Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников
учебно-методический материал на тему

Меньшикова Анна Николаевна

Применение метода наглядного моделирования в развитии  речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотно и целенаправленно. Все это способствует развитию дальнейшей успешной учебной деятельности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

                                 ему пяти словам – он будет долго и напрасно

                         мучиться, но свяжите двадцать таких слов

                 с картинками, и он их усвоит на лету”.

К.Д. Ушинский

Всем известно, что число дошкольников с нарушениями речи постоянно растет. А ведь развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности. Для нас дошкольных учителей - логопедов немаловажно еще и то, что правильная речь - один из показателей готовности к обучению ребенка в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием речи, обречены на неуспехи в школе.

Поэтому особую значимость приобретает принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, когда своевременный прогноз отсроченных затруднений в усвоении грамоты диктует необходимость совершенствования методов преодоления речевого развития и оптимизации логопедической работы.

        Одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста является применение на занятиях метода наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольного возраста, т.к. наглядный материал усваивается лучше вербального.

Сущность метода состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

Использование метода моделирования в обучении детей связной речи позволяет научить детей составлять план высказывания и формулировать предложения. Также данный метод позволяет быстро научить детей называть предметы, различать их характеристики и выделять особенности.

Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, а переживаемые при этом положительные эмоции –удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

        Рассмотрим использование моделей в развитии связной речи дошкольников.

Обучение детей рассказыванию с использованием моделирования делится на 2 периода: подготовительный и основной.

Первый период – подготовительный, целью которого является устранение недостатков в лексико-грамматическом оформлении речи и обучение детей действиям замещения.

 На этом этапе работы необходимо включать:

  • упражнения в наблюдательности. Учим детей видеть признаки предметов, рассматривать их в разной последовательности.
  • словарные и грамматические упражнения, сопровождающие рассматривание и предназначенные для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка; а также для содействия усвоению подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения предложений и т.д.

Указанные упражнения сочетаются с обучением детей действиям замещения.

Второй период – основной, целью которого является закрепление полученных навыков в создании моделей и применение их при пересказе рассказов, составлении рассказов-описаний, рассказов по  картине.

        Все вышесказанное позволяет использовать метод наглядного моделирования при обучении рассказыванию уже с младшего возраста.

 В младшем возрасте детей необходимо научить запоминать действующих лиц и последовательность действия, поэтому с помощью подробных схем дети могут пересказывать сказки “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Кот, петух и лиса” и так далее. Например,  при пересказе сказки «Курочка ряба» можно использовать следующие схемы. На первом этапе - что есть у бабушки (рассматривается картинка с изображением бабушки, игрушка и т.д.), у бабушки есть платочек, чем отличается дедушка от бабушки – усы, какая курочка и т.п., указанные признаки дорисовываются в круги. Затем педагог рассказывает сказку с использованием моделей (рассказ обязательно сопровождается движением по составленному плану), а затем дети рассказывают сказку.

В средней группе дошкольники учатся составлять описательные и повествовательные рассказы, пересказывать не только знакомые рассказы (сказки), но и вновь услышанные, опираясь на модель, развиваем умение узнавать эпизоды сказки, разыгранные с помощью моделей (заместителей).

В старшем возрасте задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим и усложняются модели. Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей. В этом возрасте необходимо развивать творческую речь, поэтому на подготовительном этапе подбираются игры и задания на развитие воображения, которые помогали бы дошкольникам избегать готовых образцов речи, что способствует развитию умения сочинять сказки и истории, опираясь на модель, наполняя её любым содержанием.

При обучении детей описательному рассказу очень хорошо использовать сенсорно-графическую схему Воробьевой В.К. и модели, рекомендуемые Т.А. Ткаченко(2; 5; 6; 9).

         Обучение составлению описательного рассказа с помощью модели начинается с совместного с детьми обследования описываемого предмета и совместного составления схемы. На следующем этапе обучения описательной речи дети уже самостоятельно составляют наглядные планы для рассказов - описаний.

Описание предмета педагогом обязательно сопровождается движением указки по составленной модели, тем самым, давая образец использования модели в качестве наглядного плана.

Обучение пересказу начинается с небольших рассказов в 3-4 предложения. Каждое слово в рассказе обозначается определенным символом-моделью. На первых этапах дети совместно с педагогом учатся схематизировать предложение, пользуясь готовыми знаками-моделями. Далее дети самостоятельно подбирают модели для составления наглядного плана пересказа.

При обучении составлению рассказов по картине или серии картинок важно научить детей выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет. Здесь необходимо проводить дополнительную   работу с использованием игровых заданий, направленных на формирование умения опознавать имитационные действия, на развитие умения воспроизводить действие с воображаемыми объектами. Затем составляется схема рассказа с использованием моделей.

Использование метода моделирования особенно эффективно при разучивании стихотворений, т.к. зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, которое сопровождается просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 

Данные таблицы – модели стихотворения называются мнемотаблицами.

Так же мнемотаблицы эффективно использовать в работе с загадками.

В логопедической работе метод наглядного моделирования используется не только для развития связной речи, но и в коррекции звукопроизношения (модели артикуляции звуков) (1,с.4-13), при формировании навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах звуковой системы (звук – слово – предложение – текст).

При автоматизации звука в связной речи использую пересказ логопедических сказок  (текст, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков), которые позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

Таким образом, применение метода наглядного моделирования в развитии  речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотно и целенаправленно. Все это способствует развитию дальнейшей успешной учебной деятельности ребенка.

Литература:

  1. Акименко В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников для детей с нарушениями речи // Логопед. 2005. №1. С. 4-13.
  2. Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. -  М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.
  3. Воробьева В.К. Состояние символической функции у детей с системным недоразвитием речи // Логопедия. 2005. №1. с. 28-37.
  4. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994. №2. С. 56-74.
  5. Кондратьева Н., Соленкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества // Дошкольное воспитание. 1991. №10. С.52-56
  6. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. № 6. С. 64-68.
  7. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. 2005. №1. С. 33-38.
  8. Ткаченко Т.А.  Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1999. №10. С. 16-21.
  9. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». – М.: «Гном и Д», 2003. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».

Инициация:Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний  лес.  Основная часть: Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весн...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...

Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Статья посвящена  опыту  применения метода  наглядного моделирования в работе учителя-логопеда. Приведены примеры использования  данного метода   в работе направленной на...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

использование метода наглядного моделирования

Научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни....