Словосочетания с прилагательными. 7 класс АООП вариант 1
план-конспект урока (7 класс)

Семененкова Ольга Юозасовна

Умение учащихся находить имена прилагательные в речи и устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема: № 6. Словосочетания с прилагательными.

Цель урока: формировать умение учащихся находить имена прилагательные в речи и устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

Задачи:

Обучающие:         

Формировать понятие имени прилагательного, его значения в речи;

Систематизировать существенные признаки имени существительного и имени прилагательного как части речи;

Дать представление о многообразии признаков предметов, которые обозначаются именем прилагательным;

Формировать умение согласовывать имя существительное с именем прилагательным;

Коррекционные:

Развивать умения работы с языковым материалом, сравнивать, сопоставлять изученные явления.

Развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки; мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы);

Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, формировать умения применять полученные знания на практике.

Коррекция и развитие зрительного восприятия при просмотре презентации;

Развитие произвольного внимания при выполнении упражнений в тетради.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к учебе, предмету Русский язык:

Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

Воспитывать нравственные качества, такие как сопереживание, дружба;

Формирование организационных умения и качеств личности: аккуратности при выполнении записей в тетради; выдержанности, дисциплинированности во время

урока.

Оздоровительная:

Рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.

Оборудование: учебник «Русский язык 7 класс Э. В. Якубовская Н. В. Галунчикова, Просвещение, 2014 г.», рабочая тетрадь № 3 «Имя прилагательное», ИКТ - презентация, цветные карточки – настроения, словарное слово, карточки со словами, карточки д/з,  карточки для III группы детей.

Тип урока: комбинированный.

Планируемый результат.

Личностные БУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Развитие этических чувст, доброжелательности.

Коммуникативные БУД:

С помощью учителя сохранять цель и учебные задачи урока;

Уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Формирование умения взаимодействовать в парах, группах.

Регулятивные БУД:

Формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятелность;

Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные БУД:

Ориентироваться в своей системе знаний;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщении

Образовательные технологии:

Здоровьесберегающая  технология

Информационно-коммуникативная технология

Разноуровневая  технология

Проблемного обучения

Коррекционно- развивающего обучения

Ход урока.

I. Организационная часть (10 мин.)

Цель подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.

  • Приветствие учащихся:

Добрый день, ребята!

Пусть он будет действительно для вас добрым.

С каким настроением вы пришли на урок?

Я  предлагаю вам выразить  ваше настроение при помощи карточек разного цвета, которые лежат у вас на парте.

Красная карточка - настроение отличное, зеленая -  хорошее. Синяя карточка – так себе.

Я тоже покажу вам свое настроение.

Мое настроение, вот какое.

(показывает красную карточку)

  • Проверка готовности к уроку, рапорт дежурного.

Я вижу, вы готовы к уроку. На партах порядок. В классе светло и уютно. Все условия для успешной работы созданы. От каждого из вас зависит, насколько он будет сегодня успешен. Для этого будьте на уроке внимательны, активны, говорите громко, чётко полным ответом, пишите разборчиво и аккуратно.

Слайд № 1

Наш урок, мне хотелось бы начать со слов  русского  литератора -  Виссариона Григорьевича Белинского . Он  говорил «Русский язык – это важнейшее средство общения людей друг с другом. Это орудие мысли и культуры»

Как понимаете смысл этого выражения?

Русский язык имеет огромное значение в жизни человека, с помощью чего можно выразить свои мысли, чувства, быть понятым, воспитывает в людях любопытство, интерес, желание узнавать и понимать окружающий мир.

Проверка домашнего задания:

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Начнем урок с проверки домашнего задания.

Открываем учебник и тетради на с. 124.

Какое задание было на дом?

(выполнить упражнение, с. 124, у. 158)

Слайд № 2

Какое задание было в упражнении?

(Прочитать названия предметов. Сравнить предметы по их признакам. Записать получившиеся выражения по образцу  и подчеркнуть прилагательные)

 Прочитайте первое выражение.

Индивидуальная  работа: фронтальный опрос класса.

У кого нибудь возникли  затруднения при выполнении д/з?

Что нам помогает выполнить правильно задание?

(знание правила)

На какое правило в упражнении выделены слова цветом?

(имя прилагательное)

Дайте полное определение этой части речи?

(Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и  отвечает на вопросы какой, какая, какие)

II. Основная часть (25 мин.)

Сообщение темы урока:

Цель организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим наше знакомство с частью речи имя прилагательное, узнаем, с какой частью речи связано прилагательное,  будем учиться находить в тексте словосочетания прилагательных и записывать их.

Тема урока «Словосочетания с прилагательными».

От домашней работы отступаем вниз две строки, на третьей пишем число, классная работа, тема урока.

Ниже с новой строки запишите словарная работа.

Словарная работа:

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но для начала подумайте, человек, какой профессии является работником почты, разносит по адресам письма, телеграммы, газеты?

(почтальон)

Слайд № 3

(карточка на доске)

Прочитаем слово. Как произносится? А как пишется?

Выполним звуко - буквенный разбор слова (ученик у доски)

Словарная работа: почтальон – 9 б., 8 зв., 3 гл., 5 согл.

Произнеси слово с ударением.

(ударение падает на третью гласную –о)

Укажи в слове орфограммы, которые следует запомнить?

(первая орфограмма: б/г –о проверяемая ударением, проверочное слово почта, вторая орфограмма: правописание разделительного  Ь знака)

Что разделяет разделительный Ь знак?

(разделяет согласный и гласный на письме)

Посчитаем, сколько букв в слове?

(9 букв)

Посчитаем, сколько звуков в слове?

(8 звуков)

Одинаковое их количество?

(нет, буква -Ь знак – звука не обозначает)

Сколько гласных звуков?

(3 гласных звука)

Сколько согласных звуков?

(5 согласных звуков)

Индивидуальная  работа:                                                   –     работа у доски разбор слова.                                           

Составим и запишем предложение со словом почтальон.

Почтальон разносит почту по утрам в почтовые ящики.

Найдите в этом предложение прилагательное?

(почтовые)

Как определили?

(отвечает на вопрос – какие?)

Индивидуальная  работа: _____________ работа у доски, запись предложения с комментированием.

Дайте полное определение этой части речи?

(Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какие)

Какие сведения дают прилагательные о предмете, какой он может быть?

Вывод:

Слайд № 4

Прилагательные  дают сведения о предмете, какой предмет по величине, по форме, по цвету, по запаху, по вкусу, по материалу по назначению.

Приведите примеры признаки предмета по форме?

(круглый, квадратный)

Приведи примеры признаки предмета по назначению?

(книжная полка, спортивный зал, зимний костюм)

Давайте сделаем вывод.

Для чего мы используем имена прилагательные в речи?

Вывод после работы:

Имена прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной, точной.

Задание с карточками:

У вас у каждого  есть карточки со словами. Нужно  прочитать слова, определить, к какой части речи они относятся и правильно распределить в нужный столбик на доске.

На доске два столбика:

Существительное                                   Прилагательное                      

Почтальон                                               шустрый

Шубка                                                     мягкая

Лес                                                          дремучий

Яблоко                                                    сочное

День                                                        светлый

Цветок                                                    красивый

Птицы                                                    поющие

Зима                                                        снежная

Ребенок                                                  ласковый

По каким признакам распределяли слова по столбикам?

(слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие признак предмета)

С какой частью речи связано по смыслу имя прилагательное?

(с существительным)

Вывод после работы:

Прилагательное связано по смыслу с существительным.

Эти две части речи тесно связаны межу собой.

  • Работа с учебником с. 126, дополни определение.

Я буду читать правило, а вы дополнять недостающие его части.

Вывод после работы:

Прилагательное  в предложении связано   с существительным.

Индивидуальная  работа:                                            -         повтор вывода за сильным учеником.                                          

 

  • Работа с учебником с. 126, у. 161

Рассмотрите рисунки. Подберите к рисункам словосочетания с прилагательными. Запишем данные заголовки и словосочетания к ним.

«На олимпиаде»

Олимпийский флаг, беговая дорожка, опытный тренер, финишная лента, спортивная победа, постоянные тренировки.

(упражнение на доске и в тетради)

На тему конноспортивный спорт запишите самостоятельно словосочетания.

«Конноспортивная школа»

Конный спорт, счастливые ребята, замечательное животное, верховая езда.

Какие слова записали к теме конноспортивная школа?

Индивидуальная  работа:______________________ -  чтение словосочетаний к теме конный спорт.                                                 

III группа _______________ – запись упражнения с карточки: «На олимпиаде» - 3 словосочетания, «Конноспортивная школа» - 2 словосочетания.

Что обозначают прилагательные?

(признак предмета)

С какой частью речи связаны прилагательные?

(с именем существительным)

Вывод после работы:

Прилагательное в предложении связано с существительным.

Индивидуальная  работа:                                -  повтор вывода за сильным учеником                                           

Физкультминутка.

Закрепление материала.

  • Работа с тетрадью № 3 «Имя прилагательное» с. 11, у. 24

Прочитать текст. Выписать словосочетания с прилагательными, с помощью которых описан фартук.

Фартук нарядный, фартук весёлый, пёстрого ситца, белыми кружевами, витой поясок, накладных кармана, фартук фасонистый.

Индивидуальная  работа:  работа у доски и в тетради.

III группа ____________________________ – списать 3 предложения, подчеркнуть прилагательные.

С какой частью речи связаны прилагательные?

(с именем существительным)

Вывод после работы:

Прилагательное в предложении связано с существительным.

Индивидуальная  работа:                                             -  повтор вывода за сильным учеником.                                          

                                         

III. Заключительная часть.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

Над какой темой мы работали на уроке?

(словосочетания с прилагательными)

Дайте определение имени прилагательному?

С какой частью речи связаны прилагательные в предложении?

Домашнее задание:

Разбор в классе – Работа с карточками.

Составить словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные. Подчеркнуть прилагательные.

Образец: Книга (интерес). – Интересная книга.

Книга (интерес). Завтрак (вкус). Темнота (ночь). Здание (школа). Масло (машина). Воздух (гора). Площадь (вокзал). Утро (туман). Песня (грусть). Дождь (осень).

(интересная книга, вкусный завтрак, темная ночь, школьное здание, машинное масло, горный воздух, вокзальная площадь, туманное утро грустная песня, осенний дождь)

Индивидуальная  работа: III группа _____________________ – списать с карточки, вставив окончания прилагательных, 4 словосочетания.

Подведение итогов.

Цель сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Оценка работы учащихся.

Чем занимались на уроке?

Что понравилось и хотели бы повторить на следующих уроках?

Какое настроение у вас в конце урока?

Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте.

Красная фишка - настроение отличное, зеленая хорошее. Синяя – так себе.

Я тоже покажу вам свое настроение.

Мое настроение, вот какое.

Молодцы! Знаете вы какие?

Вы внимательные сообразительные,  активные. И все эти слова – имена прилагательные.

Оценивание ответов учащихся, выставление оценок.  

Большое спасибо за хорошую работу я говорю…….и ставлю «5»

……. «4»

Старались сегодня…., но нужно подтянуться «3».

Коррекционное упражнение на снятие напряжения: «мультимедия»

Слайд № 5

Прочитай слова,  назови только  прилагательные.

Хороший, хорошеет, хорошенький, хорошо.

Длина, удлинить, длинный.

Голубой, голубеет, голубизна, голубенький.

        

        

        

        

Упражнение № 161

«На олимпиаде»

Олимпийск__ флаг, бегов__ дорожка, опытный тренер.

«Конноспортивная школа»

Конный спорт, счастливые ребята.

Упражнение № 161

«На олимпиаде»

Олимпийск__ флаг, бегов__ дорожка, опытный тренер.

«Конноспортивная школа»

Конный спорт, счастлив__ ребята.

Словарная работа: почтальон – __ б., 8 зв., __ гл., 5 согл.

Почтальон разносит почту.

Словарная работа: почтальон – __ б., 8 зв., __ гл., 5 согл.

Почтальон разносит почту по.

Составить словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

Подчеркнуть прилагательные.

Образец: Книга (интерес). – Интересная книга.

Книга (интерес). Завтрак (вкус). Темнота (ночь). Здание (школа). Масло (машина). Воздух (гора). Площадь (вокзал). Утро (туман). Песня (грусть). Дождь (осень).

Составить словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

Подчеркнуть прилагательные.

Образец: Книга (интерес). – Интересная книга.

Книга (интерес). Завтрак (вкус). Темнота (ночь). Здание (школа). Масло (машина). Воздух (гора). Площадь (вокзал). Утро (туман). Песня (грусть). Дождь (осень).

Составить словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

Подчеркнуть прилагательные.

Образец: Книга (интерес). – Интересная книга.

Книга (интерес). Завтрак (вкус). Темнота (ночь). Здание (школа). Масло (машина). Воздух (гора). Площадь (вокзал). Утро (туман). Песня (грусть). Дождь (осень).

Составить словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

Подчеркнуть прилагательные.

Образец: Книга (интерес). – Интересная книга.

Книга (интерес). Завтрак (вкус). Темнота (ночь). Здание (школа). Масло (машина). Воздух (гора). Площадь (вокзал). Утро (туман). Песня (грусть). Дождь (осень).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определяю я предметы. Они со мной всегда приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

Слайд 2

Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Слайд 9

Теоретический причал

Слайд 10

Океан Словосочетания

Слайд 11

Образуйте словосочетания: сад+осень краснота+ягода осень+лист ночь+темнота день+дождь

Слайд 12

Остров Ошибок

Слайд 13

Белый медведь, новая туфли, высокие горы, зимняя пальто, снежная зима, зубная врач.

Слайд 14

Трактир Угадай-ка

Слайд 15

Поле Потерянных слов

Слайд 16

Найди пару: Например: солнечный день Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава.

Слайд 17

Залив Склонения

Слайд 18

Согласуйте имена существительные с именами прилагательными: К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной.

Слайд 19

Бухта Достижений

Слайд 20

Наши достижения - «отлично»; - «хорошо»; - «удовлетворительно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1

рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1...

Рабочая программа по предмету "Человек" 2 класс АООП вариант 1.4

Настоящая программа по предмету "Человек" 2 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможн...

Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» 6 класс (АООП, вариант 1)

Адаптированная образовательная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталост...

«Правила безопасности» Игра для учащихся 5-7 классов (АООП вариант 1)

соблюдение основных правил поведения учащихся на улице, на дороге, дома с целью предупреждения детского травматизма,закрепление  знаний учащихся о правилах дорожного движения и противопожарной бе...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для обучающихся 7 класса АООП, вариант I

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для обучающихся 7 класса АООП, вариант I разработаны с учетом требований ФГОС...

Паслёновые. Общие признаки паслёновых. 7 класс АООП вариант 1

Представление о многообразии цветковых растений,   отличительные признаки растений    семейства пасленовых,их многообразием и использованием растений...

Рабочая программа "Я и другие" для 5-8 классов АООП (вариант 1)

Современная реальность открывает перед подростком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт подросток,...