Дидактический материал и его значение на занятиях по формирование и закреплению произносительных навыков у детей со сложной структурой дефекта
статья

Подбор и использование дидактического материала на индивидуальных занятиях для детей со сложной структурой дефекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Центр образования «Родник знаний»

413100 г. Энгельс, пл. Свободы, д. 11, тел./факс: 8 (8453) 56-84-10 ИНН 6449019008 КПП 644901001 ОГРН 1026401980582,

сайт: rz64.ru эл. почта: 1@rz64.ru

                                                 

«Дидактический материал и его значение на занятиях по  

формированию и закреплению произносительных навыков у

детей со сложной структурой дефекта».

         

   

                Недикова Вера Ефимовна ,

учитель индивидуальных занятий по ФПСР и РРС

2023 г.

 

       

    Основным направлением в коррекционной работе по обучению детей с нарушением слуха является развитие слухового восприятия. Содержание учебной работы на индивидуальных коррекционных занятиях состоит из связанных друг с другом разделов: «Развитие слухового восприятия» и «Формирование произношения». Большое значение для успешной работы над формированием произношения имеет правильный подбор и использование на индивидуальных занятиях речевого материала. К такому материалу относятся: слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты и картинки. 

    Использование на занятиях наглядных пособий в виде табличек с напечатанными словами и картинок позволяет создать наиболее оптимальные условия для формирования устной речи учащихся (ее восприятия и воспроизведения), так как делает материал более понятным для них, что   существенно увеличивает результативность коррекционной  работы.

      Подобранный речевой материал для проведения занятий должен  соответствовать программе коррекционного курса  обучения, быть доступным детям  по содержанию и грамматическим формам, фонетически обработан для  более успешного его восприятия и воспроизведения, для овладения нормами орфоэпии. Материалу разговорной речи, при прочих равных условиях, отдается предпочтение. Важно, чтобы формирование и закрепление произносительных навыков у обучающихся происходило на материале разговорной речи, применяемой ими в повседневной жизни (например, материал обиходно-разговорного характера: как ты слышишь? здравствуйте, до свидания, в каком классе ты учишься, какое сейчас время года, какая сегодня погода, кто сегодня дежурный? и т.д).

     При обучении детей с нарушением слуха используются учебники, таблички, картинки игрушки, игры и пр. На индивидуальных коррекционных занятиях используются учебники «Произношение» для 1,2,3,4 классов издательства «Просвещение», в которых представлена работа над целым словом в сочетании с работой над его элементами, содержатся задания, предполагающие использование слухового восприятия, а также работа, связанная с различными видами речевой деятельности. Весь дидактический материал составляется и систематизируется по темам программ: «Школьно-письменные принадлежности», «Игрушки», «Класс», «Моя семья», «Столовая», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Мебель», «Продукты», «Времена года»-(осень, зима, весна), «Транспорт», «Профессии», «Здоровье», «День рождения», и т.д. Папки с дидактическим материалом постоянно пополняются.  

   Использование картинок и рисунков на индивидуальных занятиях имеет большое значение. Такая наглядность используются не только как средство иллюстрации, но и улучшает работу самостоятельного мыслительного процесса учащихся, что очень важно для закрепления их произносительных навыков. Весь дидактический материал фонетически обрабатывается: ставится ударение в словах, надстрочные знаки, паузы. Таким образом, учащимся обеспечивается возможность опереться на нотацию при      самостоятельном чтении и воспроизвести слово и фразу с учетом особенностей норм произношения.

   Применение наглядности на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР помогает учащимся с нарушением слуха научиться лучше усваивать информацию посредством её визуального представления, а использование ИКТ на занятиях способствуют увеличению продуктивности занятий. Информационные технологии позволяют быстрее создать нужный объём дидактического материала.

    Одним из наиболее эффективных и удобных способов подачи учебного материала на индивидуальных занятиях можно назвать мультимедийные презентации, сочетающие в себе динамику, звук и изображение, и на которых представлен материал, способствующий правильному произношению звуков, воспроизведению ритмико-интонационной структуры речи. Презентация быстро и доходчиво изображает то, что невозможно передать словами, и делает процесс передачи информации более разнообразным и интересным для детей.

    Варианты использования ИКТ в коррекционной работе самые разнообразные: «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», тренинги для глаз, дыхательные упражнения, презентации с вариантами подачи лексического материала для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, речевые и развивающие игры и т.д. Таким образом, использование ИКТ на индивидуальных коррекционных занятиях уместно на любом этапе изучения темы и становится необходимым средством обучения детей с нарушением слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой дефекта "Наш город"

Цель занятия – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное досто...

Конспект обобщающего занятия по теме "Осень: овощи и фрукты" в классе для детей со сложной структурой дефекта в специальной общеобразоавательной (коррекционной) школе VIII вида

Цель: закрепление представлений об осени, обобщающих понятий "овощи" и "фрукты", названий овощей и фруктов.Задачи:- повторить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", активизировать названия различных о...

Приемы работы по формированию речи и слухового восприятия у детей со сложной структурой дефекта после кохлеарной имплантации.

В статье описывается система работы по формированию предметного словаря у  детей со сложной структурой дефекта в состоянии после кохлеарной имплантации. Материал может быть интересен  сурдоп...

Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе работы над формированием сенсорных эталонов у детей со сложной структурой дефекта

Сенсорное восприятие детей с ОВЗ характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его, поэтому с детьми ...

Формирование мотевации к обучению у детей со сложной структурой дефекта.

В статье раскрываются особенности учебно - познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта, указаны возможные пути повышения мотивации к обучению данной категории детей....

Доклад на тему: «Дидактические игры как средство развития речи на уроке детей со сложной структурой дефекта».

В докладе раскрываются особенности познавательных психических процессов детей со сложной структурой дефекта (ССД). Также рассматриваются особенности развития внимания и умственной деятельности. Раскры...

«Формирование основных умений и навыков у детей со сложной структурой дефекта через индивидуальное увлечение»

Только, сумев найти ключик к каждому ребенку,построить фундамент, на который следует опереться (это интересы и увлечения воспитанников) можно достигнуть положительных результатов в работе с детьми со ...