«Интересные факты вариативного использования ЛЕГО в развитии речи дошкольников с ТНР»
консультация

Казанцева Ольга Владимировна

В данной статье предложен опыт работы по использованию конструкторов ЛЕГО для развития речи детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Интересные факты вариативного использования ЛЕГО в развитии речи дошкольников с ТНР»

Дошкольное детство - это возраст игры. Ребёнок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Основой коррекционно-развивающей работы  с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Речь ребёнка и непосредственно игровая деятельность развиваются взаимосвязано.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности  (Т. В. Лусс).

В логопедии ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных,  коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих  целей и задач.  ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, конструктивной.  Это также  воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология является интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

Конструкторы ЛЕГО можно успешно применять для развития звукопроизношения и выработке правильного речевого дыхания у детей. Артикуляционная гимнастика в коррекционной работе является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата. Для проведения артикуляционной гимнастики можно сконструировать модели из лего, чтобы в игровой форме дети выполняли гимнастику. Приступая к развитию речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. Благодаря элементам лего у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Например ребенок дует на машинку и она закатывается в гараж.

Развитие фонематического слуха.

 «Произнеси звук кратко и протяжно»

Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы.

Предлагаю детям послушать, как звучит насос: «с-с-с». Обращаю внимание, что он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Затем мы превращаемся в насосы и начинаем работу. Работаем по очереди, по схеме, которую выложили на плато.

Игра «Тихо-громко»

Ребенку предлагается выложить дорожку из элементов Лего разной высоты, при этом повторяя заданный звук, если выше – громко,  ниже – тихо.

 «Различаем звуки»

 Предлагаю детям разложить картинки на две полочки. На полочку слева будем складывать картинки со звуком [С], а на полочку справа – звуки со звуком [Сь].

На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с термином «звук».

С этой целью используются лего-человечки в разноцветных костюмчиках.

Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки, в синих твердый согласный, в зелёных – мягкий согласный звук. (Цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и «мягкость»). Для уточнения предлагаем детям самостоятельно построить домики для своих героев.

В последующем разноцветные «человечки» заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления схем слов. Так же выполняем задание определи место звука в слове. Дети устно определяют заданный звук и потом уже обозначают цветом, место где находиться звук, в начале, середине или в конце.

 Знакомим детей с понятием «схема слова». Учим и проговариваем с детьми, что зонт - это одно слово, имеет один слог. Определяем, что в слове 4 звука. На строительной плате, ЛЕГО кубиками разного цвета, дети с удовольствием выкладывают звуковые схемы слов.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с нарушениями речи  запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, помогает перевести слова из пассивного словаря в активный, развивает семантические связи.

Играем в Д/Игры «ГДЕ НАХОДИТСЯ ПРЕДМЕТ», которое направлена на закрепление предлогов.

Отрабатывая лексические темы, можно предложить детям сконструировать фигуры предложенных предметов (дом, транспорт) или живых существ. Так мы закрепляем предлоги.

Игра «Один-много»

Ребенку предлагается собрать две пластины, на первой – один кирпичик, на второй – много кирпичиков. Ребенок кладет картинку на плато и называет в единственном или множественном числе.

Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется лего-конструктор. (буква) выкладывается на планшете с помощью лего-конструктора.

Изучив буквы дети учатся составлять слоги. Ребенок передвигая пальчиком от одной буквы к другой учится слиянию букв в один слог.  В итоге ребенок самостоятельно читает слоги из двух букв.

Также используем лего при составлении схемы предложения. Учим понятия «слово», «предложение», упражняем детей в составлении предложений из 2-х и 3-х слов. Приучаем говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.

Учим каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют. Мы выкладываем в виде паровозика, крупным лего на столе, и на плоскости мелким лего.

Лего можно использовать и для развития связной речи. Играя с конструктором дети максимально проявляют свою фантазию. У ребенка появляется возможность создать персонаж, отразить его качества и проиграть действия с ним. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

Предложенные мной задания и их модификации могут значительно разнообразить  логопедическую  работу, а также повысить мотивацию детей к выполнению заданий учителя-логопеда.

Таким образом, работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологии делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала.

Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей, тем более успешным будет формирование речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников" (консультация для педагогов)

Применение  психогимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологии, биоэнергопластики, физминуток, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики ...

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

материал для повышения компетентности педагогов...

"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

В статье изложен материал по использованию мнемотехники на занятиях по развитию речи,этапы работы с мнемотаблицей,приведены примеры игр с использованием мнемоквадратов. Статья будет полезна педагогам ...

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

Применение метода наглядного моделирования в развитии  речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая са...

Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников

Художествееное устное слово играет большую роль в речевом развитии детей. Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их...

Использование игр для развития речи у дошкольников

игры для развития речи, которые можно сделать своими руками...