конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой дефекта "Наш город"
методическая разработка по теме

Ребрик Елена Владимировна

 

Цель занятия – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное достояние Краснодарского края и  достижение органичного единства условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей. 

Одним из важнейших средств, способствующих развитию речи ребенка, активности его деятельности, являются мотивационные установки. Путем введения игротерапии мы активизируем речевую деятельность. Поэтому большую часть заданий даем детям в максимально привлекательной форме, с использованием игровых установок.    Её роль в обучающем процессе определяется тем, что игра детей должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_gorod.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  занятие   по логопедии,  чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта

(Разработали    Елена Владимировна Ребрик – учитель – логопед,

 Светлана Геннадьевна Ермоленко- учитель - олигофренопедагог)

 

 Тема.   НАШ ГОРОД.

Цель: расширение кругозора детей о родной городе.

Задачи.

Коррекционные:

-развитие у детей слухового внимания;

-развитие зрительной и слуховой памяти;

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие мелкой ручной моторики;

-развитие фонематических процессов;

- развитие правильной воздушной струи при вдохе и выдохе;

-развитие чувства ритма и темпа;

-развитие пространственной ориентации;

-развитие координации движения;

-развитие речевых и мимических движений;

-обогащение словарного запаса по теме;

-развитие эстетических чувств детей.

Обучающие:

-познакомить детей с малой родиной;

-формировать у учащихся общее представление о городе;

-формировать умение соблюдать правила поведения в обществе;

 -стимулировать желание общаться, быть активными.

 Воспитательные:

-воспитывать интерес к знаниям о своем городе;

-воспитывать умение любить свой город.

Звуковой ряд:  потешки, шум прибоя.

Технические средства:      магнитофон.

Дидактические средства:

Демонстрационные таблицы с изображением слов; фотографии детей; рисунки; картинки: автомобиль, автомобиль и колёса, дома,   магнитная доска; индивидуальные зеркала; набор букв; слоговые таблицы;  геометрические фигуры; карточки с изображением кастрюли по количеству детей; бумажные силуэты рыбок.

                                     Ход  урока .

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, посмотрите, что это у нас на доске?  (Дети отвечают: «Домики».) А кто нарисовал эти домики? ( Дети отвечают: «Мы». Затем находят каждый свой домик  на доске.)

- В этом домике живет (перечисляются имена всех детей.) Все люди живут в разных домах. А место где много домов называется город. Мы с вами живем в городе.

 Назвать одним словом дома? (Дети отвечают: «Город».)

Нашему городу  более 2ооо лет. Город  наш находится на берегу моря, он молодеет и хорошеет с каждым днем.

- Дети, а как называется город, в котором мы живем? (Дети отвечают:

 « Анапа».)

             (выставляется табличка- Анапа)

-Какая первая буква в этом слове? ( дети отвечают: «буква А»).

Дети по образцу выкладывают слово из разрезных букв слово Анапа.

- сколько букв «А» в слове?

           (дети отвечают: «Три».)

                              Артикуляционная гимнастика:

Логопед: В нашем городе всегда светит солнышко и поэтому все дети улыбаются. Вот и мы с вами давайте улыбнемся друг другу.

Все дети любят  ходить на море и загорать, играть с песком.                            

 « Язычок загорает»   ( рот широко открыт, язык спокойно лежит на нижней губе.)

-А еще они любят прыгать  (упр. «Лошадка»  улыбнуться, рот открыт. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки).

и кататься с горки (упр. «Горка» - открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх).

-А ещё всем нравится, когда дует ласковый ветерок. (упр. «Ветерок» - язык положить на нижнюю губу и плавно со звуком  «Ф» дуть на кончик языка.)

Но иногда бывает и сильный ветер и на море поднимается шторм.

                          Дыхательная гимнастика:  

               (упражнение на выдох – дуть в воду из трубочки.)

-Вот и автобус подъехал.

Выставляется картинка  и слово «автобус».

-С какой буквы начинается слово? (дети произносят букву «А»).

-Мы с вами поедем на автобусе кататься по городу, занимайте свои места.  

(на парте фотография каждого ребенка, она  прикрепляется к окошку автобуса).

                          Фонетико – ритмическая гимнастика:

-Заводим мотор автобуса, длительное произношение звука Ж –ж (руки перед грудью, вращательные движения руками, одновременно длительное произношение звука Ж –ж – ж- ж. вначале тихо, потом громче.)

                           Логоритмическая разминка. Звучит музыка.    

             Мы едем, едем, едем

             В далекие края,

             Веселые соседи

             Надежные друзья.

-Посмотрите направо,  посмотрите налево. Какие высокие дома, но есть и низкие.

(дети поднимают и опускают руки).

В нашем городе очень красиво, потому что в нем очень много цветов.

                          Пальчиковая гимнастика:

Наши алые цветки                                         Наши алые цветки          

Распускают лепестки.                                    Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит                                       Головой качают

Лепестки колышет.                                         Тихо засыпают.

(дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо – влево;

Медленно сжимают пальцы в кулачки. Покачивают кулачки вперед – назад.

Вот мы и подъехали к берегу моря. Посмотрите, какое ласковое, спокойное сегодня море.

-Дети, давайте построим лодочку. (дети вместе с учителем из геометрических фигур делают лодочку по образцу.)

Садимся в  нашу лодочку и поплыли.

Две ладошки я прижму и по морю поплыву. (имитация движений по тексту).

Две ладошки друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму

Синим морем поплыву,

А по бурным,   волнам

Плывут рыбки тут и там.

Один, два, три.

-А сколько рыбок в воде? (Дети считают вместе с учителем и  говорят: «Три - много».)

( Соединяют лодочкой две ладони, и выполняют волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднимают выпрямленные  ладони вверх. Затем имитация движения волн и рыб.)

 На доске выставляются рисунки с изображением моря. (Звучит шум прибоя).

-Ребята, посмотрите, что за чудо – рыбки плавают в нашем Черном море!

- Давайте  подойдем к воде и закинем удочку. ( имитация движений ).

Рыбки плавали, ныряли,

В чистой светленькой воде.

То сойдутся – разойдутся, то зароются в песке.

( движения по тексту)

                            Фоноритмическая гимнастика.

Учитель: -Давайте с вами прочитаем, как их зовут рыбку, которая попалась на наш крючок, и послушаем о чём говорят рыбки. Рыбки говорят очень тихо, поэтому слушать нужно внимательно.  (Дети читают слоги на рыбках и повторяют за учителем чистоговорки).

-А теперь посчитаем, сколько их  в нашей корзинке. ( Дети считают вместе с учителем  и затем повторяют).

Логопед: Ребята, вот и автобус наш подъехал. Садимся и поехали.  

                         

Посмотрите, дом стоит,                                                     Мы ворота открываем

 Но, а к дому путь закрыт.                                             Всех войти, мы приглашаем.

( Соединить пальцы обеих рук под углом друг к другу,  затем  большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони развести в стороны.)

-Посмотрите, дом закрыт, а на дверях замок.

На дверях висит замок,                                                 Мы замочек повертели,

Кто его открыть бы мог?                                             Мы замочек покрутили

                                             Чик  и открыли!

(Пальцы собрать в «замочек», затем покрутить « замочком» в воздухе, показать ладошки.)

Заходим в дом.

                          Ритмические движения: топ –топ ногами.

Рыбы наловили. Давайте приготовим суп. (детям раздаются нарисованные кастрюли).

-Дети, а что нам для этого нужно?

-Дети  показывают и отвечают: кастрюлю, лук, картошку  рыбу.

Учитель: Посмотрите на крышку  кастрюли и  давайте соберем правильное название супа из рыбы.

(дети вместе с учителем ищут буквы в «кастрюле», и закрашивают их соответствующим                       цветом. Гласные – красным, согласные – синим).  

Дети читают слово:  «Уха». ( Затем проговаривают вместе с учителем.)

Стоит стульчик у окошка.

 Детки за столом сидят,

Кашку вкусную едят.

(Ладонь одной руки расположена вверх. К ее нижней части приставляется кулачок другой руки.  Одна рука сжата  в кулак. Сверху на кулачок опускается распрямленная ладошка другой руки.)  

-Читают слово – УХА  (Затем  дети проговаривают вместе с учителем).

Вот уха и готова! А теперь давайте  попробуем (имитация движений).

Пробуем «уху». Горячая! Подуйте!

                          Дыхательная гимнастика.

Логопед: («Ветерок» - язык положить на нижнюю губу и плавно со звуком  «Ф» дуть на кончик языка.)

Чистоговорка:  ХА – ХА –Ха – очень вкусная уха!

- Ребята, давайте скажем спасибо за вкусную уху!

Учитель: Вот и пришло к концу наше путешествие по любимому городу. Пора ехать домой.

 Но в автобусе спустило колесо!  

Покатилось колесо,                                                    Колесо, вернись назад!

Отвалилось, вот и всё…                                            Пожалей наших ребят.

  Дети подбирают колесо нужного размера.

(на доске прикреплен рисунок автобуса без колёс и колеса разного размера. Нужно подобрать колесо нужного размера)

 -Садимся в автобус и заводим мотор.  (Руки перед грудью, вращательные движения руками, одновременно длительное произношение  звука  Ж).

                          Итог занятия:

И так мы совершили путешествие по нашему городу. А как называется наш город?

( Дети отвечают: «Анапа!»)

Какие мы молодцы! Сколько нового  и интересного мы сегодня узнали. Давайте улыбнемся друг другу и будем дружить.

Логопед:  Скажем всем: «Спасибо» и пожмем друг другу руки!  

                          Ритмическая гимнастика:

        Вот рука, и вот рука.

        Хлоп – хлоп – хлоп!

        Вот нога, и вот нога.

        Топ – топ – топ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного логопедического занятия" Сорок сороков"

конспект интегрированного логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по обобщающей теме "Весна" - "Сорок сороков". Цель которого: развитие чувства ритма, слухового внимания...

Конспект интегрированного логопедического занятия "Путешествие в страну Звукляндию" для детей старшего дошкольного возраста

Материал представлен в виде конспекта интегрированного логопедического занятия по дифференциации звуков. В основу легли материалы М.Ф. Фомичевой...

Конспект интегрированного логопедического занятия

Интегрированное логопедическое занятие по теме "Звук Зь в начале и середине слова на материале лексической темы "Зима"(индивидуальное занятие для старших дошкольников)...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в зимний лес»

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе«Путешествие в зимний лес»...

Конспект интегрированного логопедического занятия «Приметы весны» (с детьми 1 класса с ОНР).

Знанятие для учащихся 1 класса с ОНР.Цель занятия - развитие высших психических функций, словарного запаса по теме "Весна", формирование языкового анализа и синтеза....