Развивающее пособие «Шнурки-затейники»
методическая разработка

Наумова Надежда Анатольевна

Развивающее пособие «Шнурки-затейники»

 

Однажды отправляясь в гости  к «Ворону Метру», «Малыш Гео» увидел в Фиолетовом лесу большой клубок из шнурков, распутав его, он увидел несмышлёного котенка. «Малыш Гео» взял его с собой  и захватил шнурки, в  которых запутался котенок. «Малыш Гео» придумал ему имя «Котенок – Шнурик», так как он нашел его запутавшимся в шнурках. «Шнурик» оказался шаловливым и очень любознательным. Когда «Кот Шнурик» увидел удивительный «Геоконт», заинтересовался, ну так же как и в шнурках запутался.  Тогда «Малыш Гео» разложил все шнурки  по порядку,  прикрепил их к коврику и придумал название «Шнурки-затейники» и начал обучать «Кота Шнурика».

Как играть.

1. Вначале знакомим детей со сказочной историей «Кота Шнурика» и рассматриваем игровое пособие. Пособие можно использовать как на любой поверхности, так  и на ковралине «Мини Ларчик», или «Коврограф Ларчик». Показываем основные приемы работы со шнурками: они могут огибать петли, закручиваться вокруг них или продеваться внутрь. Со шнурками можно произвести действия: вдеваем(нырнул, вытягиваем, вынырнул),огибаем, выкладываем.

2. Варианты игр можно использовать по схемам - это  дорожки, узороы и изображения, дидактическая картотека. Например: отступить четыре клетки вправо в верхнем ряду и продеть шнурок, отступить две клетки вниз, зацепить шнурок за петлю, отступить две клетки вправо, зацепить шнурок за петлю, отступить две клетки вверх, зацепить шнурок, отступить две клетки влево и продеть шнурок в петлю.

Прочтите, что получилось(слог «СО»). Добавьте еще одну букву, чтобы получилось слово. (СОМ, СОК, СОР). При написании букв, цифр можно использовать схему. Творческих успехов вам и вашим детям! Пусть ловкие пальчики ваших ребят творят чудеса!

Варианты игр:

Игра «Узор по образцу»

Цель: Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.

Материал: коврик и цветные шнурки, схемы.

Описание игры: Педагог  дает ребёнку прямоугольник-основу, просит по схеме «нарисовать» узор шнурком. Обращаем внимание ребёнка, что шнурок можно вдевать не только по прямой, но и наискосок, пусть ребенок попробует пофантазировать. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько отверстий внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант на первом этапе ознакомления можно условно разделить готовый прямоугольник-основу пополам. С одной стороны, «рисует» педагог, с другой – ребенок повторяет рисунок.

 

Игра «Цифры играют в прятки»

Материал: коврик и цветные шнурки, схемы цифр.

Цель: закреплять знание цифр, продолжить формировать умение работать со схемой, развивать моторику рук, творческое воображение, внимание ребенка.

Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете шнурком любого цвета, а затем «спрятать», превратить с помощью шнурка и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана». 

Вариант: аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.

Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна. Низкий: по образцу. Средний: по схеме. Высокий: по замыслу.

Игра «Пространственное ориентирование»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.

Описание игры: Дети по словесной инструкции располагают картинки геометрические фигуры на основе (закрепленные за петли).

Например: «найдите и проденьте в петлю, снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких треугольника». Инструкции могут быть различными по названию геометрической фигуры, цвета, расположения на основе. Затем задаются вопросы: Какие фигуры и какого цвета расположены слева или справа?  Задание можно разнообразить, давая детям задания: Какая фигура справа от квадрата? Какого цвета треугольник снизу? Сколько треугольников сверху?

Игра «Загадки»

Цель: развивать умение создавать изображать объект по описанию (загадке), по представлению, развивать фантазию и речь.

Материал: коврик и цветные шнурки, иллюстрации.

Описание игры: Педагог загадывает загадки (цифры, буквы, математические знаки), а отгадки ребенок «рисует» шнурками на основе.

Игра «Букет для мамы»

Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи, моторики рук, воспитывать умение составлять коллективную работу. Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать. Лисья берёзы, ветка рябины, Листики, тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесем. Какой листик не попал в букет для мамы?

Материал: коврик и цветные шнурки.

Описание игры: дети на  основе «рисуют» цветными шнурками стихотворения. Затем  объединяются  другим шнурком и можно рассказать стихотворение.

 

Игра «Волшебные слоги»

Цель: развивать умение составлять слоги (слова) и читать их, производить звукобуквенный анализ слов, придумывать слова, начинающиеся с первого слога.

Материал: коврик и цветные шнурки, схемы.

Описание игры: дети с опорой на схему или без неё составляют слоги, придумывают слово и «записывают» его с помощью шнурка.

     

Игра «Поймай рыбку»

- Ребята, вот еще одно задание. И не обошлось без волшебства. «Шнурки-затейники» предлагают вам поймать рыбку и выложить слова. Я вместе с вами слог ОР. Послушайте инструкцию: «Выныриваем из четвертой петли слева снизу и двигаемся на четыре петли вверх, огибаем и двигаемся на две петли вправо, огибаем и двигаемся вниз на четыре петли, огибаем и двигаемся влево на две петли, ныряем». - Какая буква получилась? (О).

«Выныриваем из третьей петли справа и двигаемся на верх на четыре петли, огибаем и двигаемся на две петли вправо, огибаем и двигаемся на две петли вниз, огибаем, двигаемся на две петли влево, ныряем».

- Какую букву мы вышили? (Р).

- Ребята, какой слог мы вышили? (ОР).

- Посмотрите, у вас на каждом столе по одной картинке. Назовите их. (ВОР, БОР, ЛОР, ТОР, ХОР). Какой первый звук вы слышите в вашем слове? (В, Б, Л, Т, Х). Вам нужно вышить первую букву этого слова. Приступайте. Какие слова у вас получились? Прочитайте. (Дети читают свои слова).

Игра «Шнурки-грамотеи», «Ромашка»

-На Неразговорчивой улице вокруг теремков растут ромашки. Ромашки не простые. На каждом лепестке спряталась буква. Разгадаем секрет этих цветов, прочитаем слова на ромашках. C помощью «шнурков – грамотеев» мы будем составлять слово. Итак, составим слово из трех букв. (Дети составляют слова).

Игра «Школа гномов»

Посмотри, кто пришёл к нам в гости в Фиолетовый лес? Для того, чтобы узнать, кто пришел к нам в гости, необходимо выложить цветные дорожки. Цвета дорожек подобраны по цветам «Гномиков. Для того, чтобы узнать кто пришёл в гости нужно выложить цветную дорожку нужному Гному (по цвету).

Гномики пришли не просто к нам в гости, они хотят поиграть. Наши гости хотят узнать, знаешь ли ты геометрические фигуры?

  1. Гном  Кохле-предлагает выложить треугольник.
  2. Гном  Охле -предлагает выложить квадрат.
  3. Гном  Геле- предлагает выложить прямоугольник.

Наши друзья хотят узнать, знаешь ли ты цифры?

  1. Гном  Зеле-предлагает выложить цифру 1.
  2. Гном  Си -предлагает выложить цифру 2.
  3. Гном  Фи- предлагает выложить цифру 3.

Гномы очень довольны твоей работой и приготовили сюрприз. Отгадав загадку, ты узнаешь, какой это сюрприз.

Слева бантик, справа бантик

У красотки платье - фантик.

Пренарядная кокетка

Шоколадная … ( Конфетка)

Но для того, чтобы нам ее получить, нужно вышить из шнурков конфету.

Упражнение «Тропинка»

Цель: развитие мелкой моторики, образного мышления.

    Описание игры: «Луч - Владыка» в хорошем настроении отправился встречать гостей, которые пришли на его бал, а «Цифрята Зверята», сделали ему тропинку, которая ведет до самой двери. Ребята, а давайте, и мы выложим такую тропинку для «Луча - Владыки». Каждому ребенку раздается пособие «Шнурки-затейники», предлагается сделать «тропинку» по выбору, самостоятельному представлению.

Тропинка, выложенная «Цифрятами Зверятами»,  и ваша тропинка, ребята, «Лучу - Владыке»  очень понравились, когда он дошел до двери он обернулся и увидел, что все ему улыбаются, и он улыбнулся в ответ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по цветоведенью - учебно-методич. пособие

Разработана серия развивающих настольных игр, которые способствуют формированию навыка «думать глазами», позволяют развивать цветовидение и осознавать основные положения и закономерности науки...

Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках математики"

Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...

Учебно-методическое пособие "Создание адаптивного развивающего образовательного пространства на уроках биологии"

Данное пособие направлено на помощь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее… Наиболее эффекти...

"Развивающее пособие "Дары Фребеля" как средство организации "умной" игры для дошкольников"

АктуальностьИспользуя  развивающее пособие  «Дары Фребеля» в игровой деятельности с детьми, обратила внимание, что ребята  начали активно  фантазировать и старатьс...

Игровые (адаптированные) упражнения для детей с ТМНР на основе коррекционно-развивающих пособий компании Dusima

В материале описаны  специальные упражнения для  детей с ТМНР  на основе коррекционно-развивающих пособий компании  Dusima....

паспорт развивающего пособия "Воздушный футбол"

Пособие для развития длительности выдоха...

Развивающее пособие для развития речевого дыхания и пальчиковой гимнастики «Футбол»

Материал предназначен для воспитателей, учителей - логопедов....