Мои публикации
рабочая программа
Программа коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» составлена для обучающихся первой ступени обучения (11-4 класс) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета (протокол № ____ от «____» ____________20___ | СОГЛАСОВАНО Протоколом заседания Совета родителей от «___» __________ 20__ | УТВЕРЖДЕНО приказом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» № _____ от «____» __________ 20___ |
Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
начального общего образования обучающихся с
нарушениями зрения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
(ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ – ВАРИАНТ )
1-4 КЛАСС
Нижневартовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» составлена для обучающихся первой ступени обучения (1-4 класс) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, АООП НОО школы.
Цель: Развитие и коррекция зрительного восприятия и закрепление достигнутого уровня развития восприятия на основе наиболее продуктивного обучения с использованием новых технических средств и методов.
Задачи курса:
1. Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира.
2. Развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания.
#1055;овышение функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности.
4. Формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения.
Обследование проводится в первые/последние две недели учебного года. Диагностическое обследование основано на комплекте примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования слабовидящих обучающихся, который одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20.
Достижения по коррекционно-развивающему курсу не оценивается по трехбалльной системе. Педагог фиксирует индивидуальное продвижение учащихся в усвоении программы.
Проверка освоения программы осуществляется в процессе проведения диагностики: стартовой, промежуточной и контрольной.
При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования, в которой отражается динамика продвижения ученика.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Основные методы обучения: практические, словесные, наглядно-демонстрационные.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование пространственно-временных представлений и ориентаций;
- формирование приемов умственной деятельности: развитие операций мышления, развитие познавательных способностей;
- работа над развитием мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление);
- работа над развитием предметно-практической деятельности (в области математики), как основы качественного формирования перцептивных действий;
- помощь в усвоении учебного материала образовательной программы по математике и окружающему миру;
- формирование конструктивных навыков;
- развитие межанализаторных взаимодействий.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Форма коррекционно-развивающей работы- коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, которые проводятся в свободное от учебных занятий время. Данная форма работы является наиболее распространенной при работе с детьми данной категории.
Сроки реализации программы - учебный год.
Программа рассчитана на: первый класс 33 недели, со второго по четвертый класс – 34 часа. Всего за 4 лет освоения коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» - 135 часов.
Предусмотрена корректировка содержания программы исходя из уровня освоения содержания программы. Регулярное проведение дефектологических занятий имеет большое значение для развития познавательной деятельности обучающегося с задержкой психического развития. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной среды.
Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа курса «Развитие зрительного восприятия» обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознание необходимости охраны нарушенного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности;
установление связи между целью деятельности по развитию зрения и зрительного восприятия, мотивом, результатом развития базовых зрительных функций;
развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
формирование самооценки с осознанием своих зрительных возможностей при овладении навыками социально-бытовой и пространственной ориентировки;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование интереса к занятиям по развитию нарушенного зрения и зрительного восприятия;
ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;
стремление к совершенствованию нарушенного зрения;
развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности;
формирование установки на поддержание здоровье сбережения, охрану анализаторов.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем при развитии нарушенного зрения и зрительного восприятия;
устанавливать связь между целью деятельности по развитию зрительного восприятия, мотивом и результатом развития базовых зрительных функций;
понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели в условиях зрительной перцептивной деятельности;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль зрительного перцептивного действия по результату с целью корректировки своих действий под руководством учителя и самостоятельно.
Познавательные УУД:
развивать зрительное восприятие как перцептивный познавательный процесс;
осуществлять аналитико-синтетическую деятельность сравнения, классификации, выбора основания и критериев для указанных логических операций;
развивать зрительно-моторную координацию;
развивать зрительно-пространственное восприятие;
зрительно ориентироваться в приборе «Ориентир», на странице учебника, на листе бумаги в клетку и в линейку;
анализировать объекты с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина, структура);
соблюдать алгоритм зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;
выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию по форме, величине, цвету по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
оценивать правильность выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи;
адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роли зрения;
строить несложные цепочки логических рассуждений.
Коммуникативные УУД:
принимать участие в работе в паре и группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя, одноклассников;
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
умение взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий - слабовидящий» с использованием нарушенного зрения.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
знать возможности своего нарушенного зрения;
знать 2-3 комплекса зрительной гимнастики и выполнять их;
рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной и внеурочной деятельности;
быстро и правильно ориентироваться на листе в клетку (находить вверх, низ, середину листа, нужную клетку);
классифицировать печатные буквы по разным основаниям;
узнавать с помощью зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;
самостоятельно показывать и называть цвета, выделять оттенки цветов, раскладывать от светлого к темному, описывать цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров;
узнавать и называть формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме геометрические фигуры, находить предметы такой же формы, как предъявляемые фигуры, группировать фигуры двух видов;
дифференцировать предметы одной формы, но разных размеров, находить самый малый, раскладывать предметы по порядку от большого к малому;
проводить прямые линии всех видов без отрыва от заданного начала к заданному концу, не выводить свою линию за ограничительные линии;
оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве;
конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;
свободное и точное определять содержания картины, воспринимать и моделировать позы, движения тела, конечностей, головы, оценивать эмоциональное состояние людей, знать части суток, времена года и др.;
выполнять советы учителя по подготовке рабочего места в школе и дома; соблюдать правильную осанку во время работы; правильно пользоваться учебными принадлежностями; понимать учебную задачу, поставленную учителем; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять свою работу по образцу, по результату; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной деятельности; учиться работать вместе с товарищем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций | 6 ч | 6 ч | 6 ч | 6 ч |
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения | 8 ч | 8 ч | 8 ч | 8 ч |
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения | 8 ч | 8 ч | 8 ч | 8 ч |
Развитие информационно-познавательной роли зрения | 11ч | 12 ч | 12 ч | 12 ч |
Всего часов | 33ч. | 34 ч | 34 ч | 34 ч |
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1 КЛАСС
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (6 часов). | Соблюдение режима охраны зрения. Применение оптических средств коррекции. Проведение коррекционно-педагогических мероприятий. |
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. (8 часов). | Знакомство с клеткой, ее углами, сторонам. Знакомство с точкой. Упражнение в отличиях точки от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам. Знакомство с прямой линией, расположенной в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная, прямой, ломанной, волнистой, дугообразной, замкнутой, незамкнутой) и их сочетаниями. Работа с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник) путем зарисовки, конструирования, вырезания. Проведение диагональных линий в квадрате, прямоугольнике. Выполнение графических работ по готовому образцу и зрительной памяти. Раскрашивание картинок с использованием оттенков цветов. Нахождение в задания закономерности и продолжение их по аналогии. Обучение навыкам ориентировки на листе клетчатой бумаги. Выполнение простых графических диктантов (3-4 команды). Выполнение различных видов штриховок. Обведение по внешнему и внутреннему контуру. Построение фигуры равной данной (с помощью кальки). Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики. Размещение предмета в заданной точке. |
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (8 часов). | Копирование с образца букв по клеткам. Классификация букв по разным основаниям. Копирование букв и слов. Классификация печатных букв алфавита - строчных и заглавных – по количеству элементов, по разным основаниям (построены из 2,3,4 палочек; имеют овал, большой полуовал, малый полуовал; «смотрят» прямо, вправо, влево; «открыты», «закрыты»). Классификация алфавита, направленная на поиск общего в построении букв (пары похожих друг на друга; имеют хотя бы одну большую палочку; похожи верхней частью) Классификация алфавита, направленная на поиск различного в построении букв. Исключение из данных букв лишней. Составление из данных букв слов. Обучение находить неизвестные буквы. Лабиринты линейные и круговые. Прослеживание пути рукой и глазом. Обозначение цифрой количества элементов в букве. Составление из букв слова других слов и запись их. Зрительная дифференцировка расстояния между предметами (5 предметов). Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Развитие активного словаря «дальше, между, ближе». Создание композиции на фланелеграфе с учетом пространственного положения на картине, с помощью силуэтов, с учетом положения. Формирование умения словесно обозначать пространственное расположение предметов с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед. Формирование понятия о том, что предмет, перекрывающий контур другого расположен ближе, а перекрывающий дальше. Развитие умения видеть мелкие объекты на иллюстрациях. Обучение зрительным способом выделять пространственное расположение предмета в группе предметов, определять изменение его местоположения. |
Развитие информационно-познавательной роли зрения (11 часов). | Активизация представлений о круге, квадрате, прямоугольнике. Узнавание отдельных форм и соотнесение между собой однородных (угольных, округлых) форм. Сравнение предметов по трем параметрам (цвет, форма, величина). Сравнение предметов по длине, ширине, высоте и словесное обозначение этих соотношений. Проведение замеров длины, высоты, ширины с помощью условных мерок. Сравнение и различие друг от друга цветов: красного – желтого, синего – зеленого, желтого – зеленого. Локализация красного цвета из сине-зеленых, синего из красно – желтых, зеленого из красно – синих, желтого из сине – красных. Самостоятельное восприятие объекта и описание его по плану – символу. Составление описательных загадок по алгоритму. Нахождение реальных предметов по силуэтам. Сравнение предметов, путём выделения из множества по типу «Найди отличия». Нахождение отличий на натуральных предметах и их изображениях. Формирование представлений о схеме тела. Восприятие позы и движения тела, конечностей, головы. Понимание и правильное выполнение заданий, связанных с направлением движений: вправо – влево, вверх – вниз по схематичному рисунку. Различение правой и левой руки и ноги у себя и на рисунке. Сравнение 2-х картин по содержанию. Установление последовательности событий, изображенных на сюжетных картинах. Определение и составление схем частей суток, времен года. Определение эмоционального состояния (радость, горе, страх, гнев, удивление). Графическое изображение и моделирование эмоциональных состояний. Определение социальной принадлежности. Знакомство с режимом дня школьника, использование в речи слов – наречий: вечером, утром, ночью, днём, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже. |
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
2 КЛАСС
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (6 часов). | Соблюдение режима охраны зрения. Применение оптических средств коррекции. Проведение коррекционно-педагогических мероприятий. Лечебно-восстановительная работа. |
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. (8 часов). | Работа с прямой линией, расположенной в разном положении (горизонтальная, вертикальная, наклонная, прямой, ломанной, волнистой, дугообразной, замкнутой, незамкнутой) и их сочетаниями. Работа с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник) путем зарисовки, конструирования, вырезания. Проведение диагональных линий в квадрате, прямоугольнике. Выполнение графических работ по готовому образцу и зрительной памяти. Раскрашивание картинок с использованием оттенков цветов. Нахождение в задания закономерности и продолжение их по аналогии. Обучение навыкам ориентировки на листе клетчатой бумаги. Выполнение простых графических диктантов (3-4 команды). Выполнение различных видов штриховок. Обведение по внешнему и внутреннему контуру. Построение фигуры равной данной (с помощью кальки). Составление орнаментов из геометрических фигур и выкладывание из мозаики. Размещение предмета в заданной точке. |
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (8 часов). | Копирование с образца букв по клеткам. Классификация букв по разным основаниям. Копирование букв и слов. Классификация печатных букв алфавита - строчных и заглавных – по количеству элементов, по разным основаниям (построены из 2,3,4 палочек; имеют овал, большой полуовал, малый полуовал; «смотрят» прямо, вправо, влево; «открыты», «закрыты»). Классификация алфавита, направленная на поиск общего в построении букв (пары похожих друг на друга; имеют хотя бы одну большую палочку; похожи верхней частью) Классификация алфавита, направленная на поиск различного в построении букв. Исключение из данных букв лишней. Составление из данных букв слов. Обучение находить неизвестные буквы. Разгадывание кроссворда. Лабиринты линейные и круговые. Прослеживание пути рукой и глазом. Обозначение цифрой количества элементов в букве. Составление из букв слова других слов и запись их. Развитие зрительной дифференцировки расстояния между предметами. Зрительная дифференцировка расстояния между предметами (5 предметов). Описание предметов в пространственном положении по зрительной памяти. Развитие активного словаря «дальше, между, ближе». Создание композиции на фланелеграфе с учетом пространственного положения на картине, с помощью силуэтов, с учетом положения. Формирование умения словесно обозначать пространственное расположение предметов с использованием предлогов: на, над, около, рядом, за, перед. Формирование понятия о том, что предмет, перекрывающий контур другого расположен ближе, а перекрывающий дальше. Развитие умения видеть мелкие объекты на иллюстрациях. Обучение зрительным способом выделять пространственное расположение предмета в группе предметов, определять изменение его местоположения. |
Развитие информационно-познавательной роли зрения (12 часов). | Активизация представлений о круге, квадрате, прямоугольнике. Уточнение представлений о шаре, цилиндре, куба, параллелепипеда. Узнавание отдельных форм и соотнесение между собой однородных (угольных, округлых) форм. Сравнение предметов по трем параметрам (цвет, форма, величина). Сравнение предметов по длине, ширине, высоте и словесное обозначение этих соотношений. Проведение замеров длины, высоты, ширины с помощью условных мерок. Сравнение и различие друг от друга цветов: красного – желтого, синего – зеленого, желтого – зеленого. Локализация красного цвета из сине-зеленых, синего из красно – желтых, зеленого из красно – синих, желтого из сине – красных. Формирование умения работать с перфокартой. Составление сложной конфигурации из простых форм, с использованием игры «Танграм»). Самостоятельное восприятие объекта и описание его по плану – символу. Составление описательных загадок по алгоритму. Нахождение реальных предметов по силуэтам. Сравнение предметов, путём выделения из множества по типу «Найди отличия». Нахождение отличий на натуральных предметах и их изображениях. Рассматривание сюжетной картины по плану, выделяя 3 плана. Уточнение представлений о схеме тела. Восприятие позы и движения тела, конечностей, головы. Понимание и правильное выполнение заданий, связанных с направлением движений: вправо – влево, вверх – вниз по схематичному рисунку. Различение правой и левой руки и ноги у себя и на рисунке. Сравнение 2-х картин по содержанию. Установление последовательности событий, изображенных на сюжетных картинах. Определение и составление схем частей суток, времен года. Определение эмоционального состояния (радость, горе, страх, гнев, удивление). Графическое изображение и моделирование эмоциональных состояний. Определение социальной принадлежности. Знакомство с режимом дня школьника, использование в речи слов – наречий: вечером, утром, ночью, днём, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже. |
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
3 КЛАСС
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (6 ч). | Соблюдение режима охраны зрения. Применение оптических средств коррекции. Проведение коррекционно-педагогических мероприятий. |
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. (8 ч). | Продолжение обучению ориентировки на листе бумаги в клетку. Выполнение графических диктантов (до 9-10 команд). Расширение представлений о геометрических фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Знакомство с изображением ромба, трапеции, многоугольника, овала. Составление предметов из контуров известных геометрических фигур и их штриховка. Сравнение, выражение в слове результата наблюдения, обоснование своего варианта. Выполнение графических заданий на листе в узкую линейку. Изображение простых фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Понятие о симметрии предмета. Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии, сообразуясь с высотой предмета, определяя большие и маленькие строки. |
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (8 ч). | Закрепление умений, полученных во 2-м классе. Копирование объектов с большим количеством мелких деталей. Классификация письменных букв алфавита – строчных и заглавных – по равным основаниям: по количеству элементов, по открытости – закрытости букв. Поиск ошибок и их исправление. Отыскивание чисел в таблицах. Кроссворды. Определение закономерностей и заполнение пустых клеток. Заполнение таблиц с использованием шифра. Лабиринты. Определение удаленности предметов в зависимости от насыщенности окраски (чем дальше, тем менее насыщен). Прослеживание пути указкой, а затем глазами. Формирование представлений о протяженности пространства, о расстоянии между предметами в процессе передвижения. Упражнение в узнавании предметов на большом расстоянии. Обучение зрительной оценке пространственных отношений между предметами, оценке положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности. |
Развитие информационно-познавательной роли зрения (12 ч). | Закрепление умений, полученных во 2-м классе. Локализация заданных форм из множества других, определения формы предмета или его частей. Обучение узнавать геометрические фигуры в разных положениях по основным признакам, несмотря на варьирование несущественных. Знакомство с категорией четырёхугольник: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм. Выделение на картинках заданных геометрических фигур (геометрические фигуры на предметных и сюжетных картинках и в качестве элементов и как мелкие включения). Сравнение предлагаемых изображений с эталонами. Анализирование сложной геометрической формы, выделяя все конфигурации составных частей (в пятиугольнике треугольник и квадрат, в прямоугольнике два квадрата). Узнавание и называние трапеции как четырехугольника, локализация из множества пятиугольников и треугольников. Знакомство с призмой, пирамидой, параллелепипедом, конусом. Формирование умения в точечном изображении видеть предмет. Развитие способности узнавать предметы в контуре, силуэте, их классификация. Составление описательного рассказа, придерживаясь плана. Научение выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов. Локализация желтого из множества желто-оранжевых цветов, красного из оранжево-красных и фиолетово-красных. Закрепление умения создания цветовых гам по насыщенности: от светлого к темному и наоборот. Развитие умения узнавать предмет по его окраске при любой освещенности. Поиск отличий на иллюстрациях. Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 6-и фигур). Составление сложной фигуры из простых форм (игра «Танграм»). Построение рядов из предметов в порядке убывания и возрастания (до 10 предметов). Знакомство со схемой тела стоящего напротив, спиной, лицом к доске. Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей. Выделение главного и называние картины. Использование явлений природы, изображенных на картине для ориентировки во времени. Узнавание и воспроизведение позы человека по схеме. Изображение позы на схеме (лежит на боку, на спине, сидит на стуле, на корточках, на полу, ноги вперед, руки на коленях, стоит прямо, на коленях и др.) Расположение и моделирование позы на индивидуальном фланелеграфе. Различение эмоционального состояния по схематическим изображениям. Знакомство с эмоциями: интерес, вина. Графическое изображение и моделирование эмоционального состояния. Обучение пониманию своих чувств и чувств других людей и рассказывание об этом. Уточнения понятия неделя, составление модели с употреблением слов вчера, завтра, послезавтра, позавчера, сегодня. Возраст и роли в семье: сопоставление понятий и составление схемы: дед – отец – сын – брат; бабушка – мать – дочь – сестра. |
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
4 КЛАСС
Охрана зрения и стабилизация зрительных функций (6 ч). | Соблюдение режима охраны зрения. Применение оптических средств коррекции. Проведение коррекционно-педагогических мероприятий. |
Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения. (8 ч). | Закрепление умений, полученных во 3-м классе. Продолжение обучению ориентировки на листе бумаги в клетку. Выполнение графических диктантов (до 10-12 команд). Формировавние представлений о геометрических фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Уточнение представлений о ромбе, трапеции, многоугольника, овала. Составление предметов из контуров известных геометрических фигур и их штриховка. Сравнение, выражение в слове результата наблюдения, обоснование своего варианта. Выполнение графических заданий на листе в узкую линейку. Изображение простых фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Понятие о симметрии предмета. Расположение предметов в ряд по горизонтали и вертикали на одной линии, сообразуясь с высотой предмета, определяя большие и маленькие строки. |
Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения (8 ч). | Закрепление умений, полученных во 3-м классе. Копирование объектов с большим количеством мелких деталей. Классификация письменных букв алфавита – строчных и заглавных – по равным основаниям: по количеству элементов, по открытости – закрытости букв. Поиск ошибок и их исправление. Отыскивание чисел в таблицах. Кроссворды. Определение закономерностей и заполнение пустых клеток. Заполнение таблиц с использованием шифра. Лабиринты. Определение удаленности предметов в зависимости от насыщенности окраски (чем дальше, тем менее насыщен). Прослеживание пути указкой, а затем глазами. Формирование представлений о протяженности пространства, о расстоянии между предметами в процессе передвижения. Упражнение в узнавании предметов на большом расстоянии. Обучение зрительной оценке пространственных отношений между предметами, оценке положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности. |
Развитие информационно-познавательной роли зрения (12 ч). | Закрепление умений, полученных во 3-м классе. Локализация заданных форм из множества других, определения формы предмета или его частей. Обучение узнавать геометрические фигуры в разных положениях по основным признакам, несмотря на варьирование несущественных. Знакомство с категорией четырёхугольник: квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник, параллелограмм. Выделение на картинках заданных геометрических фигур (геометрические фигуры на предметных и сюжетных картинках и в качестве элементов и как мелкие включения). Сравнение предлагаемых изображений с эталонами. Анализирование сложной геометрической формы, выделяя все конфигурации составных частей (в пятиугольнике треугольник и квадрат, в прямоугольнике два квадрата). Узнавание и называние трапеции как четырехугольника, локализация из множества пятиугольников и треугольников. Знакомство с призмой, пирамидой, параллелепипедом, конусом. Формирование умения в точечном изображении видеть предмет. Развитие способности узнавать предметы в контуре, силуэте, их классификация. Составление описательного рассказа, придерживаясь плана. Научение выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов. Локализация желтого из множества желто-оранжевых цветов, красного из оранжево-красных и фиолетово-красных. Закрепление умения создания цветовых гам по насыщенности: от светлого к темному и наоборот. Развитие умения узнавать предмет по его окраске при любой освещенности. Поиск отличий на иллюстрациях. Поиск определенных фигур, предметов, расположенных на зашумленном контуре (до 8-и фигур). Составление сложной фигуры из простых форм (игра «Танграм»). Построение рядов из предметов в порядке убывания и возрастания (до 10 предметов). Знакомство со схемой тела стоящего напротив, спиной, лицом к доске. Описание действий персонажей, изображенных на картине, выделение основных признаков и установление коротких функциональных связей. Выделение главного и называние картины. Использование явлений природы, изображенных на картине для ориентировки во времени. Узнавание и воспроизведение позы человека по схеме. Изображение позы на схеме (лежит на боку, на спине, сидит на стуле, на корточках, на полу, ноги вперед, руки на коленях, стоит прямо, на коленях и др.) Расположение и моделирование позы на индивидуальном фланелеграфе. Формирование понятия неделя, составление модели с употреблением слов вчера, завтра, послезавтра, позавчера, сегодня. |
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Для реализации программы имеется кабинет учителя-дефектолога и материально-технические условия образовательного процесса:
- тактильная дорожка в коридоре и в кабинете учителя-дефектолога (дорожка с шероховатою поверхностью на полу);
- зрительные ориентиры обозначения на стенах и дверях контрастного цвета: желтого, размером 10 см.;
- стены кабинета окрашены в светлые пастельные тона;
Требования к организации рабочего места:
- В кабинете учителя-дефектолога имеется рабочая парта, регулируемая по росту ребенка и по наклону столешницы, снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны;
- Тактильные ориентиры на парте (обозначение парты на ощупь).
- Магнитная доска, учебные парты, дидактические пособия не имеют глянцевую поверхность, указка с ярким наконечником;
Требования к специальным учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения:
- Учебные принадлежности: ручки с черными (для записи материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; специально разлинованные тетради в линейку и клеткудля слабовидящих обучеющихся.
- Увеличенный шрифт текста;
- Использование наглядного алгоритма
Специальные технические средства обучения:
- Автономные увеличители;
- Специальные тифлотехнические и оптические средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность ребенка;
- Компьютерное оборудование кабинета:
Ресурсное обеспечение составляют учебники, книги по дефектологии, наглядные пособия, медиатека со звуками живой и неживой природы;
Кабинет учителя-дефектолога оборудован техническими средствами (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер).
Организация временного режима:
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, продолжительность занятий 20 минут. Предусмотрена корректировка содержания программы исходя из уровня освоения содержания программы. Регулярное проведение дефектологических занятий имеет большое значение для развития познавательной деятельности обучающегося с задержкой психического развития. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной среды.
Организация предметно-развивающей среды:
Наглядный материал
- предметы (натуральные, муляжи, модели), изображения (натуральное, контурное, силуэтное);
- перфокарты, ориентированные на соотнесение предмета по внешним (цвет, форма, величина) и внутренним логическим признакам, на соотнесение реального изображения предмета с силуэтным, контурным изображениями и др.;
- классификационная таблица сенсорных эталонов (по Л.А. Венгеру);
- образцы, демонстрирующие отдельные свойства (форму, цвет, величину) предметов для их узнавания и названия, сравнения и соотнесения;
- предметные картинки с ярко выделенными свойствами предметов (по программным дидактическим темам);
- танграмм, различные виды мозаик;
- набор сюжетных, пейзажных картин;
- набор картинок, изображающих людей, выражающих разные эмоции;
- набор картинок с изображениями людей, животных в различных позах;
- карточки с изображениями различных поз (схемы, контурные и силуэтные изображения);
- разрезные сюжетные картинки (из 4,6,8,12 частей);
- мелкие модели предметов (по отдельным дидактическим темам) для работы на индивидуальных столах;
- наборы предметных силуэтов-подставок для составления композиционного сюжетного изображения (по образцу, без образца);
- набор цветных силуэтов отдельных предметов разных размеров для показа степени удаленности;
- набор карточек с изображением предметов, перекрывающих контур друг друга;
- набор измерительных средств (бумажные полоски, шнуры и др.);
- карточки с изображениями предметов одной группы в различных пространственных положениях;
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
К концу 1 класса ученик должен:
- Знать комплекс упражнений для снятия зрительного утомления, знать о роли зрения в жизни человека;
- Знать и называть основные цвета и их оттенки;
- Уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- Уметь отличать точку от маленького круга, объемной и плоской фигуры путем выполнения работ при рисовании по клеточкам;
- Знать и называть основные геометрические формы;
- Уметь зарисовывать, конструировать из геометрических фигур;
- Уметь выполнять различные виды штриховок;
- Уметь обводить объекты по внешнему и внутреннему контуру;
- Уметь строить фигуры равные данной с помощью кальки;
- Уметь классифицировать объекты по заданным параметрам;
- Уметь строить упорядоченные ряды;
- Уметь описывать действия персонажей, изображенных на картине, выделять основные признаки и устанавливать короткие функциональные связи;
- Уметь копировать объекты с большим количеством мелких деталей;
- Уметь строить симметричные изображения;
- Уметь использовать в речи пространственную терминологию;
- Уметь определять пространственное расположение предмета в группе предметов, определять изменения его местоположения;
- Уметь узнавать предметы в натуральном виде и их изображения ( реальное, силуэтное, контурное).
К концу 2 класса ученик должен:
- Знать комплекс упражнений для снятия зрительного утомления, связь правильного дыхания и зрения;
- Знать основные цвета;
- Уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку, выполнять графический диктант;
- Размещать предмет в заданной точке;
- Выполнять различные виды штриховок;
- Находить в заданиях закономерности, продолжать их по аналогии;
- Составлять предметы из контуров известных геометрических фигур;
- Уметь копировать объекты с большим количеством мелких деталей;
- Уметь отыскивать заданные числа в таблице;
- Находить заданные объекты на зашумленном фоне;
- Уметь узнавать предметы на большом расстоянии;
- Уметь описывать предметы в пространственном положении по зрительной памяти;
- Знать и называть основные геометрические формы, находить среди множества других;
- Узнавать, локализовывать, соотносить ранее усвоенные формы, если объект восприятия предлагается в новом пространственном положении;
- Понимать и описывать сюжетное изображение;
- Узнавать и воспроизводить эмоции и позы человека по схеме.
К концу 3 класса ученик должен:
- Знать комплекс упражнений для снятия зрительного утомления;
- Знать гигиенические требования к оптическим средствам;
- Знать основные цвета и их оттенки;
- Уметь создавать цветовые гаммы по насыщенности и по контрасту;
- Знать и называть основные геометрические формы, уметь изображать заданную геометрическую форму по трафарету, образцу, находить среди множества других;
- Уметь составлять узоры из геометрических форм;
- Уметь целостно прослеживать контуры предметов сложной формы;
- Уметь анализировать сложную геометрическую форму;
- Уметь составлять сложную фигуру из простых форм;
- Уметь сравнивать величины предметов по переменным параметрам;
- Ориентироваться на листе бумаги ( в клетку и в линейку), выполнять дорисовку симметричного изображения;
- Узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель), находить заданные объекты на зашумленном фоне;
- Уметь дифференцировать эмоции людей; анализировать портрет человека;
- Узнавать и воспроизводить позу человека, опираясь на предложенную схему;
- Уметь анализировать сюжетную картину, устанавливать причинно-следственные связи между персонажами;
- Уметь зрительно дифференцировать расстояния между предметами;
- Уметь отражать изобразительными средствами глубину пространства;
- Уметь узнавать предметы на большом расстоянии;
- Уметь оценивать положение одного предмета относительно других.
К концу 4 класса ученик должен:
- Знать комплекс упражнений для снятия зрительного утомления;
- Уметь конструировать геометрические фигур по замыслу и зарисовывать результаты конструирования;
- Знать основные цвета и их оттенки;
- Уметь находить в заданиях закономерности и продолжать их по аналогии;
- Уметь строить симметричные изображения;
- Уметь различать цвета при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами;
- Уметь определять удаленность объектов в большом пространстве в зависимости от насыщенности окраски;
- Уметь зрительно оценивать пространственные отношения между предметами;
- Уметь ориентироваться на листе бумаги ( в клетку и в линейку);
- Уметь выполнять графические диктанты;
- Знать принципы составления кроссвордов, лабиринтов и уметь их составлять;
- Уметь видеть зависимость изменения характеристики предмета от изменения пространственных отношений между частями;
- Уметь узнавать и воспроизводить эмоции по схеме;
- Узнавать и воспроизводить позу человека, опираясь на предложенную схему;
- Уметь анализировать и понимать сюжетную картину, понимать картину, описывать картины по предложенному алгоритму;
- Уметь отражать изобразительными средствами глубину пространства;
- Уметь узнавать предметы на большом расстоянии;
- Уметь сравнивать величины предметов по переменным параметрам.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /Приказ № 1598 от г.
- Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990 г.
- Григорьева Л.П.О системе зрительного восприятия при нарушениях зрения / Психология 1998 г.
- Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение /Детство – прогресс 2002 г.
- Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие /Под ред. Никулиной Г.В.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003 г.
- Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования слабовидящих обучающихся. 4 класс. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей). Часть II – Начальная школа. – М.: Город, 1999.
- Степанова О.А. Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков. / Начальная школа. 2004 г. №1/.
- Степанова О.А. Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков. / Начальная школа. 2004 г. №5/.
Приложение 1.
Диагностика изучения зрительного восприятия.
1. Изучение восприятия зрительных сенсорных эталонов
Изучение восприятия цвета:
Узнавание и называние: красного, бардового, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, розового, серого, коричневого цветов.
Соотнесение объектов по цвету: самостоятельно и по словесной инструкции выделяет 12 оттенков: синего цвета.
Фиксация по насыщенности: самостоятельно раскладывает кружки (фигуры): синего цвета от самого светлого к самому тёмному.
Выделение цвета в окружающей среде: назвать цвета предметов, находящихся на расстоянии от 5 до 10 метров
Изучение восприятия формы
Узнавание и называние формы: самостоятельно называет формы: прямоугольник, ромб, параллелограмм, пирамида, призма, параллелепипед, конус.
Соотношение формы фигуры и предметного изображения: самостоятельно находит предмет такой же формы, как предъявленная фигура (все фигуры).
Локализация: самостоятельно выделяет фигуры одной формы: квадраты.
Дифференцирование сходных форм: самостоятельно группирует два вида фигур: квадрат-прямоугольник (по 4-5 фигур).
Исследование восприятия величины
Соотношение предметов по величине: самостоятельно дифференцирует предметы одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференциации).
Словесное обозначение величины: словесно обозначает: большой, маленький, узкий, широкий, длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, худой, выше, ниже.
Уровень развития и характер выполнения заданий
по изучению восприятия сенсорных эталонов.
Высокий – ученик самостоятельно выполнил все задания.
Средний – ученик допустил незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении 1-2 заданий.
Низкий – ученик допустил многочисленные ошибки (недочеты) при выполнении 3 заданий.
2. Изучение развития зрительно-моторной координации.
Провести прямую горизонтальную линию от заданного начала к заданному концу, не отрывать карандаш от бумаги.
Провести горизонтальную линию слева направо и соединить середину первой полоски с серединой второй, не отрывать карандаш от бумаги.
Провести прямую горизонтальную линию посередине между двумя горизонтальными линиями, не отрывать карандаш от бумаги.
Провести вертикальную линию от заданного начала к заданному концу, не отрывать карандаш от бумаги. Провести прямую линию сверху вниз и соединить середину верхней полоски с серединой нижней, не отрывать карандаш от бумаги. Провести прямую вертикальную линию посередине между двумя линиями. Обвести нарисованные фигуры по пунктирной линии, а затем нарисовать точно такие фигуры. Обвести предложенный рисунок по пунктирной линии только в указанном стрелками направлении.
Оценивать задание как правильно выполненное можно:
-если при его выполнении ученик рисовал непрерывные линии от одного до другого объекта (допускается наличие небольшого изгиба или небольшого угла);
-если ученик отрывал карандаш от бумаги, но продолжал линию без разрывов (разветвлений, острых углов);
-если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующей (в стороны, вверх, вниз) не более чем на 0,5-0,7 см;
-если линия проведена по указанному направлению, по указанной фигуре;
-если самостоятельная фигура незначительно отличается от образца.
Уровень развития и характер выполнения
Высокий – правильное выполнение учеником более 11-и заданий.
Средний - правильное выполнение учеником от 10-и до 6-и заданий.
Низкий - правильное выполнение учеником менее 5-х заданий.
3. Изучение развития зрительно-пространственного восприятия
Оценить расстояние в пространстве и ответить на вопросы: "Что ближе (дальше) от одного предмета, от другого предмета".
Оценить взаиморасположение предметов в пространстве при рассматривании сюжетной картины, ответить на вопросы, используя предлоги и наречия (в, на, за, перед, у, слева, справа, под).
Назвать положение предметов, букв, цифр в пространстве, предъявленных в разных необычных ракурсах (положениях).
Определить пространственные отношения:
- ориентировка относительно себя по восьми направлениям: впереди, сзади, слева, справа, впереди справа, сзади справа, впереди слева, сзади слева;
- ориентировка относительно предмета по восьми направлениям;
-анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий и различных углов (соединение точек, образующих фигуру).
Фигуро–фоновое различение: найти заданные фигуры (предметы) на зашумлённом фоне.
Уровень развития и характер выполнения
Высокий – ученик самостоятельно выполнил все задания
Средний – ученик допустил незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении 1-2 заданий.
Низкий – ученик допустил многочисленные ошибки (недочеты) при выполнении 3 и более заданий.
4. Изучение развития восприятия сложной формы.
Конструирование образца из геометрических фигур.
Составление целого из частей предметного изображения: из 12 частей.
Уровень развития и характер выполнения
Высокий – ученик самостоятельно выполнил все задания.
Средний – ученик допустил незначительные недочёты, одиночные ошибки при выполнении 1 задания.
Низкий – ученик допустил многочисленные ошибки (недочеты) при выполнении 2 заданий.
5. Изучение восприятия сюжетной картины.
Вопросы на выявление содержания картины.
Вопросы на понимание причинно-следственных связей.
Вопросы на выявление адекватного восприятия персонажей.
Уровень развития и характер выполнения
Высокий – ученик свободно и точно, адекватно определил содержание, определил причинно-следственные связи.
Средний – ученик правильно ответил на вопросы только после уточнения или обнаружил единичные случаи неточного (неадекватного) узнавания.
Низкий – ученик не смог справиться со всеми заданиями ни самостоятельно, ни в условиях вопросно-ответной формы. Восприятие сюжета характеризуется искаженностью.
Полученные результаты диагностики используются при определении формы коррекционно-развивающей работы с учащимися и содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/28/picture-148182-1482916591.jpg)
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...