Презентация "Развитие мышления у детей с РАС в условиях ресурсной группы"
презентация к уроку

Балковая Елена Сергеевна

Развитие мышления у детей с РАС в условиях ресурсной группы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мышления у детей с РАС в условиях ресурсной группы. Учитель-дефектолог : Балковая Елена Сергеевна МБДОУ « Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области» Игры и упражнения

Слайд 2

При формировании коррекционного плана развития мышления у детей с РАС необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности, специфичные для детей с данным диагнозом, а также индивидуальные особенности каждого ребенка. Возрастная периодизация развития нормотипичных детей в процессе онтогенеза подразумевает следующие стадии развития мышления: - наглядно-действенное; - н аглядно - образное; - словесно-логическое.

Слайд 3

Причины по которым дети с РАС чаще НЕ демонстрируют соответствие этим возрастным критериям в процессе диагностики: Особенности восприятия (нарушение сенсорной интеграции) Особенности мышления (сложности произвольного обучения, трудности переноса навыков из одной ситуации в другую) Трудности коммуникации / невозможность вербальной коммуникации

Слайд 4

Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка для: Формирования системы поощрений Адаптации учебного материала Выбора образовательной программы Поощряющие стимулы для каждого ребенка разные. Это то, что может замотивировать ребенка выполнять обучающие задачи.

Слайд 5

Поощрение с помощью жетонной системы По мере выполнения заданий, ребенок получает жетоны. Когда собирает все жетоны, то получает поощрение .

Слайд 6

Схема «сначала-потом» В ячейку «сначала» размещается карточка с видом задания для ребенка. В ячейку «потом» размещается карточка с изображением приятного вида деятельности для ребенка.

Слайд 7

С учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка мы можем формировать наиболее продуктивную обучающую среду. Например, ребенок с мутизмом , но с хорошо развитым зрительным каналом восприятия будет лучше развиваться, если в его обучающей среде будет много визуальной опоры и карточки PECS для коммуникации.

Слайд 8

Особенности детей с РАС, которые необходимо учитывать при коррекционно-развивающей работе по развитию мышления. с енсорная гипер - и гипочувствительность, спонтанное переключение внимания, зашумленные каналы профилактика сенсорных перегрузок, необходимо отслеживать моменты перегрузок и ослаблять раздражающее воздействие вовремя создание сенсорно дружественной среды с минимальным количеством отвлекающих стимулов дозирование информации на разные анализаторы

Слайд 9

гиперфокус внимания, сосредоточение на деталях, повышение тревожности при переменах в рутинном укладе, трудности в переключении, специфичность интересов Во взаимодействии с ребенком важно: использование визуального расписание помощь в формировании причинно-следственных связей предупреждение ребенка о предстоящих событиях избегание непредсказуемости, с условием постепенного развития способности принимать изменения. подбор дидактического материала с учетом специфических интересов ребенка

Слайд 10

сниженное восприятие невербальных символов, трудности слухового восприятия длинной словесной инструкции, буквальное восприятие слов без понимания переносных значений. Во взаимодействии с ребенком важно: и спользование простых четких инструкций использование эффективных способов коммуникации, доступных ребенку выявление нежелательного поведения, используемого ребенком, как средство коммуникации (например: у ребенка, которого научили просить что-либо карточкой / жестом / речью снизилась аутоагрессия

Слайд 11

Особенности мышления детей с РАС трудности обобщения; затруднения в установлении причинно-следственных связей; сложности переноса навыков из одной ситуации в другую; нецеленаправленность ; сложности произвольного обучения; трудности в понимании ситуации во времени; трудности понимания хода мыслей других людей; непоследовательность в суждениях; преобладание вербально-логического мышления над наглядно действенным у людей с синдромом Аспергера; конкретность и буквальность мышления.

Слайд 12

Игры и упражнения, направленные на развитие таких функций процесса мышления, как Анализ Синтез Обобщение Сравнение Классификация

Слайд 13

«Обведи контур». Развитие наглядно-действенного мышления. Важно помнить: трудности, связанные с развитием мелкой моторики, могут усложнить ребенку задачу. Задача: повторить узор из левого поля в правом поле.

Слайд 14

«Четвертый лишний». Развитие функций анализа и синтеза. Задача: исключить лишний предмет / понятие из множества, в котором три из них объединены общим признаком. Задание может отличаться по степени трудности, в зависимости от уровня развития ребенка. Важен индивидуальный подход при выборе дидактического материала. Ребенок, не владеющий понятиями «большой / маленький» не справиться с заданием 2. Задание 1. Задание 2.

Слайд 15

«Четвертый лишний». Задание 3. Задание 4.

Слайд 16

Классификация предметов на группы. Развитие функции обобщения и классификации. Задача: разделение предметов на группы, объединённые общим признаком (еда, животные, транспорт, фрукты, овощи и тп .). Сложность регулируется количеством групп для классификации.

Слайд 17

Классификация предметов на группы. Использование специфических интересов, характерных для детей с РАС, в обучении и развитии.

Слайд 18

Понятия «один», «много». Развитие функции сравнения. Задача: различать множество от одного. Помимо использования уже готовых изображений рекомендуется предлагать детям раскладывать предметы по принципу «один-много». Например, разложить камушки по корзинкам.

Слайд 19

Представление о величине предметов. Развитие функции сравнения предметов по величине. Задача: ребенок дифференцирует предметы по признаку величины из двух (большой / маленький), трех (большой / средний / маленький), четыре и более (самый большой / самый маленький).

Слайд 20

Сюжетные картинки. Формирование и развитие причинно- следственных представлений. Задача: установление причинно-следственных связей сюжетных картинок. При доступности вербальной коммуникации педагог предлагает ответить на вопросы, связанные с пониманием сюжета и причинно-следственных связей. В случае отсутствия вербальной коммуникации задача ребенка разложить картинки в хронологическом порядке, в то время, как педагог комментирует действия ребенка и вербализирует сюжет.

Слайд 21

7. Понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «одинаковые». Развитие функции сравнения. Задача: сравнительный анализ признаков предметов связанных с размерами. Больше-меньше Выше-ниже

Слайд 22

Понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «одинаковые». Шире-уже Длиннее-короче

Слайд 23

Простые аналогии. Развитие установления логических связей и отношений между понятиями. Задача: по аналогии с образцом подобрать картинки, которые будут также относиться друг к другу, как и картинки в образце.

Слайд 24

«Волшебный мешочек» Развитие ассоциативно-образного мышления. Задача: ребенок отыскивает предметы на ощупь.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:" Игры на развитие мышления детей, используемые в домашних условиях.

В консультации даны игры на развитие мышления детей дошкольного возраста, которые можно использовать в домашних условиях....

Сценарий утренника «Осень в гости просим» (ресурсная группа)

Сценарий осеннего утренника для детей с ОВЗ...

Статья "НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА" (из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся....

Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»

laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...

Некоторые особенности организации логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ресурсного центра.(из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся...