Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ"
рабочая программа

Кузнецова Татьяна Владимировна

Программа направлена на раззвитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_grafomotornyh_navykov_ovz.doc949.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Управление образования

администрации муниципального образования

«Гусевский городской округ»

Калининградской области

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Принята на заседании

педагогического совета

МАДОУ «Детский сад № 11

Центр развития ребенка»

Приказ № 68 от 31.05.2023 г.

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

_________________Т.А. Заварзина

«____»_________________  2023г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 9 мес.

Автор программы:

Кузнецова Татьяна Владимировна, учитель-дефектолог

г. Гусев, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, недостаточным формированием графических навыков, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

В основе реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ» лежит изучение уровня развития мелкой моторики, как одного из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программы

Ведущей идеей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного развития мелкой моторики, как одного из показателей интеллектуальной готовности старших дошкольников с нарушениями (ЗПР, обучающиеся с инвалидностью) в развитии к школьному обучению. Данная программа разработана на основе современных достижений дефектологической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики и физиологии (А.А. Катаева, М.М. Безруких, Е.А. Стребелева, С.Е. Гаврина и т.д.), отражающих идеи, что развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования правильной речи детей, а также побуждает дошкольника к активной познавательной, двигательной, творческой и игровой деятельности с учетом его возрастных особенностей. В основу программы положены следующие теоретические идеи:

1. Умение выполнять мелкие движения с предметами у дошкольников развивается в старшем дошкольном возрасте.

2. Развитие графомоторных навыков опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных способностей.

3. Побуждение к формированию и совершенствованию двигательных и познавательных способностей возникает y ребёнка под влиянием положительных эмоций.

Ключевые понятия

Моторика – совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений;

Моторное развитие – процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон;

Мелкая моторика рук – это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т.д.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость;

Графический навык – это элементарные действия руки, когда с помощью карандаша или ручки наносятся определенные рисунки, которые в дальнейшем помогут овладеть навыками письма.

 Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции;

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

ТНР (тяжелые нарушения речи) – это стойкие специфические нарушения в созревании и становлении всех компонентов языковой системы (лексическо-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, просодической организации речевых высказываний), выявленные у детей при нормально функционирующем слухе и сохранном интеллекте.

ЗПР (задержка психического развития) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).

        Обучающийся с инвалидностью – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к

ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Обучающийся с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Направленность программы 

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ» имеет социально-гуманитарную направленность.

Уровень освоения программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ» имеет ознакомительный уровень освоения программы.

Актуальность программы

        В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678, одним из принципов государственной политики в сфере дополнительного образования детей является инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов обучаться по дополнительным общеобразовательным программам по любой направленности, в том числе совместно с другими обучающимися.

У дошкольников с ОВЗ уровень развития мелкой моторики недостаточно высок и поэтому возникла необходимость в создании адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ».

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Данная адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации она, органично вписываясь в единое образовательное пространство МАДОУ «Детский сад №11 Центр развития ребенка», становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим развитию у детей с ОВЗ мелкой моторики рук.

Практическая значимость

Программе свойственна развивающая направленность. Это значит, что заданное в программе и подлежащее освоению детьми содержание знаний и практических действий, игр и упражнений на развитие мелкой моторики помогает: преодолевать скованность движений рук; формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, развивать положительное эмоциональное отношение к занятиям; улучшает внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формирует игровую и практическую деятельность.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка с ОВЗ.

Принципы отбора содержания образовательной программы

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип единства развития, обучения и воспитания;
  • принцип учёта возрастных особенностей детей;
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
  • принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

Реализация программы осуществляется успешно лишь при условии создания грамотного пространства для развития графомоторных навыков как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях.

Отличительные особенности программы

В данной программе предлагается насыщенный образовательный материал по развитию мелкой моторики, побуждающий дошкольника к активной познавательной, двигательной, творческой и игровой деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, разработанный на основе современных теоретических и практических методов и средств коррекционного воздействия (М.М. Безруких, Е.А. Стребелева, Е.С. Гаврина). А также предполагает использование современных образовательных технологий.

Цель адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к овладению навыком письма.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

-ориентацию на листе бумаги;

-ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

2. Формировать навыки учебной деятельности:

-умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

-контроль за собственными действиями.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  3. Развивать психические процессы:

-произвольного внимания;

-мышления;

-зрительного и слухового восприятия;

-памяти, речи детей.

Воспитательные:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

  • особенности обучающихся с ТНР.

Детям с недоразвитием речи характерно замедленное развитие моторных функций. Это подтверждает и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. У детей с недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.) Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамиды, а другой нанизывать колечки на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять или поставить предмет, т.к. неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки или соединить две точки на плоскости прямой линией;

  •  особенности обучающихся с ЗПР.

Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма. Обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например, попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, у детей часто проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда и подергивания. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации.

Общими (для детей с ТНР и ЗПР) недостатками в развитии общей и мелкой моторики пальцев рук являются:

  1. Нарушение точности и плавности движений;
  2. Ошибки в пространственной координации;
  3. Нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка;
  4. Нарушение количества элементов в рисунке;
  5. Напряженность, скованность движений;
  6. Нарушение переключения с одного движения к другому;
  7.  Нарушение синхронности в выполнении движений;
  8. Недифферинцированность движений;
  9. Нарушения контроля за собственными действиями;
  10.  Трудности переключения;
  11.  Явления зеркальности.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих МАДОУ «Детский сад №11 Центр развития ребенка». Программа предусматривает подгрупповую форму работы с детьми. Состав группы: от 4 до 8 человек.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество учебных часов в год – 36 часов. Недельная нагрузка на группу – 1 час. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах для детей 5-6 лет – до 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часов, включая индивидуальные консультации, коррекционно-развивающую работу с детьми, игровую деятельность.

Основные формы и методы обучения

  1. Словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
  2. Наглядный (показ иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  3. Практический (повторение за педагога, разучивание пальчиковых игр, , стихов);
  4. Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников;
  1. Методы стимулирования: поощрение, одобрение;
  2. Методы диагностики речевой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках;
  3.  Работа с родителями: консультации, привлечение родителей к закреплению поставленных звуков в домашних условиях;

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя учителю-дефектологу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение, все компоненты речи, мелкую моторику рук.

Основные формы:

- обобщающие занятия;

- итоговые занятия;

- игровые занятия;

- открытые занятия.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

- использование игровых методов;

- смена видов детской деятельности;

- положительная оценка личных достижений воспитанников.

Формы подведения итогов реализации программы

В течение года, для определения результативности адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ» применяются:

  • диагностика;
  • открытые занятия для родителей (законных представителей);
  • открытые занятия для педагогов учреждения.

Планируемые результаты

Образовательные:

  • у ребенка происходит совершенствование мелкой моторики рук (зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
  • совершенствование крупных движений и умения владеть своим телом;

Развивающие:

  • у ребенка развиты пространственные и временные представления (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени);
  • у ребенка хорошо развита устная речь (активный словарный запас)

Воспитательные:

  • ребенок становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен и доброжелателен;
  • ребенок сразу вступает в контакт, может выражать свои мысли и желания.

Механизм оценивания образовательных результатов

Уровень теоретических знаний.

  1. Не сформирован. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
  2. Стадия становления. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
  3. Сформирован. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

Уровень практических навыков и умений.

  1. Не сформирован. Требуется контроль педагога за практическими заданиями. Требуются постоянные пояснения педагога.
  2. Стадия становления. Может работать при подсказке педагога. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
  3. Сформирован. Четко и самостоятельно выполняет практические задания.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

Качество реализации, адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ» обеспечивается за счет:

  • доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
  • наличия комфортной развивающей образовательной среды;
  • наличия качественного состава педагогических работников, имеющих высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
  • применение современных педагогических технологий.

Материально-технические условия реализации образовательной программы.

Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет учителя-дефектолога, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, звуковые колонки, интерактивный стол, настенное зеркало.

Учебно-методическое обеспечение реализации программы 

Для образовательного процесса необходимы:

  • демонстрационный и раздаточный материал для развития мелкой моторики
  • наборы цветных карандашей для закрашивания и штриховки;
  • дидактические игры с мелкими предметами;
  • материалы и инструменты (пластилин, цветная бумага, альбом для рисования и т.д.).

Информационное обеспечение реализации программы 

Нормативно-правовые акты и документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 7 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  • Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАДОУ «Детский сад №11 Центр развития ребенка».

Программное обеспечение:

  • Операционная система Windows;
  • Для работы с интернет-порталом: Google Chrome, Яндекс-браузер, Edge;
  • Учебно-развивающие интернет-платформы: https://mersibo.ru/, https://roboborik.com.

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Оценочные и методические материалы:

Методы педагогического мониторинга:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • практическое задание.

Формы педагогического мониторинга:

  • контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
  • собеседования.

Оценочные материалы

п/п

Ф И О

уровень развития пространственных представлений

уровень развития моторного праксиса

уровень развития зрительно-моторной координации

уровень развития графических навыков

уровень развития графомоторных навыков

уровень развития психических процессов

Уровень общего развития

1

Уровень знаний:

В. – сформирован (3 балла)

С. – стадия становления (2 балла)

Н. – не сформирован (1 балл)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение

2

0,5

1,5

Тестовые задания

1.1

Вводное занятие (проведение мониторинга)

2

0,5

1,5

Раздел 2. Игры на развитие зрительного внимания

5

1,5

3,5

Каждый ребенок складывает отдельную картинку, а затем она собирается в одну общую картину

2.1

Развитие зрительного внимания в работе с разрезными картинками (8-12 частей, все виды разрезов)

2

0,5

1,5

2.2

Развитие зрительного внимания в работе с мозаикой по изучаемым лексическим темам

2

0,5

1,5

2.3

Развитие зрительного внимания в работе с кубиками (без опоры на картинку) по изучаемым лексическим темам

1

0,5

0,5

Раздел 3. Игры на развитие воображения и творческого мышления

4

1

3

Участие в творческих конкурсах и выставках

3.1

Развитие воображения

2

0,5

1,5

3.2

Развитие творческого мышления

2

0,5

1,5

Раздел 4. Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры и упражнения)

5

1,5

3,5

Пальчики показывают, а язычок рассказывает стихи и сказки

4.1

Упражнения с предметами (карандашами, природным материалом, мячиками и т.п.)

1

0,5

0,5

4.2

Упражнения в сопровождении веселых стишков и песенок, потешек (пальчиковые игры)

2

0,5

1,5

4.3

Пальчиковый театр

1

0,5

0,5

4.4

Массаж        пальчиков различными предметами

1

0,5

0,5

Раздел 5. Игры на развитие тактильных ощущений

2

1

1

Коллективный

коллаж

5.1

Рисование пальчиками и ладошками (с использованием нетрадиционного оборудования)

2

1

1

Раздел 6. Игры с различными материалами

4

1

3

Коллективная работа

(рисунки песком и пластилином)

6.1

Работа с песком (рисование на песке и рисование песком)

2

0,5

1,5

6.2

Пластилинография

2

0,5

1,5

Раздел 7. Упражнения на умение работать с карандашом

5

1,5

3,5

Выставка детских работ, выполненных как простым карандашом, так и цветными карандашами

7.1

Массажные упражнения с использованием карандаша

2

0,5

1,5

7.2

Штриховка карандашом (разные направления)

2

0,5

1,5

7.3

Копирование по клеточкам

1

0,5

0,5

Раздел 8. Упражнения для умения работать с ножницами

3

1

2

Декоративные и сюжетные композиции из бумаги

8.1

Правила по технике безопасности при работе с ножницами

1

0,5

0,5

8.2

Резание бумаги на полоски, вырезание по контуру

2

0,5

1,5

Раздел 9. Упражнения и игры с использованием нетрадиционных техник, способствующих развитию ручной умелости

6

2

4

Выставка детских работ/участие в конкурсах

9.1

Бисерография

1

0,5

0,5

9.2

Точечный рисунок

2

0,5

1,5

9.3

Рисование штрихом

2

0,5

1,5

9.4

Квиллинг

1

0,5

0,5

ВСЕГО

36

11

25

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(36 часов, 1 раз в неделю)

п/п

Название раздела и  темы занятий

Содержание работы

Теоретическая часть

Практическая часть

Раздел 1.

Введение. Педагогическая диагностика.  (2 часа)

1,2

Вводное занятие

«Вводное занятие (педагогическая диагностика)

Тестовые задания на:

- динамическую координацию,

- скорость движения, силу, статическую координацию;

- определение ведущей руки;

- умение работать простым карандашом (как держит карандаш, в какой руке, нажим)

- повторение фигур из пальцев

- работу с бумагой и ножницами

Раздел 2.

Игры на развитие зрительного внимания (5 часов)

3,4

Развитие зрительного внимания в работе с разрезными картинками

Как сложить разрезную картинку?

Постепенное увеличение объема зрительного внимания.

Совершенствование умения самостоятельно складывать разрезные картинки  с разной конфигурацией разреза

5,6

Развитие зрительного внимания в работе с мозаикой

Как правильно сложить мозаику?

Постепенное увеличение объема зрительного внимания.

Совершенствование умения самостоятельно складывать различных мозаик

7

Развитие зрительного внимания в работе с кубиками (без опоры на  картинку)

Как правильно выложить картинку из кубиков?

Постепенное увеличение объема зрительного внимания.

Совершенствование умения самостоятельно складывать  картинки  из кубиков

Раздел 3.

Игры на развитие воображения и творческого мышления (4 часа)

8,9

Развитие воображения

Фантазировать – это интересно!

Тест 1 «Вербальная (словесная) фантазия»

Тест 2 «Невербальная фантазия»

Игры-беседы: «Увеличение – уменьшение», «Оживший рисунок», «Изменение привычных отношений между героями сказок»

10,11

Развитие творческого мышления

Учимся творчески мыслить

Обучение умению видеть новый образ в обычных предметах (на что похоже облако).

Использование гипотетических возможностей (что можно увидеть, став таким высоким как дерево?)

Обучение завершению историй.

Воплощение творческого замысла в рисунке

Раздел 4.

Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры и упражнения)

 (5 часов)

12

Упражнения с предметами

Виды упражнений (с карандашом, каштаном, орехом, шариком и т.п.)

Увеличение подвижности пальцев как правой, так и левой руки, развитие силы, гибкости. Обучение движениям в такт и ритм стихотворений, песен и чистоговорок

13,14

Упражнения в сопровождении веселых стишков и песенок (пальчиковые игры)

Виды пальчиковых игр

Понимание и освоение простых и сложных движений пальчиками. Координированное сопровождение движений речью

15

Пальчиковый театр

Виды театра

Инсценировка знакомых детям стихов и сказок с помощью пальчикового театра. Пальчики показывают сказки

(для детей ясельных групп)

16

Массаж пальчиков

Виды массажа для развития мелкой моторики

Обучение массажным движениям в такт и ритм стихотворений

Раздел 5.

Игры на развитие тактильных ощущений (2 часа)

17,18

Рисование пальчиками и ладошками

Вместо кисточки – ладошка!

Превращение ладошки в различные предметы

Раздел 6.

Игры с различными материалами (4 часа)

19,20

Работа с песком

Техника безопасности при работе с песком. Песок сухой и мокрый.

Выполнение действий по подражанию и образцу с речевым сопровождением.

Самостоятельные действия с песком, отражающие собственный замысел ребенка

21,22

Пластилинография

Пластилиновая живопись

Создание объемных картин из пластилина

Раздел 7.

Упражнения на умение работать с карандашом

(5 часов)

23,24

Массажные упражнения с использованием карандаша

Карандашом ни только можно рисовать

Выполнение массажных упражнений с проговариванием коротких стихов и рифмовок

25,26

Штриховка  карандашом

Редкая штриховка и частая штриховка

Редкая штриховка карандашом одного цвета.

Штриховка двумя карандашами разного цвета.

Частая штриховка карандашом одного цвета.

Частая двумя карандашами разного цвета.

27

Копирование  по клеточкам

Как научить ребенка видеть клеточку на фоне страницы? (тетрадь с крупной клеткой)

Выполнение рисунка с опорой на зрительный образ. Без словесной инструкции (срисовывание).

Выполнение рисунка по словесной инструкции, с опорой на зрительный образ

Раздел 8.

Упражнения для умения работать с ножницами

 (3 часа)

28

Правила по технике безопасности при работе с ножницами

Правила работы с ножницами

 Отработка навыка пользования ножницами. Коллаж

29,30

Резание бумаги на полоски, вырезание круга из квадрата, преобразование одной фигуры в другие

Из каких частей состоят ножницы?

Совершенствовать навыки работы с ножницами (резание бумаги на полоски, вырезание кругов из квадратов, преобразовывание одной фигуры в другую. Создание изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур

Раздел 9.

Упражнения и игры с использованием нетрадиционных техник, способствующие развитию ручной умелости (6 часов)

31

Бисерография

Что такое бисерография?

Выкладывание контура предмета с помощью нитки бисера (бисер нанизывает взрослый).

Выкладывание небольших панно из отдельных бисеринок (прием развивает моторику руки, воспитывает у ребенка усидчивость, внимание)

32,33

Точечный рисунок

Точечный рисунок – это интересно!

Выполнение точечного рисунка карандашом, фломастером, красками на листе бумаги (заполнять точками пространство внутри контура рисунка)

34,35

Рисование штрихом

Как правильно штриховать рисунок (короткий-длинный, тонкий толстый и т.д.)

Выполнение штрихом рисунка простым карандашом.

Выполнение штрихом рисунка в цвете для более точной передачи формы, строения изображаемых предметов, композиции рисунка

36

Квиллинг

Квиллинг – интересная работа с бумагой!

Создание различных художественных композиций и фрагментов цветной бумаги

Всего: 36 занятий

Календарный учебный график

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий всего

36

6

Количество часов всего

36

7

Окончание учебного года

31 мая

8

Период реализации программы

01.09.2023 – 31.05.2024

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания обучающихся:

1)гражданско- патриотическое;

2) нравственное и духовное воспитание;

3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4) интеллектуальное воспитание;

5) физическое и оздоровительное;

6) формирование коммуникативной культуры;

7) воспитание семейных ценностей.

Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.

Используемые формы воспитательной работы: викторина, тематическое занятие, игровые программы.

Методы: беседа, моделирование, наблюдения, творческие и логические задания.

Планируемый результат:

  • повышение мотивации к школьному обучению;
  • сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата;
  • сформированность навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
  • сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Наименование мероприятия, события

Форма проведения

Сроки проведения

1

Инструктаж по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей при проведении занятий и других видов педагогической деятельности в помещении, правила поведения на занятиях

В рамках занятий

Сентябрь

2

Игры на знакомство и командообразование

В рамках занятий

Сентябрь-май

3

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Беседа

Сентябрь-май

4

1 сентября – день знаний

Беседа, игра-викторина

1 сентября

5

27 сентября - День работников дошкольного образования

Беседа, игра

Сентябрь

6

Международный день пожилых людей

Беседа, игра, творческая работа

Октябрь

7

День отца

Беседа, игра, презентация, чтение художественной литературы

Октябрь

8

День матери

Беседа, игра, презентация, чтение художественной литературы

Ноябрь

9

Подготовка к празднованию Нового года и Рождества

В рамках занятий

Декабрь

10

11 января – Всемирный день «спасибо»

Беседа, игра, презентация

Январь

11

21 февраля – Международный день родного языка

Беседа, игра, презентация, чтение художественной литературы

Февраль

12

23 февраля – День защитника Отечества

Игра-викторина, презентация, чтение художественной литературы

Февраль

13

8 марта – Международный женский день

Игра-викторина, презентация, чтение художественной литературы

Март

14

12 апреля – День космонавтики

Беседа, игра, творческая работа, презентация

Апрель

15

9 мая – День Победы

Беседа, игра, презентация, чтение художественной литературы

Май

Список литературы

Нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
  2. Конституция РФ.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
  5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
  6. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  10. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области»

Литература для педагогов:

  1. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук, М., 1974
  2. Бирюков А. А. Самомассаж для всех и для каждого, М., 1978
  3. Гаврина С. Ю., Кутявина Н.Л., Тоноркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, Ярославль: Академия развития, 1997
  4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить, Санкт-Петербург, Издательский дом «М и М», 1998
  5. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.,1978
  6. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова; Ж – л «Дефектология», №4, 1988

Литература для обучающихся:

  1. Безруких М.М, Филиппова Т.А. Тренируем пальчики, М.: Дрофа, 2008;
  2. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006;
  3. Максимова Е.А. Готовим пальчики к письму. – М.: Обруч, 2011;
  4. Новикова О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет. – СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2007;
  5. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2010;
  6. Топоркова И.Г., Гаврина С.Е. Развиваем руку, чтобы учиться писать и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»

Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»

Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»

Срок  реализации:  1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...