Мастер-класс: развитие саморегуляции у первоклассников в рамках занятия " Я учусь управлять собой"
методическая разработка по психологии

Елена Валерьевна Гаврилец

Как показывает практика, чаще всего у первоклассников, только что пришедших в школу, учебные трудности связаны с недостаточным развитием произвольности и саморегуляции, при том, что такие показатели готовности к школе как социальные, мотивационные и интеллектуальные составляющие могут быть на хорошем уровне. В связи с этим, представленная технология занятия имеет следующую цель:

     Создание условий для развития саморегуляции у обучающихся при изменении ситуации в осуществляемой деятельности.

Данное занятие может быть включено в программу адаптации первоклассников, в программу развития саморегуляции, а также на классных часах, целью  которых  является формирование таких личностных составляющих как сила воли и умение управлять своим поведением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_tehnologii.docx23.06 КБ
Microsoft Office document icon konspekt3_tehnologicheskaya_karta.doc76 КБ
Office presentation icon analiz_zanyatiya.ppt644 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилец Елена Валерьевна, педагог-психолог бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа МОУ «Лицей №1»

ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «Я УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ»

(Игровая технология развития саморегуляции у обучающихся при изменении ситуации в осуществляемой деятельности)

      Как показывает практика, чаще всего у первоклассников, только что пришедших в школу, учебные трудности связаны с недостаточным развитием произвольности и саморегуляции, при том, что такие показатели готовности к школе как социальные, мотивационные и интеллектуальные составляющие могут быть на хорошем уровне.

     Саморегуляция обеспечивает организацию учебной деятельности, но как новообразования младшего школьного возраста, саморегуляция, произвольность и рефлексия за этот возрастной период проходит только начальный этап формирования и их развитие очень важно создавать условия для этого. Именно поэтому Л.И. Божович задачей воспитания на протяжении первых лет обучения видела в научении ребёнка сознательному управлению своим поведением.

     Особенно сложно управление поведением дается детям, только что пришедшим в школу.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее: работа по развитию саморегуляции в начальной школе является актуальной. Особенно актуальной она становится в период адаптации первоклассников к новым условиям школы.

 В связи с этим, представленная технология занятия имеет следующую цель: 

     Создание условий для развития саморегуляции у обучающихся при изменении ситуации в осуществляемой деятельности.

Планируя результаты занятия, я исходила из критериев сформированности произвольной регуляции поведения и деятельности. Этими критериями могут быть следующие способности:

- выбирать средства для организации своего поведения;

- запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

- предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- начинать и заканчивать действие в нужный момент;

- тормозить ненужные реакции.

 На данном занятии сделан акцент на некоторых из вышеперечисленных критериев и поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечить мотивацию развития силы воли и самоконтроля.
  2. Включить детей в выполнение игровых заданий, в которых им необходимо:
  •  активизировать действия принятия и сохранения поставленной задачи, осуществления самоконтроля, способность выполнения начала действия и его окончания в требуемый временной момент, выполнение действий по инструкции, умение актуализировать свой опыт (регулятивные универсальные учебные действия);
  • проявлять способность анализировать, делать выводы (познавательные учебные действия);
  • актуализировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умение высказывать свои мысли, слушать и принимать точку зрения сверстников (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • формировать ценностное отношение к умению контролировать себя (личностные универсальные учебные действия).
  1. Формировать ценностное отношение к умению управлять собой (личностные универсальные учебные действия).

     Важно отметить, что саморегуляция формируется в течение долгого времени. Именно поэтому в используемой технологии сделан акцент на формировании ценностного отношения к умению контролировать себя как к мотивации развития силы воли и самоконтроля. При постановке цели и способов ее достижения внимание уделено формированию универсальных учебных действий, что обеспечивает единство развивающей, образовательной и воспитательной задач.

     

     По доминирующему методу, используемая технология является игровой и предполагает проведение занятия в групповой форме с обучающимися 1-х классов В рамках программы «Я – первоклассник» (адаптация к новым условиям школы). Состав группы – 10-12 человек. Продолжительность занятия – 30 минут.

     Данное занятие проводится в начале адаптационной программы, что дает основу для дальнейшей плодотворной работы.

     Задания отобраны с учетом возрастных особенностей участников занятия. Именно поэтому в работе с детьми, только что пришедшими из детского сада, по доминирующему методу применяется игровая технология.  На протяжении всего занятия осуществляется смена видов деятельности и форм предъявления заданий. Продолжительность задания – 5-7 минут, что соответствует возрастной норме устойчивости внимания первоклассников.

     В ходе работы соблюдаются следующие этические правила: доброжелательное отношение, отсутствие внешней критики ответов участников со стороны педагога-психолога, безоценочность.

       Занятие состоит из трех этапов: разминка, основная часть и рефлексия.

      В ходе разминки осуществляется создание положительного эмоционального фона в группе; в конце – обсуждение результатов с целью мотивации работы и постановки задачи на занятии.  Основная часть состоит из четырех заданий и обсуждения проделанной работы. Просмотр и обсуждение видеоролика дает возможность включить процесс формирования ценностного отношения к умению контролировать себя (личностные универсальные учебные действия) посредством демонстрации детям положительного героя, который достигает успеха, умея управлять собой.

   Задание с музыкальными инструментами и мыльными пузырями, а также задание с изготовлением и запуском самолетиков носит развивающий характер и позволяют в игровой форме активизировать действия принятия и сохранения поставленной задачи, осуществления самоконтроля, способность выполнения начала действия и его окончания в требуемый временной момент, выполнение действий по инструкции и по образцу (изготовление самолетика). Данные задачи решаются путем включения механизмов произвольного внимания, особый акцент делается на такие характеристики как устойчивость и распределение (регулятивные универсальные учебные действия). Обсуждение задания способствует формированию ценностного отношения к умению контролировать себя и актуализировать собственный опыт. В игре «Вальс цветов», кроме всего вышеперечисленного, актуализируются навыки сотрудничества со сверстниками, путем активизации взаимодействия через вербальную и невербальную коммуникацию участников игры (коммуникативные универсальные учебные действия).

     В ходе рефлексии подводится итог всего занятия. Данный этап проходит как процесс осознания и визуализации полученной информации, что способствует успешному овладению умениями и присвоению навыков.

     



Предварительный просмотр:

Гаврилец Елена Валерьевна, педагог-психолог бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа МОУ «Лицей №1»

 Технологическая карта развивающего занятия

Автор, разработчик

Гаврилец Елена Валерьевна

Целевая аудитория

Обучающиеся 1-го класса

Программа

Программа социально-психологическая адаптация обучающихся 1-хклассов к новым условиям школы «Я – первоклассник»

Технология

По доминирующему методу - игровая; по организационной форме- групповая

Тема занятия

«Я учусь управлять собой»

Форма работы

Групповая

Цель, задачи

Создание условий для развития саморегуляции у обучающихся при изменении ситуации в учебном процессе.

Задачи:

  1. Обеспечить мотивацию развития силы воли и самоконтроля;
  2. Включить детей в выполнение игровых заданий, в которых им необходимо:
  • Активизировать действия принятия и сохранения поставленной задачи, осуществления самоконтроля, выполнения начала действия и его окончания в требуемый временной момент, выполнения действий по инструкции, умение актуализировать свой опыт (регулятивные универсальные учебные действия).
  • Проявлять способность анализировать, делать выводы (познавательные универсальные учебные действия).
  • Актуализировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умение высказывать свои мысли, слушать и принимать точку зрения сверстников (коммуникативные универсальные учебные действия).
  1. Формировать ценностное отношение к умению управлять собой (личностные универсальные учебные достижения).

Оборудование

Техника для просмотра видеоролика, устройство для пускания мыльных пузырей, листы бумаги,

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ)

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Разминка (создание положительного эмоционального фона в группе, постановка задачи на занятии)

Регулятивные

Принятие и сохранение поставленной задачи, осуществление самоконтроля, способность выполнения начала действия и его окончания в требуемый временной момент, выполнение действий по инструкции

Коммуникативные:

Навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом

Личностные:

Интерес к совместной игровой деятельности на занятии

Приветствует детей, предлагает сыграть в игру «Треугольный колпак».

Разучивает с детьми слова: «Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный -
То это не мой колпак.»


Дает инструкцию: «Сейчас мы все вместе будем говорить выученные слова. Слово "колпак" мы будем заменять показом треугольника ладощками над головой, а само слово произносить не будем».

Говорит слова с детьми и действует по инструкции.

Дает новую инструкцию: «А теперь мы будем заменять слова «треугольный» и «мой».  Слово "мой" мы будем заменять  показом на себя».

Говорит слова, действует по инструкции.

Дает следующую инструкцию: «А теперь мы добавим слово "треугольный" будем заменять  показом треугольника пальцами. Выиграет тот, кто не собьется.»

Показывает действия.
« А тепеть попробуйте сами без меня»

Задает вопрос: «Трудная ли была игра?

А хотели бы вы выигрывать в такой игре?

Давайте поговорим о том, что же надо уметь делать для этого»

Разучивают слова

Слушают инструкцию

Выполняют действиясогласно инструкции

Дети показывают

Дети отвечают

Основная часть

Личностные:

 мотивация формирования самоконтроля и развития силы воли (формирование ценностного отношения к умению контролировать себя)

Коммуникативные:

умение слушать, высказывать свои мысли.

Познавательные: умение анализировать, делать выводы

Регулятивные:

Принятие и сохранение поставленной задачи, осуществление самоконтроля, способность выполнения начала действия и его окончания в требуемый временной момент, выполнение действий по инструкции.

Коммуникативные:

умение слушать, высказывать свои мысли.

Личностные:

формирование ценностного отношения к умению контролировать себя

Показывает видеоролик с выступлением дрессировщика, львов и тигров.

Задаёт вопросы на обсуждение просмотренного ролика:

«Как вы думаете, какие чувства были у дрессировщика, когда он выступал с хищником?

Как вы думаете, боялся ли он?

Показывал ли дрессировщик свои чувства животному?

Что могло произойти, если бы он показал свой страх?

Как вы думаете, чего дрессировщику на самом деле хотелось, когда лев скалил зубы и рычал на него? (Убежать, спрятаться и т.д.)

Как вам кажется, трудно ли ему было сдерживать свои желания и делать то, что нужно для работы со львом?

Как вы считаете, что же умел делать дрессировщик такого, что ему помогало в работе с хищником?  

Какие профессии вы знаете, где надо уметь управлять собой?»

Подводит к выводу, что управлять собой необходимо в любом деле

Переходит к следующему заданию: «А теперь я предлагаю вам тоже устроить свое выступление и стать артистами-музыкантами. У каждого ряда будет своя партия». Показывает для каждого ряда ритм хлопков в ладоши.

Дает инструкцию: «Сейчас наш ансамбль будет исполнять музыкальную композицию. Начать ее надо по моему сигналу – я запущу мыльные пузыри. Как только вы увидите первый пузырь – вы начнете играть свою партию. Как только последний пузырь лопнет – вы заканчиваете играть. Всем все понятно?».

Запускает мыльные пузыри.

Задает вопросы:

«Трудно ли было выполнять задание?

Что вам мешало в выполнении этого задания?

Что вам помогло выполнить это задание?

Как вам кажется, нужно ли было управлять собой, чтобы выполнить это задание?

Вспомните ситуации, когда вам вовремя надо было остановиться.

Что было бы, если вовремя остановиться не получилось?

Какие бывают ситуации в школе, когда необходимо вовремя остановиться?»

Подводит к выводу, что умение вовремя остановиться важно в разных ситуациях.

Переходит к следующему заданию:

«Вы прекрасно играли. Поэтому нас пригласили на гастроли. И полетим мы туда на самолетах, которые сделаем сами».

Предлагает детям сделать самолетики из бумаги по образцу (педагог поэтапно показывает как складывать самолетик из бумаги)

«А теперь давайте испытаем наши самолеты и полетаем на них» Проводит динамическую паузу.

Смотрят видеоролик.

Участвуют в обсуждении.

Отвечают.

Слушают инструкцию

 

Хлопают в ладоши, заканчивают в соответствии с инструкцией.

Отвечают на вопросы

Делают самолетики

        

Заключительный этап.

Рефлексия

Коммуникативные: умение слушать, высказывать свои мысли.

Познавательные: способность анализировать, делать выводы

Задает вопрос детям: «Что важного сегодня вы услышали на занятии?», «Что же нужно для того, чтобы получать результаты, выигрывать в играх?», «С каким настроением уходите?».

Благодарит детей за работу на занятии.

Отвечают на вопросы

        

Литература:

  1. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 -4) / О.В.Хухлаева. – М.: Генезис, 2012. – 312 с.
  2. Тишина, А.Ю. Психологические игры – Игры по развитию внимания / А.Ю. Тишина. – Режим доступа: http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/psy-games/58-psygames-attention/2456-2014-06-12-16-35-20.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я учусь управлять собой» Анализ занятия

Слайд 2

Цель: Создание условий для развития саморегуляции у обучающихся при изменении ситуации в осуществляемой деятельности.

Слайд 3

Критерии сформированности произвольной регуляции поведения и деятельности: Выбирать средства для организации своего поведения; Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; Начинать и заканчивать действие в нужный момент; Тормозить ненужные реакции.

Слайд 4

Задачи: (регулятивные результаты) принятие и сохранение поставленной задачи, осуществление самоконтроля, способность выполнения начала действия и его окончания в требуемый временной момент, выполнение действий по инструкции, - умение актуализировать свой опыт. (личностные результаты) формирование ценностного отношения к умению контролировать себя

Слайд 5

Сопутствующие задачи: • способность анализировать, делать выводы (познавательные результаты); • формирование навыков сотрудничес-тва со сверстниками и взрослыми, умение высказывать свои мысли, слушать и прини-мать точку зрения сверстников (коммуника-тивные результаты).

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-ых классов «Познаю себя и учусь управлять собой»

Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де...

Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  о...

Познаю себя и учусь управлять собой

Рабочая программа социально-психологического  сопровождения подростков (11-15 лет)          ...

Программа занятий по развитию саморегуляции деятельности и поведения "Учусь управлять собой"

Программа предназначена для работы с детьми младшего поросткового возраста. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей подростков с нарушением интеллекта...

Занятие "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции.

Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу....

конспект занятия "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции.

Одним из важнейших направлений деятельности современной школы, наряду с воспитанием и обучением подрастающего поколения, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Умение управлять своим физи...