Мастер- класс "Умный песок"
методическая разработка

Ралкова Евгения Сергеевна

Применение кинетического песка для коррекции речевого развития обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ymnui_pesok.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Умный песок»

С каждым годом увеличивается число детей  с тяжелыми речевыми расстройствами. В последние годы в нашу школу стали поступать дети не только с минимальной речевой активностью, но и с сопутствующими тяжелыми   физическими расстройствами  т.к. снижение зрения и слуха, ДЦП, синдром Дауна, расстройство аутического спектра. У этих детей плохо развиты элементарные навыки самообслуживания. Дети не умеют: одеваться, застегивать пуговицы, молнию, зашнуровывать обувь.  Рука не подготовлена  к обучению письму (не умеют держать речку, выполнять обводку, штриховку, не ориентируются на листе бумаги).

Именно поэтому одним из важнейших направлений коррекционной работы в моей логопедической практике является развитие мелкой моторики. Детям с ОВЗ сразу бывает очень трудно освоить даже простейшие упражнения пальчиковой гимнастики, которые с легкостью доступны их сверстникам (сделать «козу», «зайчика», «кольцо», «поздороваться  пальчиками»). Поэтому мне приходится подбирать наиболее подходящие для наших учеников способы развития мелкой моторики.

Одним из таких способов является Кинетический  песок  или как его еще называют - Умный песок.

Песок – удивительный материал, он завораживает детей и увлекает их в мир бесконечных игр. Еще Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, основоположник научной педагогики в нашей стране, утверждал, что куча песка – самая лучшая игрушка для ребенка.

Кинетический песок- это инновационная разработка шведских ученых,  предназначена для детских занятий. Почти 98% его объема составляет обычный кварцевый песок. Но его физические свойства меняются благодаря 2% синтетической добавки. Благодаря ей, кинетик не пересыхает и не прилипает к рукам. По внешнему виду он не отличается от обычного песка, но гораздо пластичнее его. В нем сочетается  сыпучесть, а точнее текучесть и формуемость, плотность и пористость.

При пересыпании песчинки замедляют свое движение благодаря образованию между ними полимерных волокон, которые их удерживают. Сжимая песок, вы уменьшаете его объем почти вдвое. А рассыпанный песок не распадается на отдельные песчинки, а лежит в виде связной массы.

Положительные качества песка определяются его удобной для лепки консистенцией, безопасностью для здоровья ребенка.

Кинетический песок гипоаллергенный, в нем не размножаются бактерии, а при загрязнении его можно просто промыть и его свойства полностью сохранятся.

Этот песок доступен в любое время года, не зависимо от погоды за окном.

Так же можно отметить качество сформированных и вылепленных изделий. Получившаяся форма сохраняется в течение длительного времени. Рассыпанные песчинки с легкостью убираются, собрать их можно с помощью песчаного комка, песок липнет сам к себе - частицы прилипают к нему, как железки к магниту.

А если использовать  цветной кинетик, то мы можем воспользоваться еще приемом цветотерапии. Цветотерапия - как способ лечения использовался с древнейших времен в Индии, Египте, Китае и на Руси, как мы знаем различные цвета по- разному влияют на физическое и психическое самочувствие человека. И если есть такая возможность, то почему бы не предложить ребенку песок «правильного» цвета, соответствующий его душевному состоянию.

Красный - излучает тепло, оказывает возбуждающее действие. Улучшает обменные процессы в организме и повышает иммунитет. Противопоказан раздражительным и легко возбудимым людям.

Зеленый - умиротворяет, успокаивает, обновляет. Нормализует состояние нервной системы.

Синий - ценится за успокаивающее воздействие на психику, оказывает положительное воздействие при меланхолии и истерии. Обладает снотворным эффектом, помогает в борьбе с инфекциями и головными болями.

Из минусов  кинетического песка можно отметить только то, что он не сыплется, поэтому его невозможно просеивать, а большие куличики плохо держат форму и со временем оседают и растекаются.

Какие же виды работ с кинетическим песком мы можем предложить учащимся:

  1. Это обычное пересыпание, перебирание песка пальцами, лепка шариков, лепешек, булочек..;
  2. Игра "Осьминожки" дети оставляют свои отпечатки на песке, а потом их можно дорисовать или дополнить бусинами, пуговицами, чтобы получились забавные мордочки, осьминожки, рыбки;
  3. Построение фигурок с использованием различных формочек (объемных или плоских). Можно подбирать формочки в соответствии с изучаемой лексической темой (транспорт, геометрические фигуры, овощи, фрукты, животные…);
  4. Игра «Прятки». В песке можно спрятать маленькие фигурки от «Киндер сюрприза» и перебирая песок детям очень нравится находить  их, можно устраивать соревнования, кто быстрее отыщет все фигурки в своей песочнице.
  5. Игра "Угадай-ка" в песке прячутся буквы, после того как ребенок их находит, ему надо составить из них слово.
  6. Игра "Бусы" дети выкладывают на песке бусы из пуговиц, фасоли, ракушек.....
  7. Печатанье слов, при помощи букв магнитной азбуки (можно раскатать песок скалочкой и печатать, в ходе этой игры можно развивать звукобуквенный анализ и синтез);
  8. Написание  рисование пальцами, острой палочкой  на песке(букв, слов, рисунков..);
  9. Обучение пользоваться ножом.
  10. Лепка букв и цифр (ведь при собственноручном изготовлении их легче запомнить).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исцеляющий песок

В данной статье автором рассмотрена проблема коррекции тревожности детей на начальном этапе школьного образования. Проанализированы характерные особенности проявления тревожности и страхов у дет...

Консультация "Песок, как средство развития познавательных способностей дошкольников"

Прекрасное средство развития познавательных способностей дошкольников....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)

Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с  дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...

Проект "Волшебный песок"

Проект в первой младшей группе на тему: «Волшебный песок» Подготовила: воспитатель первой младшей группы МБДОУ ДС № 32 «Аленький цветочек» Сырова М.В.Тип: краткосрочный, исследовательск...

Кинетический песок - это интересно!

Подобраны игры с кинетическим песком, представлено фото с детьми играющими в песок! Данная информация будет полезна для родителей желающие поиграть в необычный песок в домашних услових с детьми!...

Коррекционно-развивающая программа "Живой песок"

цель данной программы  является снятие психоэмоционального напряжения пятиклассников посредством песочной терапииЗадачи:1. выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации2. коррекция эм...