Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
статья

 Елена Валерьевна Макеева

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы логопункта ДОУ.

 

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Работая с детьми старшей группы, мы сталкиваемся с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.

 Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, на наш взгляд является использование наглядного моделирования.А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

          Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщённый образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта и др.). Метод моделирования заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова.

          Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.

    Цель нашей работы - обеспечить успешное освоение  детьми представлений об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними и использование их в связной речи.

 Задачи работы:    

                                                                                                                                                                                                                    -  работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;              

 - обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;                                                                                                                                                                   - развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;                                                                                                                                                   - уметь создавать воображаемые образы  и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;                                                                                                                        - развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;                                                                                                                                                - развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;                                                             - уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;                                                                                                                                                          - воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Нами разработана  следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.

1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).

1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.

2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.

3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.

4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей

2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

1. Сообщение темы.

2. Рассматривание общей схемы кодирования.

Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.)

3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.)

Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)

3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.

  1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
  2.  Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

            Мнемотаблицы составляются цветные. В кодировании могут использоваться цветобуквенные знаки, например: осень - изображается буквой «О» оранжевого цвета, зима изображается буквой «3»  голубого цвета и т.п. 

          Конспекты игро­вых занятий представлены последовательно, для использования их в течение года — с сентября по май. Так, определенная сказка рассматривается один месяц, например: в сентябре — «Аленушка и лиса», в октябре — «Петушок и бобовое зернышко» и т. д. В тематические рамки сказки вклю­чены несколько занятий. Занятие, в свою очередь, содержит несколько игровых заданий. Занятия носят ком­плексный характер и направлены на развитие у детей различных сторон речевой и психической деятельности: запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание; заучивание стихов, потешек развивает слуховую память, обыгрывание тактильных дощечек развивает тактильную память, мышление. На итоговом занятии в конце месяца детям дается мнемотаблица по сказке, а на протяжении четырех занятий они учатся рассказывать сказку по коллажу. Наряду с этим дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие, с ними проводится работа по артикуляции звуков и знакомству с буквами. Сказки взяты из программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», раздел «Ребенок и книга».

 

            Данная система эффективна и доступна детям старшего дошкольного возраста, так как позволяет усвоить знания в интересной, игровой форме. Использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существующие признаки предметов. Использование  метода наглядного моделирования позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний, повышается качество связной речи, которое определяет готовность ребенка к школьному обучению. Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Список литературы

  1. Агаева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования: Автореф. Дис. канд. психол. наук. -М., 1984 .
  2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников -СПб.: Детство-Пресс, 2004
  3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – С-П.: Детство-Пресс,2005.
  4. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию - Дошкольное воспитание ,1982 , № 3.
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. - М., Просвещение,1988.
  6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию  умственных способностей у детей. - М., Просвещение, 1989.
  7. Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к перцептивной абстракции приемами моделирования / Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста/ Иркутск, 1972.
  8. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999.
  9. Каше Г.А., Филичева Т.Е. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.
  10. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – С-П.: Детство-пресс, 2004.
  11. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
  12. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.:  Сфера, 2006.

Скачать:


Предварительный просмотр:

E.В. Тюрина

МАОУ начальная школа – детский сад  № 72, Калининград.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Работая с детьми старшей группы, мы сталкиваемся с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.

 Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, на наш взгляд является использование наглядного моделирования.А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

          Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщённый образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта и др.). Метод моделирования заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова.

          Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.

    Цель нашей работы - обеспечить успешное освоение  детьми представлений об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними и использование их в связной речи.

 Задачи работы:    

                                                                                                                                                                                                                    -  работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;              

 - обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;                                                                                                                                                                   - развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;                                                                                                                                                   - уметь создавать воображаемые образы  и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;                                                                                                                        - развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;                                                                                                                                                - развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;                                                             - уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;                                                                                                                                                          - воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Нами разработана  следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.

1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).

1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.

2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.

3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.

4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей

2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

1. Сообщение темы.

2. Рассматривание общей схемы кодирования.

Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.)

3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.)

Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь?)

3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.

  1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
  2.  Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

            Мнемотаблицы составляются цветные. В кодировании могут использоваться цветобуквенные знаки, например: осень - изображается буквой «О» оранжевого цвета, зима изображается буквой «3»  голубого цвета и т.п.  

          Конспекты игровых занятий представлены последовательно, для использования их в течение года — с сентября по май. Так, определенная сказка рассматривается один месяц, например: в сентябре — «Аленушка и лиса», в октябре — «Петушок и бобовое зернышко» и т. д. В тематические рамки сказки включены несколько занятий. Занятие, в свою очередь, содержит несколько игровых заданий. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей различных сторон речевой и психической деятельности: запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание; заучивание стихов, потешек развивает слуховую память, обыгрывание тактильных дощечек развивает тактильную память, мышление. На итоговом занятии в конце месяца детям дается мнемотаблица по сказке, а на протяжении четырех занятий они учатся рассказывать сказку по коллажу. Наряду с этим дети выполняют ряд заданий, направленных на интеллектуальное развитие, с ними проводится работа по артикуляции звуков и знакомству с буквами. Сказки взяты из программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», раздел «Ребенок и книга».

            Данная система эффективна и доступна детям старшего дошкольного возраста, так как позволяет усвоить знания в интересной, игровой форме. Использование метода моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную), совершенствует мышление и речь (кодирование информации, умение делать выводы, умозаключения), делает высказывания детей более логичными, последовательными, обоснованными. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существующие признаки предметов. Использование  метода наглядного моделирования позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний, повышается качество связной речи, которое определяет готовность ребенка к школьному обучению. Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Список литературы

  1. Агаева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования: Автореф. Дис. канд. психол. наук. -М., 1984 .
  2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников -СПб.: Детство-Пресс, 2004
  3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – С-П.: Детство-Пресс,2005.
  4. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию - Дошкольное воспитание ,1982 , № 3.
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. - М., Просвещение,1988.
  6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию  умственных способностей у детей. - М., Просвещение, 1989.
  7. Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к перцептивной абстракции приемами моделирования / Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста/ Иркутск, 1972.
  8. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999.
  9. Каше Г.А., Филичева Т.Е. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.
  10. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – С-П.: Детство-пресс, 2004.
  11. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
  12. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.:  Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».

Инициация:Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний  лес.  Основная часть: Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весн...

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

Применение метода наглядного моделирования в развитии  речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая са...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...

Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Статья посвящена  опыту  применения метода  наглядного моделирования в работе учителя-логопеда. Приведены примеры использования  данного метода   в работе направленной на...

Метод наглядного моделирования и визуализации в работе с детьми с РАС

В своей работе с такими детьми мы используем различные методики. Но одним из условий успешности занятий для нас является применение метода наглядного моделирования и визуализации. ...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

использование метода наглядного моделирования

Научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни....