Рабочая программа по предмету "Природоведение"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2022-2023 г.
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа по предмету "Природоведение"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2022-2023 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodovedenie_5_klass_fgos.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

 «Калачинская адаптивная школа-интернат»

______________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                      Директор КОУ «Калачинская

                                                                                                                                                                      адаптивная школа-интернат»

                                                                                                                                                                       _____________ Н.В. Козицкая

                                                                                                                                              (подпись)

                                                                                                                                                                              приказ № __   от «__ » ____2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Природоведение»

для 5 класса 1 вариант УП

(обучение на дому Кузьмина Ярослава)

на 2023-2024 учебный год

               

                                     

                                                                                                                             

Составитель: учитель _______________С.Р. Боглаева

                                           (подпись)                                                                                                                                                                                                                                                                                     Рассмотрена на заседании МО «  ___ » ___ 202_г., протокол № 1

                                                                                                                              Руководитель МО __________А.В. Котова

                                   (подпись)                                                                                                                                                                                                                                                                       Согласована на МС протокол № 1 «___ »  ______202__г.,                                                                                                                             Согласовано   зам. директора по УР   ________ Н.М. Добжанская

                                                                (подпись)                                                                                                                                                                          

Калачинск, 2023 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для учащегося 5 класса с лёгкой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант УП составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» 1 вариант УП;
  • Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».
  • Устав КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».

      При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства « Просвещение», Санкт – Петербург 2013.

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина. Природоведение 6 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2020г.

Актуальность. Преподавание природоведения направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащегося об окружающем мире. В процессе изучения должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, о сезонных изменениях, о здоровье человека, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Программа призвана дать обучающегося основные знания и сформировать представление о мире, который окружает человека.

Цель изучения природоведения в 5 классе - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащегося с нарушениями интеллекта.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
  • формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
  • формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
  • воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и культурных растений);
  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.
  • развитие положительных качеств и свойств личности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используется форма работы: индивидуальная работа.  

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

  • методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
  • методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
  • методов исследования (наблюдение, анкетирование).

2. Общая характеристика учебного предмета

           Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.

          Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

-полисенсорности восприятия объектов;

-практическоговзаимодействия обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;

- устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности в процессе решения проблемных ситуаций;

-закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

-постепенного усложнения содержания предмета:

-расширения характеристик предмета познания, преемственности изучаемых тем.

  В процессе изучения природоведческого материала у обучающегося развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

   Программа по природоведению в 5 классе включает следующие разделы:

  1. Введение.
  2. Вселенная.
  3. Наш дом – Земля.
  4. Растительный мир земли.
  5. Животный мир земли
  6. Человек
  7. Есть на Земле страна Россия.

  1.  Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет является обязательной частью учебного плана. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 34 часа в год, т.е.1 час в неделю (34 учебных недели).

Распределение часов по четвертям

I четверть

IIчетверть

IIIчетверть

IVчетверть

Всего за год

4. Планируемые результаты освоения программы

  Освоение обучающимся рабочей программы предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащихся 5 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

   На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование готовности к самостоятельной жизни.

   Предметные результаты включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

-формирование интереса к изучению природоведения;

-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.

В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами:

 минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.  Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня  не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень: 

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;
  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
  • выделение существенных признаков групп объектов;
  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 5 класса по 5 – балльной системе отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
  • - оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
  • - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
  • - оценка «2» - не ставится.

Оценка достижения обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального  подхода.

        В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащегося. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

        Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

5. Содержание учебного предмета

      1. Введение

      Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу? Знакомство с учебником, тетрадью.

       2. Вселенная 

Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования космоса.

3. Наш дом-Земля 

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух. Состав и отдельные свойства воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Его охрана. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы. Почва. Свойства почвы. Охрана. Полезные ископаемые. Свойства. Значение. Способы добычи. Виды полезных ископаемых: уголь, нефть, газ, торф и другие. Вода. Свойства. Значение. Вода в природе: осадки, воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

4. Растительный мир Земли  

Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Части растения. Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные). Орешник, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка и др. Правила сбора. Использование. Береги растения. Значение растений для жизни человека. Красная книга.

  5. Животный мир Земли

 Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения и др. Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы. Понятие «животные». Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место и значение в природе. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Охрана птиц. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе. Уход за животными дома или в живом уголке. Морская свинка. Хомяк. Черепаха. Птицы. Аквариумные рыбки. Собака. Кошка. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Редкие животные планеты и их охрана. Заповедники. Красная книга.

 6. Человек 

Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (здоровый образ жизни, гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены. Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена. Органы чувств. Значение органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и гигиена. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка.

7. Есть на Земле страна Россия 

Россия-Родина моя. Место России на карте мира. Важнейшие географические объекты. Поверхность, моря, реки, озера, города. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток.

Древние русские города. «Золотое кольцо». Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира на территории нашей страны. Типичные представители растительного мира России и своего края. Разнообразие животного мира на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники. Заказники. Охрана природы России. Наш город (поселок, село, деревня). Поверхность, водоемы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Достопримечательности.

Практические работы. Зарисовка Государственного флага России. Подбор иллюстраций (природных ландшафтов России, типичных представителей животного и растительного мира, достопримечательностей городов, народов нашей страны, изделий народных промыслов и т. д.). Изготовление альбома «Россия - наша Родина». Нахождение России на политической карте мира*. Зарисовка животных и растений своей местности. Составление таблиц «Животные и растения нашей местности». Экскурсии «Достопримечательности своей местности».

6. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Разделы

и темы

Кол.

час.

Дата

Основные виды деятельности учащихся

Материально-техническое обеспечение

  1. Раздел. Введение.

1

1

Живая и неживая природа

1

Знакомство с учебником. Ознакомление с составом слова «природоведение»,

Слушание объяснений учителя о живой и неживой природе (приведение примеров). Дифференцирование живых и неживых объектов природы. Анализ и выявление закономерностей. Оперирование терминами живая и неживая природа.

- Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками растений разных природных зон и групп растений по назначению. Учебник

Слайды с картинками и фотографиями разных растений. Учебник. Карандаши. Картинки растений, разрезанные на части

2.Раздел. Вселенная

2

Небесные тела: планеты, звезды

Солнце. Солнечная система

1

-Рассматривание картин звездного неба, солнечной системы.

- Слушание объяснений учителя.

-Работа со словарём, определение слова - «астрономия».

-Выявление закономерностей и отличий: звезды, планеты - небесные тела

-Выявление значения Солнца для жизни на Земле. Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками

3.

Исследование космоса

1

-Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении.

-Выявление закономерностей: искусственный спутник Земли, отличительный признак от естественного спутника Луны.

-Работа с учебником, тетрадью.

- Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками

3. Раздел. Наш дом-Земля

4.

Планета Земля

Воздух вокруг нас. Значение воздуха

1

-Анализ понятий: Солнечная система, Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца.

-Слушание объяснений учителя о форме Земли, ее основных оболочек, о значении воздуха для растений, животных и человека.  

-Работа с учебником.

- Самооценка. Рефлексия.

5.

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги

Горы

1

-Слушание объяснений учителя о формах поверхности Земли. Демонстрация иллюстраций разных форм поверхности Земли.

-Рассуждение: «Как люди могут использовать равнины, овраги».

-Работа с учебником, глобусом.

-Слушание объяснений учителя о жизни и деятельности людей, живущих в горах.

- Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками, глобус

6

Почва. Состав почвы

1

- Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на Земле.

-Слушание объяснений учителя о почве.

-Демонстрация образцов почвы.  

-Анализ состава почвы

-Работа с учебником.

- Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками, демонстрационный материал образцов почты

7

Полезные ископаемые.

Виды, значение, способы добычи

 

1

Слушание учителя о видах полезных ископаемых и их свойствах, видах, значении, о способах добычи.

-Разобрать понятие: «полезные», «ископаемые».

-Работа с учебником, анализ иллюстраций о видах полезных ископаемых и их свойствах.

- Самооценка. Рефлексия.

Демонстрационный материал

8.

Свойства воды

1

- Слушание учителя о свойствах воды.

-Понятие: «Вода», характеристика (жидкая, бесцветная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, текучая, испаряется).

-Работа с учебником, анализ иллюстраций.

-Работа в тетради (свойства воды).

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками

9.

Вода в природе

1

-Установление причинно-следственных зависимостей: «чего на Земле больше, суши или воды?», «какой воды на Земле больше, пресной или морской?».

-Размышление над утверждением: «Вода в природе находится в постоянном движении».

- Работа в тетради. Зарисовать схему «Круговорот воды в природе».

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками

10.

Воды суши: родники, ручьи, реки

1

-Слушание объяснений учителя об искусственных водоемах (пруды, водохранилища, бассейны).

- Размышление: «Назовите реки нашей местности.

 -Когда образуются ручьи, почему? Река Иртыш - равнинная или горная? Прозрачная или мутная? Почему?).

-Работа с учебником.

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками

11.

Озера, болота, пруды

1

-Изучение понятия «Искусственный водоем», поиск отличия от природного.

- Слушание объяснений учителя об особенностях озер, болот, прудов; различие их на фотографии.

-Размышление: «Какие животные и растения  обитают на пресноводных водоемах?». Причинно – следственные зависимости обитателей водоемов (пищевые цепи).

-Работа с учебником, анализ иллюстраций.

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками, фотогграфии

12.

Моря и океаны. Использование и охрана воды

1

-Размышление: «Какие водоемы на Земле самые большие? Какая в них вода (пресная или соленая)? Почему в морях вода соленая? Какой водоем больше - океан или море?».

-Слушание объяснений учителя об океанах и морях.  

-Работа с учебником, анализ иллюстраций.

-Рассуждение: «Ураган на море (шторм, цунами). Как используют воды морей и океанов».

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками

4. Растительный мир Земли

13

Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений.

1

-Слушание объяснений учителя о растительном мире.

-Вспомнить и назвать растения, которые видели в лесу.

-Перечислить виды растений, которые встречаются возле твоего дома.

-Вспомнить дикорастущие растения.

- Какие растения называются культурными.

- Самооценка. Рефлексия.

Картинки

14.

Части растения

1

Слушание объяснений учителя

-Работа в тетради, рисунок – схема части цветка.

-Рассуждение. Для чего растению корень.

-Самооценка. Рефлексия.

15

Деревья, кустарники, травы.

1

-Слушание объяснений учителя.

-Вспомнить какие кустарники знакомы, где они произрастают.

-Где растут травы, какие травянистые растения растут у твоего дома,

-Работа с учебником.

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками и фотографиями растений разных групп. Учебник, словарь. Карточки с картинками и фотографиями растений разных групп

16

Лиственные и хвойные деревья

1

-Слушание объяснений учителя.

-Рассуждение, какие лиственные, хвойные деревья можно увидеть во дворе, в парке. Почему эти деревья называют лиственными, хвойными.

-Работа с учебником.

-Работа с учебником.

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками и фотографиями хвойных и лиственных деревьев, тайги, лиственного и хвойного леса зимой, отдельных сосны, ели, лиственницы

17

Дикорастущие и культурные кустарники. Травы.

1

Вспомнить, как выглядят кустарники. Где в природе встречаются кустарники.

-Рассуждение. Чем кустарник отличается от дерева.

- Слушание объяснений.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками и фотографиями растений разных групп. Учебник, словарь.

18

Декоративные, лекарственные растения. Комнатные растения.

Охрана растений.

1

Слушание объяснений учителя.

-Размышление. Какие растения можно увидеть на клумбах в городе. Где можно увидеть лекарственные растения. Какие названия знают комнатных растений

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками и фотографиями растений разных групп. Учебник, словарь.

5. Животный мир Земли

19

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Размышление. Какие животные живут в нашей местности.

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

Видеоролики с разными животными в движении. Слайды с картинками и фотографиями животных из разных групп. Учебник. Тетрадь

20

 Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Размышление. Какие рыбы, птицы и животные живут в нашей местности

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Таблица «Строение жука». Учебник. Тетрадь, карандаши. Карточки.

21

Рыба. Птицы. Звери.

1

- Слушание объяснений учителя. Общие признаки насекомых, птиц, рыб

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Таблицы.Учебник. Тетрадь, карандаши. Карточки для работы в парах.

22

Животные рядом с человеком. Уход за животными и птицами в живом уголке.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Обсудить какие животные живут рядом с человеком.

-Рассуждение. Как ухаживать за домашними животными.

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Учебник. Тетрадь, карандаши.

23

Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Обсудить. Какую пользу приносят животные человеку.

-Рассуждение. Как ухаживать за аквариумными рыбками.

-Работа с учебником.

-Работа с тетрадью

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Учебник. Тетрадь, карандаши. Карточки.

6. Человек

24

Как устроен наш организм. Как работает наш организм.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Назвать части тела человека.

-Рассуждение. Для чего надо знать строение своего тела.

-Работа с учебником.

-Самооценка. Рефлексия.

Муляж торса человека, слайды с картинками частей тела человека и внутренних органов. Учебник

Видеоролик о правилах здорового образа жизни, о том, как необходимо заботиться о чистоте своего тела и жилища. Слайды с картинками о вредных привычках, которые разрушают здоровье.  Муляж скелета человека, таблица " Осанка человека", слайды

"Правила королевской осанки". Учебник

25

Здоровье человека. Органы чувств. Здоровое питание.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Рассуждение. Как понять пословицу «Здоровый нищий счастливее больного короля». Чем больной человек отличается от здорового.

-Обсудить правила гигиены.

-Работа с учебником

-Самооценка

-Рефлексия

Слайды с картинками и таблицы органов чувств.

 Муляжи уха и глаза человека. Учебник

26

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

- Слушание объяснений учителя.

-Рассуждение. Чем мы дышим. Может ли человек не дышать.

-Работа с учебником

-Самооценка

-Рефлексия

Слайды с картинками продуктов, которые содержат витамины. Видеоролик о правильном питании. Тетрадь, учебник

27

Оказание первой медицинской помощи.

1

- Слушание объяснений учителя.

-Обсудить какие опасности могут подстерегать человека дома и на улице. Как оказать первую медицинскую помощь.

-Работа с учебником

-Самооценка

-Рефлексия

Видеоролик оказания первой медицинской помощи. Аптечка первой помощи. Слайды с картинками, на которых изображены врачи различных специальностей. Тетрадь, учебник

7. Есть на земле страна Россия

28

Россия – Родина моя..

1

-Рассуждение: «Как называется наша страна? Значение слова «Федерация»? На каком языке мы разговариваем и пишем?».

-Работа с глобусом, физической картой полушарий, физической и политической картой мира, физической картой России – определение положения станы России и ее площади. Символика страны.

-Работа с учебником

-Самооценка.

-Рефлексия.

Слайды с картинками. Учебник

29

Население и народы России

1

-Изучение понятий: «Городской и сельский житель».

-Просмотр и анализ городских и сельских пейзажей.

-Беседа о России как о многонациональном государстве. -Размышление: «Чем различаются люди разных национальностей?»

-Слушание объяснений учителя о некоторых национальностях, их особенностях

- Работа с учебником

- Самооценка.

-Рефлексия.

Слайды с картинками. Учебник

30

Москва – столица России. Санкт – Петербург.

1

Слушание объяснений учителя с показом  достопримечательности Москвы, истории основания и развития города, видах транспорта.

Просмотр видеоролика о достопримечательностях Москвы и Санкт

–Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы

-Самооценка.

-Рефлексия.

Слайды с картинками. Учебник. Видеоролик.

31

Города Золотого кольца

1

Слушание объяснений учителя с показом  древних русских городов, соединенных автомобильными дорогами.

-Знакомство с картой-схемой Золотого кольца.

-Просмотр видеоролика о достопримечательностях городов Золотого кольца.

-Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы. Работа в тетради.

-Самооценка.

-Рефлексия.

Слайды с картинками. Учебник. Видеоролик.

32

Растительный мир России

1

-Слушание объяснений учителя с показом

-Рассуждение. Почему нашу страну называют лесной державой.

-Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы.

-Самооценка.

-Рефлексия

Слайды с картинками. Учебник. Видеоролик.

33

Животный мир России

1

- Слушание объяснений учителя.

-Вспомнить.  Какие животные живут в нашей стране.

-Просмотр видеоролика о животных Красной книги России

-Работа с учебником.

-Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками. Учебник. Видеоролик.

34

Наш город (село, деревня)

1

Слушание объяснений учителя с показом: история освоения территории города Калачинска, природные условия,  географическое положение, климат. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия

Слайды с картинками. Учебник. Видеоролик.

  1. 7.Учебно-методическое обеспечение
  2. Лифанова Т.М., Дубровина О.В.: Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017.
  5. Природоведение. 5 класс. (Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Лифанова Т. М., Соломина Е. Н – М.: Просвещение, 2019.
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
  7. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
  9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Интернет-ресурсы:

  1. Географические карты - http://www.tourua.com/ru/maps 
  2. Географические карты - http://www.planetolog.ru/ 
  3. Географические сайты - http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
  4. География - http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
  5. История географии - http://traditio.ru/wiki/География 
  6. Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
  7. Науки о Земле - http://geographer.ru/index.shtml 
  8. Путешествия и открытия - http://pyty.ru/ 

8.Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия                                                Технические средства обучения

- Предметные картинки в соответствии с тематикой произведений                        - Ноутбук

- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений                         - Принтер-ксерокс

- Слова для словарной работы

- Плакаты: «Времена года»

«Дикие животные»

«Домашние животные»

«Части растений»

- Муляжи

- Календарь

- Мнемотаблицы

- Памятки

Приложение 1

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по природоведению уч-ся 5 класса

Кузьмина Ярослава

Предметные результаты

I полугодие

II полугодие

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Средний   бал

Тип  оценки

Уровень

У - «удовлетворительно», до 3,4 балов - (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

Х - «хорошо»,  3,5 - 4,4 бала -  от 51% до 65% заданий;

О - «отлично», 4,5- 5 балов - (очень хорошо) свыше 65%,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 6 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...

Рабочая программа по математике 8 класс для индивидуального обучения на дому школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Предлагаемая программа составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, н...

Адаптированная рабочая программа по чтению и письму для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта

Адаптированная рабочая программа по предметам письмо и чтение разработана для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта (атипичный аутизм, нарушение зрения, полное отсутст...

Рабочая программа по математике 4 класс 8 вид(обучение на дому) 2 часа в неделю

Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общераз...

Адаптивная рабочая программа по английскому языку для детей ОВЗ (обучение на дому) 5 и 6 классы (УМК Биболетова)

Данная рабочая программа была разработана для проведения уроков английского языка с детьми ОВЗ на дому по УМК Enjoy English Биболетова...

Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура ОГСЭ. 04 (Коммерция (по отраслям)), 2022-2023 гг.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» в основу положены:1) ФГОС СПО по специальности: 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденный Приказом Министерст...

Рабочие программы для обучающихся по АООП НОДА (индивидуальное обучение на дому)

Рабочие программы по бурятскому языку и литературе для  обучающихся  по АООП НОДА  (индивидуальное обучение на дому)...