«Обучение глобальному чтению как средство альтернативной коммуникации для неговорящих детей»
консультация

Зыбина Наталия Николаевна

Глобальное чтение — это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям, у которых отсутствует речь. Это так же составная часть работы по обучению таких детей навыкам чтения и письма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение глобальному чтению как средство альтернативной коммуникации для неговорящих детей»

Глобальное чтение — это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям, у которых отсутствует речь. Это так же составная часть работы по обучению таких детей навыкам чтения и письма.

Сильной стороной таких детей является зрительная и слуховая память. У них есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально), как на фотоснимке. Это особенность лежит в основе метода глобального чтения.

Автор метода «глобальное чтение» – американский нейрофизиолог Глен Доман. За единицу глобального чтения принимается слово. Для работы используются красочные картинки с изображением предметов и действий и соответствующие таблички с надписями. Также таблички рекомендуют наклеивать на окружающие ребенка предметы.

Глобальное чтение развивает:

  • мышление, зрительное и слуховое внимание, память;
  • импрессивную речь (восприятие и понимание устной и письменной речи);
  • навыки коммуникации и общения.

В некоторых случаях глобальное чтение стимулирует развитие экспрессивной речи («вокальной», произносимой вслух), происходит «запуск речи».

При использовании метода глобального чтения возможно избежать «механического» чтения, так как картинки или предметы подписываются целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обозначает.

В долгосрочной перспективе наиболее эффективный подход – обучать детей с РАС как распознаванию слов целиком (глобальному чтению), так и буквам, и чтению по слогам.

Какие материалы использовать для глобального чтения?

Для обучения ребенка глобальному чтению потребуются карточки с картинками и подписями к ним.

Заранее продумайте список «слов» для начального этапа обучения - используйте только те слова и выражения, которые ребенок чаще всего встречает в жизненной ситуации и сможет функционально использовать для общения.

Принципы обучения Глобальному чтению

принципы постепенность и последовательность

Слова, которым мы хотим обучить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия и явления. Первые слова, которые учится читать аутичный ребенок, относятся лично к нему, к его семье, предметам их любимой еды, одежды, знакомым животным, к тому, что повседневно происходит в жизни ребенка и его семьи.

принцип от простого к сложному

Постепенно увеличиваем количество слогов в словах и количество картинок, используемых на занятии. Сначала задание демонстрирует взрослый. Затем повторяет ребенок.

Этапы обучения глобальному чтению

Подготовительный этап

Сначала ребенок должен научиться:

  1. Соотносить парные картинки и предметы

Начинаем с обучения ребенка тому, как совмещать одинаковые простые формы (одного цвета) – положить круг на круг, положить квадрат на квадрат и так далее.

Затем переходим к тому, чтобы положить простой повседневный предмет, к такому же предмету (носок к носку, ложку к ложке).

Далее переходим к простым изображениям. Учим находить и сличать парные картинки, путем подбора (утка к утке, машина к машине и т.п.).

Можно создавать свои собственные изображения, купить готовое обучающее пособие или игру, использовать компьютерные игры на совмещение одинаковых изображений.

  1. Соотносить предмет и его изображение Первый этап: Чтение автоматизированных энграмм

(имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных)

Начинаем с местоимения «Я». Таким образом, мы работаем с таким специфическим речевым нарушением при аутизме, как «непонимание личного местоимения «Я» (такие дети о себе говорят во втором или третьем лице).

        Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются.

Второй этап: Чтение слов

Картинки (фотографии) находятся в конвертах. Вместе с фотографиями (картинками) в конвертах есть таблички с обозначающими их словами (фотография ребенка и слово «я», картинка с изображением сока и слово «сок»). Используются фотографии (картинки) небольшого размера (квадрат со сторонами 5-7 см) и таблички со словами (узкая полоска длиной 7-10 см). Чем меньше размер используемого материала, тем сильнее он концентрирует внимание аутичного ребенка. Небольшие по размеру картинки и таблички легко умещаются в руке ребенка, а весь учебный материал размещается в его зрительном поле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимуляция речевой активности у детей с Синдромом Дауна в процессе обучения глобальному чтению

В тексте представлен один из эффективных средств помощи солнечным детям в преодолении речевых, языковых и когнитивных трудностей. Методика обучения глобальному чтению способствует развитию навыков...

Средства альтернативной коммуникации как способы общения у ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.

Данная статья поможет разобраться в вопросе о средствах альтернативной коммуникации у  детей с тяжелыми нарушениями в развитии....

«Средства альтернативной коммуникации: пиктограмма «Логопед», методика предъявления социально - значимых жестов для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Для помощи ребенку с ОВЗ в овладении коммуникационными умениями существуют разнообразные коммуникативные системы. Существующие сегодня средства и методы альтернативной коммуникации очень многообразны,...

Памятка по обучению глобальному чтению детей с ранним детским аутизмом

Материал по обучению глобальному чтению детей с ранним детским аутизмом...

“Коррекция поведения с помощью средств альтернативной коммуникации у детей с ограниченными возможностям здоровья”

Обучение детей правилам поведения с помощью средств альтернативных коммуникаций...

Использование методики глобального чтения как средство развития альтернативной коммуникации

Проблемма с коммуникацией возникает у большинства детей с расстройствами аутистического спектра. Не имея возможности донести свои желания и мысли до окружающих, дети с РАС могут начать проявлять нежел...

Опыт работы по подбору средств альтернативной коммуникации детям с отклонениями в умственном развитии

Коммуникация Альтернативная коммуникация Коммуникация - процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен ин...