Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа

Хатькова Елена Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika._sayt.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

1. Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика для детей с ОВЗ» (далее по тексту – программа) по общеинтеллектуальному направлению предназначена для обучающихся 5-6-х классов.

Программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Программа является предметной. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов составляет 34.

На реализацию курса отводится 1 час в неделю. Работа проводится в сборной группе обучающихся 5-6-х классов.

Цель программы: Удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии посредством рассмотрения коррекционно-развивающих  вопросов при изучении математики – вопросов, обеспечивающих познавательный интерес к изучаемому предмету и восполнению математических знаний, способствующих успешному обучению детей с ОВЗ.

Основные задачи программы:

  • мотивационные (создать комфортную обстановку, включить в активную деятельность, привлечь к познавательной (интеллектуальной) деятельности;
  • познавательные (активизировать познавательный интерес, включить в познавательную деятельность);
  • развивающие (развивать самостоятельность, развивать умение общаться, развивать умение взаимодействовать с другими людьми);
  • обучающие (формировать умения, компетентности, навыки).

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа рассчитана на достижение следующих образовательных результатов:

Личностные результаты:

- готовность обучающихся к самостоятельной деятельности при выполнении математических заданий;

- готовность обучающихся к самостоятельному принятию решения при выборе способа решения математических задач;

- способность обучающихся к преодолению трудностей при решении сложных вопросов;

- способность обучающихся к взаимодействию с другими учениками (в паре, группе);

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- овладение способами исследовательской деятельности;

- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них наиболее эффективные;

- готовность обучающихся  к самостоятельной обработке информации.;

- способность учащихся применять математические знания в других предметных областях; умение формулировать собственное мнение и позицию.

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Учебный материал

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Раздел 1. Математика -  это интересно, 5  часов

Как люди научились считать

Познавательная деятельность (работа с абаком, цифровое лото, арифметический диктант)

Практическая работа

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни

Познавательная деятельность (использование таблиц с разрядами и классами)

Круглый стол

Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта

Игровая деятельность (задания-распечатки)

Игра по станциям

Математические горки

Познавательная деятельность (работа по алгоритму, тренировочные задания)

Математические игры

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

Проблемно-ценностное общение (использование пословиц)

Математический бой

Раздел 2. Числа. Арифметические действия. Величины, 9  часов

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами

Познавательная деятельность (видеоурок)

Практическая работа

Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа

Познавательная деятельность (работа по алгоритму, тренировочные задания)

Самостоятельное решение детьми поисковых задач

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число

Работа со схемами

Самостоятельное решение детьми поисковых задач

Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров

Проблемно-ценностное общение (работа по алгоритму)

Практикум

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

Познавательная деятельность (выработка плана выполнения задания)

Практическая работа

Числа-великаны. Коллективный счёт

Игровая деятельность (обобщение знаний по нумерации многозначных чисел)

Игра- соревнование «Веселый счёт»

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части

Игровая деятельность (задания-распечатки)

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число»

Построение «математических» пирамид: «Сложение и вычитание чисел»

Познавательная деятельность (восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта)

Лабораторная работа

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами

Обсуждение применения и дальнейшего использования

Математический бой

Раздел 3. В мире задач, 13  часов

Занимательные задачи в стихах

Проблемно-ценностное общение (решение занимательных задач)

Диспут

Решение ребусов и логических задач

Познавательная деятельность (воспроизведение способа решения задачи, выбор наиболее эффективных способов решения)

Математическая эстафета

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи

Блиц-турнир

Решение нестандартных задач

Обоснование выполняемых и выполненных действий

Практическая работа

Задачи с многовариантными решениями

Социальное творчество (выбор наиболее эффективных способов решения)

Практикум

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи

Лаборатория работа

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин)

Практическая работа

Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы

Исследование

Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач

Познавательная деятельность (обобщение)

Устная командная олимпиада

Задачи-смекалки

Игровая деятельность (обобщение)

Блиц-турнир

Задачи-тесты

Обсуждение изученных тем

Выполнение тестов

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным

Составление плана решения задач

Практикум

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа

Обсуждение применения и дальнейшего использования

Лабораторная работа

Раздел 3. Практикум «Подумай и реши», 4  часа

Математический КВН

Игровая деятельность (обобщение)

Игра-соревнование

Математические головоломки

Тренировочные задания в тетради

Практическая работа

Учимся отгадывать ребусы

Познавательная деятельность (обобщение)

Игра по станциям

Компьютерные математические игры

Использование ПК

Самостоятельная работа

Раздел 4. Геометрическая мозаика, 3  часа

Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Конструирование предметов из геометрических фигур

Работа с геометрическим материалом

Работа с математическим конструктором «Живая математика»

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

Познавательная деятельность

Практическая работа

Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.

Координаты точек на плоскости

Игровая деятельность

Игра «Морской бой»

                                              4. Календарно - тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Как люди научились считать

1

2

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни

1

3

Как люди научились считать. Интересные приёмы устного счёта

1

4

Математические горки

1

5

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1

6

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами

1

7

Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа

1

8

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число

1

9

Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.

1

10

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

1

11

Числа-великаны. Коллективный счёт

1

12

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части

1

13

Построение «математических» пирамид: «Сложение и вычитание чисел»

1

14

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами

1

15

Занимательные задачи в стихах

1

16

Решение ребусов и логических задач

1

17

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

1

18

Решение нестандартных задач

1

19

Задачи с многовариантными решениями

1

20

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами

1

21

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

1

22

Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения

1

23

Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач

1

24

Задачи-смекалки

1

25

Задачи-тесты

1

26

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным

1

27

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа

1

28

Математический КВН

1

29

Математические головоломки

1

30

Учимся отгадывать ребусы

1

31

Компьютерные математические игры

1

32

Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Конструирование предметов из геометрических фигур

1

33

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

1

34

Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. Координаты точек на плоскости. Урок-зачёт.

1

                                                                                                 Итого:

34

Описание материально-технического обеспечения.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  3. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математика на английском»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «CLIL. Математика на английском» для учеников 4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: математика 6 класс

Данная программа "Развитие познавательных способностей учащихся" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирован...

Рабочая программа по внеурочной деятельности : математика 7 класс

Данная программа  "Методы решения твоческих задач" содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного материала, содержание курса, тематическое планирование...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и общество" рассчитана на 2 часа в 5 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» Научно-познавательное направление в 6 классе

Программа «Математика вокруг нас» рассчитана на 35 часов  в год (1 час в неделю).Цели программы:Сформировать интерес к изучению математики;Повышение математической культуры;Актив...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Математика 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. "Практикум решения математических задач повышенной сложности" Математика 11 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика 5 класс. Основы финансовой грамотности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Математика  5 класс. Основы финансовой грамотности.Количество часов по учебному плану всего  35 часов в год; в неделю 1 час....