Урок русского языка. "Значение прилагательных в речи".
план-конспект

Хатькова Елена Александровна

Урок русского языка.

Тема: Значение прилагательных в речи.

(урок систематизации и обобщение знаний и умений)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: Значение прилагательных в речи.

(урок систематизации и обобщение знаний и умений)

Цель:  систематизировать и обобщить знания и умения.

Задачи:

Учебная - повторить пройденный материал по теме: «Имя прилагательное», обобщить и закрепить знания по данной теме.

Коррекционно-развивающая - обогатить кругозор учащихся, пополнить активный словарный запас именами прилагательными; умение выражать свою точку зрения и обосновывать ее; развивать творческие способности обучающихся, обмениваться информацией, развивать речь, внимание, мышление, воображение во время работы;

Воспитательная - воспитывать  уважение к предмету на основе языковых впечатлений, воспитывать бережное отношение к родному языку, любви к нему, мотивировать познавательный интерес к предмету; воспитывать аккуратность, прилежность при работе, формировать гуманное отношение к окружающим (умение слушать товарищей, быть дисциплинированным).

Ход урока.

I.Организационный момент.

Когда мир оказался тусклым и невеселым, и, казалось, что уже никогда не будет лучше, на помощь пришло оно. Никто не знал, откуда оно взялось, но все вокруг будто заиграло яркими красками. Оно назвало лес не просто лесом, а зеленым и хвойным, шапочка стала красной, а речка теплой и глубокой. Позже, мир стал совсем другим, и все люди благодарили его.

Что же это за таинственное чудо?  

Его зовут Имя Прилагательное.

И сегодня тема нашего урока «Значение прилагательных в речи».

 (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ ДАТЫ И ТЕМЫ УРОКА)

II. Постановка цели и задач урока.  

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня мы поработаем волшебниками, будем с вами раскрашивать наш мир. Что-то он совсем стал мрачным, серым и скучным!

Вот посмотрите  и  послушайте: (картина первая  на экране)

После зимы  просыпается лес.  Небо  хорошо видно.  Светит солнце. Появились проталины. На поляне зацвели подснежники.  Наступила весна.

-Как вы думаете, что не хватает этой картине? – КРАСОК.

-Рассказу не хватает красок. Давайте дополним рассказ прилагательными.

(я читаю предложение, дети находят  существительные и к ним подбирают  прилагательные)

После зимы  просыпается (весенний) лес. (Голубое)  Небо  хорошо видно.  Светит (яркое) солнце. Появились (черные)  проталины. На поляне зацвели (белые) подснежники.  Наступила (ранняя) весна.

Включить (картина  вторая на экране)

- Сегодня на уроке мы  с вами закрепляем наши знания о прилагательном.

III. Актуализация знаний.

Повторяем правило.  (слайд)

  1. Прилагательное определяет признак предмета.

С помощью вопросов к прилагательным.

  1. Род прилагательных.
  2. Числа прилагательных.
  3. Связь прилагательного  с именем существительным.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Признак предмета 

(показываю карточку,  дети  читают и прикрепляют на доску, прилагательное к существительному).

Солнце (Какое?) яркое, теплое.

Река (Какая?) холодная, быстрая.

Снег (Какой?) белый, рыхлый.

Подснежники (Какие?) ранние, первые.

(записать словосочетание с вопросом от существительного к прилагательному) .

  1. Род прилагательных (подбираем существительное, определяем род, записываем, выделяем окончание), вспоминаем, что род можно определить только у прилагательных в ед. числе)

(женский, мужской, средний)

Весенний (ручей, листва, дни, солнце)  - устно.

Голубой (небо, простор, вода, цветы) – записать прилагательное.

Написать прилагательное  по родам, выделить окончания.

(работа у доски и в тетради)

Вывод:  род прилагательных можно определить только  в ед. числе)

  1. Числа прилагательных (карточки на доске)

 (красивые, черная, шустрые, серое, зеленые, первый )

Назвать и определить число, в нужный столбик прикрепить, в тетради записать. В  первый слова единственного числа, во второй во множественном числе.

Вывод: прилагательные могут изменяться по числам.

ФИЗ.МИНУТКА.

Называю предмет – руки вверх.

Называю прилагательное – хлопок один раз.

(дом, красная, весенняя, дерево, прозрачное, желтое,

нежное, первый, окно)

  1. Связь с именем существительным. (Устно)

- читаю текст, дети слушают и думают, что здесь не так.

- не хватает существительных.

По лесу бежал серый (волк). За кустом спряталась рыжая (лиса).  В небе светило желтое (солнце). По земле бежал быстрый (ручей).

Вставить существительное.

Вывод: прилагательное связано с существительным.

V.   Применение  знаний. (самостоятельная работа)

(слайд  ИГРА)

 – выбираем предмет, называем к предмету прилагательное.

VI. Контроль  усвоения  знаний.

Слайд с теми же вопросами, что и в начале урока.

VII. Рефлексия (итог)

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по русскому языку "Употребление прилагательных в речи (на основе стихотворения С.А. Есенина)

На основе стихотворения Есенина  даётся понятие прилагательного, эпитета, прямого и переносного значения прилагательных, а также учащиеся смогут сами побыть немного поэтами, работая с карточками,...

презентация к уроку по русскому языку "Употребление прилагательных в речи (на основе стихотворения С.А. Есенина)

На основе художественного текста (стихотворения С.А. Есенина) показана роль имени прилагательного в художественной речи, самостоятельная работа по карточкам предполагает развитие у учащихся образного ...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе.

Урок посвящен закреплению изученного материала по теме "Имя прилагательное как часть речи"...

Мастер-класс по русскому языку "Значение и грамматические признаки имени прилагательного"

Мастер-класс по русскому языку: "*Значение и грамматические признаки имени прилагательного"....

Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"

Методическая разработка урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" включает в себя материалы библиотеки цифрового образовательного контента, что начительно облегчает подготовку...