Организация экологического воспитания у детей с ОВЗ
материал

Тютченко Вероника Валерьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekologiya.docx86.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка"

unnamed.jpg

Подготовила:                                                                          

                                                              В.В. Тютченко, воспитатель высшей квалификационной категории

Декабрь, 2020г.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле.

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, а проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно влияет на окружающую природу.

Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у воспитанников с ОВЗ необходимо использовать различные формы, средства и методы работы с детьми:

экологические занятия;

экологические экскурсии;

уроки доброты;

экологические конкурсы;

трудовой десант;

экологические праздники;

экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);

экологические сказки;

инсценировки.

Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная  и др. в природе);  методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные:  групповые и индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы и др.

Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд, художественная литература, художественное слово, картины о природе, изобразительные средства, информационные средства (фильмы, видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные средства,  средства компьютерных технологий  и  др.

Работа по формированию экологического сознания у детей с ОВЗ проводится педагогами ежедневно, непрерывно и охватывает все сферы деятельности. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Одно из важных условий экологического воспитания является беседа. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы.

Во время проведения беседы  необходимо вызвать эмоциональный отклик  в душе воспитанника. Дети должны высказать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.

Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами.

Такие беседы призваны  сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер.

Одной из наиболее крупных форм работы –проведение тематических праздников на экологическую тему: «Осень,осень, в гости просим»,  «День птиц», «День Земли, воды и солнца» и др.

Ребята, с большим удовольствием, включаются в организацию праздников: разучивают стихи, рисуют рисунки, инсценируют сценки. Все это в конечном итоге содействует становлению личности ребёнка,  развитию их способностей, определению жизненной перспективы и экологическому просвещению. 

Доминирование игровых форм, использование сюжетно-ролевых, подвижных, самостоятельных игр экологического и природоведческого содержания стимулируют не только познавательную и общую активность детей с ограниченными возможностями здоровья, но и высшие психические функции воспитанников (мышление, память, воображение, речь). Например, игры-превращения «Угадай, какой ты зверь?», «Покажи животное», «С какого дерева листочки» и пр. направлены на возникновение у воспитанников эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Экологические игры помогают увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы в целом (игры «Кто, где живёт», «Птицы, рыбы, звери», «Летает - не летает» и пр.). Игра взывает эмоциональную и творческую активность даже у самых закомплексованных детей.

Особое значение необходимо уделять здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающими болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые вода и воздух. Мы учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т. д. Проводим занятия: «Мы за здоровый образ жизни», «Поговорим о вредных привычках», «Уход за молодой кожей», «Здоровые зубы», «Продукты полезные и вредные», «Практикумы по приготовлению салатов, бутербродов, составлению домашнего меню» и другие.

Нельзя не упомянуть об экологии школьного жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т.к. многие проживают в интернате, вдали от дома. От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми, вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит эмоциональное, психическое и физическое здоровье воспитанников. Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальных комнатах, классах, бытовых, ходят в сменной обуви. В интернате педагогами проводится большая работа по организации досуга детей, качество которого способствует хорошему эмоциональному климату в коллективе.

Экологическое воспитание обучающихся не должно замыкаться только рамками нашей школы-интерната. Поэтому своих детей привлекаем к участию в районных и областных экологических конкурсах. Дети рисуют рисунки и плакаты, изготавливают поделки из бросового и природного материала. Всегда необходимо обращать внимание детей на то, что для изготовления поделок не должно пострадать ни одно растение или животное. При изготовлении поделок из бросового материала обращать внимание детей, что ненужному сырью можно дать вторую жизнь, не засоряя при этом природу. Неоднократно воспитанники становятся призёрами и победителями районных и областных конкурсов.

Большое значение для формирования экологического воспитания имеет прогулка. Необходимо организовать прогулку таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры. Каждая прогулка включает в себя тематические беседы взрослого, отгадывание загадок, игровые задания, дети учатся сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях природы, анализировать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи во время наблюдения за сезонными изменениями природы, птицами, насекомыми, растениями. Совместно с детьми можно сделаем кормушки, подкармливать зимующих птиц, наблюдать, какие птицы остались, какие улетели, чем кормятся зимой. Осенью собирать разноцветные листья, шишки, семена деревьев, сушить цветы, тем самым, приобщая детей с ограниченными возможностями здоровья к работе с природным материалом, поделки из которого дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.

Большое внимание нужно уделять наблюдениям за изменениями в  природе. Чтобы дети   видели очевидные изменения и радовались первому дождю, снегу, первому листочку. Наблюдения за природой необходимо проводить ежедневно, на дневной и вечерней прогулках. Привлекать внимание детей к изменениям, происходящим в природе. Воспитанникам можно предложить вспомнить стихотворения о времени года, когда ведется наблюдение, поговорки, пословицы, загадки, описать красивый пейзаж, вспомнить названия перелетных и зимующих птиц, узнать птицу по голосу, вспомнить, чем питаются увиденные птицы, какую пользу они приносят, почему улетают или остаются на зиму и т.д. Данный вид работы расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья, развивает память, речь, мышление, логику, закрепляет имеющиеся знания.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.

Большое значение для воспитания экологической культуры имеют тематические экскурсии. Можно проводить сезонные экскурсии в осенний, зимний и весенний периоды. Как правило многие учащиеся не способны видеть необычное в природе. И задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям эту невидимую на поверхностный взгляд красоту природы.

В результате проведенных бесед и экскурсий необходимо напоминать воспитанникам, что разнообразный растительный и животный мир нашего края требует внимательного и бережного отношения.

Только при полноценном использовании наблюдений, бесед, опытов, разнообразных экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, при включении трудовой деятельности в повседневную жизнь, можно сформировать экологическую культуру у детей с ограниченными возможностями здоровья, что позитивно отразится на коррекции недостатков их психофизического развития.

Экологическое воспитание детей с ОВЗ охватывает различные виды деятельности  и если проводить в системе, работа даст положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и подросткового возвраста.

Индивидуальный план по самообразованию Толмачевой Тамары Ивановны – воспитателя коррекционной школы интернат 8 видана 2010-2015г.1.  этап Диагностический (0,5 года)Диагностика и выявление экологи...

Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания на базе МБОУ лицей №1 г. Пролетарска.

В статье представлен отчет о работе кружка "География родного края", созданный на базе лицея №1 г. Пролетарска, участниками которого являются обучающиеся 5-9 классов. Дается описание проведения конфер...

"ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ" 13.03.2019

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ...

Организация экологического воспитания на уроках химии и во внеурочной деятельности

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений. Оно способствует стано...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с ОВЗ «Путешествие муравья»

Конспект занятия по экологическому  воспитанию «Путешествие муравья» обобщает представления детей о многообразии насекомых, уточняет знания о пользе насекомых.  Даёт предста...

Организация экологического воспитания в МБОУ Калачеевская СОШ №1 им. С.А. Мостового

В данной статье рассказывается об организации экологического воспитания школьников в МБОУ Калачеевская СОШ №1 им. С.А. Мостового.Ключевые слова:экологическое сознание, экологическая культура,  эк...