух красок — это вечная борьба зла и добра, света и тьмы.

 

Влияние японского искусства

 

      Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников. Впервые Ван Гог упоминает о них зимой 1885 -1886 годов, но сильное влияние японские гравюры на манеру художника оказывают после переезда художника в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дёшевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он копирует некоторые из них. Художнику нравились эти эстампы благодаря их цветовой насыщенности и совершенной композиции. В этот же период он начинает обводить объекты тёмными контурами, заполняя их сплошным цветом. Влияние японской графики на творчество Ван Гога бесспорно, но оно ограничено коротким периодом.

 

Необычная манера письма художника

 

     Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры. Такой живописный приём называется импасто. Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках. Краска в тюбиках была гуще, что позволяло выдавливатьеё прямо на холст, не опасаясь, что она расплывётся.

 

         В 1886 году начинаются эксперименты с импрессионистскими прерывистыми мазками. В какой - то момент Ван Гог даже пробует технику пуантилизма. На поверхность холста  наносятся чёткие мазки в виде точек или мелких квадратов, при этом используются только чистые цвета, что создаёт эффект свечения. «Автопортрет в серой фетровой шляпе» исполнен именно в такой технике.

           В 1888 году Ван Гог покидает Париж и переезжает в Арль. Вдохновлённый игрой света и живыми цветами весеннего Прованса, художник создаёт 14 картин фруктовых садов меньше, чем за четыре недели. Он стремится запечатлеть всё: пшеничные поля, яркое солнце, звёздное небо, цветущие деревья. Художник работает на пленэре и продолжает экспериментировать со стилем и техникой. В то же время живописцу приходится постоянно экономить. Чтобы сократить расходы, он оставляет кисть и берётся за перо из тростника. В монохромном рисунке художник стремится создать аналог живописи, разрабатывая его выразительные средства. Перо изменило технику живописца, оно полностью преобразило его пейзажи. Ван Гог открыл для себя геометрию линий, небо, полное точек, силу округлых штрихов. При помощи чернильных штрихов разных типов он создаёт завораживающий ритм: прямые параллельные линии, веерообразно расходящиеся точки, волнообразные, спиральные завитки. Линии передают фактуру предмета, такую важную для художника. Чувствуется шероховатость, колкость, гладкая изогнутость. Штрих становится важнейшим выразительным средством живописи Ван Гога.

 

         Если внимательно изучать картины Ван Гога, то можно заметить, как художник делает и другие необычные мазки, создающие завихрения. Математики, исследовавшие картины Ван Гога, утверждают, что эти завихрения на некоторых полотнах практически точно описывают турбулентные потоки воздуха, которые невидимы для человеческого глаза. Это выражается в том, что большая или меньшая яркость точек на картинах пропорциональна скоростям точек потока в соответствующих координатах при математическом моделировании турбулентности. При этом известно, что картины эти были написаны в период расстройства психического здоровья художника. «Кто же из людей нормален?», — так писал Винсент. Но, несмотря на это, Ван Гог умело передает в своих картинах те чувства и эмоции, которые ощущал во время работы над ними: «Говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их, а они существуют, и это самое главное».

         Художник всегда подписывают свои произведения, но Ван Гог слишком требователен к себе. Ко многим своим работам он относится как к этюдам или пробам. Поэтому и не ставит свою подпись, не считая их особо ценными. Свои картины он подписывает кратко, одним только именем – непринуждённо, по – дружески. Вот почему его часто называют просто Винсентом.

        В чём современность его живописи? Почему картины Ван Гога волнуют людей до сих пор?  В первую очередь современность его живописи в необычной манере письма, его необыкновенной цветовой палитре и той огромной любви к миру, которую излучают его полотна….Его работы получили необыкновенный заряд энергии, ведь автор отдал за них свою жизнь….

Работы Винсента Ван Гога импульсивные, характерные и яркие по колориту. В мире искусства они имеют большую ценность. Многие его картины стали весьма популярными, такие как: «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889, Галерея института Курто, Лондон), «Звёздная ночь» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Пшеничное поле с кипарисами» (1889, Национальная галерея, Лондон), «Кипарисы» (июнь 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США),«Пейзаж с оливами» (1889, Собрание Дж. Г.Уитни, Нью-Йорк) и другие.

Картина «Красные виноградники» вошла в историю, как первая и последняя из картин, которую Ван Гог продал при жизни. Её купили за четыреста франков . Эта картина изображает тяжелый труд людей. Наличие яркого контраста придает картине декоративность. Красный цвет наиболее ярко выражен на этой картине, а желтый цвет заливает всё небо. Небольшие фигуры людей дополняют этот пейзаж.

Винсент Ван Гог – один из самых знаменитых художников XIX.

Он - символ страдающего гения, отдавшего искусству всю свою душу.

Непонятый и непризнанный при жизни, он неистово и напряженно работал до самой смерти. Всего тридцать семь тяжелых лет, полных сомнений и страданий, нищеты и одиночества, скитаний и приступов болезни ему было отмерено судьбой, и только восемь из них – чтобы раскрыть свой талант – восемь лет, посвященных живописи.

Художник, за всю свою жизнь продавший только одну картину «Красные виноградники в Арле», неудавшийся торговец, несостоявшийся проповедник, мужчина с чистой и ранимой душой ребенка, прошедший сквозь ад унижений, познавший все тяготы нищеты и тяжелую болезнь, даже в самые трудные моменты своей жизни считал, что нет ничего более достойного, чем любовь к людям.

Он исступленно верил, что его голос будет когда-нибудь услышан свободными людьми в освобожденном мире.

Он был больше любых направлений, эстетических догм и открытий. Он сам был открытием.

 

Практическая часть:

 

 

Конспекты уроков для детей 8 – 10 лет

 

План конспекта урока №1

«Знакомство с  творчеством Винсента Ван Гога, изучение техники написания картин, работа над фактурами».

 

Дата

29.01.2020 г.

Тип урока

Изучение нового материала.

Вид урока:

Изучение нового материала.

Педагогические образовательные технологии

Личностно-ориентированные, развивающие обучение, информационно-коммуникативные

Форма проведения урока

Практическая работа

Форма организации урока

Групповая, фронтальная

Цель урока

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Винсента Ван Гога, изучить новую для них технику работы точками, мазками, на примерах картин этого художника

Задачи занятия

Воспитательные

·                                 воспитывать эстетический вкус,

·                                 воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивающие

·                                 развивать навыки исследовательской деятельности;

·                                 коммуникативные навыки,

·                                 логическое мышление;

·                                 развивать воображение и творческую фантазию;

·                                 формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника.

Обучающие

·                                 совершенствовать учебные навыки работы гуашью;

·                                 познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов;

·                                 рисовать по образцу;

·                                 укреплять межпредметные связи.

Материалы и оборудование

а) для педагога: экран, бумага, гуашь, кисть;

б) для обучающихся: бумага, краски, кисти, мольберты.

Зрительный ряд: презентация со слайдами картин, копии картин

Компьютер, проектор.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные               Моральные нормы и ценности, экологическое сознание.

Регулятивные.          Принимать решение, осуществлять контроль своей деятельности.

Познавательные.    Навыки исследовательской деятельности,умение работать с информацией.

Коммуникативные.  Умение сотрудничать, убеждать.

 

Организационная структура урока

 

№ Наименование разделов занятий

1. Приветствие. Знакомство с темой урока

2. Презентация "Винсент Ван Гог". Анализ картин художника, изучение техники его работы.

3. Практическая работа.

4. Физминутка.

5. Подведение итогов урока.

 

 

    Ход урока:

 

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к занятию.

(На мольбертах закреплены листы, карандаш.)

2. Изучение нового материала.

Тема нашего занятия «Знакомство с творчеством Винсента Ван Гога, изучение техники написания картин, работа над фактурами».

Давайте поговорим об этом интересном художнике.(слайд 1).

Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890гг.) – знаменитый нидерландский художник, который своим творчеством оказал огромное влияние на живопись XIX-XX веков. Его творческий путь был недолог, всего десять лет, но за это время он успел создать около 2100 картин, из них 860 произведений написаны маслом. Творил в художественном направлении ипрессионизма и постимпрессионизма. Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, автопортреты. 

Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в глухой голландской деревушке Грот-Зюндерт в семье пастора (священника). В семье было шестеро детей. Винсент – самый старший. Родные считали его трудным и странным ребёнком, в то время как соседи отмечали в нём скромность, сострадание и дружелюбие в отношении с другими людьми. Впоследствии он не раз говорил о том, что детство его было холодным и мрачным.

       Когда Винсенту пошел двенадцатый год, отец определил его в пансион господина Провили в Зевенбергене, а через два года будущий художник продолжил свое образование в Тилбурге, в школе Ханника. В Зюндерт Ван Гог приезжал только на каникулы.

       Он много читал, любил бродить с младшим братом Тео по окрестностям, восхищаясь красотами природы.

      В возрасте 16 лет Ван Гог принял приглашение своего дядюшки и начал работать продавцом в его картинной галерее.

      Винсент живо интересовался произведениями искусства, увлекаясь живописью все больше и больше. О нем отзывались как об образцовом служащем – аккуратном и добросовестном, знающем наперечет все картины и гравюры в магазине, умеющем ловко сворачивать холсты. Винсент пробует рисовать сам. Это идни из певвых его рисунков. (слайд 2)

В часы досуга он посещал музеи, изучал творчество старых мастеров. Но долго проработать там он не смог. Он начал странствовать по Бельгии и Франции, стал нищим бродягой, зарисовывающий быт бедняков. Именно в эти тяжелые времена Винсент окончательно принял решение стать художником. Углекопы, ткачи, их жалкие жилища – вот что было первыми предметами изображения для него. Тео несколько раз советовал брату заняться живописью. Покинутый всеми, Винсент принимает этот крест – судьбу художника-одиночки.

Так Ван Гог становится художником. В это время ему 27 лет. Весной 1880 года Винсент приехал в Брюссель, где всерьез занялся изучением живописи.

Попробуем внимательно рассмотреть характерные штрихи в его рисунках (слайд 3). (Рассматриваем графические работы).

Затем Ван Гог переносит свой графический стиль в живописные работы (слайд 4). Они - необычны, оригинальны, осень яркие и жизнеутверждающие. Такое впечатление что автор воспевает жизнь и природу. (Рассматриваем работы на слайде 5 и слайде 6).

Наша задача прочувствовать это направление, этот стиль, стиль ипрессионизм - (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве XX вв. Импрессионисты изображали окружающий мир в вечном движении, в переходе из одного состояния в другое, используя быстрые, мелкие, объёмные мазки, мгновенно фиксируя каждое впечатление. 

В Париже Ван Гог познакомился с яркими представителями импрессионизма и постимпрессионизма: Клодом Моне, Камилем Писсарро, Ренуаром, Полем Гогеном. Но он всегда искал свой стиль и вместе с тем изучал различные техники современной живописи. Винсент сумел выработать свой индивидуальный и уникальный стиль, который в будущем назовут «импасто». "Импасто" - это наложение краски на полотно очень густым слоем, иногда даже из тюбика. 

Работая в галерее своего дяди, Винсент часто рассматривал японские гравюры и пытался их копировать. Вот откуда появилась оригинальная обводка объектов изображения чёрным контуром. (слайд 7).

На 8 слайде показаны увеличенные части работ художника, где можно рассмотреть фактуру каждого изображения. (Рассматриваем). Его мазки как раз и представляют интерес для нас на этом уроке. Внимательно рассматриваем слайд 9. Сегодня мы будем выполнять упражнения, изображая эти разнообразные мазочки.

 

3. Практическая работа.

Итак, ребята, вы расчерчиваете лист А3 на 12 частей по образцу и затем начинаете выполнять задание. Для лучшего запоминания я дала названия этим мазкам. На образце есть эти названия. (Точка, запятая, дождик, кирпичик, травка и так далее).а сегодняшнем занятии вы будете изображать пейзаж по репродукции картин художника Винсента Ван Гога.

Учащиеся выполняют работу индивидуально. В процессе выполнения работы обучающимися, педагог контролирует приемы работы, наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

4. Физкультминутка.

5. Подведение итогов урока.

Итак, что же мы сегодня узнали?

У нас есть пространственные планы, и начали работу в направлении импрессионизм.

Какие виды изображения природы мы вспомнили и узнали?

С картинами какого художника мы сегодня познакомились?

Обучающиеся оценивают работы товарищей.

 

 

План конспекта урока №2

«Пишем пейзажи по мотивам картин Ван Гога».

 

 

Дата

5.02.2020 г.

Тип урока

Изучение нового материала.

Вид занятий:

Рисование пейзажа по образцу.

Педагогические образовательные технологии

Личностно-ориентированные, развивающие обучение, информационно-коммуникативные

Форма проведения урока

Практическая работа

Форма организации урока

Групповая, фронтальная

Цель занятия

Продолжить знакомство учающихся с пейзажами Ван Гога, с  живописной техникой  художника, выполняя работы по мотивам  Винсента Ван Гога

Задачи урока

Воспитательные

·                                 воспитывать эстетический вкус,

·                                 воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивающие

·                                 развивать навыки исследовательской деятельности;

·                                 коммуникативные навыки,

·                                 логическое мышление;

·                                 развивать воображение и творческую фантазию;

·                                 формировать у обучающихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника.

Обучающие

·                                 совершенствовать учебные навыки работы гуашью;

·                                 познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов;

·                                 рисовать по образцу;

·                                 укреплять межпредметные связи.

Материалы и оборудование

а) для педагога: экран, бумага, гуашь, кисть;

б) для обучающихся: бумага, краски, кисти, мольберты.

Зрительный ряд: презентация со слайдами картин, копии картин

Компьютер, проектор.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные              Моральные нормы и ценности, экологическое сознание. 

Регулятивные          Принимать решение, осуществлять контроль своей деятельности.

Познавательные    Навыки исследовательской деятельности, умение работать с информацией.

Коммуникативные  Умение сотрудничать, убеждать.

 

Организационная структура урока

 

№ Наименование разделов занятий

1. Подготовительный этап

2. Приветствие. Знакомство с темой урока

3. Проверка знаний о пейзаже.

4. Изучение нового материала.

5. Актуализация знаний.

6. Практическая работа

7. Физминутка

8. Подведение итогов.

 

    Ход урока:

 

1. Подготовительный этап.

2. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к занятию.

(На мольбертах закреплены листы, карандаш.)

3. Повторение изученного материала.

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами говорили о видах изобразительного искусства. Давайте вспомним виды изобразительного искусства:

(живопись, графика, скульптура)

Жанры изобразительного искусства: Пейзаж, портрет, натюрморт, животные- анималистический жанр, исторический или бытовой жанр. Все произведения изобразительного искусства принято делить на жанры- это как -бы отдельные стороны бытия. Произнося название жанров, мы понимаем ,каков будет предмет изображения. В живописи и графике можно встретить все разнообразие жанров ,а в основе работы скульптура-изображение человека, а детали природы или предметы изображаются как сопутствующие.

 

4. Изучение нового материала.

Тема нашего занятия «Пейзаж копия» и мы познакомимся с творчеством Винсента Ван Гога и нарисуем пейзаж в стиле в котором он рисовал картины.

Педагог: Кто сможет рассказать определение слова «Пейзаж»?  Значение слова «пейзаж».

 

Ответы детей: (Изображение природы. Французское слово «местность», «страна».)

Педагог:- Какие разновидности пейзажей вы знаете?

Расскажите о представленных на слайде картинах. Изображены виды пейзажей, кроме тех которые вы знаете, так же представлены виды с которыми впервые познакомимся.

Ответы детей:  (Cельский, деревенский, городской, индустриальный, морской.)

Педагог: -Также виды пейзажа делятся по характеру: героический исторический эпический, романтический пейзаж ,пейзаж настроения.

- Сейчас мы с вами поговорим о пространственных планах в пейзаже. Мы условно можем поделить план на передний, средний и дальний.

А теперь скажите, правильное ли расположение пространственных планов на магнитной доске?(На доске вырезанные из бумаги деревья, кусты, большой и маленький дом.)

А теперь скажите, правильное ли расположение пространственных планов на доске?

Кто может правильно расположить? Желающих попрошу подмять руку и расположить так как по вашему мнению будет правильно.

Правильно. Молодцы.

Предлагаю проанализировать композицию, расположение элементов в пейзаже, который вы составили только что.

 

5. Актуализация знаний учащихся.

- Итак, вначале занятия мы повторяли что такое пейзаж и анализировали картину на доске, теперь предлагаю выполнить копию репродукции Винсента Ван Гога.

Выбрайте распечатанные репродукции на столе и можем приступить к заданию. Проанализируйте расположение, построение композиции, где расположена линия горизонта, что изображено на картине, какие объекты, какое пространство? Видите больше неба или земли, сколько планов изобразил художник, что на дальнем плане, что на ближнем плане.

Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры, какие цвета использовал художник, какие мазки наносил. И постараться первостепенно передать технику исполнения, мазки характерные стилю Винсента Ван Гога.

 

6. Практическая работа.

Ребята, на сегодняшнем занятии вы будете изображать пейзаж по репродукции картин художника Винсента Ван Гога.

Учащиеся выполняют работу индивидуально. В процессе выполнения работы обучающимися, педагог контролирует приемы работы, наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

7. Физкультминутка.                      

8. Подведение итогов урока.

Итак, что же мы сегодня узнали?

У нас есть пространственные планы, и начали работу в направлении импрессионизм.

Какие виды изображения природы мы вспомнили и узнали?

С картинами какого художника мы сегодня познакомились?

Обучающиеся оценивают рисунки товарищей.

 

 

Выводы и ожидаемые результаты

 

     Цель моей работы, я считаю, была достигнута. Дети познакомились с жизнью и творчеством Винсента Ван Гога, изучили новую для них технику работы мазками, на примерах картин этого художника.

    Наши подготовишки очень старались и выполнили достойные работы. Не всё у них получилось так как они хотели, но работа настолько захватила ребят, что они просили дать им ещё такое задание. И я  решила продолжить эту тему и развить её. Дети стали выполнять уже работы по своей собственной задумке, но используя приёмы Ван Гога. Вот уж где они могли развернуться.... То есть, работая над композицией к сказке, они могли использовать то , чему научились. И я уверена, что эти приёмы у них надолго останутся в памяти и войдут в багаж их знаний и умений.

 

 

Литература.

1. Ван Гог. Письма к друзьям / пер. с фр. П. Мелковой. — СПб.: Азбука, азбука — Аттикус, 2012. — 224 с.

2. Винсент Ван Гог[Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://histOIytime.ш/zanimatelno/privyichki-i-slabosti-izvestnyih-lyudey/vinsent-van-gog. — Винсент Ван Гог. — (Дата обращения:04.12.16).

3.Дмитриева, Н.А. ВинсентВан Гог. Человек и художник / Н. А. Дмитриева. — М.: Наука, 1980.

4. Кузова Н. В. Жизнь и творчество Винсента Ван Гога // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 462-465.

5. Перрюшо, А.Винсент Ван Гог: жизнь. Письма/ А. Перрюшо. — К.: Мистецтво, 1994. — 444 с.

6. Постимпрессионизм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.artrecept.com/zhivopis/stili/postimpres.... — Постимпрессионизм. — (Дата обращения: 10.12.16).

7. Постимпрессионизм[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.arthistory.ru/postimpress.htm. — Постимпрессионизм. — (Дата обращения: 10.12.16).

8. Ревалд, Дж. Постимпрессионизм/ Дж. Ревалд. — Пер. с англ. П.В.Мелковой; Общ. ред. А. Н. Изергиной. — М.: Искусство, 1962. — 436 с.

9. Эник, Н. Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения / пер. с фр. КаренаСаркисова. — М.: V-A-C press, 2014. — 384 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vinsent_van_gog.ppt2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Винсент Ван Гог нидерландский художник (1853 -1890)

Слайд 2

ПЕРВЫЕ РАБОТЫ

Слайд 3

ХАРАКТЕРНЫЕ ШТРИХИ В РИСУНКАХ

Слайд 4

Штрих становится важнейшим выразительным средством живописи Ван Гога.

Слайд 7

Техника обводки чёрным цветом

Слайд 8

Изучаем фактуры

Слайд 9

УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению

Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...

Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению

Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...

Методические рекомендации "Организация и проведение занятий по развитию во-ображения и творческих способностей детей на примере бисероплетения"

Организация  и  проведение  занятий  по  развитию  воображения  и  творческих  способностей  детей  на  примере  бисероплетения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ПО КУРСУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" ДЛЯ 11 КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Данная методическая разработка календарно-тематического плана по курсу "физическая культура" для старшей школы 11 класс помогает тем, что можно спрогнозировать учебный материал вплоть ло цел...

План работы ШМО классных руководителей на 2019-2020 учебный год

План работы методического объединения классных руководителей на 2019-2020 учебный год, а также протоколы заседаний....

План работы детской организации "Возрождение" на 2019-2020 учебный год

План работы детской организации "Возрождение" на 2019-2020 учебный год...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАРШРУТ (РАБОТА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ) на 2019-2020 учебный год

laquo;Использование современных образовательных технологий в работе педагога как инструмент повышения качества образования обучающихся с ОВЗ»...