Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова.
план-конспект

Кузнецова Ирина Владимировна

Пподгрупповое занятия по предупреждению дисграфии с учащимися второго класса с недозразитием речи системного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_dek.23.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова. 

Цель.  Различение твердого и мягкого звучания согласных в конце и середине слова, обозначение мягкости согласных буквой ь знак на письме, перенос слов с мягким знаком.
Задачи. Развивать фонематическое восприятие,  продолжая учить детей различать  твердое и мягкое звучание согласные в конце и середине слова. Создать условия для усвоения учащимися правил переноса слов с мягким знаком. Способствовать развитию концентрации внимания и памяти. Воспитывать культуру поведения, вежливость.

Оборудование. Картинки, карточки.

 Ход занятия.

Организационный момент.

Составить слово (соотнести буквы с цифрами и прочитать слово учиться). Уточнение значения слова, подбор синонимов (изучать, узнавать, усваивать).

Объяснение правила выполнения самооценки.

Сообщение темы.  Загадка.

В начале слова нет меня,

Зато в конце бываю я,

И в середине я встречаюсь,

Я слог при чтении смягчаю (ь).

-Хочу уточнить: буквами какого ряда можно обозначить мягкость согласных? А сегодня мы будем продолжать учиться использовать 2 способ смягчения согласных – с помощью ь и повторим правило переноса слов с мягким знаком. И тогда научитесь писать без ошибок и своими достижениями порадуете и учителя и родителей. На занятии понадобятся зеркала, тетрадь, ручка, карандаш.

Знаки оценивания записывать на доске напротив буквы имени ребёнка.

Артикуляционная гимнастика (основной комплекс)

-Итак, давайте уточним. Когда согласную произносим мягко и коротко, то на письме мы обозначим мягкость буквой ь или гласной 2 ряда?  

Развитие слухового восприятия. Давайте в этом убедимся.

- Повторение звуковых цепочек с использованием жеста:

ам-амь-амь, ось ос-ось, ун-унь-ун, ыть-уть-эть.

-Чтение слоговых цепочек (ам-амь-амь, ось –ос-ось, ун-унь-ун, ыть-уть-эть).

Уточнение - мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме. 

М. итог. Самооценка

- Определение мягкого согласного по картинкам (лось, крыльцо, гармонь, сумка, пальто, голубь, альбом), распределение в 2 столбика : в 1-картинки, где мягкий согласный находится в конце слова. Во 2 столбик – где мягкий согласный находится в середине слова.

-Назвать мягкий согласный.  

 Физминутка.

Замерзают птицы: голубь и синицы.

Мы кормушку смастерим, птиц на славу угостим.

Работа у доски.

-Прочитать слова, написанные в 1 столбике (огонь, пень, зверь, день, пальто). -Исправить ошибки.

-Изменить по образцу. Огонь - огонь-ки.

-На доске с переносом написать слова.

-Назвать слова только с мягкими согласными.

-Уточнение использования в речи слово пальто.Запомнить эти слова.

 М. итог. Самооценка

Работа в тетради.

- Записать с переносом в тетрадь те слова, в которых все согласные мягкие, а  мягкий знак находится в середине слова.

- Назовите слова, которые нужно написать в тетрадь (пеньки, зверьки, деньки). На следующем занятии с этими словами составим словосочетания.

М. итог  Мы видим, что мягкий знак может стоять и в конце и в середине слова и он всегда обозначает мягкость предшествующего согласного.

Работа по карточке.

-Найди в каждой строчке лишнее слово и обведи его карандашом. Объясни, почему оно лишнее.

Мальчик, пальчик, зайчик.

Галка, галька, полька

Медаль, педаль,  деталь.

-Прочитать слова и убедиться в необходимости мягкого знака на письме.

- Повторить эти слова без смягчения согласного.  

-Подчеркнуть зеленым карандашом согласный, на мягкость которого показывает ь. Уточнение: ь смягчает согласный звук и меняет смысл слова.

 М. итог. 

Заключительная часть.

Дидактическое упражнение «Какой картинки не стало? (пальто)», Согласование существительного пальто с количественными числительными.

Итог. Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Презентация "Буквы А - Я. Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда"

Буква А - показатель твердости предшествующего согласного звука. Буква Я - показатель мягкости предшествующего согласного звука.Лексический материал - слова с непроверяемой безударной гласной в корне...

Презентация "Буквы О - Ё Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда"

Дифференциация букв О - Ё.  Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез...

урок во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему: Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой "ь"

Цели урока:1. Образовательные:— формировать понятия: буква мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных;— мягкость согласных в конце слова обозначается буквой мягкий знак;— буква мягкий знак ...

Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласного на конце слова

Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласного на конце слова...

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ю,Я,Ё. (открытый урок в 3 классе 8 вид)

Абрамова А.С.Открытый урок в 3 классе 8 вид. С презентацией для интерактивной доски....

Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласного в конце слова

Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком. Применять правила правописания: мягкий знак в конце слова....