Технологическая карта занятия "Буквы, сходные по начертанию б - д"
методическая разработка

Копликова Наталья Николаевна

Научить различать кинетически сходные буквы б - д на письме и при чтении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_b_-d_na_konkurs.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями

Ф.И.О. учителя - логопеда

Копликова Наталья Николаевна

Населенный пункт

село Шабельское

Название образовательной организации

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа – интернат с.Шабельского

Возрастная группа

2 класс

Форма организации, возраст

групповое, 9лет

Тема занятия

Буквы, сходные по начертанию б - д.

Используемые технологии

Личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, информационные

Цель занятия

Продолжить учить различать буквы б – д по начертанию

Задачи

Коррекционно - образовательные:

Закреплять правильное пространственное положение элементов букв б – д на письме в слогах и словах, продолжить формировать звуко-буквенный анализ.

Коррекционно – развивающие:

Развивать зрительно-пространственные представления, логическое мышление, зрительную и слуховую память. Обогащать словарный запас

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость, самоконтроль, положительное отношение к приобретению знаний и умений.

Словарная работа

Белочка, дятел, долото, пробел, бал, продел.

Материал и оборудование

Демонстрационный материал – буквы занятия, предметные картинки, слоговые таблицы; раздаточный материал – тетради, ручки, цветные карандаши, карточки, стилизованные изображения букв занятия, ТСО, музыкальное сопровождение  Звуки леса».

Рекомендации по организации коррекционнго занятия

Учет психофизических особенностей детей данной группы, соблюдение охранительного режима (динамические паузы), соблюдение санитарно-гигиенических требований

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые БУД

Организационный.

Цель: создать настрой на продуктивную деятельность

Создание положительного настроя. Включение речевого внимания и слуха.

- Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Проследить за правильной осанкой детей.

- Сели, выпрямили спинки, ноги поставили под стол.

Приветствуют учителя и друг друга, выполняют самооценку готовности к уроку

Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений.

Р: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация опорных знаний.Цель: выявить знания по теме, контроль за усвоением ранее пройденного материала, пояснение ошибок.

Ребята, нам пришло письмо и адресовано оно ученикам 2го класса. Логопед открывает конверт и с удивлением видит картинки.

Чтобы узнать кто изображен на картинках – нужно отгадать загадки.

Быстрый, маленький зверек,

На деревьях живет

и орешки грызет (белка)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу (дятел)

 Картинки вывешиваются на доску.

В каждом слове – отгадке определяется первый звук, который соотносится с буквой.

Отгадывают загадки  и рассматривают картинки.

Дети записывают под картинками первые буквы их названий на доске различным цветом.

Р: умение принимать и сохранять учебную задачу

К: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Л: оценивать свои результаты.

П: узнавать предмет по качественной характеристике.

Введение в тему (проблемное)

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить  на уроке?

Если дети не отвечают на вопрос, тогда логопед вывешивает на доску стилизованные изображения букв занятия.

Ребята, посмотрите на эти рисунки, какая буквы вы видите?

Акцентирует внимание детей, и задает вопрос еще раз - Вы догадались, что мы будем различать на уроке?

-Да, сегодня мы будем различать рукописные буквы б и д.

Ответы детей.

О буквах б – д.

 Добиваться полных ответов.

- Мы сегодня будем учиться писать буквы б и д.

Планируют собственную деятельность на уроке.

Работа по теме.Цель: организовать уточнение и согласование темы.

Логопед раздает стилизованные изображения букв, которые вписаны в силуэты белки и дятла.

Уточнение артикуляции звуков б-д, их характеристика.

Дети пальчиком обводят буквы б и д, и сопоставляют звуки б-д по артикуляции:

Б – губы смыкаются и взрываются.

Д – губы улыбаются, стучит кончик языка по бугоркам.

Затем закрепляют письмо в воздухе рукописных букв.

Проводят зрительный анализ (называют сходства и различия элементов букв б и д. )

П: уметь находить сходства и различия элементов сходных по начертанию букв занятия.

К: слушать и понимать речь других.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

Зрительная гимнастика.Цель: разгрузка зрения.

Инструкция.

- Следить за перемещением дятла только глазами, голову держать прямо.

Следят глазами за траекторией полета дятла.

Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений.  

Р: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Работа по теме. 

Чтение слоговых таблиц, выполненных в рукописном шрифте с доски.

Детям раздаются карточки со слогами.

- А теперь прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах (точки, расположенные над и под овалами, подскажут вам, чей это хвостик)

- Ребята, посчитайте, сколько всего слогов мы прочли.

Читают хором (тихо и громко)

Чтение карточек с загадочными слогами по цепочке.

Дети называют количество прочитанных слогов.

П: уметь различать и читать сходные по начертанию буквы занятия.

К: слушать и понимать речь других.

Л: уметь оценивать свои результаты.

Сопряженная гимнастика. Цель: выработка длительности, направленности и силы речевого выдоха.

Разучивание чистоговорки:

- Послушайте! Посмотрите! А потом повторите.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

День долбил, два долбил,

Дырку в дереве пробил.

Следить за координацией речи с движением.

Дети  повторяют вначале одну строку с показом движений пальцев рук, затем по две строки с показом движений пальцев рук.

Р: работать по предложенному плану и выполнять последовательность действий.

Работа по теме.

Ребята, какое слово вам не знакомо?

Логопед показывает картинку долота и дает лексическое значение.

(долото – это плотничий или столярный инструмент, предназначенный для выдалбливания отверстий)

Давайте поаплодируем слову «долото» столько раз, сколько в нем слогов.

Какая первая буква, вторая и т.д. сколько всего букв в слове «долото»?

Планируют собственную деятельность на уроке.

Повторяют лексическое значение слова.

Ребенок записывает слово «долото» на доске.

Проводят слоговой и звуко-буквенный анализ.

Даша выкладывает под картинкой кружочки нужного цвета.    

Полные ответы детей.

 Называют количество  букв в слове.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

П: уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Р: принимать учебную задачу, действовать по плану.

Динамическая пауза.Цель: реализация двигательной активности, снятие мышечного напряжения.

- Прыгай белка,

  Хлопай белка,

  Приседай со мной соседка.

  Руки вверх, вперед и вниз,

  Улыбнитесь и садитесь!

Выполняют двигательные упражнения.

П: и К: уметь соотносить речь с движением, слушать и понимать речь других.

Р: действовать по предложенному плану.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

Закрепление изученного.Работа в тетрадях. Цель: закреплять навыки письма строчных букв б и д, имеющих кинетическое сходство.

Работа со словами – паронимами.

На доске записаны слова с пропущенными буквами:

- елил,  - ал,   про - ел  

Сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив нужные буквы.

Какие буквы мы будем вставлять?

Кто увидел здесь шесть слов?

- Уточнить лексическое значение слов-паронимов.

-Ребята, проведем взаимопроверку.

Дополнительное индивидуальное задание: Вероника М. дополнительно записывает названия картинок с доски, распределяя их также в 2 колонки.

На доске не дается восстановленной записи слов, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.

Ученики записывают в тетрадь самостоятельно полученные слова в 2 столбика.

Выделяют вставленные буквы цветными карандашами.

Дети дают лексическое значение записанных слов.

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют  написание букв занятия.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

П: уметь правильно писать буквы б и д, и слова с ними.

Р: принимать учебную задачу, действовать по плану.

Д/и: «Кого или Чего? не стало?»

Цель: закрепление в речи Р.п. сущ.-х ед. числа

 Логопед снимает с доски катинки.

- Ребята, назовите, кого не стало на доске.

Дети дают полные ответы: - На доске не стало белки и т.д.

Л: ориентироваться в своей системе знаний.

П: уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Р: принимать учебную задачу, действовать по плану.

Итог урока.Цель: подведение итогов, оценка деятельности учащихся.

Ребята , белочка и дятел от нас уже ушли.

Давайте вспомним, что мы делали на занятии? Как называется тема занятия?  Что нового узнали на уроке?

Оценка деятельности учащихся.

Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Рефлексия.Цель: вспомнить, проанализировать свою работу.

Понравился ли вам урок?

Что вызвало затруднения?

Отвечают на вопросы.

Релаксация.

Звучит музыка  «Звуки леса».

-Ребята, положите руки на парту вверх ладошками, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Почувствуйте, как на ваши ладошки садятся маленькие, пушистые белочки. Они приятно водят хвостиком по ладошкам, но вдруг они услышали легкий шорох, испугались и спрыгнули с  ладошек. Соберите ладошки в кулачки, и откройте глазки. Встаньте, улыбнитесь друг другу. Наше занятие закончилось, до свидания.

Дети расслабляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Конспект урока письма в 5 классе для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Тема: «Письмо слов с буквами сходными по начертанию: Ц ц, Щ щ, й. Обобщение».

Формирование навыка письма является одной из наиболее трудных задач при обучении детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. Как сделать это проще и интереснее? Научить различать буквы сходные по ...

Буквы, сходные по начертанию п - р.

Закрепить связи между фонемой – графемой – кинемой; формировать навыки дифференциации букв п – р на письме и при чтении, учить соотносить звуки занятия с буквами....

Буквы, сходные по начертанию л - м.

Научить  дифференцировать буквы занятия изолированно, соотносить звук и букву. Дать сравнительную характеристику звуков, уточнить знания детей об элементах букв занятия, упражнять в написании бук...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...