Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки.
материал по музыке (5 класс) на тему

Солодовникова Татьяна Геннадьевна

Представлена система деятельности учителя музыки на примере программы развивающего обучения обучающихся 1-7 классов  общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_2014.doc112.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

                                 Итоговая работа

по модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Развитие творческого потенциала личности  в обучении»

по теме:

 «Развитие  творческих способностей  обучающихся  на уроках музыки»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ:   13 -17 октября  2014 года

     

Выполнила: Солодовникова Татьяна Геннадьевна, учитель музыки,

ГБОУ СОШ с. Сосновый Солонец

                                                          2014г.

Паспорт ИР

Представлена система деятельности учителя музыки на примере программы развивающего обучения обучающихся 1-7 классов общеобразовательной школы. Место реализации – ГБОУ СОШ села Сосновый Солонец.

     Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы уличные стереотипы для многих ребят куда более важны, чем слова учителя. Что можно сделать в этой ситуации? Не в моих силах препятствовать распространению культа насилия, денег, секса средствами массовой информации, вряд ли мне удастся перевоспитать нерадивых родителей, но учить детей добру, учить видеть красоту на своих уроках – это я могу. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свой вклад в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым, поднимут престиж страны.     Эстетически развитая личность – это человек, умеющий тонко чувствовать прекрасное, имеющий свои взгляды, интересы, свой вкус.

Причины обращения к проблеме:

неудовлетворённость творческими способностями учащихся.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

-развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

-развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация) 

       Задачи школьного образования способствуют раскрытию индивидуальной неповторимости обучающегося, умению найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. В числе приоритетных средств реализации школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь ребенка в процесс открытия новых граней. 

Ожидаемые результаты

        Применение Использование Использование творческих заданий поможет накопить необходимый сенсорный, эмоциональный, интеллектуальный опыт, необходимый для творческого развития.

 - повысит уровень музыкального творчества детей,  разовьет умение экспериментировать;

 - позволит развивать познавательные процессы, представления о музыкальном  мире;

-  снизит уровень эмоционального  дискомфорта,

- поможет реализации и раскрытию творческого потенциала всех участников  взаимодействия;

Предмет музыки, как никакой другой школьный предмет, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

    Любой вид деятельности на уроке направлен на то, чтобы создать условия для самовыражения в слове (рассуждение о содержании музыкального произведения) или в деятельности (пение, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование). Таким образом, главным становится не только способность ученика к созиданию, но и проявление своей индивидуальности и оригинальности, т. е. креативности. 

     С.В. Гиппиус считает что, развитие креативности происходит не через какие-либо специальные упражнения, а через обогащение впечатлений, через умение удивляться и размышлять об увиденном и услышанном. Урок музыки как урок живого общения с музыкальным искусством наилучшим образом подходит для накопления сенсорного эмоционального опыта через различные виды музыкальной деятельности.

     

      Урок музыки как урок искусства — это всегда деятельность, условия для которой создаются учителем. Все виды музыкальной деятельности способствуют «проживанию» музыкального произведения, осознанию композиторского замысла. Воспринимая музыку через призму своего жизненного опыта и кругозора, каждый ребенок придумывает свою, неповторимую историю.

      Беседа о содержании прослушанного произведения или работа над выразительностью в песне является неотъемлемой частью урока музыки, которые могут помочь проявиться оригинальности детской фантазии. Личностно ориентированный подход к обучению требует от этих стандартных составляющих формирования у учащихся способности к самовыражению.

       В младших классах уместно предложить детям разгадать музыкальную загадку, и при помощи наводящих вопросов постепенно подвести учащихся к осознанию музыкального образа. При этом важно учитывать, что фантазии ребят по поводу услышанной музыки могут быть бесконечными, а вопросы учителя должны постепенно подводить к отгадке. Личность учителя, его манера общаться должна вести за собой учащихся, бережно направляя детскую фантазию,  не подавляя её.

       Рисование во время звучания музыкального произведения помогает не только погрузиться в звуковую ткань, но и «опредметить переживания». Рассказ о нарисованной картинке помогает учащимся рассказать о чувствах и оттенках эмоций в музыке, так как составление рассказа по картинке является для детей заметно более легким видом деятельности, с которым они уже встречались.

     Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих передо мной. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, инструментальному музицированию, драматизации.

Слушание музыки

      Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и "музыкальные картинки" они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Для творческого развития детей, играя им программную музыку (это, конечно, должна быть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием), я не сообщаю предварительно ее названия, с тем, чтобы они сперва определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, произошло с фрагментом из "Утра" Грига. Ребята по-разному называли его: "Весна", "Восход солнца", "Цветы распускаются", "Утро в лесу". Я постепенно подвожу их к правильному названию.

        Большое внимание я уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка. Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Ученики не всегда готовы к активному слушанию и анализу музыкальных произведений. Опираясь на накопленный опыт и опыт других учителей, я разработала систему «трёх шагов»

ПЕРВЫЙ ШАГ: дети должны хорошо усвоить инструментальный состав оркестра, узнавать по тембру звучания основные инструменты: флейту, кларнет, фагот, скрипку, виолончель, трубу, арфу, ксилофон, барабаны, бубен, литавры, фортепиано,  а так же ориентироваться в определении хора: мужской, женский, смешанный, детский.

ВТОРОЙ ШАГ: ознакомление со словарем образных определений настроения музыки. Механическое заучивание не требуется, т.к в виде раздаточного материала он всегда под рукой. Тем не менее, частое обращение к этим словарям постепенно обогащает активный словарь учащихся, формируя познавательные универсальные учебные действия.

ТРЕТИЙ ШАГ: усвоения понятия «темп музыкального произведения», - это одна из простейших характеристик, определения темпа даны в виде наглядности

План анализа музыкального произведения (достаточно доступный для начинающих)

1.Настроение музыки (пользуясь словарём)

2.Инструментальный состав исполнителей

3. Темп произведения

4. Слушая…я думаю о …(небольшой анализ собственного восприятия).

Ещё один способ мотивации к активному слушанию – создание ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. Например, перед слушанием музыкального произведения предлагаю детям подумать, если бы они были композиторами, как бы они изобразили задуманный образ? Какое настроение было бы у мелодии, какие инструменты лучше было бы использовать, в каком темпе звучала бы музыка? Дав волю пофантазировать, предлагаю послушать, как же с этой задачей справился композитор.

        Творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Размышляя о характере песни "Сурок" Л.Бетховена, дети отвечают: "Грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая", "Это очень печальная песня", "Мне жаль бедного одинокого шарманщика". Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут "собирать" сами дети. Т.е. не учитель объединит то, что они сказали, а кто-то из учеников.

ПЕНИЕ

    Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников. Пути вхождения в песню рождаются самой музыкой и детьми и позволяют раскрывать и находить все новые и новые разнообразные методы вокально-хорового музицирования, помогают постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве. Приемы освоения песни должны быть освещены ее художественным образом, полностью “вырастать” из него.
   Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании хочется обратить внимание на такое, как выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение, внутреннее слышание интонации данной песни. Дети “проживая” текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.
   Важно на музыкальных занятиях создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от индивидуальных его возможностей. Все школьники должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Такие возможности не может обеспечить только песенное музицирование, так как в младших классах есть немалое число детей с “удовлетворительными” и даже с “неудовлетворительными” вокальными данными, со слабой координацией слуха и голоса, и для них процесс песенного творчества сопряжен с определенными трудностями. Решить эту проблему помогает вокальная импровизация.

ИМПРОВИЗАЦИЯ
   Импровизация – одно из любимых занятий школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Пробудить интерес ребенка к пению легче именно в ходе импровизации. Импровизационное песенное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями и на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.
   В учебный процесс включаются следующие виды вокальной импровизации: импровизирование мелодий без текста в заданном характере, сочинение мелодии на стихотворный текст.
   К импровизированию мелодий в заданном характере относим следующие виды заданий: “музыкальный разговор”, импровизирование мелодий в характере песни, танца, марша и досочинение начатой мелодии.
   В основе мелодизации стихотворных текстов лежит содержание текста, его эмоциональный настрой.

 ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ.

Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от "переизбытка" чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки ("Веселый музыкант" А.Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни "Дружат дети всей земли" Д.Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. "Во поле береза стояла"). Здесь важна свобода творчества (не показывать готовые движения)

     На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - "пластическим интонированием". Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Так во втором классе ребята, прослушав фрагмент из "Утра" Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки. Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время "играет" таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. ( Практическое задание. Упражнение « Воображаемый оркестр»- выбирается дирижёр. Участники выбирают себе любой инструмент из симфонического оркестра. Дирижёр руководит игрой на воображаемых инструментах. В.Моцарт «Маленькая ночная серенада»)

              При помощи музыки и пластики мы совместно создаем настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаем свое чувствование и видение танцевальной музыки. (Практическое задание. Упражнение «Вечное движение»- представьте, что вам подарили большой букет ваших любимых цветов. Теперь сделайте полный вдох закрытыми  глазами, «понюхайте букет». А теперь старайтесь двигаться под музыку, держа перед собой воображаемый букет. Ф. Лист « Грёзы любви») Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов. (Танцевальное упражнение  « Полька сидя»- сидя на стуле напротив друг друга, держась за руки, станцевать польку. С. Рахманинов « Итальянская полька». Цель таких упражнений - активизация тела, снятие напряжения и конфликтов, развитие возможности и чувства телесной свободы.)  Ведь танец дает возможность "ввести ребят во все эпохи, пережить любое время - ведь это история, которая оживает в жесте, это настоящий театр…" 
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.   

Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста. (Практическое задание. Упражнение «Духовой оркестр» - участники дуют в трубочки, которые находятся в стакане с водой. Необходимо внимательно слушать музыку и соблюдать ритмический рисунок. В. Моцарт « Турецкий марш». Или шумовые инструменты – погремушки. М.Глинка «Арагонская хота».  Это упражнение улучшает ритмирование организма, развивает самоконтроль и произвольность) Известный и благодатный пример музицирования на детских инструментах песня "Веселый музыкант" А.Филиппенко, р.н.п. "Дон-дон", "Камаринская", р.н.п. "Перепелочка", "Арагонская хота" М.Глинки, "Кузнец" И.Арсеева, "Скворушка прощается" Т.Попатенко. В третьем классе знакомимся и музицируем на инструментах русского народного оркестра (в основном с ударными) в произведениях: р.н.п. "Светит месяц", "Озорные частушки" Р.Щедрина, "Воронежские частушки" и др.

   Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
   Задача музыкального воспитания – комплексное развитие нравственно-эстетических чувств ребенка, его воображения, творческих и специальных музыкальных способностей.
   Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИКТОРИНЫ

Примерно два раза в четверть в начале урока  я даю детям прослушать фрагменты произведений, звучащих на предыдущих уроках (4-5 произведений). Задача учащихся – определить название и автора. Как правило, результаты неплохие. Мне приятно, что меняется отношение к музыке,  появляется уверенности в своих силах. Более того, у детей начинает формироваться  вкус, - одни произведения нравятся им больше, другие меньше. И, самое главное, - всё чаще слышу на уроках: «Давайте ещё послушаем!», «Поставьте, пожалуйста, сначала!»

Творческие задания на уроках музыки.

Для развития у ребенка выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний можно использовать лаконичные игровые упражнения, предлагаемые психологом М.И.Чистяковой.

Творческие упражнения при восприятии музыки.

«Два клоуна». При повторном прослушивании пьесы Д.Кабалевского «Клоуны» можно предложить двум детям (с учетом их эмоциональных особенностей) изобразить следующую ситуацию: два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им немножко грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу. Выразительные движения: головы откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть в улыбке, брови приподнять, глаза слегка прищурить.

«Новая кукла». П.И.Чайковский. Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем долгожданный подарок, прижимает её к себе и снова кружится.

 «Какую линию выбрать?» (графическое рисование)   Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии:  например, плавные, волнообразные –под медленную и спокойную; прямые, изогнутые – под решительную; прерывные – под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

«Волшебная картинка» Для работы потребуются акварельные краски или гуашь, кисть, промокательная бумага (белая). При прослушивании музыкального произведения надо найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть ею на палитру. Во время прослушивания настроение, а следовательно и краски, могут меняться несколько раз. По окончании прослушивания предложить детям аккуратно положить промокательную бумагу на палитру. Краски сольются и появится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка.  Можно перед прослушиванием не озвучивать название произведения, ограничившись именем композитора, и предложить детям дать название прослушанному произведению и совей картине.

Творческие задания на развитие воображения.

«Волшебники» Используется для развития чувств на базе воображения. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П.И.Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени  феи Карабос детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того, как они в тетради сделают два совершенно одинаковых контура, им дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве домашнего задания можно предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая» волшебница и как её победила «добрая». Целесообразно сделать выставку рисунков и отметить старания учеников.

В процессе творческой деятельности  на уроке учащиеся выступают в роли :

- художников: 4 класс «Нарисуй свои зрительные впечатления о художественном образе  О. Мессиана. Пастухи, по теме: «Цвет и звук: музыка витража»;

-драматургов: 3 класс – Подбери рисунки по теме «Веселое рондо», » по теме «Бег по кругу; рондо»;

- композиторов:  3 класс «Придумай ритмический аккомпанемент к песне, прохлопай или сыграй его на любом музыкальном инструменте» по теме «Легко ли быть музыкантом исполнителем?;

- музыкантов и дирижеров оркестра – 4 класс  «Исполните песню «Наш оркестр» на шумовых инструментах выберите, дирижера, по теме «Симфонический оркестр»;

- актеров - исполнителей - 2 класс «Исполни частушки по ролям, придумай свой аккомпанемент, исполни на уроки», по теме «Школьные частушки».

 Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу

открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды, и взаимодействие со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Участвуя в играх, драматизации музыкальных произведений дети получают навыки работы в группе.

“Найди ошибку” «Поиск лишнего»

Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети сами должны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках или исполнении (например, несоответствие композитора и произведения)

“Дирижёры”

Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.

Ребёнок должен выполнить следующие действия:   Собрать внимание хора. Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту) Дать точное вступление в начале дирижирования. Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике .Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно. Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной подготовки, которая ведётся поэтапно из класса в класс.

Прием «Синквейн»

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от учащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. При проведении уроков я использую Синквейн, так как он:

  • обогащает словарный запас;
  • подготавливает к краткому пересказу;
  • учит формулировать идею (ключевую фразу);
  • позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
  • получается у всех.

Примеры синквейнов учеников:

ДЖАЗ.

Современный. Известный.

Возник. Приобрел. Имеет.

Приобрел популярность

Жанр музыки.

ДИРИЖЁР.

Знающий. Умный.

Показывает. Объединяет. Дирижирует.

Главный в оркестре.

Руководитель.

ПЕСНЯ.

Красивая. Напевная.

Успокоит. Покажет. Настроит.

Песня – лучшее лекарство.

Душа.

ФЕЯ ДРАЖЕ
Таинственная, добрая. 
Плачет, грустит, волнуется.

Танцует в балете.
Сказка

«Давайте придумаем оперу!»

Ученики берут сюжет какой-то известной сказки, повести и т.д. и составляют свой план – либретто. Например, сказку «Золушка» ученица 7 класса начала так:

1. Ария Золушки (поёт о тяжёлой работе)

2. Дуэт (мачеха наставляет падчерицу, та тяжело вздыхает)

3. Звучит музыка. По дороге в карете едет гонец

4. Песня гонца (читает указ короля)

5.Трио дочерей и Мачехи (приказывают Золушке выполнить большую работу) и т.д.

 Или отрывок либретто к сказке «Дюймовочка»

  1. Увертюра (характер сказочный, звучит симфонический оркестр)
  2. Дуэт женщины и старой колдуньи.
  3. Ария Дюймовочки (её рождение)
  4. Дуэт жабы-матери и жабы-сына (в оркестре квакающие ноты)
  5. Сцена похищения Дюймовочки (ударные инструменты)
  6. Плач Дюймовочки (ксилофон, треугольник) и т.д.

Ученики средних классов с огромным удовольствием выполняют эти задания, проявляя в полной мере своё творческое начало, раскрывая свой творческий потенциал.

Результативность.

Применение развивающего обучения, приемов, позволяющих развивать творческую активность  на уроках дает положительные результаты:

все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;

100% успеваемость;

процент качества за предыдущий год по всем классам составляет 100%;

учащиеся принимают активное участие на всех мероприятиях школьного и муниципального уровня.

Обучающиеся становятся более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также приобретают опыт разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, растет интерес не только к предмету, но и к учению в целом.

Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.

Контрольно-оценочный блок

Оцениваются устные и письменные ответы обучающихся, письменные самостоятельные работы, тестовые задания, синквейны, викторины.

Например: письменная самостоятельная работа

3 класс I полугодие

1. Продолжить  ряд:

Былины, исторические, обрядовые…

2. Развернуть:  характерные черты русских народных песен:

     3. Развернуть: оркестр русских народных инструментов:

Струнные:…

Духовые:…

Ударные:…

4. Музыкальная викторина

3 класс II полугодие

1. Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

Н. А. Римский – Корсаков                         «Рассвет на Москве-реке»

М. И. Глинка                                                опера «Садко»

М. П. Мусоргский                                       опера «Иван Сусанин»

опера «Сказка о царе Салтане»

3. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Украина - …

Белоруссия - …

Молдавия - …

Закавказье - …

Россия - …

  1. Назвать  любимое произведение и его автора:…

2. Звучащая викторина: определить по фрагменту

Название - …

Композитор - …

Тип оркестра - …

Оценка письменных работ обучающихся

Виды письменных работ

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Ответы на вопросы

Верно даны все ответы на вопросы, допускается 1-2/ 1-2 негрубые ошибки

Верно даны ответы на все вопросы

2/2 ош. + неточности в 2-3 вопросах

Большая часть ответов верна

4-5/3-4 ош.

Половина и более ответов неправильна

5 и более/6 и более ош.

Грамматические задания,

контрольная работа (по заданиям)

Все задания выполнены верно

Верно выполнено не менее3/4 задания

Верно не менее половины задания

Верно менее половины задания или задание не выполнено совсем

Тестовые задания

100-90% верно выполнен

ных заданий

От 90 до 75% верно выполненных заданий

От 75 до 50% верно выполненных заданий

Менее 50% верно выполненных заданий

При оценке письменных работ обучающихся учитываются:

  • степень самостоятельности работы обучающегося;
  • объем работы;
  • четкость, аккуратность,
  • оформление работы.

Заключение.

        На современном этапе развития образовательной системы Российской Федерации востребована и является педагогически ценной та методика преподавания предмета, которая использует активность учителя и ученика.

              У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития.. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически. 

“Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)

Использованные источники

  1. www://festival.1september.ru
  2. http://www.dissercat.com/
  3. Смолина Е.А. Современный урок музыки

    4.   Под ред. А.Петровского «Психология. Словарь», Москва, «Политиздат», 1990.


      5.   Д.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» Москва, «Просвещение»,


      6.   «Музыка в школе №1 1990», Москва, «Просвещение».


     7.   «Музыка в школе №2 1990» , Москва, «Просвещение».


      8.   «Музыка в школе №4 1990», Москва, «Просвещение».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроке музыки

Данная статьясодержит описание приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие детского творчества в процессе музыкального образования школьников. Предлагаемые виды работы с учащимися помогут ...

Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии с выходом на творческий проект.

Выступление на муниципальном МО учителей технологии, ИЗО, музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта: "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки."

Представление собственного инновационного педагогического опыта: "Развитие творческих способностей на уроках музыки"...

« Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

Главной задачей музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, н...

Презентация: « Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

Главной задачей музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, н...

Мастер класс на тему: «Музыка -Творец!!!» «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Урок музыки – источник творческого взаимодействия учителя и обучающегосяМузыка – это первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком, и чтобы позна...