Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и подросткового возвраста.
календарно-тематическое планирование по теме

Толмачёва Тамара  Ивановна.

Индивидуальный план по самообразованию Толмачевой Тамары Ивановны – воспитателя коррекционной школы интернат 8 вида

на 2010-2015г.

1.  этап Диагностический (0,5 года)

Диагностика и выявление экологического воздействия на детей с

ограниченными возможностями здоровья.

-Игра «Цветик - семицветик»

-Тест «Мое любимое дело»

-«Тест «Несуществующие животные»

-Анкета: «Что ты умеешь делать сам, своими руками?»

-Методика Кобыльницкой «Диагностика психических процессов»

(внимания, мышления, памяти).

-Методика Венгер А., Филинкова Е «Диагностика общей школьной зрелости ребёнка».

-Методика Эбингауза «Выявление  уровня развития речи, продуктивности ассоциаций».

-Таблица Шульте (исследование  скорости ориентировочно – поисковых движений взора, объёма памяти).

Изучение психолого-педагогической литературы:

Воронкова В.В. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе». С.Д.Забрамная  «психолого-педагогическая диагностика умственно – отсталых детей». Е.Д.Худенко, Г.Ф. Гаврилычева «Организация и планирование  воспитательной работы в специальной ( коррекционной) школе – интернате, д. доме.

Ожидаемый результат:    1. У детей расширяется представление об экологии..

2.Формируется умение самостоятельно работать, развиваются чувства гармоничного сочетания цветов, коррекция образной памяти..

3.Коррегируются отдельные стороны психической деятельности.

4.Отрабатываются навыки коммуникативного поведения, коррекция эмоционально- волевой сферы.

5.Дети ближе познакомятся с природой родного края.

6.Дети научатся видеть красоту природы через творческую, культурно- досуговую деятельность. 

 

2.Этап. Прогностический.

 

Цель: Выявить эффективность экологического воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:   

  1. Формирование комплексных экологических представлений о природе, человеке и о его деятельности.
  2. Развитие творческих способностей при решении экологических проблем.
  3. Развитие у школьников чувств самоуважения, сопереживания, сострадания.
  4. Вовлечь учащихся в природоохранную деятельность.
  5. Довести до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на земле.
  6. Коррекция и развитие мелкой моторики.
  7. Психологическая поддержка и коррекция личности ребенка в случаях психической нестабильности.
  8. Выявление индивидуальных особенностей детей на различных возрастных  этапах.
  9. Профилактика и преодоление отклонений в развитии.
  10. Корректировать отдельные стороны психической деятельности, основные мыслительные операции, нарушение и развитие эмоционально – личностной сферы.
  11.  

План мероприятий.

 

1) Игры:

а) подвижные: «Петушок и курочка», «Еж и лиса», «Листопад», «Перелет птиц»

      б) Имитационная игра «Заселение острова»

в) Интеллектуальная игра «Что, Где, Когда»

г) Спортивные игры на природе.

д) Игры – путешествия : «Природа», « Море и корабли»,             « Путешествия по лесным тропам»

2) Занятия:

1 а)  Что такое экология?

2 б) « Берегите природу»

3 в)  « Растения родного города»

4 г) «Откуда хлеб пришел?»

5 д) «Здравствуй гостья зима»

6 е) «В весеннем лесу»

7 ж) «Лес и мы»

8 з) «Посадка растений на огороде»

9 и) «Экскурсия в лес»

10 к) Заучивание загадок, пословиц, поговорок о временах года.

 

3. Этап – Практический (2 года)

 

1) Внедрение педагогического опыта и систем мер направленных на решение проблем.

2) Использование дидактических игр во внеурочное время, на самоподготовку, внеклассных мероприятий.

3) Формирование  методического комплекса по теме самообразования: проведение открытых занятий, составление и разработка внеклассных занятий, составление и разработка внеклассных мероприятий, накопление дидактического материала по теме.

А) Дидактические игры «Растения родного края»,

« Чудо дерево», « Лесные тайны», « Найти дерево НПО описанию».

Б) Составление рассказов по картинам « Осень» , « Листопад», « Зима», « Кормушка», « Весна наступила».

В) Составление и отгадывание описательных загадок о временах года.

Г) Развитие мелкой моторики пальцев рук, графомоторных навыков (обведение трафаретов, шаблонов с изображением цветов, листьев, овощей, фруктов, птиц, зверей, раскрашивание и штриховка контуров)

Д)  Использование физ.минуток  на самоподготовке.

Е) Театрализованная деятельность о временах года « Кому зимой снег нужен?», « Какие заботы весна пришла».

Ж) Прогулки к водоему во все времена года.

З) Участие в конкурсе « Мисс осень».

  Классные мероприятия:

  1. Проводы весны
  2. На открытом воздухе нам весело играть
  3. Устный журнал « Белокурая березка- символ Родины моей»
  4. Устный журнал « Мир вокруг нас».

 

Диагностика:

  1. Осознание себя и других в отношениях с другими ( методика Непомнящая Н. И.)
  2. Рефонометрия
  3. Твой класс « Уровень сформированности навыков общения.

 

 

4. этап Обобщающий (3-5 лет)

 

Проведение  диагностических методик.

Таблица Шульте:

  1. Улучшение формирования механизмов продуктивного общения.
  2. Адекватная реакция на попытку другого вступить в контакт
  3. Принимать помощь, поддержку другого ребенка
  4. Адекватно реагировать на свои успехи и неудачу
  5. Развитие элементарных представлений экологической грамотности « Мой дом, моя земля»

     

Составление таблиц и диаграмм по результатам исследования.

Выступления на М.О.

 

5. этап Внедренческий

 

Открытые внеклассные мероприятия. Выступления М.О.

Самоанализ работы на аттестацию.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии воспитания экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.

Понятие «экологическая культура»  или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты З...

Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Современный этап развития общества выдвигает перед школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске новых подходов совершенствования учебной, коррекционно- воспитательной работы по мобили...

Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...

Конспект экологического занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Птицы наши друзья»

Цель: познакомить обучающихся с многообразием пернатых.Задачи:1.     Закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;2.     Прививать любовь и бе...

Здоровьесберегающие технологии на уроке татарского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья»

В данном докладе даются рекомендации по проведению физкультминуток. Физкультминутки часто сопровождаются видеороликами на русском языке,  прослушивания  звуков природы: журчанье  ручья,...

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ«В МИРЕ ПРИРОДЫ"...