Учебно-методическое пособие "Календарь погоды".
учебно-методическое пособие

Василишина Ольга Анатольевна

Многофункциональное методическое пособие "Календарь погоды", с помощью которого формируются и закрепляются у детей знания и представления о временных и сезонных изменениях в природе. Расширяется, активизируется словарный запас по темам, развивается наглядно - образное и наглядно - действенное мышление, память, воображение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Родничок», г . Бородино КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ Василишина Ольга Анатольевна, учитель-логопед Мамко Аксана Борисовна, воспитатель 2024г.

Слайд 2

Многофункциональное развивающее пособие для детей с ТНР от 3 до 7 лет « Календарь погоды», номинация Конкурса «Расскажи » Цель: формирование и закрепление у детей знаний и представлений о временных и сезонных изменениях в природе. Задачи: Обучающие: Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в природе; Знакомить с правилами поведения в природе; Развивать сенсорное восприятие, развивать мелкую моторику, любознательность, ориентирование в пространстве: вверху-внизу, справа-слева; Расширять и активизировать словарь по темам; Стимулировать творческую активность детей. Развивающие: Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе и делать обобщения; Развивать устойчивый интерес к познавательной деятельности; Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, память, воображение. Воспитывающие: - Воспитывать доброжелательное отношение в процессе взаимодействия со сверстниками; Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру природы . Ожидаемый результат: - Дети знают сезонные изменения происходящие в живой и не живой природе, могут составлять рассказы о временах года с опорой на данное пособие, накопился значительный словарный запас об окружающем мире.

Слайд 3

Список используемых материалов: ф етр; н ожницы; к лей; т рафареты; л ента - липучка.

Слайд 4

Описание используемых игр Игра «Назови признаки осени» Вянет и желтеет трава, листья на деревьях. По небу бегут серые тучи, идет холодный дождь. Опадает листва. Птицы улетают в теплые края. Игра «Закончи предложение» Медведь осенью засыпает, а весной… Березка от ветра наклонилась, а затем… Вечером солнце заходит, а утром… Летом идет дождь, а зимой… Игра «Приготовим сок для мамы» Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта и бросить мяч следующему игроку. Игра «Найди лишнее слово» Весна, март, осень, зима, лето; Огурец, помидор, апельсин, лук, чеснок, горох…; Понедельник, вторник, среда, весна, четверг, пятница….

Слайд 5

Описание используемых игр Игра «Одна семейка» Педагог задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно. Как называется фрукт? (Лимон) Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик) Как называется сок из лимона? (Лимонный) Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник) Игра « Составь описание по плану» Педагог показывает на панно фрукт или овощ Как он называется? Где растет? Какой он по величине? Какой он по цвету? Какой он по форме? Какой он на вкус? Какой он на ощупь? Игра «Закончи предложения» Педагог выставляет на панно картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что. Я люблю яблоко, (потому что оно сладкое, вкусное, полезное). Мама купила груши, (потому что хочет испечь грушевый пирог)….

Слайд 6

Описание используемых игр Игра «Найди место» Педагог помещает на панно огород, сад, домик, забор, скамейку. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, птички… Для каждого предмета нужно найти место и рассказать, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях. На грядке растет морковка. Предлог на. Мы сложили в корзину яблоки и поставили ее под дерево. Предлоги в, под. В огороде много овощей. Предлог в. Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около. Игра «Не ошибись» Педагог бросает мяч ребенку и называет время года изображенное на панно. Ребенок, получивший мячик, должен назвать игру, соответствующую этому времени года, затем сам называет любое время года и передает мячик другому ребенку. Игра «Наоборот» Педагог называет слово и бросает мяч любому ребенку. Ребенок ловит мяч и называет слово, противоположное по смыслу. -Солнечно-пасмурно, утро-вечер, зима-лето т.д.

Слайд 7

Описание используемых игр Игра «Так бывает или нет? Педагог сообщает детям, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а дети должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе. Потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» – и доказать, почему так бывает или не бывает. « Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». «Наступила зима. Выпало много снега. На прогулке дети стали играть в снежки.» «Наступила осень. Дети пошли в парк и стали собирать опавшие листья.» «Наступила зима. Дети надели шорты и майки и пошли загорать на речку.» «Наступила осень. Солнце стало пригревать. Дети вышли в парк и стали собирать подснежники». Вначале в рассказ можно включать только одну небылицу. По мере отработки умения можно увеличивать количество таких небылиц. Содержание небылиц постепенно усложнять.

Слайд 8

Описание используемых игр Игра «Найди общее слово» Понедельник, вторник, среда, четверг, пятницы… дни недели; Январь, март, сентябрь, апрель… месяцы; Декабрь, январь, февраль… зимние месяцы; Март, апрель, май… весенние месяцы; Июнь, июль, август… летние месяцы; Сентябрь, октябрь, ноябрь… осенние месяцы; Огурец, помидор, лук, чеснок… овощи; Яблоко, груша, лимон, мандарин… фрукты; Утро, день, вечер, ночь… части суток; Кепка, сарафан, косынка, шорты, футболка… летняя одежда; Шуба, пуховик, шарф, шапка, рукавицы… зимняя одежда. Игра «Что бывает внизу, а что бывает наверху?» Педагог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Небо, облака, тучи, звезды, луна… А теперь подумайте, что бывает только внизу? - Растения, земля, трава, лужи, камни…

Слайд 9

Описание используемых игр Игра «Вчера, сегодня, завтра» Какой день недели был вчера?; Какой день недели сегодня?; Какой день недели будет завтра?; Какое время года сегодня?; Какое время года будет завтра? Игра «Летает – не летает» Педагог предлагает быстро назвать предметы, когда он скажет слово летает: Сова, снегирь, синица, снег, листья, туча, бабочка …; Назвать предметы которые не летают: Лиса, грибы, снеговик, дерево, морковка …. Игра «Отвечай быстро» Педагог бросает мяч ребенку называя какой-нибудь цвет, ребенок должен назвать предметы на панно, соответствующие этому цвету: Зеленый – трава, листья, огурец, шарфик и ведро у снеговика…; Красный - …; Желтый - ….

Слайд 10

Описание используемых игр Игра «Чей, чья, чье, чьи?» Чей хвост? – Это хвост заячий, лисий, волчий…; Чья лапа? Чье логово? Чье ухо с кисточкой? Чья хитрая морда выглядывает из-за куста? Чьи глаза не закрываются во время сна? Игра «Скажи иначе» Медведь неуклюжий – Медведица огромная – Медвежонок крошечный и т.д. Игра «Сосчитай до 10» 1 большая морковка, 2 большие морковки, 3 большие морковки …; 1 неуклюжий медвежонок…; 1 заячий след…; 1 красное яблоко…; 1 желтый листок …и т.д.

Слайд 11

Описание используемых игр Игра «Назови слова на звук» Педагог предлагает рассмотреть все картинки и назвать слова на заданный звук: - В - ветер, весна, вторник…; - С – снеговик, сосулька, снег, сентябрь, сугроб, снегирь…; - М – март, морковка, молния, метель, мухомор… и т.д. Игра «Составь предложения» Педагог предлагает рассматривая панно придумать предложения из 2х, 3х, 4х, 5ти слов. Игра «Раздели сова на слоги» Сосчитай сколько слогов в слове: осень, солнце, ручей, снеговик, зима, проталины, подснежник, снегирь, синичка…. Игра «Подбери признаки» - Весна, солнце, ветер, ручей, цветы….

Слайд 12

№ п/п ФИО ребенка Знает времена года, месяцы, дни недели, части суток Может подобрать обобщающее слово Называет признаки предмета Имеет представления о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе Группирует однородные предметы, выделяет один и много Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по значению, цвету, размеру Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) сен-тябрь май сен-тябрь май сен-тябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май 1 Итоговый показатель по группе (вреднее значение) Образовательная область « Познавательное развитие » № п/п ФИО ребенка Составляет рассказ описание на заданную тему Использует предлоги в речи Согласовывает существительное с числительным Называет антонимы Называет слова на заданный звук Делит слова на слоги Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май 1 Итоговый показатель по группе (среднее значение) Диагностическая карта Образовательная область « Речевое развитие »

Слайд 13

Описание результатов Уровень развития детей по речевому и познавательному развитию выявляется как в начале учебного года, так и в конце. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не превышает 15 мин. Диагностика показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей. В ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отмечается, что дети активно и свободно общаются с взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; свободно и выразительно излагают свои мысли, чувства, впечатления, речь детей обогащена выразительными средствами. Повысилась результативность образовательного процесса. Выпускники успешно проходят адаптацию к новым социальным условиям, к школе, свободно общаются, умеют высказывать свою точку зрения.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...