Деятельность тьютора
опыты и эксперименты

Черных Лариса Дармаевна

Деятельность тьютора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_tyutora.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С  ОБУЧАЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

Тьюторство можно рассматривать как новую профессиональную практику в образовании. На сегодняшний день тьюторская система работы является полноценной системой поддержки процесса построения индивидуальной образовательной программы учащимися. Разработаны функциональные обязанности тьюторов начальной, подростковой и старшей школы, подходы к построению тьюторской программы, ориентированной на индивидуализацию образования, формат тьюторского дневника.

Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун.

Задача тьютора — построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески - продуктивная задача.

Также выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

  • диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
  • осуществление целеполагания;
  • мотивация и вовлечение обучающихся;
  • управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
  • коррекция деятельности обучающихся;
  • контроль выполнения заданий;
  • рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся:

 Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся

Типовые задачи

Функции

Знакомство

Диагностика; целеполагание

«Размораживание» (проблематизация)

Мотивация

Организация изучения концепций курса

Организация деятельности

Организация групповой и индивидуальной работы

Коррекция

Организация обратной связи

Контроль

Функциональный взгляд на деятельность показывает, что тьютор должен делать в ходе образовательного процесса с обучающимися. Под функциями тьютора, здесь рассмотрим задачи, которые тьютор должен решать с обучающимися.

Ролевой взгляд на деятельность покажет особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций.

Компетентностный взгляд на деятельность тьютора подчеркивает необходимые знания, умения, навыки, способности и другое, что характеризует тьютора как профессионала.

Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в изменениях.

Психологический взгляд на деятельность тьютора показывает тонкие грани внутренней готовности в ее исполнении.

Но уже в настоящее время тьюторская поддержка требуется не только учащимся с ОВЗ в общеобразовательных школах. Тьюторская помощь оказывается ученикам со сложной структурой дефекта (аутизм, снидром Дауна) в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Я работаю тьютором в ГБОУ СКОШИ №2 г. Улан-Удэ

Моя тьюторская деятельность заключается в том, что я оказываю помощь и поддержку обучающимся, которые нуждаются в индивидуальной работе с педагогом. В силу умственной отсталости (интеллектуального нарушения) они не всегда справляются с заданиями в условиях пребывания в классе, поэтому я провожу с ними индивидуальную работу по таким предметам как математика, русский язык, чтение, изобразительное искусство, основы социальной жизни, природоведение, труд.

Для некоторых обучающихся составляется индивидуальная программа развития по данным предметам, чтобы достигнуть максимально возможного результата в обучении.

Индивидуальные занятия по предметам позволяют для каждого ребёнка составить свою структуру деятельности в соответствии с его темпом работы и общей работоспособностью. Так же индивидуальные занятия позволяют более широко раскрыть возможности обучающихся в различных областях, прибегая к творческим задания.

Тьюторская деятельность реализуется совместно с другими специалистами: учителями- логопедами, педагогом-психологом, врачами. Для более успешного сопровождения в педагогическом пространстве обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуется совместная деятельность всех специалистов для комплексной поддержки ребёнка, изучение и анализ документации на обучающихся и ведение собственного журнала.

В тьюторское сопровождение также включены такие виды деятельности,  как наблюдение за обучающимися в урочное и внеурочное время, помощь в организации игровой деятельности, в налаживании контакта между сверстниками, создание условий для успешной деятельности в группе.

Как и другими специалистами, тьютором проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросам выполнения тех или иных заданий или рекомендаций по организации обучения и воспитания ребёнка. Родителям рассказывается о развитии и достижениях учащихся, а так же о проблемах, которые ещё совместно с ними нужно будет решить.

Тьютор как и другой педагог участвует в различных собраниях трудового коллектива, совещаниях и педагогических советах, где может выступать по различным вопросам, касающимся организации обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.

В связи с тем, что тьютор, как правило, работает с детьми, имеющими умственную отсталость (интеллектуальное нарушение),  требования к нему, к  его компетентности,  в некоторых областях различаются с требованиями к остальным педагогам:

  • От тьютора требуется в большей степени управление активностью обучающихся, чем своей.
  • Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей обучающихся.
  • У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например, осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.).
  • От тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между тьютором и обучающимися.

В заключении следует отметить, что тьюторская деятельность в системе специального образования является новой для российских школ, но очень необходимой для более успешной организации обучения и воспитания учащихся школ VIII вида, имеющих особые проблемы в развитии.

Список литературы:

  1. Долгова Л. М. Тьюторство в аспекте результативности образования 
    // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика (сборник на диске, 2004 г.)

2.Попов, А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения [Тескт]/ А. А. Попов. – Томск, 1996. - C. 49-57.

  1. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска [Текст]/ Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. -Томск, 1996. - C. 15-30
  2. Щенников, С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. [Текст]/ С.А. Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская. – М: Дрофа, - 2005.- 608с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования".

В статье опубликован материал о том, кто такой тьютор, его основная деятельность и неного истории возникновения тьюторства....

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики.

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с ребенком  в ходе образовательного процесса и процесса социализации. Деят...

«Деятельность тьютора в образовательной организации при оказании поддержки ребенку с РАС»

В статье представлены теоретические основы деятельности тьютора, описан вариант организации работы тьютора в конкретной организации, подобраны литература и интернет-ресурсы, раскрывающие данную тему....

Самоанализ деятельности тьютора

Самоанализ деятельности тьютора...