Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных технологий
рабочая программа

Дормидонтова Елена Сергеевна

Данная презентация раскрывает опыт работы по развитию мелкой моторики с использование нетрадиционных предметов. Обучение детей пальчиковым играм с необычными предметами способствуют развитию речи, являются мощным средством развития интеллекта. В презентации представлены игры со счетными палочками, с карандашами, с прищепками, с зубными щётками, с бигуди, а также игры с конструктором "ЛЕГО". 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных технологий Учитель - дефектолог: Дормидонтова Е.С. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА» (ГБОУ ШКОЛА № 460)

Слайд 2

Здоровье детей – это понятие, в котором заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. С раннего детства необходимо воспитывать у детей уважительное отношение к своему здоровью. Ни для кого не секрет, что в течение последних лет состояние здоровья детей ухудшается. Дети, поступающие в детский сад, уже имеют отклонения физического здоровья. Поэтому, воспитание здорового образа жизни – одна из приоритетных задач воспитания. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психологов с целью сохранения и укрепления здоровья ребёнка. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Слайд 3

Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий: - повышение умственной и физической работоспособности; - охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; - стимулирование речевых зон коры головного мозга; - формирование орального праксиса; - совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса; - повышение резервов дыхательной системы; - профилактика нарушения зрения; - создание благоприятного эмоционального фона.

Слайд 4

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж. 3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика . Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Слайд 5

Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Основной целью пальчиковых игр и упражнений является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов: 1. Массажных мячиков. 2. Счётных палочек. 3. Шестигранных карандашей. 4. Прищепок. 5. Зубных щёток. 6. Бигуди (крупные и длинные) 7. Конструктора ЛЕГО и т.д. Игры могут сопровождаться стихотворениями. Прежде чем показать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала необходимо проиграть сюжет самим. Перед игрой следует обсудить её содержание, отработать ключевые движения и комбинаций пальцев с предметами. Это не только подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой (при выполнении упражнений вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой). Играя с детьми в игры, обращайте особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Слайд 6

1. Игры с массажными мячиками « Бежит ёжик по дорожке » « Весёлые прыжки » « Наши ручки » « Дружба »

Слайд 7

«Цапля» «Апельсин» «Перелётные птицы» «Журавль» 2. Игры со счётными палочками

Слайд 8

3. Игры с шестигранными карандашами «Весёлые песенки » «Весёлый карандаш » «Подъемный кран » «Вертолёт» «Карусели»

Слайд 9

4 . Игры с прищепками «Гусёнок» «Жук» «Клюква» «Крапива» «Комары»

Слайд 10

5. Игры с зубными щетками «Массаж» «Кто живёт в моей квартире? » «Кто приехал? » «За ягодами » «Подарки Деда Мороза»

Слайд 11

6. Игры с бигуди «Весёлая поездка » «Паровозик» «Машины» «Игрушки» «Весёлые цифры»

Слайд 12

7. Игры с использованием конструктора ЛЕГО «Весёлый счёт » «Бусы» «Волшебные домики» «Разноцветные детали» «Дорожки» «Столик»

Слайд 13

Таким образом, наш организм нуждается, чтобы его охраняли, оберегали, содержали в порядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужны здоровьесберегающие технологии. Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью. Предложенные игры с нетрадиционным использованием предметов , требующих тонких движений пальцев: повышают работоспособность головного мозга, стимулирует умственную деятельность; дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности; развивают внимание, мышление, память; способствуют хорошему эмоциональному настрою; повышают общий тонус; снижают психоэмоциональное напряжение; расширяют словарный запас ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А.ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36

e-mail: class="c24 c23">ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционной образовательной деятельности учителя - дефектолога

для дошкольников с задержкой психического развития

(старшая группа)

Учитель-дефектолог: Дормидонтова Е.С.

МОСКВА 2020 г.

Содержание.

I. Целевой раздел.

Пояснительная записка……………………………………………………………………………3

Цели и задачи коррекционного обучения детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………………………………5

Принципы коррекционного обучения……………………………………………………………6

Возрастные особенности детей с ЗПР 5 - 6 лет………………………………………………….9

Этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы…………………………………..11

Планируемые результаты освоения Программы………………………………………………12

II Содержательный раздел.

Основные направления работы …………………..……………………………………………..14

Диагностическая деятельность………………………………………………………………….14

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога…………………………………...15

Календарно-тематическое планирование……………………………………………………...17

III. Организационный раздел.

Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение…………………………………………………………………………………………....22

Интерактивное сопровождение коррекционно-развивающей среды…………………………23

График организации образовательного процесса……………………………………………...24

Годовой план профессиональной деятельности……………………………………………….24

Специальные методы и технологии организации образовательной деятельности…………………………………………………………………………………………..25

Методическое обеспечение рабочей программы и образовательных областей………………………………………………………………………………………………..27

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Основная цель коррекционно-развивающего обучения – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

В процессе коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) решаются следующие задачи:

  • Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  • Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  • Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей, как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с задержкой психического развития.

Нормативно-правовой и документальной основой коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ).

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384).

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от № 189 (ред. от ) с изменениями и дополнениями.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН ;, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ» от №26.

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» от #1075;. № 08-5.

Рабочая программа составлена с учетом специфических особенностей психического развития ребенка с ЗПР, ведущих мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, характера ведущей деятельности, социальной ситуации развития воспитанников. Дети с ЗПР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР дошкольного возраста осуществляется в рамках групп общеразвивающей направленности.

Основой для разработки данной учебной программы явились следующие программы:

  • «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004) Программа коррекционно-развивающей работы в группе детей с задержкой психического развития состоит из следующих разделов:
  • Типовая программа коррекционного обучения детей с ЗПР в старшей группе детского сада.
  • Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М.
  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Программа коррекционно – развивающего обучения дошкольников с ЗПР Воспитание обучение детей с нарушениями развития - 2002. – 5. С. – 26 – 41.

Цели и задачи коррекционного обучения детей с задержкой психического развития.

Цели и задачи РП

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Задачи:

- развивать у детей интерес к окружающему миру, стимулировать развитие познавательной активности;

- развивать когнитивные процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление;

- развивать элементарную наблюдательность детей, их желание и умение наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;

- учить устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать сенсорно-перцептивные способности детей;

- закреплять умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, ориентироваться на листе бумаги;

- продолжать формировать элементарные математические представления;

- развивать мелкую моторику, координацию обеих рук, зрительно-двигательную координацию детей;

- повышать речевую активность детей, развивать коммуникативную функцию их речи на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях, стимулировать детей к общению с взрослыми и сверстниками;

- учить детей элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях;

- учить детей элементарному планированию, выполняя какие-либо действия с помощью взрослого и самостоятельно;

- обогащать и совершенствовать умения детей играть с предметными и образными игрушками, развивать способность детей брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, закреплять умение детей играть совместно со взрослым и сверстниками в различные игры;

- стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Содержание программного материала построено в соответствии с концентрическим принципом. Знакомство детей с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, т.е., содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная, и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных, и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами, а повторы в работе с детьми позволяют сформировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивают их применение в разных видах деятельности.

Принципы коррекционного обучения детей с задержкой психического развития.

Исходя из требований ФГОС при создании РП учитываются:

- индивидуальные потребности ребенка с ЗПР, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности);

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

- возможности освоения ребенком с ЗПР программы на разных этапах ее реализации;

- специальные условия для получения образования детьми с ЗПР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на:

- преодоление нарушений развития ребенка с ЗПР, оказание ему квалифицированной помощи в освоении РП;

- разностороннее развитие ребенка с ЗПР с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Основные принципы:

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- Сотрудничество с семьей.

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Подходы к формированию программы:

- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников) и детей. Уважение личности ребенка.

- Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

- Научная обоснованность и практическая применимость (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

- Интеграция содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

- Комплексно-тематический подход построения образовательного процесса.

Особенности реализации общепедагогических принципов в условиях специального образования:

- Поэтапное предъявление заданий. Особенностью детей с ЗПР является то, что трудные инструкции им не доступны. Необходимо дробить задания на короткие отрезки и предъявлять их ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

- Смена видов деятельности. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР и приводит к быстрой потери интереса к предлагаемой деятельности, следовательно, необходимо чередовать виды детской деятельности в процессе совместного творчества.

- Увеличение доли наглядности, раздаточного материала в процессе работы. Изучаемый материал необходимо подкреплять наглядностью, так в дошкольном возрасте у детей с ЗПР преобладает наглядно-действенное.

- Контроль каждого этапа работы. У детей с ЗПР поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, следовательно, педагогу необходимо контролировать работу детей на всем протяжении совместного творчества, последовательно руководить детской деятельностью.

- Совместное действие с ребенком в начале обучения. На первых этапах обучения ребенку часто тяжело бывает выполнять задания педагога, опираясь только на объяснение и показ, следовательно, для успешного выполнения заданий педагогу необходимо совместно с ребенком проделывать предлагаемую работу.

- Доступность изложения материала ребенку. Необходимо учитывать развивающий характер обучения – обучение должно строиться исходя из особенностей структурных нарушений, то есть на основе зоны ближайшего развития ребенка. Надо учитывать потенциальные возможности каждого ребенка, которые реализуются в совместной деятельности педагога и детей.

- Система и последовательность предлагаемого материала. При работе с детьми с ЗПР необходимо учитывать их скудный запас знаний и представлений по всем разделам программы, следовательно, начинать формировать знания детей необходимо от простого – к сложному от ближайшего окружения ребенка.

- Использование многократного возврата к теме. Повторяемость материала необходимый компонент успешного развития детей с ЗПР. Повторение одного и того понятия должно происходить в разных видах детской деятельности (художественное творчество, чтение художественной литературы, проведение подвижных и дидактических игр, проведение бесед).

- Необходимость установления взаимного эмоционального контакта с ребенком. При общении с детьми с ЗПР педагог должен быть эмоционален – это позволяет удержать внимание детей на предлагаемой деятельности и добиться от них эмоциональной отзывчивости.

- Четкость, краткость инструкции.

- Использовать приемы, активизирующие память. Непременное условие развивающего обучения - научить мыслить причинно, то есть развитие причинно – следственных связей. Для облегчения запоминания предлагаемого материала, для стимуляции развития образного мышления, необходимо пользоваться различными символами, пиктограммами, мнемотаблицами или подключать двигательные функции, синхронизировать речь с движениями.

- Педагогу при организации совместной деятельности с детьми необходимо добиваться обратной связи, взаимоконтакта.

Кроме того, в рабочей программе учитывается деятельностный и функционально-системный подход, связанный с организацией коррекционно-педагогического процесса. Последний дает возможность использовать комбинированную, адаптивную, модель организации образовательного процесса, сочетая элементы учебно-дисциплинарной и предметно-средовой или учебно-дисциплинарной и комплексно-тематической модели вокруг функции коррекции и компенсации основного дефекта ребенка с ЗПР.

Возрастные особенности детей с ЗПР 5 - 6 лет.

Сенсорно - перцептивная деятельность

У детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами, что снижает эффективность их восприятия. Путают названия неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков.

Испытывают существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины. Наблюдается нецеленаправленный способ работы, недоразвитие самоконтроля.

Игровая деятельность.

В возрасте 5 - 6 лет, дети с ЗПР с большим желанием относятся к игре, чем в среднем возрасте. Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок предпочитает индивидуальные игры групповым. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию. Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх.

У детей появляются сюжетные игры с 1-2 детьми. Они предпочитают подвижные игры. Дети могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли.

У детей отмечаются трудности в формировании мотивационно – целевого компонента игры: трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла или его отсутствие, узкая вариативность при поиске путей его реализации, отсутствие потребности в совершенствовании своих действий, направленность на осуществление каких – либо действий, а не реализацию замысла игры.

Дети выполняют несложные двухступенчатые инструкции, но не могут выполнить трехступенчатую инструкцию, часто не доводят начатое дело до конца. Нарушен поэтапный контроль своей деятельности, дети не способны оценить результаты своего труда и обосновать оценку.

Усложняется конструирование. Дети могут заниматься конструированием и обыгрывать постройку более 10 минут. Постройки включают в себя большее количество деталей, однако большинство детей испытывают затруднения при планировании последовательности действий.

Некоторые дети испытывают трудности во всех видах изобразительной деятельности.

Двигательная сфера.

Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте все лучше удерживают равновесие, могут подпрыгивать на двух ногах, балансировать на одной ноге, перешагивать через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Ребенок с ЗПР затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм.

Познавательные процессы.

У большинства детей восприятие становится более дифференцированным, целостным, они составляют картинки из частей, знают 6 основных цветов, основные геометрические фигуры, подбирают предметы по цвету и форме.

У некоторых детей 5-6 лет с ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность, целостность, нарушено или недостаточно сформировано восприятие цвета. Такие дети с трудом составляют картинки, разрезанные по диагонали.

Объем внимания и запоминания увеличиваются, возрастает их произвольность. Дети с задержкой развития 5 – 6 лет могут запомнить по просьбе взрослого 4 слова, но некоторые из них по-прежнему с трудом выполняют задание на запоминание. Что касается долговременной памяти, то дети с задержкой развития 5 – 6 лет способны к запоминанию информации и извлечению ее из памяти спустя дни и недели, так же, как и их сверстники. Большинство детей могут удерживать внимание на объекте, занимаясь привлекательной для них деятельностью, в течение 15-20 минут. У детей отмечается заметное преобладание наглядной памяти над словесной, характерен недостаточный объем и точность запоминания. Ребенок с ЗПР в 5 лет при условии его обучения может осуществлять мыслительные операции: группировать предметы по наглядным признакам, по классам, определять лишний предмет с опорой на наглядность.

Интеллектуальная деятельность

Большинство детей могут считать до 10, испытывают некоторые трудности при отсчитывании предметов. На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания, деления предметов. Знает времена года, дни недели, но родовые и видовые представления сформированы недостаточно. Правильно обобщает методом исключения из четырех предметов, но мотивировка ответов нечеткая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах, но с предварительной инструкцией педагога.

Развитие речи.

К особенностям речевого развития можно отнести низкий уровень сформированности звуковой стороны речи у большинства детей, недостаточность произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков. Недостаточно сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие, отмечается лексико-грамматическое нарушение речи. Затруднен пересказ сюжета, сказки в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях - в связи с недоразвитием лексико-грамматического строя языка. По мере обогащения представлений об окружающем мире, у детей значительно расширяется объем словаря, который в большинстве случаев остается неточным. Возрастают возможности диалогической речи.

Взаимоотношения с детьми и взрослыми.

В этом возрасте изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах

начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Поведение.

Может проявлять несдержанность эмоций. При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффективные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача. Затруднено выполнение правил поведения.

У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками.

Навыки

Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию.

В данном возрастном периоде уже достаточно четко проявляется форма задержки психического развития. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдаются существенные трудности в развитии зрительно-пространственных функций, что наглядно проявляется в их рисунках и конструкциях. Кроме того, у них отмечаются неустойчивость внимания, своеобразные поведенческие реакции с выраженными аффективными проявлениями. Снижение эффективности восприятия предметов приводит к недостаточной дифференцированности представлений. Эта особенность представлений ограничивает возможности наглядного мышления ребенка. Детям с ЗПР в этом возрастном периоде уже доступны обобщения. Они выделяют существенные признаки в процессе обобщения, однако из-за недоразвития речи и ограниченности представлений об окружающем у них наблюдается нечеткая мотивировка ответов.

У детей с другими формами ЗПР выраженного недоразвития сенсорно-перцептивных функций не обнаруживается. Однако в отличие от сверстников у них наблюдаются выраженные эмоционально-волевые нарушения, сниженная познавательная активность и недоразвитие игровой деятельности. Родители и педагоги часто обращают внимание на поведенческие особенности ребенка, в то время как уровень развития познавательных процессов этих детей часто остается вне поля их зрения.

Этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы

Функционально-системный подход связан с определением этапов и сроков, механизмов реализации рабочей программы.

Этапы:

Учебный год начинается первого сентября и условно делится на три периода:

I период - подготовительный период: сентябрь (1-я половина сентября – обследование детей, заполнение дефектологических карт, оформление документации),

II период - основной период: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель – реализация программ коррекционной работы;

III период - обобщающий, заключительный период: май (2-я половина мая – диагностическое обследование, мониторинг по итогам учебного года).

Механизм реализации

Алгоритм коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ (по О.А. Степановой)

Этап

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии.

Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ помощи ребенку с нарушениями в развитии.

Составление программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру нарушения и (или) уровень речевого развития.

Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями в развитии.

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы с ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями в развитии.

Решение о прекращении коррекционно-развивающей работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение коррекционно-развивающей работы.

Планируемые результаты, освоения программы (старшая группа)

Образовательная область «Познавательное развитие».

  • Может заниматься интересным делом, не отвлекаясь, в течение пяти - десяти минут.
  • Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира.
  • Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
  • Называет диких животных, знает, где живут, как добывают пищу.
  • Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.
  • Называет времена года.
  • Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
  • Называет разные предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
  • Называет признаки и количество предметов.
  • С помощью взрослого рассказывает о содержании сюжетной картинки, описывает предмет по плану, схеме.
  • Знает состав чисел 2 - 5. Может практически иллюстрировать состав чисел 2 - 5 из

отдельных единиц и из двух меньших чисел.

  • Умеет сравнивать предметы по размеру, цвету, форме.
  • Считает различные предметы в пределах 10, называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.
  • Умеет отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
  • Умеет отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующим числительным.
  • Сравнивает две группы предметов на основе практических упражнений и выясняет, где предметов больше, меньше, одинаково.
  • Ориентируется на странице альбома и листе бумаги (различает верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.).
  • Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту. На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т. п.).
  • Идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
  • Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
  • Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя»; понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.
  • Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

Образовательная область «Речевое развитие».

  • Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев.
  • Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.
  • Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.
  • Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы).
  • Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.
  • Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах.
  • Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей.
  • Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность.
  • Повторяет двустишия и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко - слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

#1057;одержательный раздел.

Основные направления работы.

Программа коррекционной работы на ступени дошкольного образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают ее основные направления:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях дошкольного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ЗПР;

- консультативная и информационно-просветительская работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития. Работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.

Диагностическая деятельность.

Целью диагностической работы является своевременное выявление проблем и трудностей, причин отклонений в развитии детей, определение компенсаторных возможностей.

Задачи психолого-педагогической диагностики:

- Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

- Изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

- Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- Системный контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- Анализ успешности индивидуально ориентированной психолого - педагогической работы.

Диагностическое направление работы включает в себя: первичное обследование, (промежуточное) и итоговое.

  • Первичная (стартовая) диагностика, направлена на определение уровня «актуального» и «зоны ближайшего развития» ребёнка. По результатам данной диагностики определяются потребности в коррекционной работе с каждым воспитанником.
  • Промежуточная диагностика направлена на выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях, внесение корректив в цели и задачи коррекционной работы на следующем этапе.
  • Основная цель итоговой диагностики - определить характер динамики развития ребёнка, оценить эффективность коррекционной работы за учебный год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития каждого воспитанника.

По результатам первичного, промежуточного и итогового диагностического обследования ребенка составляется информация о динамике его развития.

Содержание диагностической работы

Содержание работы

Временные рамки

1

Дефектологическое обследование детей дошкольной группы: определение особенностей социально-эмоционального, сенсорного, психомоторного и познавательного развития детей, оформление дефектологических карт.

Сентябрь, май

2

Профилактическая работа по выявлению сочетанных нарушений в развитии (осложненные формы ЗПР и др.), нарушений социально-эмоционального развития (расстройств аутистического спектра и др.) и речемыслительной деятельности (умственной отсталости) у детей

В течении года, по запросу родителей, май

3

Работа в психолого-педагогическом консилиуме ДОУ.

По графику работы консилиума

Коррекционно-развивающая работа.

Направление коррекционно - развивающей работы:

- Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей в условиях общеобразовательного учреждения; формирование универсальных учебных действий детей (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Содержание коррекционно-развивающей работы:

В соответствии со спецификой профессиональной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» ФГОС дошкольного образования выдвинута в рабочей программе на первый план, так как напрямую связана с реализацией профессиональных функций- в содержании работы выделяются следующие блоки:

  • сенсорное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере и способах обследования объектов и предметов окружающего мира; формировать сенсорную культуру;
  • развитие познавательно-исследовательской, предметно-практической деятельности: формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивать познавательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) деятельность;
  • формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); формировать первичные математические представления;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора: формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях; поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной и познавательной деятельностях.

Для детей с ЗПР данные задачи конкретизируются с учетом особенностей их развития.

1. Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ЗПР развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Кроме того, в рамках данного раздела работы происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленных на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

- формирование и совершенствование перцептивных действий;

- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

- развитие внимания, памяти;

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

- развитие воображения и творческой активности.

3. Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При этом выделяются следующие модули содержания работы:

  • Количество и счет.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Ориентировка во времени.

Программа предусматривает определение оптимального педагогического маршрута.

- Выбор оптимальных для развития детей коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения детей с задержкой психического развития в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

- Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления задержки психического развития.

- Обеспечение индивидуального сопровождения детей с ЗПР в дошкольном учреждении.

- Социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

На каждом занятии допускается использование элементов творчества со стороны педагога, опираясь на уровень знаний, умений, зрительных возможностей детей, внося приемы индивидуально-дифференцированного подхода.

Для мотивации детей на каждом занятии используются игровые приемы, сюрпризные моменты, появление героя и др.

Во время проведения занятия учитываются специальные условия:

- чередуются задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов и их изображений, чтобы избежать излишней фиксированности внимания детей на выделении одного из свойств в ущерб другим;

- система игр построена на основе усложнения материала и его модификации.

Игры повторяются несколько раз в зависимости от степени усвоения знаний детьми. При первых признаках утомления ребенка происходит переключение на другой вид деятельности. На протяжении всего занятия действия ребенка поощряются.

- игровые задания посильные, понятные и в тоже время, содержащие элементы трудности для того, чтобы ребенок мог приложить усилия, проявить терпение для достижения цели;

- для повышения активности детей в процессе занятий, после каждого задания дети переводятся из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот.

По результатам коррекционных занятий учитель - дефектолог дает рекомендации воспитателям, другим педагогам и родителям о закреплении коррекционных задач, которые они реализуют в ходе различных видов деятельности.

Календарное планирование

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР проводится в индивидуальной и подгрупповой форме в соответствии с перспективным тематическим планом, который составляется в начале каждого учебного года по результатам диагностики и корректируется в течение учебного года с учётом динамики и особенностей протекания коррекционного процесса. Работая с планированием и учитывая индивидуальный и дифференцированный подход, учитель-дефектолог имеет право:

- изменять порядок изучения тем;

- изменять количество занятий на выбранную тему;

- объединять близкие темы;

- исключать сложные темы, учитывая диагноз ребенка, его эмоциональное состояние, характерологические особенности.

Календарно-тематический план по ознакомлению с окружающим миром.

(старшая группа)

Месяц

Тема

Развернутое содержание работы

Сентябрь

Диагностика

-

Диагностика

-

«Детский сад»

Уточнять и расширять знания о названиях и назначении помещений детского сада, о труде воспитателя, логопеда, учителя-дефектолога, врача, медсестры.

«Игрушки»

Систематизация знаний об игрушках, совершенствовать умение описывать предмет и узнавать его по описанию.

Октябрь

«Осень»

Расширять знания о временах года; систематизировать представления об осени, отличительных признаках осени.

«Овощи»

Уточнять и расширять представления детей об овощах, образование существительных с уменьшительно-ласкательными функциями, составлять рассказ - описание.

«Фрукты»

Уточнять и расширять представления детей о фруктах, формировать умение составлять загадки-описания фруктов.

«Сад-огород»

Систематизировать и расширять представление об овощах и фруктах, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Грибы. Ягоды. Лес»

Уточнять и расширять знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью, закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

Формировать представления о значении леса в жизни человека.

Сформировать представление о грибах ягодах.

Ноябрь

«Перелетные птицы»

Продолжать расширять у детей знания о перелетных птицах. Продолжить знакомить с условиями жизни птиц осенью. Формирование умения образования имен существительных мн.ч., употребление категории Р.п.

«Одежда. Обувь»

Расширять представление о видах одежды и обуви в соответствии со временем года. Закреплять умение правильно соотносить 4-5 конкретных предметов к обобщающему понятию «одежда», «обувь».

«Посуда»

Уточнять и расширять названия и назначение отдельных предметов посуды, сравнение столовой и кухонной посуды. Согласование прилагательных с существительными.

«Продукты»

Расширение представлений о продуктах, их назначении, принадлежности и свойствах.

Декабрь

Январь

«Время года Зима»

Продолжение знакомство детей с основными признаками зимы. Воспитывать умение одеваться по погоде.

Зимние забавы.

Расширить представление о зимних видах спорта.

«Зимующие птицы»

Уточнять и расширять представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.

«Новый год»

Продолжать знакомить с особенностями предстоящего праздника. Составление рассказа по опорным картинкам.

«Домашние животные и их детеныши»

Расширять знания о домашних животных и их детенышах, о том, как человек заботиться о домашних животных, какую пользу они приносят.

«Дикие животные их детеныши»

Закреплять представление о диких животных (внешние признаки, чем питаются, условия проживания)

Февраль

«Животные Севера»

Продолжить знакомить детей с животными Севера.

«Профессии и инструменты»

Уточнять и расширять знания о профессиях и инструментах. Продолжить знакомить детей с трудом воспитателя, помощника воспитателя, педагога-дефектолога, музыкального руководителя, медсестры. Познакомить с другими профессиями. Соотносить инструменты с профессиями.

«День защитника отечества»

Расширять представление о военных профессиях (летчик, танкист, моряк, пограничник). Составление рассказов о защитниках Родины.

«Транспорт»

Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта (водный, воздушный, наземный), с профессиями людей, работающих на данных видах транспорта.

Март

«8 Марта»

Составление рассказа по представлению о празднике «8 марта». Женские профессии.

«Времена года. Весна».

Расширять представление детей о весенних изменениях в природе. Закреплять умение находить признаки весны в окружающей природе.

Весенние цветы.

Продолжать знакомить с видами весенних цветов.

Животные жарких стран.

Уточнять и расширять знания о животных жарких стран.

Апрель

«Мебель» Форма предметов.

Расширять знания об основных видах мебели. Закреплять умение соотносить геометрические фигуры с формой реальных предметов и их изображений.

День космонавтики

Расширять знания о космосе, знакомить с названиями планет и их расположением в Солнечной системе.

Бытовые приборы

Уточнять и расширять представления о бытовых приборах, их назначениях и технике безопасности.

Семья.

Расширять и уточнять знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, состав семьи, родственные связи).

«Человек. Наше тело»

Уточнять и расширять представление о теле человека, название его частей и функций.

Май

«День Победы»

Продолжать расширять и уточнять знания детей о Великом и светлом празднике – День Победы. Военный транспорт.

«Лето. Насекомые»

Уточнять и расширять знания о насекомых. Условиях обитания, об их пользе и вреде для человека.

Диагностика

Диагностика

Календарно-тематическое планирование работы по ФЭМП

(старшая группа)

Месяц

Дата

Тема

Задачи

Сентябрь

1-2 неделя

Диагностика.

3 неделя

Порядковый и количественный счет в пределах 5 (повторение). Понятия: «длинный» - «короткий», «длиннее»- «короче», «одинаковые по длине».

Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 5 (повторение). Сравнение предметов по длине. Понятия: «длинный» - «короткий».

4 неделя

Геометрические фигуры (круг, квадрат) и деление предмета на несколько частей. Понятия «часть», «целое»

Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры; упражнять в сравнении предметов по форме, составлять группы.

Октябрь

1 неделя

Понятия «один», «много», «мало», «несколько». Ориентировка в пространстве. Понятия «слева», «справа», «посередине».

Закреплять понятия: «один», «много», «мало», «несколько». Продолжать формировать представления о понятиях «слева, справа».

2 неделя

Число 1. Цифра 1.

Понятия «широкий» - «узкий», «шире»- «уже», «одинаковые по ширине».

Формировать умение на слух, на ощупь выделять один предмет из множества, называть обозначать цифрой 1, соотносить с количеством и цифрой число 1. Закреплять представление о ширине предметов. Упражнять в сравнении предметов по ширине (понятия: «широкий» - «узкий»)

3 неделя

Знакомство с образованием числа 2. Понятие «пара»

Знакомить детей с образованием числа 2; развивать умение раскладывать число 2 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно.

Сравнение предметов по трём признакам (цвет, форма, величина)

Упражняться в сравнении предметов по данным признакам, умение находить сходства и различия.

4 неделя

Знакомство с образованием числа 3. Геометрическая фигура треугольник.

Формировать знания об образовании числа 3 на основе сравнения двух совокупностей; называть обозначать цифрой, соотносить с количеством и цифрой число 3.

Ноябрь

1 неделя

Состав числа 3

Развивать умение раскладывать число 3 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно.

Равенство и неравенство (знаки «больше», «меньше», «равно»)

Формировать умение сравнивать множества и использовать знаки («больше», «меньше», «равно»)

2 неделя

Понятия: «высокий» - «низкий», «выше»- «ниже», «одинаковые по высоте»

Сравнение предметов по высоте, обозначение словами: «высокий»- «низкий», «выше» -«ниже», «одинаковые по высоте».

3 неделя

Знакомство с образованием числа 4. Понятия «больше», «меньше». Геометрическая фигура прямоугольник, ромб.

Знакомить с образованием числа 4 на основе сравнения двух совокупностей; называть обозначать цифрой, соотносить с количеством и цифрой число 4.

4 неделя

Временные отношения. Части суток и их последовательность (утро, день, вечер, ночь)

Уточнять представление о сутках и частях суток, их последовательности; систематизировать представления о том, что происходит в разное время суток.

Декабрь

1 неделя

Составление числа 4 разными способами. Понятие «столько же», «одинаковое количество», «поровну»

Составление числа 4 разными способами. Формировать умение сравнивать смежные числа в пределах 4, делать «запись» с помощью цифр и знаков («больше», «меньше», «равно»).

2 неделя

Знакомство с образованием числа 5. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже».

Знакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей; называть обозначать цифрой, соотносить с количеством и цифрой число 5.

Устанавливать последовательность событий.

3 неделя

Понятия: «толстый» - «тонкий», «толще»- «тоньше», «одинаковые по толщине»

Формировать умение сравнивать смежные числа в пределах 5, делать «запись» с помощью цифр и знаков («больше», «меньше», «равно»).

Сравнение предметов по толщине, обозначение словами: тонкий-толстый, толще-тоньше, одинаковые по толщине.

4 неделя

Практическое знакомство с составом числа 5.

Знакомить детей с составом числа 5; показать как раскладывать число 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно. Продолжать упражнять в умении соотносить цифру, число с количеством в пределах 5.

Январь

1 неделя

Повторение образования числа 5. Состав чисел до 5.

Повторение.

2 неделя

Понятия «далеко», «близко», «около», «рядом».

Уточнять, закреплять и обобщать понятия пространства в действиях с конкретными предметами и на плоскости.

3 неделя

Числовой ряд до 6, образование числа 6. Сравнение множеств.

Дать знания об образовании числа 6 на основе сравнения двух совокупностей; называть обозначать цифрой, соотносить с количеством и цифрой число 6; устанавливать последовательность в прямом и обратном порядке.

4 неделя

Сравнение предметов по трём признакам (цвет, форма, величина). Понятия «спереди», «сзади», («перед», «за», «между»)

Закреплять и обобщать представление о свойствах предметов; закреплять умение сравнивать, находить сходства и различия.

Февраль

1 неделя

Образование числа 7. Сравнение множеств.

Дать знания об образовании числа 7 на основе сравнения двух совокупностей; называть обозначать цифрой, соотносить с количеством и цифрой число 7; устанавливать последовательность в прямом и обратном порядке.

2 неделя

Круг, шар.

Знакомить с понятием объёма.

3 неделя

Числовой ряд до 8. Образование числа 8. Равенство и неравенство (увеличение и уменьшение числа на 1), сравнение количества.

Дать знания об образовании числа 8 на основе сравнения двух совокупностей; называть обозначать цифрой, соотносить с количеством и цифрой число 8; устанавливать последовательность в прямом и обратном порядке.

4 неделя

Образование числа 8. Сравнение множеств.

Упражнять в сравнении множеств, выраженных числами в пределах 8, делать «запись» с помощью цифр и знаков («больше», «меньше», «равно»).

Март

1 неделя

Квадрат, куб.

Знакомить с понятием объёма.

2 неделя

Вес предметов. Понятия: «легкий», «тяжелый», «легче», «тяжелее», «одинаковые по весу»

Формировать умение анализировать и сравнивать вес предметов.

3 неделя

Образование числа 9. Сравнение множеств

Дать знания об образовании числа 9 на основе сравнения двух совокупностей; называть и обозначать цифрой, соотносить с количеством и цифрой число 9; устанавливать последовательность в прямом и обратном порядке.

4 неделя

Числовой ряд до 9. Повторение

Повторение

Апрель

1 неделя

Понятия «внутри», «снаружи»

Формировать умения определять положение предметов.

2 неделя

Числовой ряд до 10. Образование числа 10.

Дать знания об образовании числа 10 на основе сравнения двух совокупностей; называть обозначать цифрой, соотносить с количеством и цифрой число 10; устанавливать последовательность в прямом и обратном порядке.

3 неделя

Образование числа 10. Сравнение множеств.

Упражнять в сравнении множеств, выраженных числами в пределах 10, делать «запись» с помощью цифр и знаков («больше», «меньше», «равно»).

4 неделя

Треугольник, пирамида Преобразование неравенств в равенства. Число и цифра 0.

Упражнять в преобразовании неравенств Знакомить с понятием объёма.

Число и цифра 0.

Май

1 неделя

Измерение длины и высоты предметов с помощью условной меры.

Выделение количества большего или меньшего на 1.

Дать представление о размере предметов, учить измерять предметы с помощью условной меры, подбирать и упорядочивать предметы с учетом размера, отражать признаки сходства и различия.

2 неделя

Повторение пройденного материала

Повторение

3 неделя

Итоговая диагностика

4 неделя

Итоговая диагностика

III. Организационный раздел.

Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение

Кабинет специалиста имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
  2. Информационная зона для педагогов и родителей.
  3. Зона индивидуальной коррекции речи и психического развития.
  4. Зона подгрупповых занятий.

С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:

1. Документы.

  • Инструктивно-нормативные документы (законы, постановления, положения, концепции).
  • Программы и материалы, дополняющие программы.
  • Документация учителя-дефектолога образовательной организации.

2. Диагностический материал (материал для обследования речи и интеллекта, систематизированный по возрастам и разделам: альбомы, папки, коробки).

3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, воспитателями, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.).

4. Методический раздел.

5. Наглядно-дидактический материал.

Наглядно-дидактические материалы и пособия, сгруппированные по блокам.

6. Оборудование.

Для детей с нарушением интеллекта и ЗПР необходимы:

- предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей;

- набор предметов-орудий: палочки с различными рабочими концами: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочкой с концом типа вилки и др.; коробки-вкладыши разных размеров; бочки-вкладыши; матрешки трех-пятиместные; столики с втулками; коляски с рукоятками; тележки, машины; лоточки для скатывания шариков; лотки для прокатывания автомобилей; тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него; вкладыши по типу досок Сегена; игрушки с крепящимися деталями; пластмассовые и деревянные прищепки различной величины и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа туловища для бабочки, корзинка) и др. интерактивное оборудование для развития внимания, восприятия, памяти и мышления.

- набор сюжетных и дидактических игрушек и картинок: картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.; иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; настольные театры из дерева или картона по народным и авторским сказкам.

- различные варианты работы с моделями (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации), схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок;

- варианты изменения пространства (за счет ширм, мягких модулей, наборов игр для театрализации, индивидуальных столов с изменяющимся углом наклона и закрепленной подставкой для ручек, карандашей, мягкий матрас с различными застежками, липучками, шнуровками и др.).

7. Мебель.

Интерактивное сопровождение коррекционно-развивающей среды.

Кабинет оснащен компьютером и выходом в сеть интернет, что позволяет активно использовать ИКТ и формировать в течение года интерактивное образовательное пространство в соответствии с АООП для детей с ЗПР.

Коррекционные задачи соотносятся с комплексами компьютерных игр и упражнений.

Особенности проектирования интерактивной образовательной среды кабинета.

Образовательные задачи

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти - десяти минут.

Кто лишний?, Подбери подходящий предмет.

Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

Дружные гусеницы

Пират и клад

Роботы

Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

Беличий переполох

Веселый курятник

Ферма

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

На горном склоне

Морское путешествие

2 этап образовательной деятельности, связанный с формированием интерактивной образовательной среды на основе игры портала «Мерсибо»

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

Бюро находок

Прятки под шапкой

Сейф с секретом

Учится считать до 5 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.

Звонок другу

Магазин игрушек

Как считают индейцы

Как вычитают индейцы

Диета для Обжоры

Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.

Фокус

3 этап образовательной деятельности, связанный с формированием интерактивной образовательной среды на основе игры портала «Мерсибо»

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

Поезд-неделька

Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Что сначала, что потом?

12 месяцев

Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира.

12 месяцев

Чудеса на полянке

Пират и клад

Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

Рюкзак туриста

Фея

Королевский указ

График организации образовательного процесса.

Сроки

Образовательная деятельность

Две недели сентября

Диагностика психического развития детей.

Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета

сентябрь – май

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия

По расписанию

Конец мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

Годовой план профессиональной деятельности.

№ П/П

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

1.

Организационная

Сентябрь-октябрь

Написание отчёта работы за учебный год

Апрель-май

2.

Диагностическая

Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка (вновь прибывшие дети)

Сентябрь

Психолого-педагогическое наблюдение

Динамическое наблюдение.

В течение года

Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями в психофизическом развитии.

В течение года

3.

Коррекционно-педагогическая

Развитие мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям.

Написание и дополнение конспектов занятий.

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно расписанию.

Коррекционная работа с детьми, предполагающая коррекцию и развитие психических процессов, обучение игре, развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), продуктивной деятельности;

Коррекционная работа по предупреждению вторичных нарушений, следующих за первичными, и тесно с ними связанными трудностями в общении, поведении и разных видах деятельности ребенка дошкольного возраста.

В течение года

4.

Информационно-аналитическая

Формирование банка данных о детях с ОВЗ

Анкетирование родителей.

В течение года

Сентябрь

5.

Методическая

Отслеживание и изучение новинок в методической литературе, журналах

Оснащение кабинета методическими, дидактическими пособиями.

В течение года

6.

Консультативная

Работа с педагогами

Составление задач на год со всеми узкими специалистами

Проведение коррекционно – педагогической работы в тесном сотрудничестве с воспитателями группы.

Консультирование воспитателей, музыкального руководителя, руководителя по физическому воспитанию, психолога по волнующим их вопросам, касающихся особенностей и специфики работы с конкретным ребенком либо с группой/ подгруппой воспитанников.

Подготовка детей к участию в праздниках, утренниках, конкурсах совместно с музыкальным руководителем.

В течение года

Работа с родителями

Сентябрь-октябрь, апрель – май

В течение года

Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического обследования детей

Проведение бесед, консультаций

Выступление на родительских собраниях

Приглашение родителей на индивидуальные занятия.

Оформление информационных стендов, тематических выставок книг, папок – передвижек.

Специальные методы и технологии организации образовательной деятельности.

В работе учителя-дефектолога используются общие и специальные методы коррекционно-развивающей работы:

Общие методы коррекционной работы:

  1. Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности; опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) и др.
  2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание с опорой и без опоры на наглядный материал; заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.
  3. Практические: дидактические игры и упражнения; игры-драматизации и инсценировки; хороводные игры и др.

Перечисленные методы приобретают коррекционную специфику при работе с детьми, имеющими ОВЗ. Наглядные методы в работе дефектолога предполагают показ детям пособий, картин, демонстрацию фильмов, мультимедийных презентаций, обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации. При этом необходимо учитывать особенности дошкольников с нарушениями в развитии (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности) и применять доступные и качественные наглядные средства (натуральные, изобразительные, символические), строго дозировать и структурировать предлагаемый материал. Кроме того, необходимо заранее подготовить чёткие комментарии, обобщение информации, выделение главного в содержании, предусмотреть активное включение детей в процесс работу на занятиях по различным образовательным областям.

Использование практических методов требует учитывать особенности дошкольников с нарушениями развития (меньший практический опыт, специфика понимания речи, возможное превалирование наглядных форм мышления).

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями в развитии: метод «малых порций» (дробление материала на несколько смысловых частей), сопровождение устного высказывания дефектолога визуальными материалами; привлечение внимания детей к новым словам и определениям с помощью игровых приёмов; алгоритмизированное и структурированное объяснение нового материала; смена деятельности обучающихся (узнавание, воспроизведение, применение); использование приёмов, направленных на развитие наблюдательности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения и др.

Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет формировать у детей с нарушениями в развитии сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, помогает им более точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать её и перерабатывать.

Специальные методы работы дифференцируются под образовательные области.

В своей работе с детьми учитель-дефектолог опирается на использование следующих групп специальных методов:

  • методы, направленные на формирование у детей представлений о своем здоровье и привитие навыков его укрепления;
  • методы и приемы работы, способствующие мотивации деятельности каждого ребенка и стимуляции детского интереса (через организацию дидактических игр, наличие атрибутики для драматизации, кукольный театр и др.);
  • методы сенсорной интеграции;
  • методы формирования способов ориентировочных действий (метод проб и ошибок, метод практических проб и примеривания, метод зрительного соотнесения);
  • методы расширения зоны ближайшего развития ребенка и формирования готовности к социальному взаимодействию: метод совместных действий ребенка со взрослым; метод подражания действиям взрослого; метод жестовой инструкции; метод собственных действия ребенка по вербальной инструкции взрослого и др.);
  • метод формирования алгоритма простой продуктивной деятельности (на основе обучения социальному подражанию и формированию цепочки действий на его основе);
  • методы поведенческой терапии;
  • методы интеграции двигательно-кинестетических приемов с другими методами обучения (наглядным, практическим);
  • методы интеграции речевого, коммуникативного и познавательного развития ребенка;
  • методы и приемы, активизирующие и стимулирующие субъективную активность детей;
  • методы проектирования как средство организации познавательно-исследовательской деятельности детей;
  • методы подготовки ребенка к включению в среду нормативно развивающихся сверстников.

В основе использования перечисленных методов лежит принцип комплексного применения методов педагогического и психологического, коррекционного воздействия, который означает использование в процессе коррекционного воспитания и обучения многообразия методов, приемов, средств (методов игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии и др.). При этом даже традиционные педагогические методы приобретают коррекционную направленность: используются приемы сочетания в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов деятельности детей; учета повторяемость предложенного материала не только на занятиях, но и вне их; приемы использования ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.); приемы активно-действенного и ярко эмоционального участия взрослых (воспитателей, педагогов-дефектологов, родителей) в проведении занятий, праздников, времени досуга.

Технологии коррекционно-развивающей работы:

1. Технологии нейростимуляции и сенсомоторной коррекции.

2. Технологии когнитивной коррекции и развития психомоторных способностей.

3. Технологии формирования межполушарного взаимодействия и произвольности поведения.

4. Социально-ориентированные технологии, развитие социального интеллекта.

Методическое обеспечение рабочей программы и образовательных областей

Дети с ЗПР

Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»

  1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Кн. 1,2. — М.: Школьная Пресса, 2004. / Под ред. С. Г. Шевченко.
  2. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко. -М. 1998.
  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.
  4. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003.
  5. Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст. Учитель 2019.
  6. Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. - М., 2001.
  7. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1.
  8. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2.
  9. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Пб,.2003.
  10. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002
  11. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5- 6 лет с ЗПР. - Мозаика-синтез 2011
  12. Морозова И. А., Пушкарева М. А Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5- 6 лет с ЗПР.- М. 2009
  13. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.
  14. Афонькина Ю.А., Колосова Н.В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития Аркти 2016
  15. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей М.: Просвещение
  16. Павлова Л.И., Маврина И.В., Малышева Л.А. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей. М.: Гном и Д 2002.
  17. Под ред. Л. А. Венгера Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение 2005.
  18. Шарохина В.Л. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы. Национальный книжный центр 2011.
  19. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Владос 2014.
  20. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. Владос 2014.
  21. Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Владос 2014.
  22. Мухина С.Н. Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников Перспектива 2016.
  23. Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий 2018.

Наглядный и демонстрационный материал, тетради для самостоятельной работы.

  1. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду. Генезис 2012.
  2. Лисовская Т. В. Тетрадь по сенсорному развитию. Цвет, Форма, Величина 2001.
  3. Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. Генезис 2011.
  4. Долгова О.И., Зиборова Е.В. Что Лишнее? Учебно-методическое пособие по формированию и развитию аналитического мышления, логики и опосредования 2016.
  5. Любимова Т.Г. «Подумай и ответь» Формирование понятийного аппарата с помощью вопросов.
  6. Алышева Т.В., Эк В.В. Сравниваем, считаем: Рабочая тетрадь по математике для учащихся подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: в 2 частях. Просвещение 2014.
  7. И. А. Морозова и М. А. Пушкарева Тетрадь по математике для детского сада. Мозаика-Синтез 2009.
  8. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1-й класс. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос 2014.
  9. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей 4-5 года. Конспекты практических занятий Владос 2014.
  10. Стребелева Е.А. Наглядный материал. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Владос 2014.
  11. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Генезис 2018.

  1. Костылева Н.Ю. Игры-читалки, игра-бродилка и викторины о временах года для детей 5-8 лет. ФГОС ДО Сфера 2015.
  2. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Математика для детей 5-7 лет. ФГОС ДО Сфера 2019.
  3. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь. Для детей 5-7лет. ФГОС ДО Сфера 2018.
  4. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочим тетрадям "Я считаю до десяти". ФГОС ДО Сфера 2018.
  5. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал: математика для детей 5-7 лет. ФГОС ДО Сфера 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

Развитие мелкой моторики посредством использования крупы, педагог-классик В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут то...

Развитие мелкой моторики с использованием нестандартных материалов и оборудования

Примеры пальчиковых игр с применением необычного оборудования...

Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией.

            Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией формирования успешной учебной деятельн...

Развитие мелкой моторики посредством использования крупы

Данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения занятий с ребёнком с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы ...

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики с использованием инновационных и здоровьесбрегающих технологий»

Истоки способностей детей- на кончиках их пальцев.В. А. Сухомлинский    Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше он развивается. Уровень развития движений и действий обуславл...

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного материала

Цель: повышение педагогической компетенции воспитателей посредством использования нетрадиционного материала для развития мелкой моторики.Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все сп...