Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».
план-конспект занятия на тему

Скрябина Марина Львовна

Инициация:

Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний  лес.  

Основная часть:

 Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весной. По краткому описанию дети угадывают, о каком животном идет речь. Затем им предлагается составить описание животных по их характерным признакам по опорным картинкам, выложенным на доске, после чего они делятся на 3 команды. У каждой команды есть набор карточек-символов с признаками животных, с помощью которых дети составляют описательные словосочетания (по цветовому признаку и характерной особенности животного – рыжая пушистая белка и т.п.). Как вариант усложнения к словесным  цепочкам можно добавить пустые карточки – если дети называют прилагательные по внешнему признаку, которых нет на символах, они  подставляют их  к цепочке изображений, но при этом дети должны запомнить свое прилагательное и воспроизвести в конце занятия. Этот  метод  направлен на развитие памяти и мышления.

- Динамическая пауза: Пластический этюд «Что за звери на полянке». Метод направлен на развитие творческих и актерских способностей.

- Просмотр презентации «Домики животных». Дети упражняются в образовании относительных прилагательных ( беличье дупло и т.п.).

- Игра с мячом  «Для кого этот дом». Дети упражняются в согласовании имен существительных и прилагательных в родительном падеже. Метод направлен на развитие ловкости и точности движений.

- Игра «Кто спрятался?» (метод направлен на развитие зрительной памяти). Дети угадывают, какое животное спряталось в свой домик, называя лишь его признаки.

            Заключительная часть. Подснежник на полянке расцвел – значит,  дети правильно выполняли все задания. Поощрение детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_skryabina.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект  занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных  с использованием метода наглядного моделирования».

Лексическая тема – «Дикие животные».

Этап: закрепление.

Цель: Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников 5 лет  с ОНР методом наглядного моделирования.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить  знания об изменениях в природе весной.  Совершенствовать  грамматический  строй речи (согласование   прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа  в именительном и косвенных падежах по опорным вопросам ). Расширять  и активизировать  словарь прилагательных. Развивать  диалогическую  речь.

Коррекционно-развивающие задачи:

        Обучать навыкам  диафрагмального дыхания. Развивать  речевой слух, мышление, память, зрительное внимание,  общую  моторику,  мимику. Развивать  мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать  интерес и доброжелательное  отношение  к сверстникам на занятии. Формировать личностные качества детей : волю к достижению результата, целеустремленность. Воспитывать  внимательное  отношение к природе.

Оборудование:

Магнитная доска, проектор, подснежник, картинки с изображением жилищ зверей,  6 графических картинок с изображением диких животных,   5 карточек, обозначающих цвет животных (белый, серый, рыжий, бурый, зеленый), 9 карточек с изображением характерной внешней особенности  животных, мяч,  

Приложение – презентация «Лесные жилища».

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи

Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть в таком хорошем настроении! Скажите - о каком времени года идет речь?

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла …. (весна)

Правильно!

А какая погода бывает весной? (отвечают)

Если в небе солнышко, то погода какая? (солнечная).

Если солнышко спряталось, то погода какая? (пасмурная)

Если идет дождь, то погода какая? (дождливая)

Если дует ветер, то погода какая? (ветреная)

        Сегодня чудесная  погода и я приглашаю вас на прогулку в лес  (звучит музыка, дети становятся друг за другом и идут по кругу. Темп ходьбы меняется в зависимости от темпа и характера музыки. Звучит маршевая музыка, (дети маршируют), легкая  музыка (дети идут на носочках),  медленная музыка( медленно поднимаются в гору), быстрая музыка( бегут под горку).

( Звуки леса). Логопед: А раз сейчас весна, то наш лес какой? – (весенний). И воздух в нашем лесу такой свежий!

– (выполняем дыхательные упражнения на развитие диафрагмального дыхания).

(дети стоят в кругу)

Вот как шарик надуваем и рукою проверяем. (руки на живот)

Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (наклон вперед)

Дышится легко, вольно, глубоко. (руки в стороны)

Логопед: Ребятки, а полянка-то не совсем обычная – посмотрите-ка вокруг? ( Дети видят на «полянке» нераспустившийся подснежник) – Как вы думаете – что это за цветок?

Он из-под снега проделал свой путь,

Чтобы на солнце впервые взглянуть.

Цвет голубой, бархатистый и нежный

Ранней весной зацветает … (подснежник).

Правильно, молодцы! Наш подснежник  только-только появился после долгой зимы, и  для того, чтобы его  лепесточки  раскрылись, нам надо сегодня  правильно выполнить все задания.  Поможем подснежнику раскрыться? – Да! (Садятся за столы).

2. Основная часть.

Логопед: Ребята, а кого можно встретить в весеннем лесу? – Верно, животных. Они  радуются солнышку и теплу. Кто скажет – какие звери весной просыпаются после зимней спячки? (отвечают).  Кто шерстку меняет? (отвечают).  А вот каких зверей мы сегодня встретим – сейчас узнаем.

Игра «Отгадай загадку»:

Шубка – иголки

                Свернется он – колкий,

                Рукой не возьмешь, кто это? – (ёж)

С ветки на ветку могу я летать,

Рыженький хвост никому не поймать – (белка)

                Комочек пуха, длинное ухо,

                Серый одуванчик – быстроногий (зайчик).

Рыжая плутовка, хитрая и ловкая,

В лесу живет, в деревне кур крадет - (лиса).

                На собаку он похож – что ни зуб – то острый нож.

                А зимой холодной ходит злой, голодный. - ( волк)

Косолапый великан, чтобы не попасть в капкан

Спит всю зиму напролет, лапу вкусную  сосет -  ( медведь).

(картинки с графическим изображением животных вывешиваются на доску по мере их отгадывания).

Логопед: Молодцы ребята! Как мы уже сказали – все звери имеют свои особенности. Что мы можем сказать об этих животных?  Посмотрите – у меня на доске выложены картинки-символы признаков животных. Эти символы помогут вам  рассказать о животных -  какие они.   ( На примере карточек дети по внешнему признаку образуют прилагательные – заяц - длинноухий, серый;   еж -  колючий, и т.д.,   исключая  картинки, которые не подходят под описание этих животных ).

Логопед( делит группа на три команды) Подойдите каждый к столу и возьмите  по одному цветку ( красные, желтые, зеленые). ( делит группу на три команды).

 А теперь откройте конверты, которые лежат на столах , вы видите – у вас  лежит по 2 фигурки животных и набор карточек-символов. Попробуйте в командах  составить из карточек цепочку слов  с описанием этих животных.

(Дети выполняют задание и затем рассказывают, что у них получилось и выкладывают эти цепочки на доске.  Логопед комментирует их ответы)

Примечание:  как вариант усложнения к словесным  цепочкам можно добавить пустые карточки – если дети называют прилагательные по внешнему признаку, которых нет на символах, они  подставляют их  к цепочке изображений, но при этом дети должны запомнить свое прилагательное и воспроизвести в конце занятия. Это задание направлено на развитие памяти и мышления.

Логопед: Молодцы! А теперь скажите – если человек хитрый, то с каким животным его можно сравнить? (отвечают)

А злой? А сильный? А голодный? А трусливый? А запасливый?  

Давайте попробуем изобразить это с помощью выражения  лица (выполнение мимических упражнений).

Ребята – вы так хорошо выполняли задания, посмотрите - наш подснежник уже начал раскрываться!

3.Динамическая пауза: Пластический этюд – «Что за звери на полянке».

4. Логопед: Ребята – а ведь у всех зверей есть свои жилища.  Где  живут наши звери?

( Показывает   изображения жилищ  животных – берлога, ежиная нора, лисья нора, дупло, заячья нора, логово. Дети называют их.)

Игра с мячом «Для кого этот дом?»

Логопед: А теперь скажите – для кого этот дом? Называем полным предложением. (Показывает картинку   и бросает мяч ребенку – напр.: Логово для серого зубастого волка).

Игра «Кто спрятался?»» (на развитие зрительной памяти).

Ребята, сейчас я спрячу всех зверей в свои домики, а вы скажите мне – кто где спрятался, не называя  само животное.   Будьте очень внимательны . ( зубастый, серый; длиннохвостая, рыжая и т.д.)

Посмотрите – а лепестки-то у нашего подснежника совсем раскрылись!

5. Заключительная часть.  

Подведение итогов.

 Ребята, какие вы молодцы – своей энергией, добротой вы  помогли  подснежнику окрепнуть и расцвести. Нам пора возвращаться. Давайте на цыпочках пойдем по тропинке, ведь звери не любят, когда их тревожат (звучит тихая музыка, дети идут по кругу и садятся на стульчики).

Вам понравилась наша прогулка? Давайте вспомним,  о каких животных мы сегодня говорили : (называют существительные с определениями, согласовывая  в предложном падеже : о колючем сером еже, и т.д. …)  (Каждый из детей  получает  подснежник) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т...

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

Применение метода наглядного моделирования в развитии  речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая са...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...

Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Статья посвящена  опыту  применения метода  наглядного моделирования в работе учителя-логопеда. Приведены примеры использования  данного метода   в работе направленной на...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

использование метода наглядного моделирования

Научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни....