Мои публикации
рабочая программа

Светлана Владимировна Спасенникова

Программа коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» составлена для обучающихся первой ступени обучения (11-4 класс) в соответствии с Федеральным государственным образова­тельным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными воз­можностями здоровья, Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета (протокол № ____

от «____» ____________20___

СОГЛАСОВАНО

Протоколом заседания

Совета родителей

от «___» __________ 20__

УТВЕРЖДЕНО

приказом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» № _____

от «____» __________ 20___

Приложение

к адаптированной основной

образовательной программе

начального общего образования обучающихся с

нарушениями зрения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

(ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ – ВАРИАНТ )

1-4 КЛАСС

Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» составлена для обучающихся первой ступени обучения (1-4 класс) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО школы.

Цель: Развитие и коррекция зрительного восприятия и закрепление достигнутого уровня развития восприятия на основе наиболее продуктивного обучения с использованием новых технических средств и методов.

Задачи курса:

1. Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира.

2. Развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания.

#1055;овышение функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности.

4. Формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения.

Обследование проводится в первые/последние две недели учебного года. Диагностическое обследование основано на комплекте примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования слабовидящих обучающихся, который одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20.

Достижения по коррекционно-развивающему курсу не оценивается по трехбалльной системе. Педагог фиксирует индивидуальное продвижение учащихся в усвоении программы.

Проверка освоения программы осуществляется в процессе проведения диагностики: стартовой, промежуточной и контрольной.

При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования, в которой отражается динамика продвижения ученика.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Основные методы обучения: практические, словесные, наглядно-демонстрационные.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование пространственно-временных представлений и ориентаций;
  • формирование приемов умственной деятельности: развитие операций мышления, развитие познавательных способностей;
  • работа над развитием мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление);
  • работа над развитием предметно-практической деятельности (в области математики), как основы качественного формирования перцептивных действий;
  • помощь в усвоении учебного материала образовательной программы по математике и окружающему миру;
  • формирование конструктивных навыков;
  • развитие межанализаторных взаимодействий.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Форма коррекционно-развивающей работы- коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, которые проводятся в свободное от учебных занятий время. Данная форма работы является наиболее распространенной при работе с детьми данной категории.

Сроки реализации программы - учебный год.

Программа рассчитана на: первый класс 33 недели, со второго по четвертый класс – 34 часа. Всего за 4 лет освоения коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» - 135 часов.

Предусмотрена корректировка содержания программы исходя из уровня освоения содержания программы. Регулярное проведение дефектологических занятий имеет большое значение для развития познавательной деятельности обучающегося с задержкой психического развития. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной среды.

Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа курса «Развитие зрительного восприятия» обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

осознание необходимости охраны нарушенного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности;

установление связи между целью деятельности по развитию зрения и зрительного восприятия, мотивом, результатом развития базовых зрительных функций;

развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

формирование самооценки с осознанием своих зрительных возможностей при овладении навыками социально-бытовой и пространственной ориентировки;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование интереса к занятиям по развитию нарушенного зрения и зрительного восприятия;

ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;

стремление к совершенствованию нарушенного зрения;

развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности;

формирование установки на поддержание здоровье сбережения, охрану анализаторов.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем при развитии нарушенного зрения и зрительного восприятия;

устанавливать связь между целью деятельности по развитию зрительного восприятия, мотивом и результатом развития базовых зрительных функций;

понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи;

принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели в условиях зрительной перцептивной деятельности;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль зрительного перцептивного действия по результату с целью корректировки своих действий под руководством учителя и самостоятельно.

Познавательные УУД:

развивать зрительное восприятие как перцептивный познавательный процесс;

осуществлять аналитико-синтетическую деятельность сравнения, классификации, выбора основания и критериев для указанных логических операций;

развивать зрительно-моторную координацию;

развивать зрительно-пространственное восприятие;

зрительно ориентироваться в приборе «Ориентир», на странице учебника, на листе бумаги в клетку и в линейку;

анализировать объекты с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина, структура);

соблюдать алгоритм зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;

выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию по форме, величине, цвету по заданному или установленному признаку;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

оценивать правильность выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи;

адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роли зрения;

строить несложные цепочки логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

принимать участие в работе в паре и группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя, одноклассников;

слушать и понимать речь других;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий - слабовидящий» с использованием нарушенного зрения.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

знать возможности своего нарушенного зрения;

знать 2-3 комплекса зрительной гимнастики и выполнять их;

рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной и внеурочной деятельности;

быстро и правильно ориентироваться на листе в клетку (находить вверх, низ, середину листа, нужную клетку);

классифицировать печатные буквы по разным основаниям;

узнавать с помощью зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;

самостоятельно показывать и называть цвета, выделять оттенки цветов, раскладывать от светлого к темному, описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров;

узнавать и называть формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме геометрические фигуры, находить предметы такой же формы, как предъявляемые фигуры, группировать фигуры двух видов;

дифференцировать предметы одной формы, но разных размеров, находить самый малый, раскладывать предметы по порядку от большого к малому;

проводить прямые линии всех видов без отрыва от заданного начала к заданному концу, не выводить свою линию за ограничительные линии;

оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;

конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;

свободное и точное определять содержания картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года и др.;

выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в школе и дома; соблюдать правильную осанку во время работы; правильно пользоваться учебными принадлежностями; понимать учебную задачу, поставленную учителем; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять свою работу по образцу, по результату; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной деятельности; учиться работать вместе с товарищем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Охрана зрения и стабилизация зрительных функций

6 ч

6 ч

6 ч

6 ч

Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения

8 ч

8 ч

8 ч

8 ч

Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения

8 ч

8 ч

8 ч

8 ч

Развитие информационно-познавательной роли зрения

11ч

12 ч

12 ч

12 ч

Всего часов

33ч.

34 ч

34 ч

34 ч

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 КЛАСС

Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (6 часов).

Соблюдение режима охраны зрения. Применение оптических средств коррекции. Проведение коррекционно-педагогических мероприятий.

Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. (8 часов).

Знакомство с клеткой, ее углами, сторонам.

Знакомство с точкой. Упражнение в отличиях точки от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам.

Знакомство с прямой линией, расположенной в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная, прямой, ломанной, волнистой, дугообразной, замкнутой, незамкнутой) и их сочетаниями.

Работа с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник) путем зарисовки, конструирования, вырезания. Проведение диагональных линий в квадрате, прямоугольнике. Выполнение графических работ по готовому образцу и зрительной памяти.

Раскрашивание картинок с использованием оттенков цветов. Нахождение в задания закономерности и продолжение их по аналогии.

Обучение навыкам ориентировки на листе клетчатой бумаги. Выполнение простых графических диктантов (3-4 команды). Выполнение различных видов штриховок. Обведение по внешнему и внутреннему контуру. Построение фигуры равной данной (с помощью кальки).

Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики. Размещение предмета в заданной точке.

Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (8 часов).

Копирование с образца букв по клеткам.

Классификация букв по разным основаниям. Копирование букв и слов.

Классификация печатных букв алфавита - строчных и заглавных – по количеству элементов, по разным основаниям (построены из 2,3,4 палочек; имеют овал, большой полуовал, малый полуовал; «смотрят» прямо, вправо, влево; «открыты», «закрыты»).

Классификация алфавита, направленная на поиск общего в построении букв (пары похожих друг на друга; имеют хотя бы одну большую палочку; похожи верхней частью)

Классификация алфавита, направленная на поиск различного в построении букв.

Исключение из данных букв лишней.

Составление из данных букв слов. Обучение находить неизвестные буквы.

Лабиринты линейные и круговые. Прослеживание пути рукой и глазом.

Обозначение цифрой количества элементов в букве.

Составление из букв слова других слов и запись их.

Зрительная дифференцировка расстояния между предметами (5 предметов). Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Развитие активного словаря «дальше, между, ближе».

Создание композиции на фланелеграфе с учетом пространственного положения на картине, с помощью силуэтов, с учетом положения.

Формирование умения словесно обозначать пространственное расположение предметов с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед.

Формирование понятия о том, что предмет, перекрывающий контур другого расположен ближе, а перекрывающий дальше. Развитие умения видеть мелкие объекты на иллюстрациях.

Обучение зрительным способом выделять пространственное расположение предмета в группе предметов, определять изменение его местоположения.

Развитие информационно-познавательной роли зрения (11 часов).

Активизация представлений о круге, квадрате, прямоугольнике.

Узнавание отдельных форм и соотнесение между собой однородных (угольных, округлых) форм.

Сравнение предметов по трем параметрам (цвет, форма, величина). Сравнение предметов по длине, ширине, высоте и словесное обозначение этих соотношений.

Проведение замеров длины, высоты, ширины с помощью условных мерок.

Сравнение и различие друг от друга цветов: красного – желтого, синего – зеленого, желтого – зеленого.

Локализация красного цвета из сине-зеленых, синего из красно – желтых, зеленого из красно – синих, желтого из сине – красных.

Самостоятельное восприятие объекта и описание его по плану – символу. Составление описательных загадок по алгоритму.

Нахождение реальных предметов по силуэтам.

Сравнение предметов, путём выделения из множества по типу «Найди отличия». Нахождение отличий на натуральных предметах и их изображениях.

Формирование представлений о схеме тела. Восприятие позы и движения тела, конечностей, головы. Понимание и правильное выполнение заданий, связанных с направлением движений: вправо – влево, вверх – вниз по схематичному рисунку. Различение правой и левой руки и ноги у себя и на рисунке.

Сравнение 2-х картин по содержанию. Установление последовательности событий, изображенных на сюжетных картинах. Определение и составление схем частей суток, времен года.

Определение эмоционального состояния (радость, горе, страх, гнев, удивление). Графическое изображение и моделирование эмоциональных состояний. Определение социальной принадлежности.

Знакомство с режимом дня школьника, использование в речи слов – наречий: вечером, утром, ночью, днём, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

2 КЛАСС

Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (6 часов).

Соблюдение режима охраны зрения. Применение оптических средств коррекции. Проведение коррекционно-педагогических мероприятий. Лечебно-восстановительная работа.

Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. (8 часов).

Работа с прямой линией, расположенной в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная, прямой, ломанной, волнистой, дугообразной, замкнутой, незамкнутой) и их сочетаниями.

Работа с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник) путем зарисовки, конструирования, вырезания. Проведение диагональных линий в квадрате, прямоугольнике. Выполнение графических работ по готовому образцу и зрительной памяти.

Раскрашивание картинок с использованием оттенков цветов. Нахождение в задания закономерности и продолжение их по аналогии.

Обучение навыкам ориентировки на листе клетчатой бумаги. Выполнение простых графических диктантов (3-4 команды). Выполнение различных видов штриховок. Обведение по внешнему и внутреннему контуру. Построение фигуры равной данной (с помощью кальки).

Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики. Размещение предмета в заданной точке.

Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (8 часов).

Копирование с образца букв по клеткам.

Классификация букв по разным основаниям. Копирование букв и слов.

Классификация печатных букв алфавита - строчных и заглавных – по количеству элементов, по разным основаниям (построены из 2,3,4 палочек; имеют овал, большой полуовал, малый полуовал; «смотрят» прямо, вправо, влево; «открыты», «закрыты»).

Классификация алфавита, направленная на поиск общего в построении букв (пары похожих друг на друга; имеют хотя бы одну большую палочку; похожи верхней частью)

Классификация алфавита, направленная на поиск различного в построении букв.

Исключение из данных букв лишней.

Составление из данных букв слов. Обучение находить неизвестные буквы.

Разгадывание кроссворда.

Лабиринты линейные и круговые. Прослеживание пути рукой и глазом.

Обозначение цифрой количества элементов в букве.

Составление из букв слова других слов и запись их.

Развитие зрительной дифференцировки расстояния между предметами.

Зрительная дифференцировка расстояния между предметами (5 предметов). Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Развитие активного словаря «дальше, между, ближе».

Создание композиции на фланелеграфе с учетом пространственного положения на картине, с помощью силуэтов, с учетом положения.

Формирование умения словесно обозначать пространственное расположение предметов с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед.

Формирование понятия о том, что предмет, перекрывающий контур другого расположен ближе, а перекрывающий дальше. Развитие умения видеть мелкие объекты на иллюстрациях.

Обучение зрительным способом выделять пространственное расположение предмета в группе предметов, определять изменение его местоположения.

Развитие информационно-познавательной роли зрения (12 часов).

Активизация представлений о круге, квадрате, прямоугольнике.

Уточнение представлений о шаре, цилиндре, куба, параллелепипеда.

Узнавание отдельных форм и соотнесение между собой однородных (угольных, округлых) форм.

Сравнение предметов по трем параметрам (цвет, форма, величина). Сравнение предметов по длине, ширине, высоте и словесное обозначение этих соотношений.

Проведение замеров длины, высоты, ширины с помощью условных мерок.

Сравнение и различие друг от друга цветов: красного – желтого, синего – зеленого, желтого – зеленого.

Локализация красного цвета из сине-зеленых, синего из красно – желтых, зеленого из красно – синих, желтого из сине – красных.

Формирование умения работать с перфокартой.

Составление сложной конфигурации из простых форм, с использованием игры «Танграм»).

Самостоятельное восприятие объекта и описание его по плану – символу. Составление описательных загадок по алгоритму.

Нахождение реальных предметов по силуэтам.

Сравнение предметов, путём выделения из множества по типу «Найди отличия». Нахождение отличий на натуральных предметах и их изображениях.

Рассматривание сюжетной картины по плану, выделяя 3 плана.

Уточнение представлений о схеме тела. Восприятие позы и движения тела, конечностей, головы. Понимание и правильное выполнение заданий, связанных с направлением движений: вправо – влево, вверх – вниз по схематичному рисунку. Различение правой и левой руки и ноги у себя и на рисунке.

Сравнение 2-х картин по содержанию. Установление последовательности событий, изображенных на сюжетных картинах. Определение и составление схем частей суток, времен года.

Определение эмоционального состояния (радость, горе, страх, гнев, удивление). Графическое изображение и моделирование эмоциональных состояний. Определение социальной принадлежности.

Знакомство с режимом дня школьника, использование в речи слов – наречий: вечером, утром, ночью, днём, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

3 КЛАСС

Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (6 ч).

Соблюдение режима охраны зрения. Применение оптических средств коррекции. Проведение коррекционно-педагогических мероприятий.

Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. (8 ч).

Продолжение обучению ориентировки на листе бумаги в клетку. Выполнение графических диктантов (до 9-10 команд).

Расширение представлений о геометрических фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Знакомство с изображением ромба, трапеции, многоугольника, овала.

Составление предметов из контуров известных геометрических фигур и их штриховка. Сравнение, выражение в слове результата наблюдения, обоснование своего варианта.

Выполнение графических заданий на листе в узкую линейку. Изображение простых фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Понятие о симметрии предмета. Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии, сообразуясь с высотой предмета, определяя большие и маленькие строки.

Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (8 ч).

Закрепление умений, полученных во 2-м классе.

Копирование объектов с большим количеством мелких деталей.

Классификация письменных букв алфавита – строчных и заглавных – по равным основаниям: по количеству элементов, по открытости – закрытости букв.

Поиск ошибок и их исправление.

Отыскивание чисел в таблицах.

Кроссворды.

Определение закономерностей и заполнение пустых клеток.

Заполнение таблиц с использованием шифра.

Лабиринты.

Определение удаленности предметов в зависимости от насыщенности окраски (чем дальше, тем менее насыщен). Прослеживание пути указкой, а затем глазами.

Формирование представлений о протяженности пространства, о расстоянии между предметами в процессе передвижения.

Упражнение в узнавании предметов на большом расстоянии.

Обучение зрительной оценке пространственных отношений между предметами, оценке положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности.

Развитие информационно-познавательной роли зрения (12 ч).

Закрепление умений, полученных во 2-м классе.

Локализация заданных форм из множества других, определения формы предмета или его частей.

Обучение узнавать геометрические фигуры в разных положениях по основным признакам, несмотря на варьирование несущественных. Знакомство с категорией четырёхугольник: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм.

Выделение на картинках заданных геометрических фигур (геометрические фигуры на предметных и сюжетных картинках и в качестве элементов и как мелкие включения).

Сравнение предлагаемых изображений с эталонами.

Анализирование сложной геометрической формы, выделяя все конфигурации составных частей (в пятиугольнике треугольник и квадрат, в прямоугольнике два квадрата). Узнавание и называние трапеции как четырехугольника, локализация из множества пятиугольников и треугольников.

Знакомство с призмой, пирамидой, параллелепипедом, конусом.

Формирование умения в точечном изображении видеть предмет. Развитие способности узнавать предметы в контуре, силуэте, их классификация. Составление описательного рассказа, придерживаясь плана.

Научение выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов. Локализация желтого из множества желто-оранжевых цветов, красного из оранжево-красных и фиолетово-красных.

Закрепление умения создания цветовых гам по насыщенности: от светлого к темному и наоборот. Развитие умения узнавать предмет по его окраске при любой освещенности.

Поиск отличий на иллюстрациях.

Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 6-и фигур).

Составление сложной фигуры из простых форм (игра «Танграм»).

Построение рядов из предметов в порядке убывания и возрастания (до 10 предметов).

Знакомство со схемой тела стоящего напротив, спиной, лицом к доске.

Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей. Выделение главного и называние картины. Использование явлений природы, изображенных на картине для ориентировки во времени.

Узнавание и воспроизведение позы человека по схеме. Изображение позы на схеме (лежит на боку, на спине, сидит на стуле, на корточках, на полу, ноги вперед, руки на коленях, стоит прямо, на коленях и др.) Расположение и моделирование позы на индивидуальном фланелеграфе.

Различение эмоционального состояния по схематическим изображениям. Знакомство с эмоциями: интерес, вина. Графическое изображение и моделирование эмоционального состояния. Обучение пониманию своих чувств и чувств других людей и рассказывание об этом.

Уточнения понятия неделя, составление модели с употреблением слов вчера, завтра, послезавтра, позавчера, сегодня.

Возраст и роли в семье: сопоставление понятий и составление схемы: дед – отец – сын – брат; бабушка – мать – дочь – сестра.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

4 КЛАСС

Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (6 ч).

Соблюдение режима охраны зрения. Применение оптических средств коррекции. Проведение коррекционно-педагогических мероприятий.

Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. (8 ч).

Закрепление умений, полученных во 3-м классе.

Продолжение обучению ориентировки на листе бумаги в клетку. Выполнение графических диктантов (до 10-12 команд).

Формировавние представлений о геометрических фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Уточнение представлений о ромбе, трапеции, многоугольника, овала.

Составление предметов из контуров известных геометрических фигур и их штриховка. Сравнение, выражение в слове результата наблюдения, обоснование своего варианта.

Выполнение графических заданий на листе в узкую линейку. Изображение простых фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Понятие о симметрии предмета. Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии, сообразуясь с высотой предмета, определяя большие и маленькие строки.

Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (8 ч).

Закрепление умений, полученных во 3-м классе.

Копирование объектов с большим количеством мелких деталей.

Классификация письменных букв алфавита – строчных и заглавных – по равным основаниям: по количеству элементов, по открытости – закрытости букв.

Поиск ошибок и их исправление.

Отыскивание чисел в таблицах.

Кроссворды.

Определение закономерностей и заполнение пустых клеток.

Заполнение таблиц с использованием шифра.

Лабиринты.

Определение удаленности предметов в зависимости от насыщенности окраски (чем дальше, тем менее насыщен). Прослеживание пути указкой, а затем глазами.

Формирование представлений о протяженности пространства, о расстоянии между предметами в процессе передвижения.

Упражнение в узнавании предметов на большом расстоянии.

Обучение зрительной оценке пространственных отношений между предметами, оценке положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности.

Развитие информационно-познавательной роли зрения (12 ч).

Закрепление умений, полученных во 3-м классе.

Локализация заданных форм из множества других, определения формы предмета или его частей.

Обучение узнавать геометрические фигуры в разных положениях по основным признакам, несмотря на варьирование несущественных. Знакомство с категорией четырёхугольник: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм.

Выделение на картинках заданных геометрических фигур (геометрические фигуры на предметных и сюжетных картинках и в качестве элементов и как мелкие включения).

Сравнение предлагаемых изображений с эталонами.

Анализирование сложной геометрической формы, выделяя все конфигурации составных частей (в пятиугольнике треугольник и квадрат, в прямоугольнике два квадрата). Узнавание и называние трапеции как четырехугольника, локализация из множества пятиугольников и треугольников.

Знакомство с призмой, пирамидой, параллелепипедом, конусом.

Формирование умения в точечном изображении видеть предмет. Развитие способности узнавать предметы в контуре, силуэте, их классификация. Составление описательного рассказа, придерживаясь плана.

Научение выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов. Локализация желтого из множества желто-оранжевых цветов, красного из оранжево-красных и фиолетово-красных.

Закрепление умения создания цветовых гам по насыщенности: от светлого к темному и наоборот. Развитие умения узнавать предмет по его окраске при любой освещенности.

Поиск отличий на иллюстрациях.

Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 8-и фигур).

Составление сложной фигуры из простых форм (игра «Танграм»).

Построение рядов из предметов в порядке убывания и возрастания (до 10 предметов).

Знакомство со схемой тела стоящего напротив, спиной, лицом к доске.

Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей. Выделение главного и называние картины. Использование явлений природы, изображенных на картине для ориентировки во времени.

Узнавание и воспроизведение позы человека по схеме. Изображение позы на схеме (лежит на боку, на спине, сидит на стуле, на корточках, на полу, ноги вперед, руки на коленях, стоит прямо, на коленях и др.) Расположение и моделирование позы на индивидуальном фланелеграфе.

Формирование понятия неделя, составление модели с употреблением слов вчера, завтра, послезавтра, позавчера, сегодня.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Для реализации программы имеется кабинет учителя-дефектолога и материально-технические условия образовательного процесса:

  • тактильная дорожка в коридоре и в кабинете учителя-дефектолога (дорожка с шероховатою поверхностью на полу);
  • зрительные ориентиры обозначения на стенах и дверях контрастного цвета: желтого, размером 10 см.;
  • стены кабинета окрашены в светлые пастельные тона;

Требования к организации рабочего места:

  • В кабинете учителя-дефектолога имеется рабочая парта, регулируемая по росту ребенка и по наклону столешницы, снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны;
  • Тактильные ориентиры на парте (обозначение парты на ощупь).
  • Магнитная доска, учебные парты, дидактические пособия не имеют глянцевую поверхность, указка с ярким наконечником;

Требования к специальным учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения:

  • Учебные принадлежности: ручки с черными (для записи материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; специально разлинованные тетради в линейку и клеткудля слабовидящих обучеющихся.
  • Увеличенный шрифт текста;
  • Использование наглядного алгоритма

Специальные технические средства обучения:

  • Автономные увеличители;
  • Специальные тифлотехнические и оптические средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность ребенка;
  • Компьютерное оборудование кабинета:

Ресурсное обеспечение составляют учебники, книги по дефектологии, наглядные пособия, медиатека со звуками живой и неживой природы;

Кабинет учителя-дефектолога оборудован техническими средствами (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер).

Организация временного режима:

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Предусмотрена корректировка содержания программы исходя из уровня освоения содержания программы. Регулярное проведение дефектологических занятий имеет большое значение для развития познавательной деятельности обучающегося с задержкой психического развития. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной среды.

Организация предметно-развивающей среды:

Наглядный материал

  • предметы (натуральные, муляжи, модели), изображения (натуральное, контурное, силуэтное);
  • перфокарты, ориентированные на соотнесение предмета по внешним (цвет, форма, величина) и внутренним логическим признакам, на соотнесение реального изображения предмета с силуэтным, контурным изображениями и др.;
  • классификационная таблица сенсорных эталонов (по Л.А. Венгеру);
  • образцы, демонстрирующие отдельные свойства (форму, цвет, величину) предметов для их узнавания и названия, сравнения и соотнесения;
  • предметные картинки с ярко выделенными свойствами предметов (по программным дидактическим темам);
  • танграмм, различные виды мозаик;
  • набор сюжетных, пейзажных картин;
  • набор картинок, изображающих людей, выражающих разные эмоции;
  • набор картинок с изображениями людей, животных в различных позах;
  • карточки с изображениями различных поз (схемы, контурные и силуэтные изображения);
  • разрезные сюжетные картинки (из 4,6,8,12 частей);
  • мелкие модели предметов (по отдельным дидактическим темам) для работы на индивидуальных столах;
  • наборы предметных силуэтов-подставок для составления композиционного сюжетного изображения (по образцу, без образца);
  • набор цветных силуэтов отдельных предметов разных размеров для показа степени удаленности;
  • набор карточек с изображением предметов, перекрывающих контур друг друга;
  • набор измерительных средств (бумажные полоски, шнуры и др.);
  • карточки с изображениями предметов одной группы в различных пространственных положениях;

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

К концу 1 класса ученик должен:

  • Знать комплекс упражнений для снятия зрительного утомления, знать о роли зрения в жизни человека;
  • Знать и называть основные цвета и их оттенки;
  • Уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Уметь отличать точку от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам;
  • Знать и называть основные геометрические формы;
  • Уметь зарисовывать, конструировать из геометрических фигур;
  • Уметь выполнять различные виды штриховок;
  • Уметь обводить объекты по внешнему и внутреннему контуру;
  • Уметь строить фигуры равные данной с помощью кальки;
  • Уметь классифицировать объекты по заданным параметрам;
  • Уметь строить упорядоченные ряды;
  • Уметь описывать действия персонажей, изображенных на картине, выделять основные признаки и устанавливать короткие функциональные связи;
  • Уметь копировать объекты с большим количеством мелких деталей;
  • Уметь строить симметричные изображения;
  • Уметь использовать в речи пространственную терминологию;
  • Уметь определять пространственное расположение предмета в группе предметов, определять изменения его местоположения;
  • Уметь узнавать предметы в натуральном виде и их изображения ( реальное, силуэтное, контурное).

К концу 2 класса ученик должен:

  • Знать комплекс упражнений для снятия зрительного утомления, связь правильного дыхания и зрения;
  • Знать основные цвета;
  • Уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку, выполнять графический диктант;
  • Размещать предмет в заданной точке;
  • Выполнять различные виды штриховок;
  • Находить в заданиях закономерности, продолжать их по аналогии;
  • Составлять предметы из контуров известных геометрических фигур;
  • Уметь копировать объекты с большим количеством мелких деталей;
  • Уметь отыскивать заданные числа в таблице;
  • Находить заданные объекты на зашумленном фоне;
  • Уметь узнавать предметы на большом расстоянии;
  • Уметь описывать предметы в пространственном положении по зрительной памяти;
  • Знать и называть основные геометрические формы, находить среди множества других;
  • Узнавать, локализовывать, соотносить ранее усвоенные формы, если объект восприятия предлагается в новом пространственном положении;
  • Понимать и описывать сюжетное изображение;
  • Узнавать и воспроизводить эмоции и позы человека по схеме.

К концу 3 класса ученик должен:

  • Знать комплекс упражнений для снятия зрительного утомления;
  • Знать гигиенические требования к оптическим средствам;
  • Знать основные цвета и их оттенки;
  • Уметь создавать цветовые гаммы по насыщенности и по контрасту;
  • Знать и называть основные геометрические формы, уметь изображать заданную геометрическую форму по трафарету, образцу, находить среди множества других;
  • Уметь составлять узоры из геометрических форм;
  • Уметь целостно прослеживать контуры предметов сложной формы;
  • Уметь анализировать сложную геометрическую форму;
  • Уметь составлять сложную фигуру из простых форм;
  • Уметь сравнивать величины предметов по переменным параметрам;
  • Ориентироваться на листе бумаги ( в клетку и в линейку), выполнять дорисовку симметричного изображения;
  • Узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель), находить заданные объекты на зашумленном фоне;
  • Уметь дифференцировать эмоции людей; анализировать портрет человека;
  • Узнавать и воспроизводить позу человека, опираясь на предложенную схему;
  • Уметь анализировать сюжетную картину, устанавливать причинно-следственные связи между персонажами;
  • Уметь зрительно дифференцировать расстояния между предметами;
  • Уметь отражать изобразительными средствами глубину пространства;
  • Уметь узнавать предметы на большом расстоянии;
  • Уметь оценивать положение одного предмета относительно других.

К концу 4 класса ученик должен:

  • Знать комплекс упражнений для снятия зрительного утомления;
  • Уметь конструировать геометрические фигур по замыслу и зарисовывать результаты конструирования;
  • Знать основные цвета и их оттенки;
  • Уметь находить в заданиях закономерности и продолжать их по аналогии;
  • Уметь строить симметричные изображения;
  • Уметь различать цвета при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами;
  • Уметь определять удаленность объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски;
  • Уметь зрительно оценивать пространственные отношения между предметами;
  • Уметь ориентироваться на листе бумаги ( в клетку и в линейку);
  • Уметь выполнять графические диктанты;
  • Знать принципы составления кроссвордов, лабиринтов и уметь их составлять;
  • Уметь видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями;
  • Уметь узнавать и воспроизводить эмоции по схеме;
  • Узнавать и воспроизводить позу человека, опираясь на предложенную схему;
  • Уметь анализировать и понимать сюжетную картину, понимать картину, описывать картины по предложенному алгоритму;
  • Уметь отражать изобразительными средствами глубину пространства;
  • Уметь узнавать предметы на большом расстоянии;
  • Уметь сравнивать величины предметов по переменным параметрам.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /Приказ № 1598 от г.
  2. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990 г.
  3. Григорьева Л.П.О системе зрительного восприятия при нарушениях зрения / Психология 1998 г.
  4. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение /Детство – прогресс 2002 г.
  5. Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие /Под ред. Никулиной Г.В.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003 г.
  6. Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования слабовидящих обучающихся. 4 класс. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20
  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей). Часть II – Начальная школа. – М.: Город, 1999.
  8. Степанова О.А. Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков. / Начальная школа. 2004 г. №1/.
  9. Степанова О.А. Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков. / Начальная школа. 2004 г. №5/.

Приложение 1.

Диагностика изучения зрительного восприятия.

1. Изучение восприятия зрительных сенсорных эталонов

Изучение восприятия цвета:

Узнавание и называние: красного, бардового, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, розового, серого, коричневого цветов.

Соотнесение объектов по цвету: самостоятельно и по словесной инструкции выделяет 12 оттенков: синего цвета.

Фиксация по насыщенности: самостоятельно раскладывает кружки (фигуры): синего цвета от самого светлого к самому тёмному.

Выделение цвета в окружающей среде: назвать цвета предметов, находящихся на расстоянии от 5 до 10 метров

Изучение восприятия формы

Узнавание и называние формы: самостоятельно называет формы: прямоугольник, ромб, параллелограмм, пирамида, призма, параллелепипед, конус.

Соотношение формы фигуры и предметного изображения: самостоятельно находит предмет такой же формы, как предъявленная фигура (все фигуры).

Локализация: самостоятельно выделяет фигуры одной формы: квадраты.

Дифференцирование сходных форм: самостоятельно группирует два вида фигур: квадрат-прямоугольник (по 4-5 фигур).

Исследование восприятия величины

Соотношение предметов по величине: самостоятельно дифференцирует предметы одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференциации).

Словесное обозначение величины: словесно обозначает: большой, маленький, узкий, широкий, длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, худой, выше, ниже.

Уровень развития и характер выполнения заданий

по изучению восприятия сенсорных эталонов.

Высокий – ученик самостоятельно выполнил все задания.

Средний – ученик допустил незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении 1-2 заданий.

Низкий – ученик допустил многочисленные ошибки (недочеты) при выполнении 3 заданий.

2. Изучение развития зрительно-моторной координации.

Провести прямую горизонтальную линию от заданного начала к заданному концу, не отрывать карандаш от бумаги.

Провести горизонтальную линию слева направо и соединить середину первой полоски с серединой второй, не отрывать карандаш от бумаги.

Провести прямую горизонтальную линию посередине между двумя горизонтальными линиями, не отрывать карандаш от бумаги.

Провести вертикальную линию от заданного начала к заданному концу, не отрывать карандаш от бумаги. Провести прямую линию сверху вниз и соединить середину верхней полоски с серединой нижней, не отрывать карандаш от бумаги. Провести прямую вертикальную линию посередине между двумя линиями. Обвести нарисованные фигуры по пунктирной линии, а затем нарисовать точно такие фигуры. Обвести предложенный рисунок по пунктирной линии только в указанном стрелками направлении.

Оценивать задание как правильно выполненное можно:

-если при его выполнении ученик рисовал непрерывные линии от одного до другого объекта (допускается наличие небольшого изгиба или небольшого угла);

-если ученик отрывал карандаш от бумаги, но продолжал линию без разрывов (разветвлений, острых углов);

-если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующей (в стороны, вверх, вниз) не более чем на 0,5-0,7 см;

-если линия проведена по указанному направлению, по указанной фигуре;

-если самостоятельная фигура незначительно отличается от образца.

Уровень развития и характер выполнения

Высокий – правильное выполнение учеником более 11-и заданий.

Средний - правильное выполнение учеником от 10-и до 6-и заданий.

Низкий - правильное выполнение учеником менее 5-х заданий.

3. Изучение развития зрительно-пространственного восприятия

Оценить расстояние в пространстве и ответить на вопросы: "Что ближе (дальше) от одного предмета, от другого предмета".

Оценить взаиморасположение предметов в пространстве при рассматривании сюжетной картины, ответить на вопросы, используя предлоги и наречия (в, на, за, перед, у, слева, справа, под).

Назвать положение предметов, букв, цифр в пространстве, предъявленных в разных необычных ракурсах (положениях).

Определить пространственные отношения:

- ориентировка относительно себя по восьми направлениям: впереди, сзади, слева, справа, впереди справа, сзади справа, впереди слева, сзади слева;

- ориентировка относительно предмета по восьми направлениям;

-анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий и различных углов (соединение точек, образующих фигуру).

Фигуро–фоновое различение: найти заданные фигуры (предметы) на зашумлённом фоне.

Уровень развития и характер выполнения

Высокий – ученик самостоятельно выполнил все задания

Средний – ученик допустил незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении 1-2 заданий.

Низкий – ученик допустил многочисленные ошибки (недочеты) при выполнении 3 и более заданий.

4. Изучение развития восприятия сложной формы.

Конструирование образца из геометрических фигур.

Составление целого из частей предметного изображения: из 12 частей.

Уровень развития и характер выполнения

Высокий – ученик самостоятельно выполнил все задания.

Средний – ученик допустил незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении 1 задания.

Низкий – ученик допустил многочисленные ошибки (недочеты) при выполнении 2 заданий.

5. Изучение восприятия сюжетной картины.

Вопросы на выявление содержания картины.

Вопросы на понимание причинно-следственных связей.

Вопросы на выявление адекватного восприятия персонажей.

Уровень развития и характер выполнения

Высокий – ученик свободно и точно, адекватно определил содержание, определил причинно-следственные связи.

Средний – ученик правильно ответил на вопросы только после уточнения или обнаружил единичные случаи неточного (неадекватного) узнавания.

Низкий – ученик не смог справиться со всеми заданиями ни самостоятельно, ни в условиях вопросно-ответной формы. Восприятие сюжета характеризуется искаженностью.

Полученные результаты диагностики используются при определении формы коррекционно-развивающей работы с учащимися и содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...