Доклад «Применение интернет-ресурсов на уроках с целью повышения качества знаний обучающихся»
методическая разработка

Бацанова Лариса Владимировна

Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, наверное, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы применение. Дидактические свойства Интернета позволяют успешно применять его в учебном процессе. Чтобы идти в ногу со временем, приходится постоянно искать новые пути, методы подачи материала, формы контроля и закрепления изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon img20240213_19314347.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Применение интернет-ресурсов на уроках с целью повышения качества знаний обучающихся

Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, наверное, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы применение. Процесс образования тоже изменяется. Перед современной школой ставится главная задача — превратить учеников из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Этому способствуют современные информационно-коммуникативные технологии.

Интернет на уроке недавно это был из области фантастики, особенно в сельской школе. Теперь ученики получили возможность, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира, быстро получить необходимые сведения, поучаствовать в различных конкурсах.

Дидактические свойства Интернета (публикация, доступ, общение) позволяют успешно применять его в учебном процессе. Совершенствование сервисов Интернета происходит так быстро, что преподаватели не успевают отслеживать новые, стремительно появляющиеся возможности (сервисы), а тем более разрабатывать методики их применения. Чтобы идти в ногу со временем, приходится постоянно искать новые пути, методы подачи материала, формы контроля и закрепления изученного.

В школе учителя используют ресурсы Интернета в разных направлениях своей деятельности:

  1. При изучении новой темы (подбирается дополнительный материал).
  2. В качестве самостоятельной работы обучающихся с интернет-ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем).
  3. При участии в международных олимпиадах, конкурсах.
  4. В переписке по электронной почте.
  5. В общении с коллегами, обмене опытом.

Информационно-коммуникационные технологии я применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов, во внеклассной работе. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением. При организации дифференцированной работы можно привлечь для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы. Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно организовывать работу за компьютером в группах, попутно решая задачу развития коммуникативных умений. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Использование Интернета позволяет организовать посильное дистанционное обучение, дает возможность организовать видео-урок, выдать домашнее задание и проконтролировать его выполнение.

На уроках использую следующие приемы компьютерных технологий:

1.Компьютерные тесты. Так, на уроках русского языка наряду с электронными учебниками использую сайты «Учи.ру», «Твой тест», «Testedu.ru».

Преимущество электронных тестов и диктантов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило, ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. После прохождения теста предоставляется информация о его результате как в кратком формате, так и в виде подробного отчета о работе. В программе ведется журнал событий, куда записываются все действия, совершенные пользователем. Благодаря компьютерным тестам обучающиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Составлять тестовые задания могут и обучающиеся. Такой прием больше заинтересовывает детей. Наиболее удобен для этого сайт «Твой тест». На уроке я использую тесты, составленные на данном сайте.

2. Использование электронных словарей и энциклопедий, учебников. На смену традиционной библиотеке пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме в Интернете. На уроках и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками, как «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Использую аудиозаписи из сайта «Радионяня», где размещены аудиоуроки для школьников из образовательной программы «Радионяня», которые в шутливой музыкальной форме помогают детям запомнить правила русского языка.

Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, обеспечить удобную образовательную среду.

3. Создание мультимедийных презентаций. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить все, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. В своих презентациях к урокам я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы, проектной деятельности обучающихся, так использование информационно-коммуникационных технологий способствует обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков обучающихся, повышению информационной грамотности.

При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания обучающегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений.

  1. Творческие задания и участие в конкурсах. Интернет дает возможность обучающимся принимать участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах. В качестве примеров можно привести олимпиады на портале «МИНОБР.ОРГ» (http://minobr.orgl ), сайты «Учи.ру», «Знанио». В условиях конкурса размещают информацию, необходимую для участия, и способы награждения участников или победителей.

Сайты «Инфоурок», «Знанио», «Мультиурок» дает возможность учителю найти календарно-тематические планы, сценарии праздников, опубликовать работу, участвовать в конкурсах учителю и ученику. Данные сайты высылают дипломы или свидетельства как обучающимся, так и преподавателям.

  1. Дидактические материалы. Представленные в компьютерном варианте, они решают несколько задач:

— повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке;

— увеличивают объем использования наглядности на уроке;

— экономят время учителя при подготовке к уроку.

Дидактические материалы представлены в разных формах: тестовые задания, с орфографическим и пунктуационным анализом, разные виды диктантов, алгоритмы.

Для заболевших обучающихся дидактические материалы использую дистанционно: рассылаю на электронную почту ученикам.

В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования:

  • в письменном виде предлагать сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу. На самом деле — это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое;
  • прежде чем предлагать задание ученикам, представлять, что в результате он должен получить;
  • обеспечить достаточный промежуток времени для выполнения задания;
  • предупредить учеников о критериях оценивания работы;
  • программа реализации задания Word, PowerPoint;
  • объем работы.

В заключение хочется отметить, что использование компьютерных технологий: — повышает эффективность обучения; — повышает интерес ребенка, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;

— осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;

— обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

— улучшает организацию урока;

— повышает качество контроля знаний обучающихся и разнообразие его форм;

— расширяет объём предъявляемой учебной информации.

Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто ”репродуктором” знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.

Работа с компьютером требует определенных физических нагрузок, особенно на глаза, поэтому этот вид деятельности необходимо строго дозировать. Обязательно чередовать работу с компьютером и практическую, письменную работу, гимнастику для глаз, физминутки, релаксационные паузы.

Наконец, следует помнить, что, несмотря на их привлекательность для детей, компьютерные технологии не развлечение. Только грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества обучения обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным л...

Доклад на тему "Использование современных средств и технологи на уроке с целью повышения качества знаний обучающихся".

Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные ...

Применение информационных технологий на уроках с целью повышения качества знаний у учащихся

«Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения» — эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые среди педагогов.«Единственный путь, ведущий к знанию – эт...

Формирование системы знаний в целях повышения качества знаний обучающихся

О системе знаний, способствующей повышению качества обученности...