Доклад по теме: «Знакомство с особенностями проведения русских народных праздников, как один из методов формирования творческой личности ребёнка с ОВЗ»
статья

Русская народная культура является богатейшим мате­риалом для знакомства ребенка с миром искусства и тради­циями русского народа. Она способствует развитию речи, восприятия, мышления, воображения в процессе художественно-эстетического воспитания, а также умения видеть кра­соту и гармонию, формирует эстетическое восприятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2022-2023.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа п. Усть-Уда»

Доклад по теме: «Знакомство с особенностями проведения русских народных праздников, как один из методов формирования творческой личности ребёнка с ОВЗ»

Подготовила: Толстоухова Е.И., воспитатель 8 класса

2022-2023 учебный год

Русская народная культура является богатейшим материалом для знакомства ребенка с миром искусства и традициями русского народа. Она способствует развитию речи, восприятия, мышления, воображения в процессе художественно-эстетического воспитания, а также умения видеть красоту и гармонию, формирует эстетическое восприятие.

Одной из важнейших задач предлагаемой модели в области образования является формирование духовно-нравственного самосознания, основанного на национальных ценностях России, целенаправленной деятельности, на становлении патриотических чувств: любви к Родине, культуре, народу.

Выготский JI. C. отмечал, что «врастание в культуру ребенка с нарушением развития требует специально созданной культурной формы; для того чтобы осуществить культурное развитие дефективного ребенка, необходимы специальные способы, средства, условия, обеспечивающие его культурное развитие».

Народное искусство несет в себе многовековой опыт жизни народа, в основе которого стремление к красоте, к идеалам истины и добра. Ребенок, у которого формируется осознание своеобразия и уникальности отечественной культуры, впитывает ее самобытность. Образ окружающего ребенка мира наполнен прошлым и настоящим, а также представлениями о будущем.

Дети с проблемами психического развития включаются в социокультурные отношения уже на ранних этапах онтогенеза.

Взаимодействие ведет к развитию ребенка, от совместных взрослым форм поведения через подражание к самоконтролю поведения.

Овладение системой истинных ценностей национальной культуры способствует национальному самоопределению личности, действующей в конкретной этнокультурной среде, пробуждению и развитию национального самосознания.

Полноценное и достойное существование человека с психо-физическими особенностями в детском возрасте невозможно без включения его в социальные отношения, без поддержки становления его индивидуальности.

Задачи, которые я ставлю в работе, это прежде всего своевременное приобщение детей к народной культуре, способствующего всестороннему развитию школьников, воспитание у них патриотических чувств, знакомство с миром прекрасного, формирование художественного вкуса, эстетического восприятия, определение своего места в окружающем мире, особенно актуальны, когда речь идет об обучении и развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья (в частности, с интеллектуальной недостаточностью).

В этой связи содержание коррекционно-педагогического процесса определяется моделью работы по приобщению школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к русской традиционной культуре, что повышает эффективность коррекционной работы в целом.

Предлагаемая модель направлена на реализацию основных линий развития личности ребенка: социально-нравственной, познавательной, художественно-эстетической, физической, - т. е. полноценное и всестороннее развитие, обеспечивая, таким образом, его социальную адаптацию.

Мною коррекционная работа проводится с учетом психофизических особенностей, характерных школьников с ОВЗ.

При этом я использую различные формы взаимодействия:

- совместную образовательную деятельность детей друг с другом (праздники, досуги, развлечения, игры, трудовая деятельность, просмотр мультфильмов);

- непосредственно организованную образовательную деятельность (НООД) (в форме педагогических ситуаций, дидактических игр, игр-занятий, игр-развлечений, проектных мастерских, масер-классы);

- самостоятельную деятельность детей (игры) под наблюдением взрослого.

Данная работа в целом ориентирована на компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и коррекцию вторичных недостатков, что, в свою с очередь, положительно отражается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.

Сохранение традиционной праздничной культуры.

Традиционная праздничная культура представляла собой яркую, живую, многообразную сторону жизни русских людей и являлась объединяющим началом для коллективного творчества. Активная роль в праздниках народного календаря или семейных торжествах отводилась детям. В настоящее время эта роль приобрела пассивный потребительский характер. Современные праздники зачастую не восполняют детского желания поиграть, быть центром внимания взрослых на больших торжествах.

С помощью поиска новых педагогических технологий и выстраивания системы работы по приобщению детей с ОВЗ русской традиционной культуре достигаются высокие показатели готовности воспитанников к обучению в школе.

Принцип дифференцированного подхода, в т. ч.:

- изучение склонностей, задатков, способностей каждого ребенка;

- работа корригирующей (исправляющей), инспирационной (воздействующей) функций.

Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре имеет положительные результаты:

- у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;

- обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;

- у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;

- у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

- у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;

- развита эмоционально-волевая сфера;

- воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Доклад "Воспитание патриотизма и формирование творческой личности ребенка на уроках кубановедения"

Описание работы по воспитанию патриотизма и формированию творческой личности....

Доклад на тему: «Формирование творческой личности на уроках технологии»

Районная августовская секция учителей технологии...

Роль внеурочной деятельности в формировании творческой личности ребёнка

Во внеурочной деятельности формируются знания, которые человек умеет применять на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «проп...

Проект: «Нравственное воспитание- один из методов формирования личности»

laquo;Для  воспитания  детей  нужен  не  великий  ум, а  больше  сердце-способность  к  общению, к  признанию  равенства  ...

Доклад на тему: «Формирование творческой личности на уроках технологии»

laquo;Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда...