Познаю себя и учусь управлять собой
рабочая программа по психологии (5, 6, 7 класс) на тему

Виноградова Дарья Владимировна

Рабочая программа социально-психологического  сопровождения подростков (11-15 лет)            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznayu_mir.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 52» (ГКОУ СКОШИ № 52)

Расковой ул., д.20А, стр.1, Москва, 125040

Тел./факс (495)612-40-41

ОКПО 29067574,ОГРН 1027700517646,

ИНН/КПП 7714081706/771401001

E-mail: sk52@edu.mos.ru

Согласовано»

Зам. директора по УВР
ГКОУ СКОШИ 52

_______/                     , /

 «___» _________        2015г.

«Утверждено»

Директор
ГКОУ СКОШИ 52

_____        __/                      ./

Приказ №        ______ от

«___» _________        2015г.

Рабочая программа социально-психологического

 сопровождения подростков (11-15 лет)          

      «Познаю себя и учусь управлять собой»

                                                                             Составили педагоги-психологи

                                                                                         ГКОУ СКОШ №52:

                                                                                               Тимошенко Е.А.

                                                                                              Трефильева Д.В.

Москва

Пояснительная записка

Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить детей к самостоятельной жизни.

Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» имеет как коррекционную, так и профилактическую направленность возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии  школьников. Предлагаемый курс занятий предназначен для работы со школьниками 5, 6,7,8-х классов с социальной дезадаптацией. Особенностью детей с низкой познавательной активностью часто являются нарушения развития эмоциональной сферы, отклонения в поведении, а так же у них отмечается недостаточная  сформированность социальных навыков. Эмоции детей развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость. К подростковому возрасту нарастают поведенческие проблемы. Наблюдаются возбудимость, вспыльчивость, импульсивность поведения, реакции протеста, негативизма, агрессивность, нарушения самооценки, неуверенность в себе. Отмечаются трудности в общении с окружающими.

Крайне значимым является младший подростковый возраст, так как это время перестройки всей социальной ситуации развития школьника. У ребят появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать самого себя и иметь возможность сформировать адекватную самооценку. Вместе с тем они чувствуют, что не умеют, не могут оценить себя, не знают, каким образом и при помощи каких критериев это можно сделать. Защитные личностные механизмы поведения, наиболее активно формирующиеся в старшем подростковом возрасте, еще не сложились: ребята открыты для общения со взрослыми, их внушаемость повышена, поэтому взрослые оказывают на них значительное влияние. Их опыт активного социального взаимодействия со сверстниками пока еще недостаточен, его предстоит расширить и освоить лишь в старшем подростковом возрасте. Пока еще не начался период активных конкретных действий, экспериментирования. Подростки уже вполне самостоятельны и инициативны, однако им не хватает критичности и умения просчитывать отдаленные последствия своих поступков. Получается, что данный возраст (11-15 лет) является тем отрезком в жизни школьника, где он уже и не ребенок, но еще и не взрослый, что неизбежно порождает ряд проблем данного периода. Поэтому важно успеть заложить основы личностно-эмоциональной защищенности школьников, сформировать у ребят психологические умения самопомощи и безопасного взаимодействия с другими.

Указанный возраст является очень благоприятным временем для работы по предупреждению употребления психоактивных веществ (ПАВ). О последствиях злоупотребления они если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами они пока еще не имеют возможности употреблять нелегальные наркотики (возможна лишь токсикомания), иногда пробуют курить, употреблять алкоголь.

Очень важно в этот период провести первичную профилактику: сформировать общее отрицательное отношение детей к употреблению ПАВ и тем самым выполнить своеобразную прививку от возможного заболевания. Как правило, своевременно полученная информация позволяет детям сделать осознанный вывод в пользу здорового образа жизни.

За основу программы взята психологическая программа Смирновой Е.Е.     «Познаю себя и учусь управлять собой».

Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» содержит комплекс психокоррекционных мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ, преступности, а так же социализацию и реабилитацию подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Курс занятий предназначен для работы с детьми подросткового возраста (школьниками 5,6,7,8 классов).

Общее количество участников программы 5-20 человек.

Цель программы: профилактика социального сиротства, употребления ПАВ, среди подростков из неблагополучных семей и группы риска.

Программа  курса «Познаю себя и учусь управлять собой» рассчитана на 1 учебное занятие в неделю  в течение года и направлена на решение следующих задач:

  • развитие представлений о ценности здоровья;
  • формирование негативного отношения к аддиктивному поведению, неприятия любых форм наркотизации;
  • формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию (пробы ПАВ).
  • развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности обеспечение школьника средствами самопознания;
  • развитие социальной чувствительности;
  • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека;
  • развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
  • обучение способам снятия напряжения;
  • развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения;
  • повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  • развитие умений достигать поставленной цели;
  • повышение самопонимания и понимания других;

Форма проведения: Социально-психологический тренинг

                                      Консультирование

Сначала ребятам предоставляется психологическая  информация, которая затем, для того чтобы быть усвоенной, «отыгрывается» в течение занятия. Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и техники:

  • элементы сказкотерапии (анализ сказок, притч);
  • визуализация;
  • психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
  • телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация);
  • игровые методы;
  • арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  • моделирование и анализ проблемных ситуаций;
  • групповая дискуссия;
  • ассоциативный метод;
  • мозговой штурм;
  • проективные методы вербального и рисуночного типа;
  • ролевая игра.

В структуре каждого занятия выделяются следующие  смысловые блоки:

  1. Приветствие.

Его ритуал придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для создания положительного на строя на работу и сплочения учащихся.

2. Объявление ведущим темы занятий. Может сопровождаться обозначением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия. (Например: «Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию» или «Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей».) Иногда в этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия.

3.Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий.

4.Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Ученики высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия. 

Список использованной литературы:

1.      Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПБ., 2003.

2.      Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПБ., 2008.

3.      Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. М., 2004.

4.      Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПБ., 2007.

Тематический план педагога-психолога

(приложение к рабочей программе «Познаю себя и учусь управлять собой»)

Тематический план занятий

Наименование темы

Кол-во занятий

1

Какой я? Что я знаю о себе?

1

2

Я не такой как все, и все мы разные

1

3

Моя индивидуальность

1

4

Я в своих глазах и в глазах других людей

1

5

Как победить своего дракона

1

6

Я могу

1

7

Мои сильные стороны

1

8

Как достичь цели 

1

9

Я - творец своей жизни

1

10

Мысли, чувства и поведение людей

1

11

Какие бывают эмоции

1

12

Как  узнать эмоцию

1

13

Чувства полезные и вредные

1

14

Чувства людей и их поведение 

1

15

Застенчивость и неуверенность в себе

1

16

Обида

1

17

Злость и агрессия

1

18

Что делать со злостью и агрессией

1

19

Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями?

1

20

В поисках достойных путей выражения  чувств

1

21

Стресс. Как с ним справиться?

1

22

Уверенность в себе- залог успеха в жизни

1

23

Типичные проблемы

1

24

Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье. Опасные последствия

1

25

Учимся говорить «нет»

1

26

Сопротивление насилию

1

27

Воздействие средств массовой информации.

Разоблачение рекламы.

1

28

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности

1

29

Звездная карта жизни

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"

Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-ых классов «Познаю себя и учусь управлять собой»

Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де...

Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  о...

Программа занятий по развитию саморегуляции деятельности и поведения "Учусь управлять собой"

Программа предназначена для работы с детьми младшего поросткового возраста. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей подростков с нарушением интеллекта...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА "ПОЗНАЮ СЕБЯ И УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ С СОБОЙ"

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА С УЧАЩИМИСЯ "ГРУППЫ РИСКА" "ПОЗНАЮ СЕБЯ И УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ С СОБОЙ"...

Мастер-класс: развитие саморегуляции у первоклассников в рамках занятия " Я учусь управлять собой"

Как показывает практика, чаще всего у первоклассников, только что пришедших в школу, учебные трудности связаны с недостаточным развитием произвольности и саморегуляции, при том, что такие показатели г...