Конструкты занятий по коррекционным курсам
план-конспект

Филина Вера Петровна

Построение занятия по курсу  "Предметно-практические действия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие№ 17- 18 (2 четверть)

Коррекционный курс: Предметно-практические действия  (20 минут)

Учитель: Филина В.П.

Дата: 13. 11. 2023 г

 Класс: 9,10                                                      

Тема: Аппликация «Медвежонок». Обрывание тонкого картона по контуру обведённого медвежонка

.( занятие№1) ( занятие №2)

Цель: Обвести по шаблону медвежонка, оборвать картон по контуру обведённого медвежонка.

Задачи:

- учебно - коррекционная: 

  • Обведение шаблона медведя на листе коричневого картона;
  • Обрывание тонкого картона по контуру обведённого медвежонка на основе знаний свойств бумаги. 

- коррекционно-развивающая: 

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук,

- коррекционно-воспитательная:

        -     формировать умение слышать и  понимать инструкцию  учителя

         -    воспитывать старательность, аккуратность.

Формирование БУД:   Коммуникативные учебные действия - принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Регулятивные учебные действия – контролировать  свои действия, регулировать движение руки,  анализировать результаты своей работы.

                Познавательные учебные действия – различать форму предмета, в данном случае, контур медведя, на практике использовать  свойства бумаги рваться, обрываться.

             Личностные: уметь доводить начатое действие до конца.( до конца обвести, до конца оборвать вокруг

                 контура предмета бумагу)

                Материалы и инструменты: альбом, шаблон с контуром медведя, картинка с изображением медведя,

простой карандаш, цветные карандаши. клей, цветной картон,образец.

                Межпредметные связи: окружающий природный мир, речь и альтернативная коммуникация.

Конструкт занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формирование БУД

Орг. момент. Психологический настрой.

 1. Проверка готовности к занятию: проверка наличия учебных принадлежностей, необходимых для работы,  их расположение

Проверяет  наличие учебных принадлежностей.

Настрой на урок.

Рег. уч. д  на основе проверки готовности к уроку

Цель, задачи занятия

- Сегодня на занятии ты будешь работать с  шаблоном, картоном, карандашами. А что    будешь создавать сегодня на уроке, ты узнаешь, отгадав загадку:  Живёт в берлоге он в лесу. Пугает волка и лису. Любит ягоды и мёд. Косолапо он идёт. (медведь).

Должен знать: свойства бумаги ( картона)

Должен  уметь:  правильно  выполнять  практические задания: обведение по шаблону карандашом, обрывание тонкого картона по контуру предмета

Отгадывает загадку( с направляющей помощью учителя)

- Слушает, запоминает.

Регулятивные

Рег. Регу уч. действия – на основе восприятия  задач занятия

.

Актуализация опорных знаний

 - Вводная беседа. 

Задание: Соотнести словарные слова с определениями 

Словарная работа : аппликация, шаблон, контур.

Аппликация –изображение предмета. посредством разных материалов.

Шаблон –приспособление для размётки деталей. Чем шаблон отличается от трафарета?

Контур предмета –замкнутая линия.очертание предмета, силуэта.

Какие свойства бумаги тебе известны? ( Ответ)

Почему будем обрывать , а не резать бумагу?

Читает с помощью учителя словарные слова и соотносит их с определениями

Отвечает на вопросы

Коммуникативные учебные действия на основе сотрудничества с учителем.

Познавательные учебные действия:чтение слов и соотне-сение их с определениями

Планирование практической деятельности.

_  Как будешь прикладывать  шаблон  к  ли-сту картона? В какой руке будешь держать карандаш? (левой) Какой рукой придерживать шаблон на  листе картона? (правой) Какой рукой будешь обрывать картон  по контуру медвежонка? (левой)

Какой рукой будешь придерживать лист картона? (правой)

Отвечает на вопросы учителя, демонстрирует действия.

Познавательные  и регулятивные учебные действия на основе выполнения задания по инструкции учителя.

Физкультминутка

.Музыкальная  физ. минутка ( разминка для рук)   «Пальчики моются», «Пальчики играют на пианино»

Выполняет физминутку.

Регулятивные учебные действия на основе выполнения  физминутки

Практическая часть

  1. Берем шаблон.
  2. Прикладываем шаблон  к  листу картона, придерживаем правой рукой.
  3. Левой рукой правильно захватываем простой карандаш.
  4. Обводим шаблон, плотно прижимая грифель карандаша к стенке шаблона.
  5. Аккуратно  обрываем картон по контуру изображения предмета.

Выполняет практическое задание по инструкции учителя.

Регулятивные учебные действия на основе выполнения практического задания по инструкции учителя

    Итог

Рефлексия. Посмотри на своего медвежонка.  Скажи соответствует ли твой медвежонок образцу? Как ты можешь оценить свою работу на занятии? ( аккуратность, точность обведения и обрывания  контура медведя, доведение начатой работы до конца)

На следующем занятии мы продолжим нашу работу. Выполним аппликацию

«Медвежонок»

Даёт оценку своей работе (доведение начатого до конца, аккуратность обведе-ния шаблона медведя)

Личностная . учеб. деят. на основе самооценки своей деятельности на занятии.

Тема : Аппликация «Медвежонок»

Цель: Выполнить аппликацию на альбомном листе.

Задачи:

Коррекция пространственных представлений на основе расположения предметов на альбомном листе.

Воспитание аккуратности,старательности

Практическая часть

  1. Выделить части тела  медвежонка с помощью аппликации(мордочка, лапки, ушки,животик), приклеить медвежонка на альбомный лист.
  2. Вырезать по шаблону и приклеить ёлочку

3. Аппликация готова.

Р. П.

Рефлексия

  1. Расскажи, как ты выполнял аппликацию
  2. Какие были трудности?
  3.  Нравится ли тебе твоя  работа

Р. Л.



Предварительный просмотр:

Занятие№ 15 (1 четверть)

Коррекционный курс: Предметно-практические действия  (20 минут)

Учитель: Филина В.П.

Дата: 25. 10. 2023 г

 Класс: 9б                                                      

Тема: Работа с трафаретом. Обведение контура различных листьев.

Цель: Обвести по контуру листья различной формы, раскрасить их, соблюдая границы контура листа.

Задачи:

- учебно - коррекционная: 

  • Обведение листьев различной формы, их раскрашивание, соблюдение контура листа;
  • Различение листьев, определение их принадлежности к определённому дереву;

- коррекционно-развивающая: 

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук,

- коррекционно-воспитательная:

        -     формировать умение слышать и  понимать инструкцию  учителя

         -    воспитывать старательность, аккуратность.

Формирование БУД:   Коммуникативные учебные действия - принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Регулятивные учебные действия – контролировать  свои действия, регулировать движение руки,  анализировать результаты своей работы.

                Познавательные учебные действия – различать форму листа, по форме листа определять дерево.

             Личностные: уметь доводить начатое действие до конца.( до конца обвести, до конца раскрасить)

Материалы и инструменты: альбом,трафарет с контурами листьев, картинки деревьев (берёза, осина, дуб), сухие натуральные листья, простой карандаш, цветные карандаши.

 Межпредметные связи: окружающий природный мир, речь и альтернативная коммуникация.

Конструкт занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающейся

Формирование БУД

Орг. момент. Психологический настрой.

 1. Проверка готовности к занятию: проверка наличия учебных принадлежностей, необходимых для работы,  их расположение

Проверяет  наличие учебных принадлежностей.

Настрой на урок.

Рег. уч. д  на основе проверки готовности к уроку

Цель, задачи занятия

- Сегодня на занятии ты будешь работать с  трафаретом, альбомом, карандашами. А что    будешь создавать сегодня на уроке, ты узнаешь, отгадав загадку: Летом вырастают, а осенью опадают.

Должен знать: названия  деревьев, определять их по листикам

Должен  уметь:  правильно  выполнять  практические задание , обведение по контуру.

Отгадывает загадку( с направляющей помощью учителя)

- Слушает, запоминает.

Регулятивные

Рег. Регу уч. действия – на основе восприятия  задач занятия

.

Актуализация опорных знаний

 - Вводная беседа.   На уроке «окружающий природный мир» мы изучали различные деревья  и  рассматривали их листики.

Задание: Прочитай  названия деревьев. Соотнеси сухие листики с картинками деревьев. (БЕРЁЗА, ОСИНА, ДУБ)

Читает с помощью учителя и соотносит листики с картинками деревьев

Коммуникативные учебные действия на основе сотрудничества с учителем.

Познавательные учебные действия:чтение слов и соотне-сение листиков с картинками.

Планирование практической деятельности.

_ Покажи на трафарете: какие листья будешь обводить? Как будешь прикладывать  трафарет к альбомному листу? В какой руке будешь держать карандаш? (левой) Какой рукой придерживать трафарет на альбомном листе? (правой) Какого  цвета карандаши тебе понадобятся для раскрашивания листиков?

Отвечает на вопросы учителя, демонстрирует действия.

Познавательные  и регулятивные учебные действия на основе выполнения задания по инструкции учителя.

Физкультминутка

.Музыкальная  физ. минутка ( разминка для рук)   «Пальчики моются»

Регулятивные учебные действия на основе выполнения  физминутки

Практическая часть

  1. Выбирает листик
  2. Прикладывает трафарет к альбомному листу, придерживает правой рукой.
  3. Левой рукой правильно захватывает простой карандаш.
  4. Обводит контур листа, плотно прижимая грифель карандаша к стенке трафарета.
  5. Выбирает цветной карандаш, раскрашивает листик

Выполняет практическое задание по инструкции учителя.

Регулятивные учебные действия на основе выполнения практического задания по инструкции учителя

    Итог

Рефлексия. Посмотри на свой листик.  Скажи какому дереву он принадлежит? Как ты можешь оценить свою работу на уроке? ( аккуратность, точность обведения контура листа, доведение начатой работы до конца)

Даёт оценку своей работе (доведение начатого до конца, аккуратность обведе-ния контура листа)

Личностная . учеб. деят. на основе самооценки своей деятельности на занятии.



Предварительный просмотр:

Занятие№ 15 (1 четверть)

Коррекционный курс: Предметно-практические действия

Дата: 23. 10. 2023 г

 Класс: 9                                                        

Тема: Поделка из природного материала и пластилина. Фигурка «Сова».

Цель: изготовить поделку из природного материала и пластилина.

Задачи:

- учебно - коррекционная: 

  • развивать интерес к лепке, умению планировать работу;
  • закрепить приемы лепки из пластилина;

- коррекционно-развивающая: 

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук,

- коррекционно-воспитательная:

  • формировать умение слушать и  выполнять задание  учителя
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Формирование БУД:   Коммуникативные учебные действия - принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Регулятивные учебные действия – контролировать  свои действия; научить анализировать изделие и выполнять работу по плану;

                Познавательные учебные действия - исследовать свойства пластичных материалов; соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

             Личностные: видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

Материалы и инструменты: шишка, пластилин, картон, ветка, влажные салфетки, доска или клеёнка, стеки.

 Оборудование: образец скульптуры из шишек «Сова», заготовки для объяснения.

Конструкт занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающейся

Формирование БУД

Орг. момент. Психологический настрой.

 1 Проверка готовности к занятию: проверка наличия учебных принадлежностей, необходимых для работы,  их расположение.

-На занятии тебе понадобятся  пластилин, природный материал - сосновая шишка,  лист с заданиями.

Проверяет  наличие учебных принадлежностей.

Настрой на урок.

Рег. уч. д  на основе проверки готовности к уроку

Цель, задачи занятия

- Сегодня на занятии ты будешь работать с пластилином и сосновой шишкой. А чей образ ты будешь создавать сегодня на уроке, ты узнаешь, отгадав загадку:

Всю ночь летает –

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Должна знать: названия природного материала, цвета пластилина.

Должна уметь:  правильно  выполнять  практические задания вместе  с  учителем

Отгадывает загадку( с направляющей помощью учителя)

- Слушает, запоминает.

Регулятивные

Рег. Регу уч. действия – на основе восприятия  задач урока.

Актуализация опорных знаний

 - Вводная беседа.  - Посмотри на стол. Назови материалы, которые ты видишь. Как можно назвать все, что мы перечислили?

И так, сегодня ты будешь работать с природными материалами. Что это за материал? Где растут шишки? На каких деревьях?

Какие ещё природные материалы ты знаешь?

Сегодня ты будешь делать фигурку из шишек.

- Из чего состоит эта поделка?

- Из шишки и пластилина.

- Давай вспомним приёмы лепки.

А) Когда мы разминаем пластилин, этот приём называется…?

Б) А следующий приём, когда мы сдавливаем наши заготовки называется…?

В) А когда разминаем пластилин, скатываем и образуем колбаски?

-Приёмом РАЗМИНАНИЯ.

-Приёмом СДАВЛИВАНИЯ.

-РАСКАТЫВАНИЕ  колбаски.

Итог этапа.

Отвечает на вопросы.

Называет предметы, подбирает обобщающее слово

Коммуникативные учебные действия на основе составления ответов на вопросы учителя.

Планирование практической деятельности.

- Скажи,  какие приспособления тебе понадобятся для того, что бы выполнить поделку не испачкав стол?

- А какие материалы тебе понадобятся?

- Давай вспомним, кого ты сегодня будешь делать?

-Какие инструкции пользования при работе с пластилином? – (1. При работе с пластилином следует следить, чтобы он не падал на пол.

2. Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.

3. После работы с пластилином следует тщательно протереть руки влажными салфетками).

- Что еще? - Стека.

- Для чего нужна стека? (Что бы разрезать пластилин)

- Посмотри на изделие. Что есть у совы? Из каких частей состоит поделка?

- Туловище – шишка. Глазки, бровки, носик – из пластилина. Лапки – из пластилина. Ушки–из пластилина. Крылья - из пластилина.
- Какого цвета возьмём пластилин?

- Для того, чтобы сделать детали совы, тебе нужно будет выполнить разные приёмы лепки, которые мы с тобой уже повторили. Только слушай, смотри, запоминай.

Итог этапа.

Отвечает на вопросы учителя

Познавательные  и регулятивные учебные действия на основе выполнения задания по инструкции учителя.

Физкультминутка

В лесу темно,

Все спят давно.

(изображает спящих)

Все птицы спят...

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

( делает взмахи руками)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изображает большой круг руками; сделать повороты головой вправо, влево)

Регулятивные учебные действия на основе выполнения  физминутки

Первичная проверка понимания

- А сейчас составь мне план работы.

- Проверь, все ли у тебя на месте.

Обучающийся  поэтапно проговаривает план изготовления частей поделки.

1.Беру шишку - это туловище совы.

2.Делаю голову и  глазки из пластилина.

3.Делаю клювик и ушки из пластилина.

4.Делаю лапки тоже из пластилина. Катаю колбаски из пластилина

5. Делаю крылья из пластилина.

6.Сажаю нашу получившуюся скульптуру на ветку.

Практическая часть

1. Берём шишку - это туловище совы. Ты знаешь, что голова сливается с туловищем. Далее лепим отдельные элементы головы.

2. Глазки. Берём белый пластилин. Делим его пополам. Один кусок разминаем. Используем прием разминания.

-Поместим на одну ладонь, сверху накроем второй и совершаем круговые движения, периодически поворачивая будущий шарик, пока он не станет круглым. Используем прием сдавливания. Делаем три пары шарика (1-чёрная, большая,2- белая, средняя,3 -чёрная, маленькая)

3. Лапки. Берём пластилин коричневого цве та. Делим его пополам. Один кусок делим на 4 равные части. Разминаем все 4 части. Скатываем, делаем маленькие колбаски. Соединяем, одну  - основа лапки, 3 осталь –ные - пальцы. 4. Клювик, ушки сделай сама из любого цвета, который посчитаешь подходящим для твоей Совушки.

5.Крылья сделаем из пластилина.

Итог этапа.

Выполняет практическое задание по инструкции учителя.

Делит  пластилин на части:

отрезание части для глаз;

отрезание части для лапок.

отрезание части для ушек, крыльев  и носа.

Регулятивные учебные действия на основе выполнения практического задания по инструкции учителя

Итог урока

- Рефлексия. Посмотри, какая сова появилась у нас в конце урока. Как ты можешь оценить свою работу на уроке?

Даёт оценку своей работе на уроке.

Рег. учеб. деят. на основе самооценки своей деятельности на уроке.



Предварительный просмотр:

Занятие№ 17 (2 четверть)

Коррекционный курс: Альтернативная коммуникация  (20 минут)

Учитель: Филина В.П.

Дата: 09. 11. 2023 г

 Класс: 10  б                                                      

Тема: Дифференциация А-Я

Цель: Обучающийся умеет различать слова и слоги со звуками  А-Я по твёрдости и мягкости произношения

Задачи:

- учебно - коррекционная: 

  • Научиться правильно произносить твёрдые и мягкие согласные в слогах и словах.

- коррекционно-развивающая: 

  • коррекция  произношения ,

- коррекционно-воспитательная:

        -     формировать умение слышать , понимать и выполнять  инструкцию  учителя

         

Формирование БУД:   Коммуникативные учебные действия - принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Регулятивные учебные действия – контролировать  свои действия,  анализировать результаты своей работы.

                Познавательные учебные действия – различать в произношении твердые и мягкие согласные

                Личностные: уметь доводить начатое действие до конца.

                 Оборудование:картинки, слова, буквы А-Я, с логи

                 Межпредметные связи:  речь и альтернативная коммуникация.

Конструкт занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающейся

Формирование БУД

Орг. момент. Психологический настрой.

 1. Проверка готовности к занятию: проверка наличия учебных принадлежностей, необходимых для работы,  их расположение

Проверяет  наличие учебных принадлежностей.

Настрой на урок.

Рег. уч. д  на основе проверки готовности к уроку

Цель, задачи занятия

- Сегодня на занятии ты будешь работать над с произношением  звуков А-Я  в сочетании с согласными звуками  Отгадайте загадки . Назовите слова,начинающиеся на буквы А.,Я

(Арбуз, яблоко)

Должен  уметь:  правильно  выполнять  практические задание по дифференциации звуков А – Я

Должен знать:различие звуков А-Я влияет на твёрдость и мягкость рядом стоящего согласного звука

Отгадывает загадки( с направляющей помощью учителя)

- Слушает, запоминает.

Регулятивные

Рег. Регу уч. действия – на основе восприятия  задач занятия

.

Физкультминутка

Выполнение упражнений для развития артикуляции.

Выполняют упражнения по показу учителя (Часики, вкусное варенье,надуй щеки)

Регулятивные учебные действия на основе выполнения  физминутки

Актуализация опорных знаний

  Вводная беседа.   Назови первый слог в слове МАША и МЯЧИК.

МА-Какую букву ты напишешь после буквы М;Почему?

МЯ –Какую букву ты напишешь после буквы М; Почему?

Читает с помощью учителя и соотносит свое произношение прочитанного с произношением учителя. Объясняет свой выбор в написании буквы

Коммуникативные учебные действия на основе сотруд-ничества с учите-лем.Познавательные учебные дейст-вия:чтение слогов со звуками А-Я.

Практическая часть

  1. Чтение парных слогов (ма-мя,ла-ля,на-ня,са-ся,ра-ря,та-тя,да-дя,за-зя)
  2. Работа с парными картинками и словами рад-ряд, мал-мял.

В каком слове первый согласный звук твёрдый, а в каком  мягкий ?

  1. В каждом слове есть буква А и Я ,   вставь их.

М*-МУ-Л*      У-Т*-Т*

            П*-ПУ-Л*

            КО-Т*-Т*

Выполняет практическое задание по инструкции учителя.

Регулятивные учебные действия на основе выполнения практического задания по инструкции учителя

    Итог

Рефлексия..  Скажи чему ты учился сегодня на занятии? Как ты можешь оценить свою работу? (правильно произносишь слова с твёрдыми и мягкими согласными или затрудняешься в их произношении)

Даёт оценку своей работе на занятии.

Личностная . учеб. деят. на основе самооценки своей деятельности на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-конспекты занятий по коррекционным курсам «Предметно-практическая деятельность, обучение игре »,"Окружающий мир", "Сенсорика"

Это конспект занятия, адресованный педагогам, работающим с детьми  с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Планы-конспекты занятий по коррекционным курсам «Предметно-практическая деятельность, обучение игре »,"Окружающий мир", "Сенсорика"

Конспекты адресованы педагогам,работающим с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

План-конспект индивидуального занятия по коррекционному курсу "Ознакомление с окружающим"

Конспект адресован педагогам,работающим с детьми со сложной структурой дефекта...

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»

Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями ...

Конспект занятия по коррекционному курсу «Ступени жизни» Тема: Административная и уголовная ответственность, 10 класс

Тема: Административная и уголовная ответственность Цель: расширение представлений учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений....

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...